Регламент правительства Германии

РЕГЛАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
ОТ 11 МАЯ 1951 Г.

Федеральное правительство согласно статье 65 Основного закона приняло следующий Регламент, одобренный Федеральным президентом:
I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАНЦЛЕР
§ 1. 1. Федеральный канцлер определяет основные направления внутренней и внешней политики. Они обязательны для федеральных министров и должны осуществляться ими самостоятельно и под их собственную ответственность в соответствующей сфере деятельности. В случае сомнений следует запросить решение Федерального канцлера.
2. Федеральный канцлер по праву и обязанности следит за осуществлением основных направлений в политике.
§ 2. Наряду с определением этих основных направлений Федеральный канцлер должен обеспечивать единство ведения дел в Федеральном правительстве.
§ 3. Федеральный канцлер должен быть информирован о мероприятиях в сфере деятельности отдельных федеральных министров, имеющих значение для определения основных направлений политики и руководства деятельностью Федерального правительства.
§ 4. Если один из федеральных министров считает необходимым более широкую трактовку или изменение основных направлений политики, он должен сообщить об этом Федеральному канцлеру с указанием оснований и просить его решения.
§ 5. Федеральный канцлер постоянно информирует Федерального президента о своей политике и деятельности отдельных федеральных министров посредством письменных докладов о делах особого значения, а при необходимости – посредством личных докладов.
§ 6. Федеральный канцлер руководит делами Федерального правительства согласно положениям раздела IV.
§ 7. 1. Статс-секретарь ведомства Федерального канцлера одновременно исполняет обязанности статс-секретаря Федерального правительства.
2. Он может непосредственно передавать компетентному федеральному министру официальные документы, направленные на имя Федерального канцлера или переданные Федеральному канцлеру Федеральным президентом. Если компетентный федеральный министр рекомендует Федеральному канцлеру то или иное решение, он представляет Федеральному канцлеру соответствующий проект ответа.
II. ЗАМЕЩЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАНЦЛЕРА
§ 8. Если Федеральный канцлер полностью лишен возможности исполнять свои обязанности, его представляет во всех сферах деятельности федеральный министр, назначенный его заместителем согласно статье 69 Основного закона. Федеральный канцлер сохраняет за собой право более подробно определять круг обязанностей своего заместителя.
III. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТРЫ
§ 9. Сфера деятельности отдельных федеральных министров определяется в основном Федеральным канцлером. При дублировании деятельности и возникновении разногласий между отдельными федеральными министрами решение принимает Федеральное правительство.
§ 10. 1. Делегации (депутации) принимаются, как правило, ответственным министром или его заместителем. Они должны быть заранее проинформированы о предмете переговоров. Если представляется целесообразным их одновременный прием, то наиболее заинтересованный министр извещает других федеральных министров, которых касается данный вопрос.
2. Федеральный канцлер принимает делегации только в особых случаях.
§ 11. 1. Члены и представители иностранных правительств, а также представители международных организаций должны приниматься только по предварительной договоренности с Министерством иностранных дел.
2. Переговоры, ведущиеся с иностранным государством или за границей, могут проводиться только с согласия и по инициативе Министерства иностранных дел и только при его участии.
3. Положения абзацев 1 и 2 не имеют силы для федерального министра, отвечающего за план Маршалла, поскольку он исполняет свои служебные обязанности. Однако федеральный министр должен информировать Министерство иностранных дел о переговорах с иностранными представителями, переговорах за границей и встречах с представителями иностранных правительств и международных организаций, то есть о переговорах, выходящих за пределы текущих вопросов в сфере его деятельности.
§ 12. Публичные высказывания федерального министра или высказывания, предназначенные для общественности, должны соответствовать основным направлениям политики, выработанным Федеральным канцлером.
§ 13. 1. Каждый федеральный министр перед тем, как покинуть резиденцию Федерального правительства более чем на один день, сообщает об этом Федеральному канцлеру. Отсутствие в течение более чем трех дней или необходимость поездки за границу следует согласовывать с Федеральным канцлером.
2. Принятие приглашения для поездки за границу требует согласия Федерального канцлера.
3. Прежде чем покинуть резиденцию Федерального правительства, федеральный министр должен сообщить Федеральному канцлеру адрес, по которому его можно найти во время его отсутствия.
§ 14. 1. Если один из федеральных министров лишен возможности исполнять свои обязанности, его представляет в правительстве назначенный для этой цели другой федеральный министр.
2. Для дачи объяснений в Бундестаге, Бундесрате и на заседаниях Федерального правительства федерального министра представляет парламентский статс-секретарь. В отдельных случаях федеральный министр может распорядиться, чтобы подробные объяснения давались статс-секретарем министерства.
3. В случае отсутствия федерального министра, его как главу одного из высших федеральных ведомств представляет его заместитель, а в делах, решение которых возлагается согласно § 14а на парламентского статс-секретаря, а также в отдельных случаях, определяемых федеральным министром, – парламентский статс-секретарь.
§ 14а. Федеральный министр подробно определяет, какие задачи возлагаются на парламентского статс-секретаря.
IV. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
§ 15. 1. На обсуждение и решение Федерального правительства выносятся все имеющие общее значение внутри- и внешнеполитические, экономические, социальные, финансовые вопросы и вопросы культуры, в частности:
a) все законопроекты;
b) все проекты распоряжений Федерального правительства;
c) прочие проекты распоряжений, если они имеют особое политическое значение;
d) заключения Бундесрата в отношении представлений Федерального правительства;
e) все дела, рассмотрение которых предписывается Основным или иным законом;
f) разногласия между различными федеральными министрами; разногласия по поводу проектов финансового планирования, Закона о принятии бюджета и о бюджете, если речь идет о делах, имеющих принципиальное значение для заинтересованных федеральных министров или имеющих существенное финансовое значение.
2. Кроме того, Федеральному правительству представляются на рассмотрение:
a) предложения о назначении чиновников, которые в любое время могут быть временно уволены в отставку, прочих чиновников, которые согласно Положению об окладах имеют постоянное жалованье, а также советников и чиновников министерств того же ранга;
b) предложения о зачислении служащих на должность или об отнесении последних к определенному разряду служащих высших органов федеральной власти согласно тарифной группе I Положения о тарифах для служащих федеральных учреждений, а также предложения об установлении более высокого оклада;
c) для обсуждения, но без принятия решения, предложения об одобрении компетентным федеральным министром назначений судей высших судов Федерации.
§ 15а. 1. С согласия Федерального канцлера федеральный министр здравоохранения, по делам молодежи, семьи и женщин может потребовать, чтобы имеющие политическое значение вопросы, касающиеся женщин, были переданы Федеральному правительству на рассмотрение с последующим принятием решения, даже если эти вопросы входят в компетенцию другого федерального министра. Представление Федеральному правительству осуществляет ответственный за это федеральный министр.
2. По вопросам, затрагивающим интересы женщин и имеющим исключительно важное политическое значение, федеральный министр здравоохранения, по делам молодежи, семьи и женщин может по соглашению с ответственным федеральным министром или совместно представлять законопроекты Бундестагу и Бундесрату, в том числе на уровне их комитетов. При этом не затрагиваются положения § 15, абзац 1, п. 2, § 17 и 28.
§ 16. 1. Все дела, представляемые на рассмотрение Федерального правительства, должны быть обсуждены заинтересованными федеральными министерствами, за исключением отдельных случаев, вызванных срочностью принятия решения.
2. Перечень не согласованных во время обсуждений пунктов и предлагаемое решение, снабженное кратким обоснованием, передаются в письменной форме статс-секретарю Ведомства Федерального канцлера (§21, абзац 2).
3. При представлении законопроектов следует сообщать, что исполнение закона не порождает издержек для Федерации, земель и общин. В ином случае уведомляют, были ли после ознакомления с законопроектом возражения у федерального министра финансов. Если уведомление отсутствует, статс-секретарю Ведомства Федерального канцлера следует позаботиться о получении упомянутого уведомления.
4. Если необходимость в слушании дела на заседании правительства не возникает, то на представлении делается пометка о том, что достаточно решения в письменной форме.
§ 17. 1. Разногласия между федеральными министрами доводятся до сведения Федерального правительства в том случае, если попытка добиться личного взаимопонимания между заинтересованными федеральными министрами, а в случае их занятости – между их представителями, оказалась безрезультатной.
2. Федеральный канцлер до обсуждения в правительстве может урегулировать разногласия на совещании министров под своим председательством с участием заинтересованных федеральных министров.
§ 18. 1. Предложения о назначении чиновников и зачислении на должность служащих или об отнесении последних к определенному разряду в случаях, перечисленных в § 15, абзац 2, п. «а» и «b», вносятся на обсуждение до принятия окончательных мер или перед сообщением Федерального правительства. В остальных случаях, если речь идет о чиновниках высшего ранга (группа А13 и выше согласно Положению об окладах федеральных чиновников) и приравненных к ним служащих министерств, предложения о назначении, зачислении и об отнесении к определенному разряду, кроме того, доводятся до сведения Федерального канцлера.
2. Сведения о назначении публикуются только после подписания документа Федеральным президентом.
§ 19. Если чиновник, принадлежащий к группе оплаты Б9 или более высокой (согласно Положению об окладах федеральных чиновников), должен уволиться или уйти во временную или окончательную отставку, то до принятия окончательных мер или соответствующих сообщений должно быть получено мнение по этому поводу Федерального канцлера. Затем до принятия таких мер или сообщений о них дело должно быть представлено для решения Федеральному президенту.
§ 20. 1. Федеральное правительство принимает свои решения, как правило, на общем заседании.
2. Если обсуждения дела не требуется, то статс-секретарь Ведомства Федерального канцлера письменно запрашивает согласие членов Федерального правительства (дело, решаемое опросом). Если возникают сомнения в необходимости устного обсуждения, то статс-секретарю следует получить решение Федерального канцлера.
§ 21. 1. Заседания Федерального правительства назначаются статс-секретарем Ведомства Федерального канцлера по непосредственному указанию Федерального канцлера. Статс-секретарь направляет приглашения на заседания с сообщением повестки дня.
2. Представляемые федеральными министрами проект решений и их обоснования должны быть переданы статс-секретарю Ведомства Федерального канцлера в необходимом количестве экземпляров. Одновременно они должны доводиться до сведения всех федеральных министров и начальника канцелярии Федерального президента.
3. Передача проектов решений правительства должна производиться в такие сроки, чтобы оставалось достаточно времени для их изучения до начала обсуждения. Между представлением проекта решения статс-секретарю Ведомства Федерального канцлера и федеральным министрам и началом его обсуждения должно пройти не менее недели. Если речь идет о принципиальных законопроектах или иных документах важного значения, а сроки нарушены, то по требованию двух федеральных министров или их представителей вопрос снимается с повестки дня, если только Федеральный канцлер не сочтет необходимым их немедленное обсуждение.
4. Федеральный министр здравоохранения по делам молодежи, семьи и женщин или его заместитель может потребовать снятия с повестки дня вопроса, затрагивающего интересы женщин, если речь идет о предмете большой политической важности и если министр или его заместитель не принял надлежащего участия в разработке проекта решения правительства, даже если Федеральный канцлер сочтет необходимым срочное обсуждение этого вопроса.
§ 22. 1. Заседания Федерального правительства проводятся под председательством Федерального канцлера, а в его отсутствие – под председательством его заместителя. Если же заместитель не имеет возможности вести заседание, то председательствует специально назначенный Федеральным канцлером или его заместителем федеральный министр, а в случае отсутствия таких назначений – федеральный министр, который имеет больший непрерывный стаж члена Федерального правительства. Если у нескольких федеральных министров одинаковый стаж, председательствует старший по возрасту.
2. Заседания начинаются точно в указанное в приглашении время. Федеральные министры, не имеющие возможности явиться, должны позаботиться о своем представительстве.
3. Заседания Федерального правительства являются закрытыми. В частности, без специального разрешения Федерального канцлера не допускаются сообщения о высказываниях отдельных федеральных министров, соотношении голосов и содержании протоколов.
§ 23. 1. В заседаниях Федерального правительства, кроме федеральных министров и руководителя Ведомства Федерального канцлера, а также парламентского статс-секретаря при Федеральном канцлере, как правило, принимают участие: начальник канцелярии Федерального президента, руководитель Федерального ведомства прессы, личный референт Федерального канцлера, секретарь.
2. Если федеральный министр не имеет возможности принять участия в заседании Федерального правительства, вместо него на заседании присутствует парламентский статс-секретарь. В отдельных случаях федеральный министр может распорядиться, чтобы в заседании участвовал его заместитель.
3. Если федеральный министр считает необходимым привлечение, кроме заместителя, еще чиновника своего министерства, он должен письменно подтвердить назначение такого чиновника. Вопрос о допуске данного лица на заседание решает Председатель. Чиновник присутствует на заседании только во время обсуждения вопроса, по поводу которого он приглашен.
4. Федеральный канцлер может ограничить число участников заседания федеральными министрами.
§ 24. 1. Федеральное правительство правомочно выносить решения, если присутствует, включая Председателя, половина числа федеральных министров.
2. Федеральное правительство принимает решения большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос Председателя.
§ 25. Текст решений Федерального правительства всегда формулируется Председателем по окончании обсуждения вопроса.
§ 26. 1. Если Федеральное правительство решает вопрос, касающийся финансов, вопреки мнению или без участия федерального министра финансов, то последний может заявить протест против решения. Если протест заявлен в соответствии с предложением или в предусмотренных законом случаях, то на следующем заседании Федерального правительства по этому поводу проводится новое голосование. Выполнение решения, против которого возражал федеральный министр финансов, должно быть приостановлено, если оно в присутствии федерального министра финансов или его заместителя при новом голосовании не одобрено большинством всех федеральных министров и Федеральный канцлер голосовал вместе с большинством.
2. То же положение действует, если федеральный министр юстиции или федеральный министр внутренних дел возражает против законопроекта, проекта распоряжения или мероприятия Федерального правительства ввиду их несоответствия действующему праву.
§ 27. 1. Во время заседаний Федерального правительства ведется протокол, который подписывается секретарем. Копия протокола немедленно высылается федеральным министрам. Начальник канцелярии Федерального президента и руководитель Федерального ведомства прессы получают копию протокола по каналам связи.
2. Протокол считается одобренным, если принимавшие участие в заседании федеральные министры в течение трех дней после получения копии не высказали возражений против его содержания или редакции.
3. В случае разногласий вопрос снова передается в Федеральное правительство.
§ 28. 1. Проекты, принятые правительством, передаются Федеральным канцлером законодательным органам и представляются компетентным в этом вопросе федеральным министром.
2. Необходимо представление законопроекта в едином акте и в том случае, если отдельные федеральные министры придерживаются различных мнений. Федеральным министрам не разрешается действовать вопреки позиции правительства.
3. Прежде чем в Бундестаге, Бундесрате или комитетах будет заявлено о согласии со всеми существенными изменениями законопроекта, следует консультироваться с Федеральным правительством. Если в силу недостатка времени это невозможно, а выяснение точки зрения правительства желательно, следует добиваться единства мнений, хотя бы с теми министерствами, с которыми имеется возможность достичь соглашения.
§ 29. 1. Законы передаются для опубликования Федеральному президенту только после контрассигнации Федеральным канцлером и компетентными федеральными министрами. Если содержание закона затрагивает сферу деятельности нескольких федеральных министров, то, как правило, все они подписывают официальный экземпляр документа.
2. Распоряжения и предписания передаются для опубликования Федеральному президенту только после их контрассигнации компетентными федеральными министрами. Соответственно действует абзац 1, предложение 2.
§ 30. 1. Постановления Федерального правительства подписываются Ведомством Федерального канцлера после их контрассигнации компетентным отраслевым министром. Другие постановления подписываются персонально компетентным федеральным министром, даже если их проекты были представлены Федеральному правительству.
2. Под документом, исходящим от Федерального правительства, за исключением случая, когда Федеральное правительство наделяет кого-либо особыми полномочиями, должен ставить свою подпись только Федеральный канцлер либо Федеральный канцлер и компетентный федеральный министр или все федеральные министры.
§ 31. В течение года Федеральный канцлер обязан неоднократно приглашать глав земельных правительств для участия в совместных с Федеральным правительством обсуждениях важных политических, экономических, социальных и финансовых вопросов, чтобы в ходе личного участия они могли вносить свой вклад в рациональную и единую политику Федерации и земель.
Gemeinsamer Ministerialblatt, 1951, S. J37;
1987, S. 382