Закон Венгрии о восстановлении конституционного строя 1920

О ВОССТАНОВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И О ВРЕМЕННОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
(Закон 1 от 1920 г. с изменениями и дополнениями по закону 17 от 1920 г.)
Национальное собрание в качестве исключительного законодательного представительства национального верховенства констатирует, что осуществление королевской власти прекратилось 13 ноября 1918 г. Оно равным образом констатирует, что нераздельная и нерасторжимая общность владений, существовавшая между Венгрией и ее зависимыми землями, с одной стороны, и королевствами, и областями, представленными в австрийском рейхсрате, с другой стороны, прекратилась вследствие совершившихся событий. Оно сохраняет за собой право установить по заключении мира последствия, вытекающие из этого положения вещей.
Национальное собрание констатирует равным образом, что палата депутатов парламента, законно созванная 21 июня 1910 г., заявила о самороспуске в своем решении от 16 ноября 1918 г. и что палата магнатов в своем заседании того же числа ознакомилась с этим заявлением и заявила о закрытии своих заседаний, так что деятельность парламента прекратилась, вследствие чего. осуществление верховной власти государства в обычных конституционных формах сделалось невозможным.
В соответствии с основными принципами нашей конституции временные правительства, образовавшиеся после 7 августа 1919 г., обращались к нации, с тем чтобы на основе всеобщего, тайного, законного, прямого и обязательного права голосования, распространяющегося равным образом и на женщин, она избрала национальное собрание, призванное выразить ее волю.
Вследствие этого выборы депутатов в национальное собрание состоялись во всех тех частях страны, где неприятельская оккупация не сделала их невозможными, а вслед затем избранные в национальное собрание депутаты собрались 15 февраля 1920 г. во дворце палаты депутатов парламента и составили национальное собрание.
Составленное таким образом национальное собрание, прежде всего, издает следующий закон:

Отдел I
ПОСТАНОВЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
§ 1. Национальное собрание утверждает те приказы правительства, в силу которых оно собралось.
§ 2. Национальное собрание провозглашает, что оно является законным представительством государственного верховенства и что оно также имеет право в соответствии с нашей конституцией определить тот порядок, в котором государственная власть будет продолжать осуществляться.
§ 3. Национальное собрание гарантирует своим членам те иммунитеты, которые в силу действовавшего до сих пор права принадлежали членам парламента.
Национальное собрание, его комиссии и его члены, а также его деятельность и изданные им законы будут пользоваться той же защитой в уголовном порядке, которая была до сих пор гарантирована уголовными законами парламенту, обеим его палатам, его комиссиям и его членам, а также его деятельности и законам.
Тот, кто, не имея на это права, войдет в зал заседаний национального собрания или одной из его комиссий и не выйдет по требованию председателя национального собрания или комиссии, тот совершает, поскольку его действие не подпадает под какое-либо более строгое постановление уголовного закона, правонарушение, караемое заключением в тюрьму сроком до одного года с временным лишением политических прав.
Если лицо, вошедшее, не имея на то права, в зал заседаний, не выйдет по второму требованию председателя, то оно будет арестовано и немедленно передано государственному прокурору.
Если подобного рода деяние будет совершено депутатом, исключенным из заседаний в соответствии с регламентом, то он не будет пользоваться иммунитетам; в этом случае государственный прокурор может отказаться от обвинения только с согласия национального собрания.
§ 4. Законодательная власть осуществляется национальным собранием.
§ 5. До того как будет назначен носитель регентской власти, исполнительная власть будет осуществляться министерством, ответственным единственно лишь перед национальным собранием.
§ 6. Венгерское ответственное министерство будет восполнено министром иностранных дел, министром социального обеспечения и труда и кроме того по аналогии с министрами без портфеля, которые должны быть назначены в соответствии с законом 11 от 1917 г., министром мелкой земельной собственности , министром продовольствия1 и министром национальных меньшинств. До тех пор пока это не будет определено законом, подробные правомочия этих министров будут определяться министерством.
Пост министра королевского дома упраздняется.
§ 7. Впредь до более подробного определения законом судебная власть будет осуществляться от имени венгерского государства судами, устроенными в соответствии с законом.
§ 8. Для защиты страны и для содействия охране порядка и внутренней безопасности будет создана национальная армия, которая принесет присягу венгерской конституции.
§ 9. Всякого рода постановления, изданные в качестве народных законов или указов или под каким-либо другим наименованием органами так называемой Народной республики и Республики советов, являются недействительными. Равным образом недействительны всякого рода предписания и решения самозваных национальных советов и их органов.
Так называемые народные декреты и законы из этого источника, включенные в официальный вестник, исключаются оттуда.
Однако национальное собрание дает министерству право либо временно сохранить в силе в пределах конституции и под свою собственную ответственность постановления органов так называемой Народной республики, поскольку это будет необходимо в интересах порядка и безопасности, либо издать вместо них новые постановления. Пока министерство не издаст соответствующих постановлений, изданные органами так называемой Народной республики постановления будут временно применяться, поскольку их содержание не противоречит конституции, существующим законам и обычаям, имеющим силу закона, или поскольку они были приняты в пределах законодательных правомочий и до сих пор не были еще отменены.
Министерству разрешается кроме того впредь до более полной регламентации в законах издавать путем указов предписания, необходимые для прекращения того положения вещей, которое было создано мероприятиями органов Республики советов, и для восстановления правопорядка.
В той мере, в какой вопросы, составляющие предмет упомянутых в настоящем параграфе предписаний, вызывают необходимость в каком-либо дополнительном постановлении закона, министерство должно будет, как только это окажется возможным, представить национальному собранию соответствующие законопроекты.
§ 10. Национальное собрание признает законную силу указов, изданных в целях восстановления конституционного правопорядка и защиты прав правительствами, образовавшимися после 7 августа 1919 г., а также их членами; однако оно предоставляет министерству право отменять, если это окажется необходимым, указы или изменять и дополнять их. В то же время, если эти постановления относятся к вопросам, входящим в область законодательства, министерство должно будет, как только это окажется возможным, представить национальному собранию соответствующие законопроекты.
§ 11. Вследствие прекращения взаимоотношений в виде общих дел королевств и областей , представленных в бывшем австрийском рейхсрате, закон 12 от 1867. г. и другие законодательные постановления, касающиеся этих взаимоотношений, потеряли свою силу; в вопросах, составляющих предмет этих взаимоотношений, восстанавливается то право свободного решения венгерского государства, каким оно является в силу его первоначальной независимости.
Национальное собрание сохраняет все притязания венгерского государства по тем правам, которые в силу прекращения союза с названными королевствами и областями принадлежат ему в отношении учреждений, ставших общими, или в отношении прав на государственное достояние или всяких других.
Отдел II
РЕГЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ
§ 12. Впредь до того, как будет окончательно определен порядок осуществления верховной власти и в соответствии с этим определением вступит в исполнение своих обязанностей глава государства, национальное собрание изберет тайным голосованием из числа венгерских граждан регента для временного выполнения обязанностей главы государства.
§ 13. Регент осуществляет в соответствии с конституцией права, заключающиеся в королевской власти, с указанными ниже ограничениями.
Законы, изданные национальным собранием, не требуют никакого утверждения; самое большее в 60-дневный срок регент ставит на них ту формулу, по которой они опубликовываются, и свою подпись. Прежде чем дать приказ об опубликовании, регент с указанием мотивов может отослать закон обратно в национальное собрание для нового рассмотрения. Если национальное собрание будет поддерживать без изменений тот закон, который возвращен ему таким образом, то регент должен опубликовать его в течение 15 дней. Регент не может пользоваться правом возвращения в отношении тех законов, которые изданы по вопросам, относящимся к форме правления государства и к личности главы государства. Во всяком случае, регент может пользоваться правом отсылки только так, чтобы национальное собрание до истечения установленного двухлетнего срока своих полномочий могло еще принять решение по поводу возвращенного ему закона .
[Изменение по закону 17 от 1920 г., § 1] Принадлежавшее королевской власти право постановлять об отсрочке, закрытии и роспуске парламента равным образом распространяется в пределах законов 4 от 1848 г. и 10 от 1867 г. на национальное собрание. Это право равным образом принадлежит регенту; однако в случае роспуска национального собрания регент должен в самом указе о роспуске установить созыв национального собрания, с тем чтобы это последнее, – избранное в порядке применения того нового избирательного закона, который должен быть издан, или если этот закон еще не будет издан к тому времени, то по тому избирательному праву, которое служило основой для составления ныне действующего национального собрания, – могло собраться не позднее чем через 3 месяца после роспуска. Регент может отсрочить национальное собрание самое большее лишь на 30-дневный срок. – Если регент распустит национальное собрание в 60-дневный срок, предусмотренный законом 1 от 1920 г., § 13, раздел 2, для приказа об опубликовании принятого национальным собранием закона или если в течение этого срока истечет тот 2-летний период, на который установлены полномочия национального собрания, то регент может представить не опубликованный еще закон на новое рассмотрение либо нового национального собрания, либо парламента, если парламент заменит национальное собрание, в 15-дневный срок после его собрания.
Постановления закона 1 от 1920 г., § 13, разделы 2 и 3, противоречащие настоящему параграфу, теряют свое действие1.
Регент представляет Венгрию в международных отношениях. Он может посылать и принимать послов. Он может через посредство ответственного министерства заключать от имени Венгрии союзы и другие договоры с иностранными державами; однако, поскольку они будут касаться вопросов, входящих в область законодательства, он может их заключать лишь с одобрения национального собрания.
Для объявления войны, или для применения армии вне национальных границ, или для заключения мира, необходимо предварительное согласие национального собрания.
[Дополнение по закону 17 от 1920 г.] Однако в случае неминуемой опасности регент под ответственность венгерского министерства и с утверждения, которое должно быть немедленно испрошено у национального собрания, может отдать приказ о посылке армии за пределы национальных границ.
Регент осуществляет исполнительную власть при посредстве министерства, ответственного исключительно перед национальным собранием. Все его решения и все его акты, включая решения, касающиеся вооруженных сил, действительны лишь в том случае, если на них положена скрепа соответствующего ответственного министра. Это постановление не относится, однако, к тем, касающимся армии, конституционным правам, которые принадлежат регенту в отношении управления, командования и внутреннего устройства национальной армии.
Он не может жаловать дворянского звания.
Он не может осуществлять высшего права патроната.
[Изменение по закону 17 от 1920 г., § 3.] Регент может равным образом давать общую амнистию; однако только закон может дать амнистию тому, кто был привлечен к суду или осужден за деяния или за упущения, предусмотренные в законе 3 от 1848 г., § 33, или в законе 17 от 1870 г., §9.
§ 14. Особа регента неприкосновенна и должна пользоваться защитой в уголовном порядке, подобной той, которую наши законы предоставляют королю.
Регент может быть привлечен к ответственности национальным собранием, если он нарушает конституцию или закон. О привлечении к ответственности национальное собрание может решить лишь по предложению, подписанному не менее чем 100 членами и принятому 2/3 общего числа его членов. Особый закон определит судопроизводство.
§ 15. Регент имеет право пользоваться титулом «его светлость регент».
§ 16. Национальное собрание будет вотировать жалованье регента.
§ 17. Управление, необходимое при регенте для исполнения им своих обязанностей, учреждается министерством в пределах принятого национальным собранием кредита.
§ 18. Регент может занять свое высокое положение лишь после принесения перед национальным собранием следующей присяги: «Я, NN., избранный регентом Венгрии, клянусь богом живым быть верным Венгрии, точно соблюдать ее законы, ее древние и утвержденные, добрые обычаи и заставлять других соблюдать их, защищать ее независимость и ее территорию, осуществлять мои обязанности регента в соответствии с конституцией, в согласии с национальным собранием, при посредстве ответственного министерства и делать все, что в моих силах, для блага и славы страны. Бог да поможет мне в этом!».
Отдел III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
§ 19. Этот закон будет опубликован в официальном вестнике в качестве закона 1 от 1920 г.
В целях его опубликования он будет снабжен следующей формулой: «Всех, кого это касается, мы извещаем, что национальное собрание Венгрии установило следующий закон…». Непосредственно следует его текст.
Текст закона будет заканчиваться следующей формулой: «Пусть каждый соблюдает этот закон как изъявление воли нации».
Формула будет подписана председателем, одним из секретарей национального собрания и председателем министерства.
§ 20. Этот закон вступит в силу со дня его опубликования.