Критские пиры

АФИНЕЙ. КРИТСКИЕ ПИРЫ
(Пир мудрецов, IV. Пер. А. А. Григорьевой)

22. Рассказывая об общественных трапезах критян, Досиад пишет в «Критской истории» : «Свои совместные застолья литтии устраивают так . Каждый вносит из своих доходов десятую часть в свою гетерию и в доходы государства, которые потом назначенные лица распределяют по каждому дому. Но все рабы вносят по эгинскому статеру с головы. Граждане делятся на гетерии, называемые андриями . Попечение об общей трапезе вверяется женщине, которая берет себе в помощь трех-четырех мужчин из простого народа. При каждом из них двое слуг, подносящих дрова; называют их калофорами. На Крите повсюду для трапез отводятся два дома, один из них называется «мужским» (ajndrei~on), другой, для приема иноземцев, – покоем (koimhth>rion). У входа в обеденный зал ставятся два стола, называемые гостевыми, за них усаживают присутствующих иностранцев, далее – столы для остальных обедающих. Каждому выдается равная доля, однако молодые получают только половинную долю мяса и ничего из прочей пищи. На стол выставляется чаша с сильно разведенным вином, из которой пьют все, сидящие за этим столом; после окончания обеда подается вторая. Для мальчиков выставляют один общий кратер разведенного вина, но взрослые, если захотят, могут выпить и больше. Начальница трапезы может на глазах у всех взять с любого стола лучшие кушанья и поставить их перед теми, кто отличился на войне или в совете. После трапезы у них принято обсуждать дела общественные, а потом они вспоминают воинские подвиги и воздают хвалы доказавшим свою храбрость, побуждая этим юношей к доблести».
Пиргион пишет в третьей книге «Критских обычаев» , что на своих общих трапезах едят критяне сидя ; что сироты получают пищу без приправ, что самые младшие стоят, прислуживая, у столов; что после безмолвного возлияния богам вся поставленная снедь делится поровну; и что сыновьям, сидящим у ног своих отцов, дается половина взрослой доли, сиротам же полная взрослая доля, однако, по обычаю без приправ. Были у них и специальные кресла для гостей, а третий стол по правую сторону от входа в андрейон назывался «столом Зевса Гостеприимного» или гостевым.