Об устройстве верховных правительств в России

«ОБ УСТРОЙСТВЕ ВЕРХОВНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ В РОССИИ»
(Записка составлена Д.А. Гурьевым)
(извлечения)
1815 г.
I. Единство правления. – Государь
Во всех монархиях Самодержавных и ограниченных Государь должен быть единственным источником всех властей: законодательной, исполнительной и судной, всех прав награждать и наказывать, объявлять войну и заключать мир, установлять налоги и учреждать расходы – без сего нет Государя, нет монархии.
По невозможности Государю лично приводить в действие все сии власти и права он производит сие помощию Тайного Совета в Его присутствии и под Его председательством, составленного из одних Министров.
Тайный Совет не есть место законодательное, ни правительствующее; он есть Совет Государя, учрежденный для сохранения единства правления; посредством его Государь действует на законодательный, исполнительный и судный порядок и охраняет единство начал во всех частях правления.
В совокупности Тайный Совет по воле Государя постановляет начала законодательства и управления во всех частях оных, приемлет меры правления в важных случаях, решит вопрос о мире и войне.
Частно, Министры имеют троякие принадлежности:
Они присутствуют и предлагают законы в Государственном Совете, для законодательства учрежденном.
Председательствуют в отделениях Управляющего (исполнительного) Совета и предлагают учреждения и распоряжения правительственные.
Управляют их Министерствами и местами, от них зависящими, в исполнительном порядке.
Из сего уже видно, что Тайный Совет может состоять из одних Министров:

  1. По причине тайн, которые соблюдаться должны в важных государственных делах.
  2. Потому, что им только в точности известно настоящее положение дел.
    Чрез их посредство Государь управляет повсюду и действует на все части правления. Его воля, его намерения чрез них исполняются. Приводя в совершение и утверждая все, о чем было рассуждаемо в законодательном и исполнительном советах, он есть начало, основание и конец всех властей и всех дел, производящихся в государстве.
    Посредством Тайного Совета один Государь управляет всеми сословиями, коим вверены различные власти, всеми правительствами, всем государством.
    II. Разделение властей
    Под непосредственным влиянием Тайного Совета учреждаются высшие сословия, коим вверены власти законодательная, исполнительная и судная.
  3. О власти законодательной
    В Государственном Совете по настоящему его образованию смешаны все сии три власти. Состоя большею частию из особ, не участвующих в правлении, он по необходимости поставлен в противоборство с Сенатом и Министрами.
    По части законодательной Министры не имеют в оном достаточного влияния, которое по конституциям мудрейших правительств в Европе принадлежит исполнителям воли Государя.
    Канцелярия Совета преобразовывает все проекты законов и учреждений и издает их нередко в таком виде, который противен намерениям управляющих и пользам государства.<…>
    …нынешний Государственный Совет уподобляется законодательному собранию во время французской директории, бывшему в беспрерывной борьбе с исполнительной властью, чрез что эта и другая наконец ниспровержены.
    Для исправления сих погрешностей обязанности государственного Совета должны быть ограничены одним законодательством, то есть рассмотрением проектов законов, предлагаемых правительствующим сословием и Министрами.
    Он должен быть составлен большею частью из лиц независимых и не участвующих в управлении, дабы освещать своим беспристрастием в общих видах предположения, ограничивающиеся частными видами одной какой-либо отрасли управления. <…>
    Положения Государственного совета подвергаются Высочайшему утверждению Государя. <…>
    Председательство Совета принадлежит Государю.
    В отсутствие Его занимает место председателя Министр Юстиции, яко законоведец и хранитель государственной печати.
    Положения Совета подносятся государю тем Министром, к части которого принадлежит дело, непосредственно, если они единогласны, или чрез Тайный Совет, когда положение Совета противно представлению Министра.
    Каковы бы ни были впоследствии великодушные намерения Вашего Императорского Величества касательно форм законодательства в нашем отечестве, предлагаемое образование Государственного Совета может во всякое время удобно быть с оным соглашено.
  4. О власти исполнительной
    <…> Исполнительная власть есть существенная часть верховной, единой и нераздельной власти Государя. Верховная власть вмещает в себе законодательную и исполнительную совокупно; без той или другой нет верховной власти или есть две равных. <…>
    Государь может, если пожелает или же обязывается, когда то постановлено конституцией государства, призывать народ или его представителей к отправлению власти законодательной. Когда сие постановлено конституцией, тогда законодательная власть смешана и есть существо нравственное, состоящее из Государя и представителей.
    Когда законодательное сие сословие отправляет свою власть независимо и против воли Государя, тогда сие сословие, а не Государь обладает верховной властью; и потому необходимо должно Государю участвовать, направлять и утверждением своим совершать суждение законодательного сословия, если не желает он подвергнуть государство всем бедствиям внутренних переворотов. <…>
    Исполнительная власть должна вся принадлежать Государю и не может быть сообщаема никакому сословию или собранию народа. В противном случае исполнение было бы подвержено тем же затруднением, которым нередко причастна бывает законодательная отрасль верховной власти.
    Один Тайный Совет может быть хранителем исполнительной власти, и посредством его Государь управляет всем.
    Но как дела исполнительной власти суть бесчисленны, то для оных учреждаются различные правительства. Итак, образование исполнительного порядка есть не иное что, как образование правления.
    Правление есть производство дел в исполнительном порядке, то есть дел правительства, которое есть едино и заключается в Особе Государя.
    Очевидно, что злоупотребление власти в исполнительном порядке столько же возможно, как и в законодательном, и потому надлежит, чтоб и первый состоял во власти Государя посредством Тайного его Совета, как и последний. <…>
    До законодательной власти не принадлежат меры исполнения (указы, учреждения, уставы, решения). Она действует, только тогда, когда нужны новые законы: тут она рассматривает и судит о необходимости новых средств к споспешествованию общественного блага. С окончанием сего суждения действия сей власти прекращаются.
    Само исполнение требует различных действий:
    1) предписание о исполнении законов и указов;
    2) решение дел по законам, указам и предписаниям;
    3) надзор или наблюдение;
    4) само действие исполнения.
    А посему принадлежности управления и власти исполнительной суть:
    1) действия распорядительные:
    а) предложение законов и указов;
    б) окончательное решение дел.
    2) Действия исполнительные: предписания, решения, надзор, исполнение.
    Все дела исполнительного порядка суть дела государственные: гражданские, духовные, военные, финансовые и проч., кои разделяются по началам нижеозначенным.
    Для отправления толикого множества дел должно их по необходимости разделять на многие управления.
    Управления центральные суть Министерства.
    Главные управления отдельных частей – Департаменты.
    Местные управления – по округам, губерниям, уездам и проч.
    Все дела порядка исполнительного по всем частям управления должны соединяться в одном средоточии, дабы Государь мог видеть совокупность их и связь и давать им направление согласно с единством Его воли.
    Посему отправление исполнительной власти, или верховное управление, требуют учреждения:
    А. Высшего правительственного места, так как и по части законодательной.
    В. Управление разных отраслей: Министерств, Департаментов, местных управлений и проч. <…>
    III. О разделении властей в порядке законодательном, исполнительном и судном
    Можно утвердительно сказать, что главный недостаток в настоящем образовании правительственных мест, от которого проистекают и увеличиваются все беспорядки, состоит в смешении властей.
    Большая часть мест Департаментов и управлений местных повержены сему существенному недостатку.
    Государственный Совет составляет законы и управляет.
    Правительствующий Сенат управляет, издает указы, исполняет и производит судные дела.
    Министры собственно никакой не имеют власти, занимая главнейшие места, сами собой нигде не могут они действовать и находятся в принужденной борьбе с вышними местами: Советом и Сенатом.
    Департаменты не иное что, как большие отделения канцелярий министерских; многие не имеют в своих ведомствах подчиненных им главных местных управлений. <…>
    К исправлению сего в предлагаемом образовании все власти разделены в точных своих пределах.
    Государственный Совет заниматься будет единственно законодательством.
    Правительствующий Сенат учреждается Вышним Советом управления по всем частям и не будет вмешиваться в дела исполнительные и судные. Исполнение возлагается единственно на Министров, а судное производство на Сенат Судебный, палаты и нижние судебные места. <…>
    Польза, проистекающая от такого разделения дел и властей есть та:
    1) что всякое управление и всякий чиновник будут в полной мере и во всех отношениях знать предмет своего управления; что дела будут решаться скоро и непосредственно на месте, что ответственность каждого не будет мечтательна, как ныне, но на самом деле укажет виновного;
    2) что во всяком управлении сохранится единообразие правил и строгая подчиненность;
    3) что не будет замешательства и противодействия властей и ведомств, из коих ныне одно другое пресекает. <…>
    Государство Российское: власть и общество.
    С древнейших времен до наших дней. Сборник документов.
    Под ред. академика РАН Ю.С. Кукушкина.
    М., МГУ, 1996. С.144-150.