Закон Венгрии о выборах депутатов в парламент 1925

О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ В ПАРЛАМЕНТ
(Закон Венгрии 26 от 25 августа 1925 г. )
Отдел I
ПРАВО ИЗБИРАТЬ
§ 1
1) Правом голоса при выборах в парламент пользуется всякий мужнина, достигший 24-летнего возраста, имеющий венгерское гражданство в течение 10 лет, живущий или имеющий жилище в течение 2 лет в одной и той же общине и успешно окончивший 4-й класс начальной народной школы или представивший удостоверение о получении равносильной степени образования.
2) Полные 24 года не необходимы тому, кто представит удостоверение о получении им диплома об окончании университетского курса или курса какой-нибудь другой высшей школы.
3) Избирателем является в силу «прежнего права» всякий, кто был внесен в списки избирателей для выборов в парламент, установленные на 1918 г., если даже он не удовлетворяет условиям, предписанным в предыдущем разделе, – с того времени как он поселяется в той общине, в избирательный список которой он был внесен на 1918 г.
§ 2
1) Правом голоса при выборах в парламент пользуется всякая женщина, достигшая 30-летнего возраста, имеющая венгерское гражданство в течение 10 лет, живущая или имеющая жилище в течение 2 лет в одной и той же общине и успешно окончившая 6-й класс начальной народной школы или равносильный ему с точки зрения степени образования класс (год) в другом учебном заведении или же представившая удостоверение о получении ею равносильной степени образования.
2) Правом голоса пользуется также при условии удовлетворения другим требованиям женщина, представившая удостоверение в том, что она успешно окончила 4-й класс начальной народной школы или приобрела равносильную степень образования, если она:
(1) родила 3 или более законных детей, и если по меньшей мере трое из этих детей живы; дети, умершие на поле чести во время войны, должны с точки зрения этого постановления рассматриваться как живые; или
(2) живет на доходы от своего наследственного имущества или от своей профессии и ведет самостоятельное хозяйство.
(3) Женщина, которая приобрела право голоса в силу того, что она удовлетворяет условиям, перечисленным под цифрой 1 предыдущего раздела, сохраняет это право, каково бы ни было число ее находящихся в живых детей.
(4) Женщина, получившая диплом об окончании университета или какой-либо другой высшей школы, пользуется правом голоса, каков бы ни был ее возраст.
§ 3
1) С точки зрения права избирать условие 10-летнего венгерского гражданства должно предполагаться у всех тех, кто рожден на венгерской территории, если только нет серьезных оснований думать, что они приобрели венгерское гражданство путем усыновления.
2) Пока вопрос о перемене гражданства, вытекающего из постановлений мирного Трианонского договора, включенных в закон 33 от 1921 г., не будет полностью выяснен, центральная комиссия должна предполагать венгерское гражданство у всякого лица, рожденного в неотделенной части территории Венгрии, если в течение 4 лет, непосредственно предшествующих вступлению в силу мирного договора, он постоянно проживал в общине, расположенной внутри тех границ Венгрии, которые установлены мирным договором. Для того, кому связанные с войной причины помешали оставаться в месте своего жительства, время отсутствия по этому основанию должно считаться проведенным в месте его жительства.
3) Время, в течение которого репатриированные лица имели прежнее венгерское гражданство, должно входить в счет необходимых 10 лет гражданства.
4) Тот, кто приобрел гражданство в силу § 17 закона 5 от 1879 г., а также удовлетворяет и другим условиям, имеет непосредственное право голоса.
§ 4
1) Пользуется двумя годами проживания, необходимыми для права избирать, также и тот, кто в течение двух последних лет только один раз переменил место своего жительства, если он перед тем прожил в той же общине в течение 2 лет.
2) Проживание, как бы кратко оно ни было, достаточно для того, кто является:
(1) депутатом парламента, постоянным служащим государства, самоуправления, общины, публичного учреждения, публичного фонда, предприятия государственного, общинного или иного, носящего публичный характер, или же предприятия, подчиненного в своей отчетности публичному контролю, или
(2) служителем культа, несущим службу по какому-либо допущенному или законно признанному исповеданию, или
(3) профессором или преподавателем учебного заведения, имеющего публичный характер, или
(4) успешно окончившим первый класс средней школы (высшая гимназия, высшая реальная школа, гимназия, реальная гимназия, реальная школа) или другого гражданского или военного учебного заведения равного разряда с точки зрения степени образования, если он имеет постоянную службу или постоянное занятие, или
(5) членом национального союза авторов, или
(6) публичным или частным должностным лицом, состоящим на окладе, или военным, состоящим на месячном жалованье, или
(7) тем, кто, перенеся свое постоянное местожительство с отделенной от Венгрии территории, сделал о том заявление соответствующей власти в целях установления этого факта или кто в другом порядке установил надлежащим образом, что его прежнее постоянное местожительство находилось на отделенной территории, или
(8) тем, кто вернулся в страну из военного плена, если факт его пребывания в плену установлен точным образом.
3) Женщина не может быть лишена права голоса на том основании, что она не удовлетворяет условию о постоянном местожительстве, если супруг, живущий с ней общим хозяйством, пользуется одним из преимуществ, перечисленных в этом параграфе.
4) Тот, кто в силу назначения или поручения от главы государства или от венгерского правительства несет службу вне пределов той территории, на которую распространяется действие этого закона, или кто назначен должностным лицом какого-либо венгерского предприятия, подчиненного в своей отчетности публичному контролю за пределами той территории, на которую распространяется действие этого закона, не должен, для того чтобы пользоваться правом голоса, иметь постоянное местожительство на той территории, на которой применяется этот закон, если он раньше жил в одной из общин, входящих в ее состав, или если он пользуется в одной из общин индигенатом.
§ 5
Правила, относящиеся к представлению требуемого для того, чтобы иметь право голоса, удостоверения об окончании 4-го класса начальной народной школы, а также учебных заведений, считающихся равносильными 6-классной начальной народной школе, и список тех высших школ, которые с точки зрения постановлений § 1 и 2 настоящего закона должны считаться равносильными университетам, будут определены указом.
§ 6
Не пользуется правом голоса, даже если он удовлетворяет условиям, установленным в § 1:
1) тот, кто находится на действительной службе в составе вооруженных сил или жандармерии, за исключением находящихся в отставке;
2) тот, кто входит в состав частей государственной или общинной полиции, речной охраны, таможенной охраны, кроме гражданских должностных лиц, пользующихся правом ношения оружия (финансовая стража, полевая стража, лесная, горная и т. д.).
§ 7
Лишены права голоса и не могут вследствие этого вноситься в избирательные списки:
1) тот, кто находится под опекой, а также тот, чье несовершеннолетие продлено;
2) тот, кто подвержен душевной болезни, если даже он не находится под опекой;
3) несостоятельные должники;
4) тот, кто живет на средства общественной благотворительности или общественного призрения, или тот, кто жил на них, если с того дня, когда он перестал пользоваться помощью, не прошло еще одного года. Равным образом тот, кто живет или жил в приюте или в каком-либо другом заведении, имеющем характер бесплатного приюта или взимающего такую плату, которая не может рассматриваться как окупающая его. Однако в эту категорию не должен включаться тот, кто получает или получал помощь или ренту из кассы страхования от несчастных случаев, болезней, инвалидности или из какой-либо другой подобного рода кассы или кто за убытки, проистекшие от стихийного бедствия или в итоге войны, или революции, или от военной службы на войне, или по какой-либо другой причине, связанной с войной, или же на учение получает или получал пособие, ренту, жалованье, обслуживание или жилище;
5) тот, кто по вступившему в законную силу решению лишен родительской власти над своим ребенком до тех пор, пока этот последний находится под опекой другого лица, во всяком случае, в течение, по меньшей мере, 2 лет со дня лишения родительской власти;
6) тот, кто сам занимается или чей супруг или супруга, живущие с ним общим хозяйством, занимаются ремеслом или профессией под контролем полиции нравов;
7-16) [Лица, осужденные за уголовные преступления, лишенные политических прав или временно лишенные права голоса по приговорам, вступившим в силу.]
§ 8
1) Должен вестись список тех, кто пользуется правом голоса. Тот, к кому применяется одно из перечисленных в § 7 оснований лишения, должен быть также внесен в список, если он при помощи официальных документов устанавливает, что указанное основание должно потерять силу в течение того гражданского года, на который устанавливается список.
2) Только тот может осуществлять право голоса, кто внесен в список.
3) Право голоса может осуществляться только лично.
4) Каждый избиратель имеет право лишь на один голос.
5) Даже внесенный в список избиратель не может осуществлять право голоса:
(1) если официальными документами установлено, что он потерял свое венгерское гражданство или что он лишен права голоса по смыслу предшествующих постановлений;
(2) если в качестве находящегося на действительной службе в составе военных сил или жандармерии, или в составе государственных или общинных полицейских сил, водной или таможенной охраны он не пользуется правом голоса.
Отдел II
ПРАВО ИЗБИРАТЬСЯ
§ 9
1) Может избираться в качестве депутата парламента всякий, кто в день выборов пользуется правом голоса и не имеет для своего исключения никаких причин из тех, которые упомянуты в настоящем разделе, если ему исполнилось полных 30 лет.
2). Тот, кто удовлетворяет условиям, определенным в первом разделе, может избираться, даже если он не внесен в избирательный список.
§ 10
1) Не может избираться в парламент:
(1) тот, кто в силу § 15 и 44 закона 50 от 1879 г. о приобретении и утрате венгерского гражданства не может быть членом парламента;
(2) тот, кто в течение выборов не мог избираться депутатом либо в силу раздела 2, § 25 закона 24 от 1901 г. о несовместимости из-за своей не разрешаемой связи с правительством, либо в силу § 131 настоящего закона из-за не представления документов, обосновывающих его выборы;
(3) тот, кто ввиду преступления, совершенного в корыстных целях, был присужден по вступившему в законную силу приговору к лишению свободы больше чем на 2 года или к более тяжкому наказанию, или же тот, кто за клевету или за возбуждение населения по опубликовании настоящего закона был в течение 10 лет трижды присужден в окончательном порядке к лишению свободы;
(4) тот, кто сверх случаев, предусмотренных в пункте (3), был повторно осужден за какие-либо указанные в § 7, пункт 9, преступления или деликты по вступившему в законную силу приговору, считая с того момента, когда наказание было применено или назначено, причем в случае преступления – в течение 10 лет, а в случае деликта – в течение 5 лет;
(5) публичное должностное лицо, профессор, преподаватель, служитель культа или адвокат, которые ввиду их антипатриотического поведения были до своего избрания в парламент по окончательному решению, вынесенному соответствующей властью в дисциплинарном порядке, лишены своего положения (должности) или объявлены утратившими адвокатское звание – в течение 5 лет со дня окончательного дисциплинарного решения;
(6) тот, кто был членом (народным комиссаром) или членом-заместителем совета революционного правительства так называемой Республики советов, председателем, членом или общественным обвинителем революционного трибунала или политическим представителем;
(7) тот, кто не может выставлять свою кандидатуру по смыслу § 139 настоящего закона.
2) В случаях, предусмотренных в пунктах 3 и 4 раздела 1 настоящего параграфа, применяется постановление, содержащееся в § 7, разделы 2 и 3.
3) Если комиссар по выборам или председатель выборов, или председатель комиссии по подсчету голосов имеют прямые сведения о факте, касающемся избранного депутата и указывающем, что этот последний не подлежит избранию в парламент, или если в период кандидатства или выборов такой точно установленный факт сообщен им избирателем, то они должны внести это обстоятельство в протокол выборов. В этом случае орган по проверке действительности выборов должен официально рассмотреть право избираться избранного депутата (§ 132-2).
4) Если председатель палаты депутатов узнает о каком-либо поводе для исключения такого депутата, выборы которого уже были признаны правильными, то порядок действий определяется постановлениями § 139.
§ 11
1) Не может также избираться в качестве депутата парламента:
(1) тот, кто в период между объявлением дня выборов и самими выборами был жупаном, первым бургомистром, правительственным комиссаром, помощником жупана, королевским финансовым директором, королевским налоговым инспектором в Будапеште, высшим магистратом, магистратом, инспектором сельского хозяйства, начальником полицейских властей (высший начальник в округе, высший начальник, начальник…), бургомистром города, пользующегося правами самоуправления, или города, имеющего совет, образованный в избирательном округе, входящем целиком или частью в состав территории самоуправляющегося округа или города, о которых идет речь;
(2) тот, кто в течение указанного подпунктом 1 периода состоял судьей королевского окружного суда или королевской палаты или членом прокуратуры при королевской палаты в том избирательном округе, который полностью или частично подсуден указанному суду или палате; равным образом тот судья, который в год, предшествовавший выборам, исполнял свои обязанности в избирательном округе в качестве судьи, прикомандированного к областному суду для разбора дел о земельной собственности; точно так же впредь до ближайших общих выборов и на время этих выборов – адвокат или всякое другое управомоченное лицо, которое впервые по вступлении в силу настоящего закона и в последующем, считая с настоящих общих выборов, будет представлять истцов, заинтересованных в каком-либо деле о земельной собственности, ведущемся на территории избирательного округа; это постановление не применяется к тем из депутатов, которые безвозмездно представляли истцов в их собственном избирательном округе;
(3) председатель (товарищ председателя) выборов или комиссии по подсчету голосов в том избирательном округе, в котором он сотрудничает при выборах или при избирательных операциях.
2) Если, желая стать кандидатом в депутаты, жупан или одно из должностных лиц, перечисленных в пунктах 1-2 настоящего параграфа, подают в отставку от должности, чтобы выступить в качестве депутатов на основании настоящей статьи, и если отставка в письменной форме направлена на предмет ее принятия соответствующей власти или же, если этой властью является корпорация, председателю этой корпорации, – то обосновываемая этим поводом отставка должна считаться принятой под дисциплинарной и материальной ответственностью указанного жупана.
3) Постановления § 10, разделы 3 и 4 применяются к случаям, перечисленным в настоящем параграфе.
4) В течение 2 лет перечисленные в пункте раздела 1 лица не могут ни назначаться, ни избираться на занимавшийся ими прежде пост там, где они были кандидатами в депутаты.
Отдел III
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И УЧАСТКИ
§ 12
1) Выборы депутатов в парламент производятся частью по избирательным округам, частью на основе общегосударственных избирательных списков.
2) Избирательные округа и их местонахождение определяются особым законом. Впредь до принятия этого закона министерство может изменять в порядке указа избирательные участки, установленные по распоряжению министерства № 3100/1922 г., чтобы путем соединения малых избирательных округов и разделения пополам больших округов число теперешних участков было сокращено на 10 %.
3) Когда число депутатов будет сокращено вследствие уменьшения числа округов, то по общегосударственным спискам будет избираться столько членов, сколько будет иметься наличных мест.
4) Места, которые должны быть заполнены при посредстве общегосударственных избирательных списков, распределяются между различными партиями пропорционально количеству тех голосов, которые признаны законно поданными за каждую из них во всех выборах в целом.
5) При пропорциональном распределении этих мест во внимание принимаются лишь те партии, которые построены в качестве национально-политических партий, и при условии, что деятельность данной организации, а также название партии и того органа (одного или нескольких лиц), который имеет право представлять их, сообщены министерству внутренних дел до установления дня общих выборов. Но даже и такая партия принимается во внимание лишь в том случае, если кандидатуры, выставленные ею при выборах депутатов в парламент, приняты, по меньшей мере, 10 кандидатами.
6) Несколько партий со сходными наименованиями или тенденциями могут в целях выставления кандидатур в парламент составлять общий список лишь в том случае, если они уведомили о том министерство внутренних дел за 3 дня до выборов.
7) Партии, которые должны приниматься во внимание в силу раздела 5, обязаны самое позднее в 6-дневный срок по истечении 10-дневного срока, установленного для общих выборов, либо направить список своих кандидатов председателю палаты депутатов парламента, либо в тот же срок сдать его по его адресу на почту. Если этот срок не был соблюден, то опоздавшая партия не принимается во внимание при пропорциональном распределении между общегосударственными списками заполняемых мест. Избирательный список должен предлагать в качестве депутатов число кандидатов, равное тому числу депутатов, которое должно быть избрано по общегосударственным спискам, а в качестве депутатов-заместителей – число, равное половине этой цифры. Предложение, не отвечающее этому правилу, недействительно.
8) Избирательный список подписывается и представляется председателю палаты депутатов от имени той партии, об образовании которой было заявлено лицом или лицами, о которых в силу раздела 5 министерству внутренних дел было сообщено, что они являются членом или членами, уполномоченными представлять эту партию.
9) На основании официальных данных, сообщенных министром внутренних дел, комиссарами по выборам (§ 62-22) и председателями выборов (§ 84-3), председатель палаты депутатов определяет те партии, которые могут приниматься во внимание при заполнении депутатских мест по общегосударственным избирательным спискам – см. выше 5), 7); он определяет кроме того общее число действительных голосов, которые были поданы за различные принимаемые во внимание партии, и на этой основе ту пропорцию, в которой заполняемые места должны быть распределены между различными партиями. Голоса, полученные теми партиями, которые объединились вместе, могут учитываться в пользу единого списка лишь в том случае, если данные партии выступали совместно везде на общих выборах. При подведении итогов применяются постановления § 98. Для подсчета общего числа действительных голосов в тех округах, где избрание производилось по единогласно принятому списку, все избиратели, имя которых было внесено в избирательный список, принимаются во внимание, если все они голосовали за избранного депутата или за его партию. Если выборы производились путем баллотировки, то во внимание принимаются лишь голоса, поданные при этой баллотировке.
10) Председатель палаты депутатов указывает равным образом в соответствии с разделом 9 тех лиц, которые в порядке очередности избирательных списков различных партий должны считаться избранными. Те лица, которые идут за ними в порядке количества собранных по спискам голосов, являются депутатами-заместителями, подчиняющимися постановлениям § 96 раздела 2.
§ 13
1) Избирательные округа столицы Будапешт, избирательный округ окрестности Будапешта и города, пользующиеся правами самоуправления, избирающие более одного депутата, избирают депутатов по пропорциональной системе на основании списков; каждый из других избирательных округов избирает одного депутата по общей мажоритарной системе.
2) В тех избирательных округах, в которых выборы производятся по списку, голосование является тайным; в остальных оно – открытое.
3) Там, где депутаты избираются по пропорциональной системе на основе списка, в числе кандидатов по каждому списку должно быть столько депутатов-заместителей, сколько имеется в округе заполняемых мест.
4) По общему правилу, каждая община (город) образует избирательный участок; в тех общинах (городах), в которых число внесенных избирателей значительно превышает 1000, образование нескольких избирательных участков может быть установлено, если это необходимо, по приказу министра внутренних дел.
5) Разделение на части избирательных участков в соответствии с установленным министром внутренних дел числом и возможное изменение их разделения относится к ведению общины (города). С этой целью общинное управление (городской совет) обязано по получении приказа министра внутренних дел немедленно образовать установленное число избирательных участков на территории общины (города), разграничив их по улицам, площадям и при случае по номерам домов (по поселкам, хуторам, обитаемым местам).
6) Разделение избирательных участков может изменяться лишь по особо важным причинам, и это разделение вступает в силу лишь на следующий период выборов в парламент.
§ 14
Там, где голосование является тайным, оно является обязательным.
Отдел XI
РАЗЛИЧНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
§ 177
1) Срок мандата депутата парламента – 5-летний, считая со дня собрания парламента.
2) Если мандат депутата парламента прекращается в течение этого 5-летнего периода по какой бы то ни было причине (отставка, смерть, исключение и т. д.), то производятся частичные выборы, если только прекратившийся мандат не является мандатом депутата, избранного по списку, поскольку место по этому мандату должно быть заполнено в соответствии с § 96, раздел 2.
§ 178
Министр внутренних дел немедленно извещает о каждых выборах председателя (старейшего по возрасту члена) палаты депутатов.
§ 179
Депутат может отказаться от своего мандата лишь по письменному заявлению об отставке, направленному председателю палаты с представлением документа; обосновывающего его избрание.
§ 180
1) Тот депутат парламента, в отношении которого может быть установлен факт, указывающий несомненным образом, что он нарушил присягу верности венгерскому отечеству или венгерскому народу или что он стремился к изменению государственных законов иным путем, чем законными средствами, или что при исполнении своих обязанностей депутата парламента он получал указания от иностранного агента в парламенте, или подчинялся приказаниям какого-либо агента этого рода, оказывается в положении несовместимости, и по отношению к нему надлежит поступать в соответствии с предписаниями закона 24 от 1901 г. о несовместимости.
2) Тот, чей мандат депутата парламента прекратился в порядке применения раздела 1 настоящего параграфа, не может избираться в парламент в течение 5-летнего периода, считая со дня вынесения того решения, по которому прекратился его мандат.
§ 181
[Текст, тождественный тексту § 3, разделу 3, 4 и 5 закона 1 от 1920 г.; см. выше.]

§ 182
1) Публичная служба государству, самоуправлению или общине за исключением указанной в статье 4 закона 18 от 1870 г. не составляет препятствий для избрания в качестве депутата парламента.
2) Публичное должностное лицо государства, самоуправления или общины, если оно выступает в качестве кандидата на выборах и если оно извещает о том своего высшего начальника, имеет право на отпуск с того дня, как оно сделало это извещение, и до истечения второго дня по окончании выборов. В течение этого времени должностное лицо освобождается от обязанности жить в том месте, где оно исполняет свою должность.
3) Должностное лицо, избранное депутатом парламента, не может нести какой-либо другой службы, связанной с обязанностями публичного порядка, за исключением должностей, перечисленных в § 1, раздел 2 закона 24 от 1901 г., и его место может быть занято другим назначенным лицом. В течение срока мандата депутата парламента должностное лицо может беспрепятственно заниматься деятельностью частного порядка в соответствии со своей специальностью (врач, адвокат, инженер и т.д.).
4) То время, в течение которого должностному лицу запрещается исполнение его обязанностей в силу его избрания в качестве депутата, должно рассматриваться с точки зрения права на пенсию как время, проведенное на действительной службе.
5) Должностное лицо, избранное депутатом парламента, получает в течение срока своего мандата жалованье и квартирные в размере, равном размеру его прямой пенсии или пенсии в виде квартирных, если он в это время был на пенсии. При исчислении этих сумм должно равным образом учитываться всякое повышение оклада, проистекающее от того, что должностное лицо в течение своего мандата прослужило то время, которое и без назначения или выборов, а лишь в силу закона (автоматически) необходимо для повышения ставки, а при случае и класса оклада.
6) Должностное лицо, которое ко времени его выборов не прослужило еще того срока, который дает право на пенсию, получает документ, свидетельствующий о том, что его служба окончилась и что поэтому его служебные отношения совершенно прекратились.
7) Депутат парламента в течение срока своего мандата не может, пока он сохраняет мандат, законно назначаться на какую-либо должность или на какой-либо пост, дающие жалованье или вознаграждение, выплачиваемые правительством или каким-либо правительственным органом, помимо постов, перечисленных в § 1, раздел 2 закона 24 от 1901 г., а также постов правительственного комиссара, заместителя правительственного комиссара или старшего бургомистра; он равным образом не может избираться на должности, перечисленные в § 4, пункт 1 закона 24 от 1901 г.
8) Запрещение, указанное в предшествующем разделе, применяется также и к назначению (промоции) избранного депутатом должностного лица на какую-либо должность или на какой-либо пост, дающие более высокий оклад.
9) По прекращении своего депутатского мандата должностное лицо имеет право на жалованье и на квартирные, связанные с той должностью, которую он занимал ранее. При исчислении их общего размера должно учитываться повышение оклада, проистекающее от того, что должностное лицо в течение своего мандата прослужило то время, которое и без назначения или выборов, а лишь в силу закона (автоматически) необходимо для повышения ставки, а при случае и класса оклада.
10) По истечении срока депутатского мандата должностное лицо должно вновь приниматься на его прежний пост. В случае невозможности оно должно в течение 2 лет применяться на другом посту, соответствующем его рангу и его данным. Если, однако, в течение этих 2 лет оно не может быть использовано таким образом, то оно увольняется в отставку в соответствии с регламентами. В окончательную отставку должно увольняться то должностное лицо, которое просило о том в течение срока своего депутатского мандата или непосредственно по его прекращении.
11) Установление класса должностного лица, вновь восстановленного в его должности, производится с обратным действием. Однако это обратное действие восходит лишь ко дню его избрания в качестве депутата.
12) § 23 закона 24 от 1901 г. о несовместимости отменяется; другие постановления продолжают действовать, поскольку они не находятся в противоречии с настоящим законом.
Отдел ХII
ПЕРЕХОДНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
§ 189
1) Этот закон вступит в силу в тот же день, что и закон о верхней палате.
4) Когда та верхняя палата, которая должна быть создана, начнет действовать, то ныне действующее национальное собрание сделается палатой депутатов парламента.