Из истории Йемена

Из истории Йемена

Ибн Халдун- из «Книги поучительных примеров»
Выше, в — последней части «ас-Сийар ан-набавийа», мы уже изложили, как Йемен вошел в состав исламского государства благодаря присоединению его правителя Базана к призыву ислама, а он тогда правил Йеменом от имени Хос-рова2. Вместе с ним жители Йемена приняли ислам, и пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, назначил его эмиром всех областей Йемена. Его резиденцией стал Сан’а, столица тубба’а3. Он умер после того, как совершил прощальный хаджж, и пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, разделил Йемен между правителями, управлявшими им от его имени, и назначил Сан’а сыну Базана — Шахру ион Базану.
Мы изложили также историю ал-Асвада ал-Анси, как он изгнал правителей пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, из Йемена, как он выступил против Сан’а, овладел им, убил Шахра ибн Базана, вступил в брак с его женой и захватил большую часть Йемена, и как большинство населения Йемена отступило от ислама. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, написал своим сподвижникам, правителям и тому, кто остался верным исламу. Они приобщили к своему делу жену Шахра ибн Базана, на которой женился ал-Асвад, с помощью ее двоюродного брата Файруза. Руководство этим делом принял на себя Кайс ибн Абд йагус ал-Муради. Он, Файруз и Дазвайх, с разрешения женыны ал-Асвада ночью напали на него и умертвили. Правители пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, вернулись в свои области. Это случилось незадолго до кончины [пророка].
Собрав рассеянные войска ал-Асвада, Кайс стал единолично править в Сан’а.
Абу Бакр поручил править Йеменом Файрузу и тому из потомков персов, кто его поддерживал. Жителям Йемена он приказал оказывать Файрузу повиновение. Файруз напал на Кайса ибн Макшуха и одержал над ним победу. Потом Абу Бакр поручил ал-Мухаджиру ибн Абу Умайе4 сражаться с йеменскими вероотступниками, а Укриме ибн Абу Джахлу он приказал начать [сражение] с уманскими вероотступниками и потом присоединиться к ал-Мухаджиру.
Впоследствии Йеменом правил Йа’ла ибн Myниах, он присоединился к Айше5 в Мекке, отправился вместе с ней и принял участие в Сражении верблюда6.
Алий7 назначил правителем Йемена Убайдаллаха ибн Аббаса, а потом его брата — Абдаллаха8.
Муавиа назначил правителем Сан’а Файруза ад-Дайлами, который умер в 539 году.
Когда в 7210 году Абд ал-Малик послал ал-Хаджжаджа11 сражаться против Ибн аз-Зубайра12, он назначил его правителем Йемена.
Когда к власти пришла династия Аббасидов, ас-Саффах13 назначил правителем Йемена своего дядю Дауда ибн Алий, и он правил им до своей смерти в 13314 году. На его место он назначил Мухаммада, сына его дяди по матери Зийада ибн Убайдаллаха ибн Абд ал-Мадани.
Впоследствии, пока халифат не перешел к ал-Ма’муну15, Йеменом правили последовательно разные правителили, резиденция которых находилась в Сан’а. В областях появились да’и ат-талиб. В Ираке Абу ас-Сарайа из бану-шайбан принял присягу Ибрахиму Табатабу ибн Исма’илу ибн Ибра-химу, а этот Ибрахим был братом ал-Махди ан-Нафс аз-За-кии Мухаммада ибн Абдаллаха ибн Хасана.
Беспорядки возрастали, и Мухаммад разослал правк1еж-й в различные места. Потом он был убит, и в Хиджазе присягнули Мухаммаду ибн Джа’фару ас-Садику.
В 20016 году в Йемене выступил Ибрахим ибн Муса ал-Казим, но он не довел дело до конца. Ибрахим известен под прозвищем ал-Джаззар (мясник) из-за того, что он проливал кровь. Ал-Магмун послал свои войска в Йемен. Они покорили его области и увели многих знатных лиц. С тех пор Йемен пребывал в положении, о котором мы упомянем.
Династия Зийадитов под главенством Аббасидов
Когда к ал-Ма’муну пришли знатные люди Йемена, среди них был Мухаммад ибн Зийад из потомков Убайдаллаха ибн Зийада ибн Абу Суфйана17. Он снискал симпатии ал-Ма’муна и, ручаясь защитить Йемен от Алидов, добился своего и был назначен правителем Йемена. Он прибыл туда в 203 году, завоевал йеменскую Тихаму, западную прибрежную землю, и основал там город Забид, который он сделал своей резиденцией и столицей царства. Своим наместником в ал-Джибале он назначил своего мавла18 Джа’фара.
Тихама была завоевана в борьбе с арабами-кочевниками. Мухаммад поставил им условия, чтобы они не ездили на верховых лошадях. Он овладел всем Йеменом. Ему изъявили покорность области Хадрамаут, аш-Шихра, Дийар кинда, и приобрел он достоинства тубба’а.
В Санга, столице Йемена, жили бану йа’фуры из химьяр, потомки цзрей тубба’а. Под верховенством Аббасидов они единолично правили городом Сан’а. Кроме того, им принадлежали Байхан, Неджран и Джураш. Последним правил Ас’ад ибн Йа’фур, а после него — его брат Мухаммад Бану йа’фурн подчинились Ибн Зийаду. В Ассаре, в одном из царств Йемена, правил Сулайман ибн Тарф, он также изъявил покорность Ибн Зийаду.
Впоследствии Мухаммад ибн Зийад погиб После него власть принял его сын Ибрахим, а потом—сын последнего — Зийад ибн Ибрахим, а потом его брат Абу-л-Джайщ Исхак ибн Ибрахим. Он правил долго, пока не состарился, достигнув восьмидесятилетнего возраста. Умара19 утверждает, что он правил Йеменом, Хадрамаутом и прибрежными островами 80 лет.
Когда до Абу-л-Джайша дошла весть об убиении ал-Myia-ваккила20 и низложении ал-Муста’ина21, о произволе мавла, совершаемом ими в отношении халифов, он отказался платить дань, причитающуюся с Йемена. При выездах над его головой держали мизаллу22, как это делали при самодержавных персидских царях
В его дни в Йемене выступил йахйа ибн ал-Хусайн ибн ал-Касим ар-Расси ибн Ибрахим Табатаба с призывом присягнуть Зайдитам. Он прибыл в Йемен из Синда, куда его дед ал-Касим, как об этом уже было сказано, сбежал после мятежа и гибели его брата Мухаммада, выступившего вместе с Абу ас-Сараией. Ал-Касим добрался до Синда, и там родился его сын ал-Хусайн, а потом и внук — йахйа ибн ал-Хусайн. йахйа появился в Йемене в 288 году, остановился в Са’де и стал призывать в пользу Зайдитов. Он выступил против Санса, вырвал его из рук Ас’ада ибк Йа’фура, однако впоследствии городом овладели потомки Ас’ада, а йахйа вернулся в Са’ду. Его последователи дали ему титул имама. Потомки йахии, о которых мы говорили выше, живут там и в настоящее время.
В дни Абу-л-Джайша ибн Зийада в Йемене с призывом выступили также Убайдиты. В 340 году Мухаммад ибн ал-Фадл правил от их имени Аданом, Ла’а, Джибал ал-йеменом до Джабал ал-Музайхиры.
У Абу-л-Джайша в Йемене осталась территория от аш-Шарджи до Адана в двадцать дней езды и от управляемой им самим области до Сан’а в пять дней езды.
Когда Мухаммад ибн ал-Фадл благодаря этому призыву одержал победу над Абу-л-Джайшем, предводители окраинных земель: Бану Ас’ад ибн йа’фур в Сан’а, Сулайман ибн Тарф в Ассаре и Имам ар-Расси в Са’де покинули его. Абу-л-Джайш занял в отношении их примирительную позицию, в 37123 году он умер.
Абу-л-Джайш увеличил свои доходы и расширил свое царство. Ибн Са’ид говорит: «Я видел счета доходов Абу-л-Джайша, и они достигали 1366 тыс. ассириских динаров, не считая налогов, взимаемых с пароходов Синда, с амбр, привозимых в Баб ал-мандаб, с мест ловли жемчуга, с острова Дахлак, налог с которого включал и 1000 пленных». Заморские абиссинские цари делали ему подарки и добивались его дружбы. После смерти он оставил малолетнего сына, которого звали Абдаллахом, говорят также Ибрахимом или Зийа-дом. Опеку над ребенком взяли на себя сестра Абу-л-Джайша и его мавла Рашид ал-Хабаши. Этот последний назначил своего раба ал-Хасана ибн Саламу ан-Нуби правителем в ал-Джибале. С этих пор сан везира последовательно переходил к абиссинским и нубийским мавла. Рашид пользовался абсолютной властью, пока государство Зийадитов в 40724 году не перестало существовать.
Ребенок впоследствии умер, и власть перешла к другому из потомков Зийада, который был младше первого. Ибн Са’ид говорит, что Умара не знал его имени, так как тот полностью оказался во власти хаджибов25.
Говорят, что этого второго ребенка звали Ибрахимом. Его опекали его тетка и Марджан — один из мавла ал-Хасана ибн Саламы. Он полновластно распоряжался делами потомков Заийада и их государством. У него были два мавла. Одного звали Кайсом, а другого — Наджахом. Заботы о царствующем ребенке он поручил Кайсу и отправил их в Забид. На-джаха он назначил правителем всех — кроме Забида, областей. В их число входили ал-Кадра и ал-Махджам. Кайса он предпочитал Наджаху, и между этими двумя возникло соперничество. Кайсу внушили, что тетка ребенка питала склонность к Наджаху и без ведома Кайса переписывалась с ним. С согласия своего господина он схватил ее вместе с ребенком и закопал их живыми. Кайс начал единолично править. При выездах над его головой держали мизаллу, и он чеканил собственные монеты.
Эти события разгневали Наджаха, и он во главе войск двинулся против Кайса, а этот последний тоже выступил ему навстречу. Между ними произошли стычки и сражения. В последнем сражении Кайс потерпел поражение и вместе с 5 тыс. человек из своего войска был убит. В 41226 году Забидом овладел Наджах и закопал Кайса и его господина Марджана вместо ребенка и его [етки. Он сосредоточил в своих руках абсолютную власть и начал чеканить собственные монеты. Наджах написал в Диван ал-хилафа в Багдаде, и он был назначен правителем Йемена. Он продолжал править Тихамой, одержал победу над жителями ал-Джибала и вырвал его из рук правителей ал-Хасана ибн Саламы.
Малики не переставали бояться его мощи до тех пор, пока в 45227 году его, по наущению Убайдитов, не отравил Алий ас-Сулайхи с помощью рабыни, которую ему послал Алий. После его смерти в Забиде правил его мавла Кахлан, потом Забидом овладел ас-Сулайхи.
Yaman its early mediaeval History by Najm
ad-Din ‘Omarah al-Hakami; also the Abridged
History of its Dynasties by Ibn
Khaldun and an Account of the Karmathiаns of
Yaman by Abu ‘Abdl Allah Baha ad-Din al-Tanadi»,
ed. H, С. Кау, London, 1892, стр. 103 — 107 (арабск.).