Закон об устройстве госуправления Латвии

Сейм принял и Президенг государства
провозгласил следующий закон:
ЗАКОН ОБ УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛАТВИИ

Глава I
Общие положения
Статья 1. Термины, используемые в законе
В законе использованы следующие термины:
1) публичное лицо — Латвийская Республика как первичное юридическое лицо публичного права и образованные публичные лица. Они действуют в соответствии с принципами публичного права;
2) образованное публичное лицо— самоуправление или другое публичное лицо, созданное законом или на основании закона. Ему законом присвоена своя автономная компетенция, включающая также формирование и утверждение своего бюджета. Это лицо может иметь свое имущество;
3) учреждение — институция, которая действует от имени публичного лица и для которой нормативным актом установлена компетенция в государственном управлении, выделены финансовые средства для реализации ее деятельности и имеется свой персонал;
4) орган публичного лица — учреждение или должностное лицо, компетенция и право которого на реализацию правовой воли публичного лица установлены основным юридическим актом соответствующего публичного лица или законом, регламентирующим его деятельность;
5) прямое управление — учреждения и должностные лица Латвийской Республики, как первичногопубличного лица;
6) опосредованное управление — учреждения и должностные лица образованных публичных лиц;
7) решение управления — индивидуальный правовой акт, направленный на создание, изменение, констатацию или прекращение действия правовых последствий в сфере государственного управления. Решение управления регулирует конкретные публично-правовые отношения с другим учреждением или должностным лицом (распоряжение и др.) или частным лицом (особенно – административный акт). Внутреннее решение, которое в рамках служебных или трудовых отношений направлено на подготовку, процессуальное продвижение решения управления или на иную внутреннюю деятельность учреждения, решением управления не является;
8) должностное лицо — физическое лицо, которое вообще или в конкретном случае уполномочено принимать или подготавливать решение управления;
9) политическое должностное лицо — должностное лицо, которое избирают или назначают на основании политических критериев;
10) должностное лицо управления — должностное лицо, которое является чиновником гражданской службы или работником учреждения и которое назначают на должность или принимают на работу на основании профессиональных критериев;
11) частное лицо — физическое лицо или юридическое лицо частного права.
Статья 2. Цель закона
Цель настоящего закона – обеспечение демократичного, правового, эффективного и доступного для общества государственного управления.
Статья 3. Сфера действия закона
(1) Настоящий закон определяет институционную систему подчиненного Кабинету министров государственного управления и основные правила деятельности государственного управления.
(2) Правила настоящего закона распространяются также и на частное лицо, которое выполняет в установленном законом порядке делегированные или переданные ему полномочиями задания государственного управления.
(3) Принципы государственного управления и прочие правила настоящего закона распространяются также на учреждения, которые не подчиняются Кабинету министров, если только специальными правовыми нормами других законов не определено иначе.
Статья 4. Деятельность публичного лица
(1) Латвийская Республика, как первичное публичное лицо, в сфере государственного управления действует при посредничестве учреждений прямого и опосредованного управления.
(2) Образованное публичное лицо в сфере государственного управления действует при посредничестве учреждений опосредованного управления.
Статья 5. Ответственность публичного лица за свои учреждения
(1) Учреждения прямого управления представляют Латвийскую Республику. Латвийская Республика отвечает за деятельность учреждений прямого управления.
(2) Учреждения опосредованного управления, действуя в сфере, переданной законом в автономную компетенцию образованного публичного лица, представляют это публичное лицо. Образованное публичное лицо отвечает за деятельность учреждений опосредованного управления.
(3) Учреждение опосредованного управления может выполнять отдельные задания государственного управления, которые входят в компетенцию Латвийской Республики, но выполнение которых передано соответствующему образованному публичному лицу или самому учреждению. В этом случае учреждение представляет Латвийскую Республику. Латвийская Республика отвечает за деятельность этого учреждения в рамках переданных ему заданий, если соответствующее учреждение опосредованного управления находится в подчинении учреждения прямого управления.
(4) Если существуют обоснованные сомнения в причислении учреждения к конкретному публичному лицу, то есть – о том, какое публичное лицо в соответствующем случае учреждение представляет, считают, что оно представляет Латвийскую Республику, и за его деятельность отвечает Латвийская Республика.
Статья 6. Единство государственного управления
Государственное управление организовано в единой иерархической системе. Ни одно учреждение или должностное лицо управления не может находиться вне этой системы.
Статья 7. Подчиненность государственного управления
(1) Подчиненность реализуется Кабинетом министров через организацию государственного управления (институциональная подчиненность) и выполнение функций государственного управления (функциональная подчиненность).
(2) Подчиненность реализуется Кабинетом министров в лице отдельного члена Кабинета министров. Членом Кабинета министров подчиненность осуществляется непосредственно или через учреждение прямого управления, его структурное подразделение или должностное лицо.
(3) Подчиненность реализуется в форме подчинения или надзора.
(4) Подчинение означает право вышестоящего учреждения или должностного лица давать распоряжения нижестоящему учреждению или должностному лицу, а также отменять решения нижестоящего учреждения или должностного лица.
(5) Надзор означает право вышестоящего учреждения или должностного лица проверять правомочность решения нижестоящего учреждения или должностного лица и отменять противоправное решение, а также, в случае противоправного бездействия, давать распоряжение о принятии решения.
(6) Определяя форму и содержание институциональной подчиненности учреждения в рамках одного публичного лица, принимают во внимание характер переданных учреждению функций или заданий государственного управления, эффективность их выполнения, соображения обеспечения правомерности и демократического контроля.
(7) Форму и содержание функциональной подчиненности учреждения определяют нормативные акты, согласно которым оно выполняет соответствующие функции или задания государственного управления.
Статья 8. Подчиненность образованных публичных лиц
(1) Форму и содержание институциональной подчиненности образованных публичных лиц определяет закон, которым или на основании которого создано соответствующее образованное публичное лицо. Если законом не определено иначе, соответствующее образованное публичное лицо находится под надзором Кабинета министров.
(2) Форму и содержание функциональной подчиненности образованных публичных лиц определяют нормативные акты, согласно которым выполняются соответствующие функции или задания государственного управления.
(3) Если выполнение отдельного задания прямого управления передают образованному публичному лицу или его конкретному учреждению (часть третья статьи 5), соответствующая институция определяет форму и содержание функциональной подчиненности при выполнении данного задания. Если эта институция не определила иначе, то при выполнении данного задания образованное публичное лицо или конкретное учреждение находятся в подчинении соответствующей институции.
(4) Самоуправление при выполнении функций государственного управления, которые согласно закону переданы в автономную компетенцию самоуправления, находится под надзором Кабинета министров в порядке и объеме, установленном законом “О самоуправленияx».
Статья 9. Функции государственного управления
Государственное управление под руководством Кабинета министров выполняет административные функции исполнительной власти (функции государственного управления), которые состоят из отдельных заданий управления и ответственности за их выполнение.
Статья 10. Принципы государственного управления
(1) Государственное управление подчиняется закону и праву. Оно работает в рамках компетенции, определенной нормативными актами. Государственное управление может использовать свои полномочия только в соответствии со смыслом и целью присвоения полномочий.
(2) Государственное управление в своей деятельности соблюдает права человека.
(3) Государственное управление работает в интересах общества. К интересам общества относится также соразмерное соблюдение прав и правовых интересов частного лица.
(4) Государственное управление, отдельное учреждение или должностное лицо при реализации функций государственного управления не имеет своих интересов.
(5) Государственное управление в своей деятельности соблюдает принцип хорошего управления. Он включает в себя открытость по отношению к частному лицу и обществу, защиту данных, справедливую реализацию процедур в течение разумного времени и другие правила, целью которых является соблюдение государственным управлением прав и правовых интересов частного лица.
(6) Государственное управление в своей деятельности постоянно проверяет и улучшает качество услуг, предоставляемых обществу. Его обязанностью является упрощение и улучшение процедур в интересах частного лица.
(7) Обязанность государственного управления – информировать общество о своей деятельности. Особенно это относится к той части общества и к тем частным лицам, права или правовые интересы которых затрагивает или может затронуть реализуемая или планируемая деятельность.
(8) Государственное управление организуют, по возможности, удобно и доступно для частного лица.
(9) Государственное управление организуют с соблюдением принципа субсидиарности.
(10) Государственное управление организуют, по возможности, эффективно. Институциональную систему государственного управления постоянно проверяют и, при необходимости, совершенствуют.
(11) Государственное управление в своей деятельности соблюдает также и другие, в данной статье не упомянутые, правовые принципы, которые открыты, образованы и развиты в практике учреждений или судебной практике, а также в правоведении.
Статья 11. Применение принципов государственного управления
(1) Принципы государственного управления применяют:
1) при интерпретации настоящего закона и других нормативных актов;
2) при проверке (также и в суде) правомерности и целесообразности действий учреждений и должностных лиц;
3) при проверке и оценке качества работы учреждений и должностных лиц управления.
(2) Если правовые принципы, упомянутые в частях пятой, седьмой и восьмой статьи 10 настоящего закона, не соблюдены, частное лицо, права и правовые интересы которого затронуты, имеет право в порядке административного процесса требовать их соблюдения.
Статья 12. Договор публичного права
(1) Для обеспечения эффективного выполнения функций государственного управления подведомственное учреждение в установленном законом порядке заключает в сфере государственного управления следующие договоры публичного права:
1) договор о сотрудничестве (статья 61);
2) административный договор (глава Х);
3) договор делегирования (глава V);
4) договор об участии (глава VI).
(2) Договор публичного права заключают в письменной форме, соблюдая правила Гражданского закона и ограничения, установленные нормативными актами.
(3) Законом могут быть определены другие виды договоров публичного права и условия, не упомянутые в данной статье.
Глава II
Институциональная система прямого управления
Статья 13. Создание институциональной системы прямого управления
Институциональную систему прямого управления создает и организацию ее работы определяет Кабинет министров.
Статья 14. Учет учреждений прямого управления
(1) Для обеспечения прозрачности и эффективности институциональной системы прямого управления создают базу данных об учреждениях прямого управления.
(2) Базу данных об учреждениях прямого управления создает, ведает ею и упорядочивает определенное Кабинетом министров учреждение прямого управления.
(3) В базу данных включается следующая публично доступная информация:
1) название учреждения, подчиненность, компетенция;
2) место нахождения учреждения, телефон и другие средства связи, время приема посетителей;
3) структура учреждения;
4) положение об учреждении и его регламент;
5) список должностных лиц;
6) обязывающие для учреждения и изданные им внутренние нормативные акты;
7) список внешних нормативных актов, непосредственно регулирующих деятельность учреждения в конкретной сфере;
8) публичные отчеты.
(4) Кабинет министров или соответствующий член Кабинета министров может дополнительно определить для включения в базу данных публично доступную информацию, не упомянутую в части третьей настоящей статьи.
(5) Опубликованная в интернете база данных имеет публичную достоверность.
Статья 15. Создание, реорганизация и ликвидация учреждения прямого управления
(1) Кабинет министров создает, реорганизует и ликвидирует учреждение прямого управления на основании закона или по своей инициативе, соблюдая принципы государственного управления.
(2) Кабинет министров, создавая учреждение прямого управления, определяет члена Кабинета министров, в подчинении которого находится соответствующее учреждение прямого управления.
(3) Учреждение прямого управления реорганизуют:
1) путем присоединения его к другому учреждению прямого управления – в результате присоединяемое учреждение прекращает существование;
2) путем объединения его с другим учреждением прямого управления или несколькими другими учреждениями прямого управления – в результате объединяемые учреждения перестают существовать и на их базе создают новое учреждение прямого управления;
3) путем передачи одной его структурной единицы или нескольких структурных единиц другому учреждению прямого управления, – в результате разделяемое учреждение продолжает существование;
4) путем разделения всех его структурных единиц между другими учреждениями прямого управления, – в результате разделяемое учреждение прекращает существование.
Статья 16. Положение об учреждении прямого управления
(1) Деятельность учреждения прямого управления регламентирует утвержденное Кабинетом министров положение.
(2) В положении указывают:
1) название учреждения;
2) члена Кабинета министров, в подчинении которого учреждение находится;
3) функции, задачи и компетенцию;
4) порядок подачи отчетов о выполнении учреждением функций и использовании средств;
5) механизм обеспечения правомерности деятельности учреждения;
6) учреждение или должностное лицо управления, в котором частное лицо может оспорить административный акт или фактическое действие;
7) другие вопросы, которые Кабинет министров считает важными.
Статья 17. Руководитель учреждения прямого управления
(1) Руководитель учреждения прямого управления организует выполнение функций учреждения и отвечает за их выполнение, руководит административной работой учреждения, обеспечивая ее непрерывность, целесообразность и правомерность.
(2) Если нормативным актом не определено иначе, руководитель учреждения:
1) управляет финансовыми ресурсами учреждения, персоналом и другими ресурсами;
2) утверждает штатное расписание учреждения;
3) определяет обязанности должностных лиц и работников учреждения управления;
4) назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц, принимает на работу и увольняет с работы работников;
5) обеспечивает разработку очередного годового плана деятельности учреждения и разработку бюджетной заявки учреждения;
6) создает систему внутреннего контроля учреждения;
7) определяет порядок предварительной и последующей проверки.
(3) Руководитель учреждения прямого управления выполняет задания, выданные соответствующим членом Кабинета министров, исполняет обязанности, определенные положением об учреждении, а также исполняет функции, установленные другими нормативными актами, и отвечает за их выполнение.
Статья 18. Министерство
(1) Министерство – это ведущее (высшее) учреждение соответствующей отрасли государственного управления. Министерство организует и координирует реализацию законов и других нормативных актов, оно участвует в разработке отраслевой политики.
(2) Министерство подчиняется непосредственно министру.
Статья 19. Компетенция министра в министерстве
(1) Министр руководит работой министерства.
(2) Министр:
1) без предоставления особых полномочий представляет министерство;
2) дает распоряжения государственному секретарю;
3) дает распоряжения должностным лицам и работникам управления министерства, которые информируют об этом вышестоящее должностное лицо;
4) может отменить изданные государственным министром, парламентским секретарем государственным секретарем и другими должностными лицами управления министерства внутренние нормативные акты, решения и распоряжения, за исключением административных актов;
5) может сам реализовывать компетенцию административного руководителя министерства.
(3) Министр также выполняет установленные другими нормативными актами функции, не упомянутые в части второй настоящей статьи.
(4) Если министр, как административный руководитель учреждения, полностью или частично перенимает в свою компетенцию дело, находящееся в компетенции должностного лица, а также в случае, упомянутом в части второй пункта 5 данной статьи, на него распространяются правила статей 37, 38 и 39 настоящего закона о перенятии полномочий.
Стаья 20. Компетенция члена Кабинета министров в учреждениях прямого управления
(1) Компетенцию члена Кабинета министров в отрасли государственного управления определяет Кабинет министров.
(2) Президент министров, товарищ Президента министров или другой член Кабинета министров в непосредственно подчиненном ему учреждении государственного управления имеют такую же компетенцию, как и министр в министерстве (статья 19), если нормативными актами не определено иначе.
Статья 21. Компетенция государственного министра в учреждениях прямого управления
(1) Компетенцию государственного министра в структурных единицах или учреждениях переданного в его подчинение министерства определяет Кабинет министров.
(2) Государственный министр в рамках своей компетенции имеет такие же права, как и министр.
Статья 22. Компетенция парламентского секретаря в учреждениях прямого управления
(1) Парламентский секретарь обеспечивает связь между членом Кабинета министров и Сеймом.
(2) Парламентский секретарь по заданию члена Кабинета министров представляет члена Кабинета министров.
(3) Для выполнения своих обязанностей и выполнения определенных законом функций в рамках установленной членом Кабинета министров компетенции парламентский секретарь:
1) дает распоряжения государственному секретарю или другим должностным лицам (работникам) государственного управления, которые информируют об этом вышестоящее должностное лицо;
2) может давать распоряжения руководителю учреждения, находящегося в подчинении члена Кабинета министров и – в отдельных случаях – другим должностным лицам (работникам) управления, которые информируют об этом вышестоящее должностное лицо;
3) выполняет обязанности, определенные другими нормативными актами.
Статья 23. Государственный секретарь
(1) Государственный секретарь является административным руководителем министерства.
(2) Государственный секретарь подчиняется министру.
(3) Государственный секретарь организует передачу новому министру делопроизводства и документов, переданных государственному секретарю прежним министром.
(4) Если учреждение прямого управления, не являющееся министерством, находится в прямом подчинении какого-либо члена Кабинета министров, Кабинет министров может определить, что руководитель соответствующего учреждения является должностным лицом с правами государственного секретаря.
Статья 24. Консультативные должностные лица, работники и бюро члена Кабинета министров
(1) Для обеспечения своей деятельности член Кабинета министров на время своих полномочий может принять на работу консультативных должностных лиц и работников и создать бюро. Компетенцию консультативных должностных лиц в учреждении прямого управления, особенно право давать распоряжения должностным лицам управления, определяет член Кабинета министров.
(2) Бюро министра является структурной единицей министерства. Бюро Президента министров и товарища Президента министров является структурной единицей Государственной канцелярии. Бюро министра по особым поручениям является структурной единицей министерства или другого учреждения прямого управления.
Статья 25. Статус консультативных должностных лиц и работников
(1) Трудовой договор с консультативным должностным лицом или работником член Кабинета министров заключает на время своих полномочий.
(2) После прекращения действия трудового договора консультативное должностное лицо или работник в течение установленного трудовым договором времени, но не более 3 месяцев, получает предусмотренное вознаграждение. Это не распространяется на случаи, когда чиновник использовал право, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи.
(3) Член Кабинета министров может расторгнуть договор с консультативным должностным лицом или работником в любое время, не указывая причин расторжения.
(4) Если член Кабинета министров в качестве консультативного должностного лица выбирает чиновника, этот чиновник имеет право, после завершения выполнения должностных обязанностей, вернуться на предшествующую или равноценную должность чиновника.
(5) У члена Кабинета министров могут быть внештатные консультативные работники, статус и компетенцию которых предусматривают правила Кабинета министров. Они не являются должностными лицами в понимании настоящего закона и закона “Об устранении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц”, если не получают вознаграждения или других материальных благ.
Статья 26. Государственная канцелярия
(1) Государственная канцелярия находится в прямом подчинении Президента министров.
(2) Государственной канцелярии могут быть подчинены другие учреждения прямого управления.
(3) Административным руководителем Государственной канцелярии является директор Государственной канцелярии.
(4) Директор Государственной канцелярии для обеспечения выполнения функций Государственной канцелярии может давать распоряжения государственному секретарю, который информирует об этом соответствующего министра. Если распоряжение директора Государственной канцелярии противоречит распоряжению министра, в силе остается распоряжение министра.
(5) Государственная канцелярия:
1) организационно обеспечивает работу Кабинета министров, особенно – организуя заседания Кабинета министров, обеспечивая подготовку документов Кабинета министров в соответствии с установленным нормативными актами процессуальным порядком, управляет делопроизводством Кабинета министров;
2) в рамках основных политических направлений Кабинета министров и по его заданию участвует в планировании политики правительства;
3) по заданию Президента министров координирует и надзирает за выполнением решений Кабинета министров и Президента министров;
4) информирует общество о работе Кабинета министров;
5) управляет бюджетными средствами Кабинета министров;
6) выполняет функции, определенные другими нормативными актами, и задания, выданные Кабинетом министров и Президентом министров.
Глава III
Институциональная система опосредованного управления
Статья 27. Создание интитуциональной системы опосредованного управления
Институциональную систему опосредованного управления и организацию ее работы согласно закону и правилам Кабинета министров определяет соответствующее образованное публичное лицо, соблюдая при этом принципы государственного управления.
Статья 28. Положение об учреждении опосредованного управления
Орган образованного публичного лица, создавая учреждение опосредованного управления, издает положение об учреждении. На положение об учреждении опосредованного управления распространяются правила части второй статьи 16 настоящего закона.
Статья 29. Подчинение учреждения опосредованного управления
Орган образованного публичного лица реализует подчинение учреждения опосредованного управления самостоятельно или при посредничестве отдельного учреждения или должностного лица.
Стаья 30. Законы, регламентирующие деятельность учреждения опосредованного управления
(1) Правила настоящего закона (за исключением правил главы II) применяют в отношении учреждения опосредованного управления, если специальными правовыми нормами других законов не определено иначе.
(2) В отношении учреждения опосредованного управления применяют положения части третьей статьи 15 и частей первой и второй статьи 17 настоящего закона.
Глава IV
Иерархический порядок государственного управления
Статья 31. Иерархия учреждений
(1) Учреждения находятся в единой иерархической системе, в которой одно учреждение подчиняется другому учреждению. Учреждения могут образовывать многоуровневую систему подчиненности.
(2) Высшим учреждением является министерство или другое учреждение прямого управления, непосредственно подчиненное члену Кабинета министров.
(3) Нормативным актом может быть определено, что фунциональную подчиненность над учреждением одного публичного лица реализует учреждение другого публичного лица.
(4) Иерархию совместного учреждения различных публичных лиц определяют нормативным актом, указав в нем вышестоящее учреждение.
Статья 32. Иерархия должностных лиц
(1) Должностные лица в государственном управлении включены в единую иерархическую систему, в которой одно должностное лицо подчиняется другому должностному лицу. Должностное лицо действует в рамках своей компетенции и самостоятельно выполняет свои обязанности и реализует права.
(2) Член Кабинета министров является вышестоящим должностным лицом по отношению к должностным лицам учреждения, находящегося в его подчинении. Следующими высшими должностными лицами являются государственный министр, парламентский секретарь и государственный секретарь.
(3) Должностное лицо прямого управления является вышестоящим должностным лицом по отношению ко всем подчиненным ему должностным лицам прямого управления нижестоящих уровней иерархии.
(4) Должностное лицо опосредованного управления является вышестоящим должностным лицом по отношению ко всем подчиненным ему должностным лицам опосредованного управления нижестоящих уровней иерархии.
(5) Если нормативным актом не установлено иначе, подчиненность должностных лиц в рамках одного публичного лица реализуется в форме подчинения.
(6) Иерархию тех должностных лиц, которые работают в учреждениях различных публичных лиц (часть третья статьи 31), определяют нормативные акты. Если соответствующим нормативным актом форма подчиненности не определена, она соответствует форме подчиненности, определенной для конкретной функции.
Статья 33. Замещение в государственном управлении
(1) Руководителя учреждения замещает следуещее за ним в иерархии должностное лицо, если нормативным актом не определено иначе. Руководитель учреждения утверждает порядок замещения должностных лиц управления.
(2) Если должностное лицо управления не выполняет своих обязанностей или отсутствует, вышестоящее должностное лицо управления для обеспечения непрерывности работы учреждения незамедлительно назначает заместителя этого должностного лица. Вышестоящее должностное лицо может отступить от утвержденного руководителем учреждения порядка замещения, особо обосновав это отступление.
Статья 34. Право на получение информации
Вышестоящее учреждение или должностное лицо может потребовать и получить от нижестоящего учреждения или должностного лица имеющуюся в распоряжении этого учреждения или лица информацию, соблюдая при этом определенные законами ограничения по доступу к информации.
Статья 35. Право на служебную проверку
(1) Член Кабинета министров, руководитель учреждения или другое определенное нормативными актами должностное лицо управления может организовать и провести служебную проверку в своем учреждении или в нижестоящих учреждениях для выяснения фактов или оценки действий соответствующих должностных лиц управления.
(2) Должностное лицо управления обязано сотрудничать с должностным лицом, проводящим упомянутую в части первой настоящей статьи проверку, отвечать на вопросы, а также предоставлять всю имеющуюся в распоряжении информацию, необходимую для соответствующей служебной проверки.
Статья 36. Право на возбуждение дисциплинарного дела
(1) Должностное лицо может возбудить дисциплинарное дело в отношении нижестоящего должностного лица управления. Возбужденное дело отсылают руководителю учреждения, если нормативным актом не определено иначе.
(2) Если возбуждение дисциплинарного дела не входит в компетенцию должностного лица, оно информирует о возбуждаемом дисциплинарном деле должностное лицо управления, в непосредственную компетенцию которого входит возбуждение такого дисциплинарного дела.
Статья 37. Право на перенятие полномочий
(1) Вышестоящее учреждение или должностное лицо может перенять в свою компетенцию дело, находящееся в делопроизводстве подчиненного учреждения или должностного лица управления.
(2) В исключительном случае вышестоящее учреждение или должностное лицо может перенять в свою компетенцию дело, находящееся в делопроизводстве поднадзорного учреждения прямого управления или должностного лица управления. В этом случае учреждение или должностное лицо, желающее реализовать это право, может реализовать его только с письменного согласия своего вышестоящего учреждения или должностного лица. Согласие не является необходимым, если право перенятия полномочий использует член Кабинета министров.
(3) Если учреждение опосредованного управления выполняет функцию управления, входящую в его автономную компетенцию (часть вторая статьи 5), учреждение прямого управления или должностное лицо управления может перенять в свою компетенцию дело, находящееся в делопроизводстве учреждения опосредованного управления или должностного лица управления, если это предусмотрено внешним нормативным актом. Если учреждение опосредованного управления выполняет функцию прямого управления (часть третья статьи 5), то применяют положения части второй настоящей статьи.
(4) В рамках административного процесса упомянутое в частях первой, второй и третьей настоящей статьи право на перенятие полномочий имеет такое должностное лицо управления, административный акт которого можно оспорить, если нормативными актами не определено иначе.
(5) Определенного частями первой, второй и третьей настоящей статьи права на перенятие полномочий нет, если:
1) в рамках административного процесса согласно закону или правилам Кабинета министров коллегиальная институция в случае конкурса, экзамена, аттестации, лицензирования и подобных случаев издает административный акт или принимает решение о фактическом действии;
2) согласно закону или правилам Кабинета министров коллегиальная институция принимает решение о заключении договора в связи с закупками для государственных нужд;
3) решение принимает коллегиальная институция, члены которой при выполнении своих обязанностей являются независимыми и не подчиняются распоряжениям или иному влиянию в отношении своего решения, и решение институции принимается согласно процедуре, предусмотренной законом или правилами Кабинета министров, в которой применяют принципы доказательства, характерные для судебного процесса.
(6) Если было использовано предусмотренное настоящей статьей право на перенятие полномочий, вышестоящее учреждение или должностное лицо принимает решение по соответствующему делу.
Статья 38. Право на частичное перенятие полномочий
(1) Право на частичное перенятие полномочий заключается в праве вышестоящего учреждения или должностного лица распоряжением в письменном виде принять решение по отдельному аспекту дела, не перенимая все дело в свою компетенцию.
(2) Если использовано право на частичное перенятие полномочий, первоначально подчиненное учреждение или должностное лицо управления принимает окончательное решение, соблюдая решение вышестоящего учреждения или должностного лица по аспекту дела и принимая решение по другим аспектам.
(3) Если право на частичное перенятие полномочий использовано в рамках административного процесса, на это указывают в обосновании административного акта.
(4) На частичное перенятие полномочий распространяются все условия перенятия полномочий (статья 37).
Статья 39. Ответственность за перенятие полномочий
(1) При полном перенятии в свою компетенцию дела, находящегося в делопроизводстве подчиненного учреждения или должностного лица управления (статья 37), вышестоящее учреждение или должностное лицо одновременно берет на себя ответственность за принятое решение.
(2) Вышестоящее учреждение или должностное лицо, которое использовало право частичного перенятия полномочий (статья 38), несет ответственность за тот аспект дела, по которому оно приняло решение.
Глава V
Делегирование отдельных заданий управления
Статья 40. Основные положения делегирования
(1) Публичное лицо может делегировать частному лицу или другому публичному лицу (далее – уполномоченное лицо) такое задание управления, которое включает в себя принятие решений. Такое задание управления может быть делегировано только в том случае, если уполномоченное лицо может эффективнее выполнить соответствующее задание.
(2) Частному лицу задание управления может быть делегировано законом, а также, в установленных законом случаях, изданным публичным лицом внешним нормативным актом или договором.
(3) Другому публичному лицу задание управления может быть делегировано в установленных законом случаях. В этом случае применяют правила настоящей главы, если специальными правовыми нормами других законов не определено иначе.
Статья 41. Предмет делегирования
(1) Публичное лицо может делегировать задания управления, выполнение которых входит в компетенцию этого публичного лица или его учреждений. При делегировании заданий управления за выполнение функции в целом отвечает соответствующее публичное лицо.
(2) Нельзя делегировать следующие задания управления:
1) планирование и утверждение отраслевой политики и стратегии развития;
2) координация деятельности отрасли;
3) надзор за учреждениями и должностными лицами управления;
4) утверждение бюджета публичных лиц, распределение финансовых ресурсов на уровне программ и подпрограмм, контроль финансовых ресурсов.
(3) Частному лицу, в дополнение к указанному в части второй настоящей статьи, нельзя делегировать:
1) издание административных актов, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом;
2) задания, связанные с выполнением функции внешней и внутренней безопасности государства, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом или правилами Кабинета министров;
3) другие задания, которые по своей сути могут выполнять только учреждения.
Статья 42. Условия делегирования для частного лица
(1) Частное лицо должно быть правомочно выполнять соответствующее задание управления. Принимая решение о делегировании задания управления частному лицу, учитывают его опыт, репутацию, ресурсы, квалификацию персонала, а также другие критерии.
(2) Принимая решение о делегировании задания управления объединению, оценивают, не представляет ли оно интересы отдельных материально или иным образом заинтересованных групп.
Статья 43. Подчиненость уполномоченного лица
(1) При делегировании задания управления законом или правилами Кабинета министров, определяют учреждение, в подчинении которого находится уполномоченное лицо в отношении выполнения конкретного задания.
(2) При делегировании задания управления договором, уполномоченное лицо в отношении выполнения конкретного задания находится в подчинении того учреждения, которое заключает договор.
(3) Надзор за выполнением задания управления должен быть полным и эффективным.
(4) Конкретную форму и содержание подчиненности определяют, принимая во внимание содержание делегированного задания управления и другие соображения. Уполномоченное лицо, которому делегировано право издания административных актов, находится в функциональной подчиненности, если внешним нормативным актом не определено иначе.
(5) Учреждение, в подчинении которого находится уполномоченное лицо, отвечает за правомерное и целесообразное выполнение делегированного задания. Это учреждение является учреждением, в котором оспаривают изданные уполномоченным лицом административные акты, если внешним нормативным актом не определено другое учреждение.
(6) Уполномоченное лицо подает учреждению, в подчинении которого находится, информацию, которую учреждение требует в связи с выполнением делегированного задания.
Статья 44. Возмещение убытков в случае делегиpования
(1) Имущественные убытки и персональный ущерб, нанесенный третьему лицу, возмещают:
1) из государственного бюджета, когда делегирование определено законом или правилами Кабинета министров;
2) из бюджета того публичного лица, к которому принадлежит делегирующий, в случае, когда делегирование определено договором.
(2) Уполномоченное лицо в регрессивном порядке возмещает убытки соответствующему публичному лицу, если:
1) убытки возникли в результате противоправной деятельности или бездеятельности уполномоченного лица;
2) уполномоченное лицо не выполняет или не выполняет должным образом делегированное задание.
Статья 45. Процедура договорного делегирования
(1) Решение о делегировании заданий управления, находящихся в компетенции учреждения прямого управления, на срок до трех лет принимает член Кабинета министров, в подчинении которого находится учреждение, заключающее договор.
(2) Решение о делегировании заданий учреждений опосредованного управления принимает орган соответствующего образованного публичного лица, информирующий учреждение прямого управления, в подчинении которого находится соответствующее образованное публичное лицо. Если срок делегирования превышает год и срок полномочий депутатов самоуправления, договор делегирования согласуют с учреждением прямого управления.
(3) В решении о делегировании констатируют допустимость делегирования и регламентируют правила делегирования.
Статья 46. Содержание договора делегирования
В договоре делегирования указывают:
1) стороны;
2) делегированное задание управления и нормативный акт, которым соответствующее задание передано в компетенцию делегирующего;
3) порядок и сроки выпонения делегированного задания управления;
4) конкретную ответственность сторон;
5) критерии оценки качества выполнения задания, а если предметом договора является разовое задание, — также и достигаемые результаты;
6) порядок взаимных расчетов, правила присвоения финансовых и других ресурсов;
7) порядок подачи регулярных отчетов и сообщений;
8) порядок надзора за деятельностью уполномоченного лица;
9) порядок вступления договора в силу;
10) срок действия договора;
11) другие существенные условия договора.
Статья 47. Прекращение договора делегирования
(1) Договор делегирования прекращается по окончании срока, на который он заключен.
(2) Если срок делегирования превышает три года, каждая из сторон может его расторгнуть, соблюдая срок расторжения в один год.
(3) В договоре могут быть предусмотрены более короткие сроки расторжения, чем предусмотрено частью второй настоящей статьи.
(4) Договор может быть расторгнут без соблюдения сроков расторжения, если вторая сторона грубо нарушила положения договора или существуют другие важные причины, которые не позволяют продолжать договорные отношения.
(5) Договор расторгают, если более не существует основных условий его заключения (статья 40) или специальных условий делегирования частному лицу (статья 42).
Глава VI
Участие общества в государственном управлении
Статья 48. Виды участия общества
(1) Для достижения целей настоящего договора учреждение вовлекает в свою деятельность представителей общества (представителей общественных организаций и других организованных групп, отдельных компетентных лиц), включая их в рабочие группы, консультативные советы или попросив дать заключение.
(2) По важным для общества вопросам учреждение обязано организовать публичное обсуждение. Если учреждение принимает решение, которое не соответствует точке зрения значительной части общества, оно особо обосновывает это решение.
(3) Учреждение (далее также – уполномачивающий), соблюдая положения настоящей главы, может уполномочить частное лицо на выполнение заданий государственного управления.
(4) Для обеспечения участия общества в своей деятельности учреждение может использовать виды вовлечения общества, определенные другими нормативными актами, не упомянутые в настоящей статье.
(5) Решение о вовлечении представителей общества в деятельность учреждения и его видах принимает руководитель учреждения, если нормативным актом не определено иначе.
Статья 49. Условия присвоения полномочий
(1) Частное лицо внешним нормативным актом или договором об участии (статья 50) может быть уполномочено на выполнение задания управления, не содержащего принятия или подготовки решения управления, если:
1) это направлено на благо общества (в некоммерческих целях);
2) это целесообразно для вовлечения общества в государственное управление, и
3) это дает, по меньшей мере, такой же эффект.
(2) На присвоение полномочий, соблюдая положения настоящей главы, распространяются положения части первой статьи 42. При выборе частного лица учреждение применяет объективные критерии, соблюдая условия, упомянутые в части первой настоящей статьи. При заключении договора об участии уполномачивающий, при необходимости, обосновывает выбор. Обоснование вместе с проектом договора (часть третья статьи 50) является публично доступным.
Статья 50. Условия заключения договора об участии
(1) На договор об участии распространяются положения статьи 46 настоящего закона.
(2) О намерении заключить договор об участии уполномачивающий информирует вышестоящее учреждение и, в установленных нормативными актами случаях, – также и высшее учреждение (часть вторая статьи 31).
(3) Проект договора об участии должен быть публично доступен по меньшей мере 10 дней до момента подписания. За публичную доступность проекта договора отвечает уполномачивающий.
(4) Если договором предусмотрено выделение бюджетных средств, на использование этих средств и финансовый отчет об этом распространяются такие же условия, как и на заключившее договор учреждение.
(5) Порядок заключения договора об участии учреждением прямого управления определяет Кабинет министров.
(6) Учреждение опосредованного управления заключает договор об участии в случаях и порядке, определенных органом образованного публичного лица. Если этот порядок не определен, договор об участии заключает орган образованного публичного лица.
Статья 51. Публичность договора об участии
Договор об участии является публично доступным. Порядок публикования договора определяет Кабинет министров.
Статья 52. Ответственность уполномачивающего
(1) Уполномачивающий отвечает за надлежащее выполнение задания.
(2) Уполномачивающий, как в акте присвоения полномочий, так и в дальнейшем, при надзоре за деятельностью частного лица, должен обеспечить надлежащее выполнение задания.
Статья 53. Возмещение ущерба в случае передачи полномочий
(1) Имущественные убытки и персональный ущерб, причиненные третьему лицу при выполнении задания управления, возмещают из бюджета того публичного лица, к которому принадлежит уполномачивающий.
(2) Уполномоченное лицо в регрессивном порядке возмещает убытки публичному лицу, если убытки возникли в результате противоправной деятельности или бездеятельности уполномоченного лица.
Глава VII
Сотрудничество в государственном управлении
Статья 54. Основные положения сотрудничества
(1) Учреждения, между которыми нет иерархических отношений, сотрудничают для выполнения своих функций и заданий.
(2) Учреждение, получившее соответствующее предложение от другого учреждения, может отказать в сотрудничестве только в том случае, если имеются причины отказа, предусмотренные статьей 56 настоящего закона.
(3) Сотрудничество учреждений осуществляется бесплатно, если внешним нормативным актом не определено иначе.
(4) Учреждения могут сотрудничать как в отдельном случае, так и постоянно. При постоянном сотрудничестве учреждения могут заключить межведомственное соглашение (статьи 58 – 60).
(5) Публичные лица при сотрудничестве могут заключить договор о сотрудничестве (статья 61).
Статья 55. Предмет сотрудничества учреждений
(1) Учреждение может предложить другому учреждению обеспечить участие отдельных должностных лиц управления в выполнении конкретных задач управления.
(2) Учреждение, соблюдая определенные нормативными актами ограничения, может предложить другому учреждению предоставить информацию, имеющуюся в распоряжении этого учреждения.
(3) Учреждение может предложить другому учреждению предоставить ему заключение по вопросу, входящему в компетенцию учреждения, дающего заключение.
(4)Нормативным актом могут быть определены другие предметы сотрудничества .
Статья 56. Отказ в сотрудничестве
(1) Учреждение может отказать в сотрудничестве, в письменном виде обосновав отказ, если:
1) сотрудничество невозможно по фактическим причинам;
2) сотрудничество невозможно по правовым причинам;
3) в сотрудничество может быть вовлечено другое учреждение с меньшим потреблением ресурсов;
4) необходимое потребление ресурсов превышает потребность предложившего сотрудничество учреждения в этом сотрудничестве.
(2) Учреждение, получившее отказ в сотрудничестве, может предложить вышестоящему учреждению отказавшего учреждения оценить обоснованность отказа.
Статья 57. Недостаточное сотрудничество
Если учреждение считает, что цель предложенного сотрудничества не достигнута из-за деятельности или бездеятельности второго учреждения (сотрудничество недостаточно или не обеспечено надлежащим образом), оно может проинформировать об этом вышестоящее учреждение второго учреждения.
Статья 58. Межведомственное соглашение
(1) Для обеспечения постоянного сотрудничества учреждения, находящиеся в подчинении различных членов Кабинета министров (принадлежащие к разным ведомствам), могут в письменном виде заключить межведомственное соглашение.
(2) Межведомственное соглашение учреждения могут заключить и в том случае, если они принадлежат одному публичному лицу или разным публичным лицам.
(3) Межведомственным соглашением нельзя делегировать или изменить определенную нормативными актами компетенцию учреждений.
(4) Межведомственное соглашение не является обязывающим для вышестоящих учреждений соответствующих учреждений. Оно не ограничивает иерархические права вышестоящих учреждений.
Статья 59. Согласование и выполнение межведомственного соглашения
(1) Перед подписанием межведомственного соглашения учреждение согласует проект с вышестоящим учреждением. Если вышестоящее учреждение в течение месяца со дня отсылки проекта не дало письменного ответа, соглашение считается согласованным.
(2) Если межведомственное соглашение не выполняется должным образом, учреждение информирует об этом вышестоящее учреждение того учреждения, которое не выполняет соглашение.
(3) Учреждение не может требовать от другого учреждения выполнения соглашения, если невыполнение соглашения является последствием действий вышестоящего учреждения .
(4) Нельзя подавать в суд иск о невыполнении межведомственного соглашения, а также о возмещении убытков.
Статья 60. Прекращение межведомственного соглашения
Межведомственное соглашение прекращает действие, если:
1) закончился срок, на который оно заключено;
2) по меньшей мере одно из учреждений прекратило существование или его реорганизовали;
3) одно из учреждений предложило его растогнуть;
4) одно из учреждений не выполняет и не может выполнять соглашение в связи с изменением фактических или правовых обстоятельств. В этом случае соответствующее учреждение или его вышестоящее учреждение незамедлительно информирует об этом учреждение второй стороны.
Статья 61. Договор о сотрудничестве
(1) Публичные лица заключают договор о сотрудничестве для обеспечения более эффективного выполнения задания управления, входящего в компетенцию по меньшей мере одной стороны-публичного лица.
(2) Договор о сотрудничестве от имени публичного лица заключает его орган или подчиненное учреждение.
(3) Договором о сотрудничестве не могут быть делегирована или изменена компетенция, определенная для образованных публичных лиц нормативными актами. Договор о сотрудничестве не может затрагивать иерархические отношения между различными публичными лицами и их учреждениями.
(4) Образованное публичное лицо информирует о договоре о сотрудничестве учреждение прямого управления, в подчинении которого находится соответствующее публичное лицо.
(5) Если предметом договора о сотрудничестве является задание управления, входящее в автономную компетенцию образованного публичного лица (часть вторая статьи 5), в договоре может быть предусмотрено решение договорных споров через суд. Если договором эта возможность не предусмотрена или нормативным актом установлено иначе, стороны не могут подавать иски в суд.
Глава VIII
Проверка решения управления и ответственность за решение управления
Статья 62. Основные положения проверки решения управления
(1) Правила настоящей главы распространяются на письменные решения управления, за исключением срочных решений управления.
(2) Проверка решения управления включает в себя проверку целесообразности решения и правомерности решения.
(3) Решение управления согласно нормативным актам проверяют как перед его принятием (предварительная проверка), так после его принятия (последующая проверка).
(4) Правила настоящей главы в отношении порядка проверки решения управления применяются, если нормативными актами не определено иначе.
Статья 63. Проверка целесообразности решения управления
Проверяя целесообразность решения управления, оценивают его необходимость и пригодность для достижения соответствующей цели. Соображения целесообразности административного акта определяет Закон об административном процессе.
Статья 64. Проверка правомерности решения управления
Проверяя правомерность решения управления:
1) оценивают его соответствие внешним нормативным актам и общим правовым принципам;
2) при необходимости, оценивают его соответствие внутренним нормативным актам и принципам государственного управления;
3) в случае взаимного противоречия правовых норм, определяют применяемую правовую норму;
4) если в отношении его принятия предоставлена свобода действий, определяют, в какой степени это распространяется на конкретное решение управления;
5) если в отношении его содержания предоставлена свобода выбора, определяют рамки выбора содержания решения.
Статья 65. Предварительная проверка целесообразности решения управления
Принимающий решение управления знакомит с проектом решения вышестоящее должностное лицо управления в соответствующем учреждении. Это должностное лицо управления оценивает целесообразность решения управления.
Статья 66. Предварительная проверка правомерности решения управления
(1) Предварительную проверку правомерности решения управления осуществляет как принимающий решение (основная проверка), так и особая структурная единица учреждения или особое должностное лицо (дополнительная проверка).
(2) Проверка правомерности решения управления является обязательной. Эту проверку проводят и в том случае, если внутренним нормативным актом не предусмотрен особый порядок проверки.
(3) Если в ходе дополнительной проверки констатировано, что проект решения управления правомерен, соответствующее должностное лицо управления визирует его. Если в ходе дополнительной проверки констатировано, что проект решения управления не отвечает правовым нормам, его не визируют. В этом случае осуществивший дополнительную проверку в письменной форме излагает свои возражения, указав требования, которым должно соответствовать правомерное решение управления.
(4) Если решение управления принимают без учета указанных после дополнительной проверки возражений, принявший решение в письменной форме мотивирует свои соображения.
Статья 67. Последующая проверка решения управления
(1) Последующую проверку решения управления осуществляют с соблюдением конкретной формы подчиненности (части четвертая и пятая статьи 7).
(2) Порядок и принципы оспаривания и отмены административного акта и фактическоого действия определяет Закон об административном процессе.
(3) Определенное регламентом учреждения или другим нормативным актом должностное лицо управления осуществляет инцидентальную (по конкретному случаю), случайную и регулярную последующие проверки.
(4) Вышестоящее должностное лицо может мотивированным решением отменить или изменить противоправное или нецелесообразное решение управления любого нижестоящего должностного лица.
Статья 68. Ответственность за решение управления
(1) За целесообразность и правомерность решения управления отвечает принявший решение.
(2) Должностное лицо управления, которое осуществляет дополнительную проверку правомерности проекта решения управления, несет ответственность за свою оценку. Если в ходе дополнительной проверки констатировано, что проект решения управления является противоправным, но решение управления принято без учета указанных возражений, должностное лицо управления, осуществлявшее дополнительную проверку, не несет ответственности за противоправность решения управления в отношении указанных противоречий.
Статья 69. Предварительная проверка решения управления коллегиальной институции
(1) Дополнительную проверку правомерности решения управления коллегиальной институции (комиссия, совет и др.) осуществляет должностное лицо управления, которое согласно нормативному акту отвечает за проверку правомерности.
(2) Если должностное лицо управления признает, что соответствующий проект решения управления является правомерным, оно визирует проект. Если у должностного лица управления имеются возражения в отношении правомерности проекта решения управления, оно в письменной форме мотивирует свои возражения, указав требования, которым должно отвечать правомерное решение управления.
(3) Если коллегиальная институция принимает решение управления без учета указанных в ходе дополнительной проверки возражений, каждый член коллегиальной институции высказывает свои соображения о правомерности соответствующего решения управления и эти соображения фиксируются в протоколе принятия решения управления коллегиальной институции.
(4) Для органа образованного публичного лица законом может быть установлен иной порядок обеспечения правомерности решения управления.
Статья 70. Ответственность за решение коллегиальной институции
(1) За целесообразность и правомерность решения управления коллегиальной институции отвечают те члены коллегиальной институции, которые голосовали, если только кто-либо из них особо не потребовал зафиксировать в протоколе принятия решения свои возражения.
(2) Должностное лицо управления, которое осуществляет дополнительную проверку правомерности проекта решения, несет ответственность за свою оценку. Если в ходе дополнительной проверки констатировано, что проект решения управления является противоправным, но решение управления принято без учета указанных возражений, должностное лицо управления, осуществлявшее дополнительную проверку, не несет ответственности за противоправность решения управления в отношении указанных противоречий.
(3) Для органа образованного публичного лица законом может быть установлены иные принципы ответственности, за исключением случая, когда он издает административный акт.
Статья 71. Виды ответственности
(1) Должностное лицо в установленным законом случаях несет ответственность за решение управления в соответствии с гражданским правом, уголовным правом, административным правом, а в установленных нормативным актом случаях – дисциплинарную ответственность.
(2) Дисциплинарную ответственность в отношении политических должностных лиц не применяют.

Глава IX
Внутренние нормативные акты
Статья 72. Основные положения внутренних нормативных актов
(1) Кабинет министров, член Кабинета министров, орган образованного политического лица или руководитель учреждения издают внутренние нормативные акты:
1) на основании номативного акта;
2) по своей инициативе по вопросам своей компетенции.
(2) Должностное лицо, не упомянутое в части первой настоящей статьи, издает внутренние нормативные акты на основании нормативного акта.
(3) Внутренний нормативный акт должен соответствовать внешним нормативным актам, общим правовым принципам (в том числе, принципам государственного управления и принципам административного процесса) и международным правовым нормам, а также внутренним нормативным актам, изланным вышестоящим учреждением или должностным лицом.
(4) Внутренний нормативный акт является обязывающим для учреждения (его структурной единицы, работников) или должностных лиц, в отношении которых он издан.
Статья 73. Виды внутренних нормативных актов
(1) Орган и должностное лицо публичного лица в рамках своей компетенции издает внутренние нормативные акты:
1) об устройстве организации и организации работы (положение, регламент);
2) об устройстве структурной единицы и организации работы (регламент);
3) о применении внешних нормативных актов или всеобщих правовых принципов (инструкция);
4) об использовании присвоенной нормативными актами свободы действий, определяя единообразные действия в одинаковых случаях (рекомендации). От этих рекомендаций в отдельных случаях можно отступать, особо обосновав отступление;
5) о правилах поведения в учреждении;
6) о процедуре принятия решения управления, выполнении обязанностей должностными лицами управления и другими работниками, поведении, безопасности труда в учреждении, а также о других вопросах, относящихся к деятельности учреждения.
(2) Компетенцию, содержательные правила, вступление в силу и действие внутренних нормативных актов определяет их содержание, а не название.
Статья 74. Компетенция Кабинета министров и члена Кабинета министров по изданию внутренних нормативных актов
Кабинет министров и член Кабинета министров издают внутренние нормативные акты согласно закону Об устройстве Кабинета министров. О проекте инструкции или рекомендации члена Кабинета министров информируют министерство юстиции, которое дает заключение в порядке, определенном нормативным актом.
Статья 75. Компетенция руководителя учреждения прямого управления и руководителя структурной единицы по изданию внутренних нормативных актов
(1) Регламент учреждения прямого управления издает его руководитель. Проект регламента согласуют с вышестоящим учреждением или членом Кабинета министров, если учреждение подчинено ему непосредственно.
(2) Регламент структурной единицы после согласования с руководителем, в соответствии с положением и регламентом учреждения, издает руководитель структурной единицы.
(3) Инструкцию и рекомендации руководитель учреждения издает, если не имеется инструкции, изданной вышестоящим должностным лицом, или эта инструкция недостаточна. Проект инструкции или рекомендаций согласуют с министерством юстиции и вышестоящим учреждением, а если такого нет – с соответствующим членом Кабинета министров.
(4) Другие упомянутые в статье 73 настоящего закона внутренние нормативные акты должностное лицо перед их изданием согласует с вышестоящим должностным лицом, если нормативным актом не определено иначе. Проект считают согласованным и в том случае, если в течение месяца после отсылки проекта не получены возражения в письменной форме.
Статья 76. Компетенция органа, учреждения и должностного лица образованного публичного лица по изданию внутренних нормативных актов
(1) Порядок издания и вступления в силу внутренних нормативных актов учреждений и должностных лиц образованного публичного лица определяет орган этого лица.
(2) Проекты инструкций и рекомендаций органа, учреждения и должностного лица образованного публичного лица согласуют с вышестоящим учреждением и министерством юстиции или другим учреждением, определенным Кабинетом министров.
Статья 77. Вступление в силу внутреннего нормативного акта
(1) Инструкция или рекомендации могут вступить в силу после согласования с министерством юстиции, Проект считают согласованным, если министерство юстиции не оспорило в виде мотивированного решения в письменной форме его правомерность в течение 2 месяцев после отсылки проекта.
(2) Инструкция или рекомендации по вопросам компетенции прямого управления (части первая и третья статьи 5) вступают в силу на следующий день после их опубликования в газете “Latvijas Vēstnesis”, если внутренним нормативным актом не определен иной срок вступления в силу.
Статья 78. Применение внутренних нормативных актов
(1) Если у должностного лица возникают обоснованные сомнения насчет соответствия инструкции или рекомендаций положениям внешних нормативных актов или всеобщим правовым принципам, данный нормативный акт не применяют и незамедлительно в виде мотивированного сообщения в письменной форме информируют вышестоящее должностное лицо и учреждение или должностное лицо, которое этот нормативный акт издало, а также министерство юстиции. Учреждение или должностное лицо, которое издало соответствующий нормативный акт, может дать письменное распоряжение о его применении. Распоряжение исполняют, если оно содержит юридическое обоснование того, почему сомнение должностного лица отклонены.
(2) Если должностное лицо констатирует противоречия между внутренними нормативными актами, оно применяет акт, изданный вышестоящим учреждением или должностным лицом.
(3) Если должностное лицо констатирует противоречия между внутренними нормативными актами, изданными учреждениями или должностными лицами одного уровня иерархии, оно применяет:
1) всеобщую правовую норму, если ее не ограничивает специальная правовая норма;
2) более новый акт, если обе правовые нормы являются всеобщими или специальными. Определяющей является дата принятия нормативного акта.
(4) Если у должностного лица возникают обоснованные сомнения насчет соответствия внутреннего нормативного акта другому внутреннему нормативному акту, должностное лицо применяет его, но о своих сомнениях в виде мотивированного сообщения в письменной форме информирует вышестоящее должностное лицо и учреждение или должностное лицо, которое издало этот нормативный акт, а также министерство юстиции.
Глава X
Административный договор
Статья 79. Основные положнения административного договора
(1) Административный договор – это соглашение между публичным лицом и частным лицом об установлении, изменении, прекращении или констатации административных правовых отношений. Административный акт, даже если он включен в договор, остается самостоятельным правовым актом.
(2) Административный договор от имени публичного лица заключает подчиненное учреждение или должностное лицо.
(3) Предметом административного договора является вопрос, входящий в компетенцию соответствующего публичного лица. Договор направлен на выполнение этой компетенции в рамках регулирующих правовых норм.
Статья 80. Предпосылки заключения административного договора
(1) Административный договор заключают в следующих случаях:
1) чтобы прекратить правовй спор, особенно судебный процесс;
2) если применямые правовые нормы присваивают учреждению свободу действий в отношении издания административного акта, его содержания или фактического действия.
(2) Заключение административного договора не допускается, если форма договора не применима для регулирования конкретных правовых отношений, особенно если такой договор противоречил бы принципам государственного управления или несоразмерно ограничивал бы правовую защиту частного лица.
Статья 81. Условия содержания административного договора
(1) Обязательства, которые согласно административному договору, заключенному между политическим лицом и частным лицом, принимают на себя стороноы, должны быть соразмерными.
(2) Обязательства публичного лица должны быть правовыми. Если этими обязательствами являются издание административного акта или фактическое действие учреждения, они должны отвечать положениям Закона об административном процессе.
(3) Обязательства частного лица должны быть определенными и должны служить выполнению задания публичного лица.
(4) Если частное лицо имеет субъективное право на то, что публичное лицо обязалось обеспечить административным договором, обязательствами частного лица является только то, что может быть условиями соответствующего административного акта (сроки, предпосылки, задания, отговорки, включая отговорку об отмене).
Статья 82. Согласие на административный договор
(1) Административный договор, согласно пункту 1 части первой статьи 80 настоящего договора, учреждение может заключить, если с проектом согласилось вышестоящее учреждение.
(2) Административный договор, согласно пункту 2 части первой статьи 80 настоящего договора, учреждение может заключить, если с проектом согласилась институция, которая может оспорить соответствующий нормативный акт.
(3) Нормативным актом может быть определен иной порядок согласования административного договор.
Статья 83. Права частного лица
Административній договор, согласно пункту 2 части первой статьи 80 настоящего закона, не ограничивает права частного лица, которіе это лицо имеет согласно Закону об административном процессе. Если частное лицо оспаривает или обжалует административный акт или фактическое действие, это считается расторжением договора.
Статья 84. Права третьего лица
Административный договор не ограничивает прав третьего лица.
Статья 85. Выполнение административного договора
(1) Если сторона не выполняет административный договор надлежащим образом или подвергает сомнению его действие, вторая сторона может через суд потребовать выполнения договора.
(2) Судебный процесс и выполнение решения происходит согласно Закону об административном процессе.
Статья 86. Прекращение административного договора и возмещение убытков
(1) Административный договор прекращается, если:
1) он выполнен;
2) завершился срок его действия;
3) он расторгнут, и наступил срок расторжения;
4) публичное лицо более не может выполнять его в связи с изменением правовых обстоятельств.
(2) Право на возмещение убытков и величину возмещения определяет Гражданский закон, если договором не определено иначе.
Глава XI
Участие публичного лица с сфере частного права
Статья 87. Основные условия для деятельности публичного лица в сфере частного права
(1) Публичное лицо в области частного права действует в следующих случаях:
1) осуществляя сделки, которые необходимы для обеспечения его деятельности;
2) оказывая публичные услуги;
3) осуществляя коммерческую деятельность (статья 88).
(2) Если публичное лицо действует в области частного права, на него распространяются законы, которые регулируют сделки в области частного права вообще, если эту деятельность не ограничивают другие нормативные акты.
(3) Образованные публичные лица, создавая юридические лица частного права, также и те, для которых получение прибыли не является характерным, не могут уклониться от определенной в этом законе ответственности и выдвинуть для них другие цели, которые не вытекают из функций соответствующего публичного лица.
Статья 88. Коммерческая деятельность публичного лица
(1) Публичное лицо может осуществлять коммерческую деятельность:
1) если рынок не способен обеспечить реализацию интересов общества в соответствующей сфере;
2) в отрасли, в которой существует естественная монополия, обеспечивая таким образом доступность соответствующей услуги обществу;
3) в стратегически важной отрасли;
4) в новой отрасли;
5) в отрасли, для развития инфраструктуры которой необходимы крупные вложения капитала;
6) в отрасли, в которой в соответствии с интересами общества необходимо обеспечить более высокий стандарт качества.
(2) для ведения коммерческой деятельности публичное лицо согласно закону создает коммерческое общество.
Статья 89. Условия заключения договора частного права
Договор частного права заключают, с соблюдением того, что:
1) его заключают без какой-либо дискриминации;
2) стороны равны;
3) обязательства сторон должны быть соразмерны;
4) публичное лицо не имеет права самовольно запрещать или ограничивать использование прав человека;
5) публичное лицо само отвечает за выполнение функций, определенных нормативными актами.
Глава XII
Ответственность должностного лица, имущество публичного лица,
аудит работы учреждения и публичный отчет
Статья 90. Ответственность должностного лица
Если должностное лицо при выполнении должностных обязанностей по умыслу или или по грубой невнимательности причинило имущественные убытки публичному лицу, публичное лицо требует возмещения убытков должностным лицом в установленном нормативными актами порядке.
Статья 91. Имущество публичного лица
(1) Имущество публичного лица находится в распоряжении учреждения (далее – имущество учреждения). Учреждение разумно использует переданное ему в распоряжение имущество.
(2) Все имущество учреждения, полученное или созданное при исполнении чиновником или работником своих обязанностей, принадлежит соответствующему публичному лицу, если законом не определено иначе.
(3) Руководитель учреждения назначает должностное лицо, которое управляет имуществом учреждения. Если такое лицо не назначено, имуществом учреждения управляет руководитель учреждения.
Статья 92. Информация об имуществе учреждения
Информация об имуществе учреждения и состоянии счета публично доступна, если законом не определено иначе.
Статья 93. Аудит учреждения
(1) Для обеспечения эффективной деятельности государственного управления учреждения проводят аудит.
(2) Аудит может охватывать отдельную сферу. Порядок проведения аудита определяют нормативные акты.
(3) Учреждения проводят внутренний аудит. Осуществляя внутренний аудит, оценивают планы деятельности учреждения, методы и процедуры, которые обеспечивают эффективную работу учреждения, и дают рекомендации по улучшению эффективности работы учреждения.
Статья 94. Публичный отчет
(1) Чтобы проинформировать общество о деятельности учрежедния, а также об использовании выделенных бюджетных средств, учреждение подготавливает публичные отчеты.
(2) Виды, содержание и порядок публикации публичных отчетов определяют нормативные акты.
Переходные положения

  1. С вступлением в силу настоящего закона утрачивает силу закон Об устройстве министерств (Latvijas Republikas Saeimas un Ministru Kabineta Ziņotājs, 1997, №5.; 1998, №15; 2001, №14).
  2. Кабинет министров до 1 января 2005 года обеспечивает соответствие государственного управления положениям настоящего закона.
  3. Кабинет министров до 1 января 2004 года разрабатывает и подает в Сейм законопроекты о необходимых изменениях в других законах.
  4. Положения об учреждениях, за исключением тех положений, которые изданы на основании закона Об устройстве министерств, в соответствии с положениями настоящего закона принимают до 1 января 2005 года. До этого времени положения об учреждениях, которые действуют в момент вступления в силу закона, остаются в силе, если они не противоречат настоящему закону.
  5. Часть пятая статьи 14 вступает в силу 1 января 2005 года.
  6. Если частному лицу в момент вступления закона в силу договором делегирована обязанность выполнения задания государственного управления (глава V и VI), то, если делегирование не прерывается по другим причинам, лицо продолжает выполнение этого задания согласно прежним правилам, но не позднее, чем до 1 июля 2003 года. До этого времени, если это согласно положениям настоящего закона допустимо и целесообразно, делегирование оформляется в соответствии с требованиями настоящего закона или же прерывается согласно прежним правилам делегирования.
  7. Кабинет министров до 31 марта 2003 года разрабатывает и подает в Сейм законопроект об изменениях в законах, которыми частным лицам делегировано издание административных актов.
  8. Межведомственные соглашения (статьи 58, 59 и 60) и договоры о сотрудничестве публичных лиц (статья 61), которые действуют в момент вступления закона в силу, остаются в силе, но не позднее, чем до 1 января 2005 года. До этого времени соглашение (договор) оформляют в соответствии с требованиями настоящего закона или расторгают не позднее 1 января 2005 года. Оформлением в соответствии с требованиями настоящего закона считается также подписанный учреждениями (сторонами) протокол и письменное подтверждение соответствующего вышестоящего учреждения, что соглашение (договор) соответствует требованиям настоящего закона. Упомянутый протокол и подтверждение прилагают к соглашению (договору).
  9. Внутренние нормативные акты, интерпретирующие внешние нормативные акты, согласуют с министерством юстиции (часть третья статьи 75, часть вторая статьи 76 и часть первая статьи 77) с 1 января 2004 года. До этой даты учреждения отсылают упомянутые нормативные акты министерству юстиции.
  10. Глава Х настоящего закона вступает в силу 1 июля 2003 года. Кабинет министров до 1 марта 2003 года разрабатывает и подает в Сейм законопроект об изменениях в Законе об административном процессе, регламентировав рассмотрение в суде таких дел, которые возникли из правовых отношений на основании административного договора.
  11. Статья 88 не распространяется на предпринимательскую деятельность публичного лица, которая начата до вступления настоящего закона в силу.
  12. Кабинет министров для применения настоящего закона издает внутренние нормативные акты, которые необходимы для реализации норм настоящего закона, разъяснения или достижения единообразного их применения.
    Закон вступает в силу 1 января 2003 года.
    Закон принят Сеймом 6 июня 2002 года.
    Президент государства В.Вике-Фрейберга
    Рига, 21 июня 2002 года