Закон Хорватии о конституционном суде

КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ
РЕСПУБЛИКИ ХОРВАТИЯ
(Текст с последующими изменениями и дополнениями, опубликованный в Официальном Печатном Издании («Народные новости»), No. 49/02 от 3 мая 2002)

Настоящий текст с последующими изменениями и дополнениями Конституционного Акта о Конституционном Суде Республики Хорватия является сборным текстом: текста Конституционного Акта о Конституционном Суде Республики Хорватия, опубликованного в Официальном Печатном Издании No. 99/99 от 29 сентября 1999 г., и текста Конституционного Акта о Поправках и изменениях к Конституционному Акту о Конституционном Суде Республики Хорватия, опубликованного в Официальном Печатном Издании No. 29/2002 от 22 марта 2002 г.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Настоящий Конституционный Акт регулирует условия и порядок выборов судей Конституционного Суда Республики Хорватия (именуемого в дальнейшем: Конституционный Суд), прекращение срока их полномочий, условия возбуждения разбирательства по рассмотрению законности и конституционности, порядок и правовые последствия его решений, защиту прав и основных свобод человека, гарантированных Конституцией, и другие важные вопросы выполнения функций и обязанностей Конституционного Суда.
Статья 2
(1) Конституционный Суд должен гарантировать соблюдение и исполнение Конституции Республики Хорватия и должен осуществлять свою деятельность на основании положений Конституции Республики Хорватия и Конституционного Акта о Конституционном Суде Республики Хорватия.
(2) Конституционный Суд независим от всех государственных органов и должен независимо распределять средства, выделенные из государственного бюджета для обеспечения функционирования Конституционного Суда, с соблюдением годового бюджета и закона.
(3) Внутренняя организация Конституционного Суда должна регулироваться Правилами Процедуры Конституционного Суда Республики Хорватия (именуемые в дальнейшем: Правила).
(4) Председатель Конституционного Суда должен контролировать исполнение Правил. Правила должны толковаться Конституционным Судом.
Статья 3
Работа Конституционного Суда осуществляется в открытом порядке.
Статья 4
(1) Судьи Конституционного Суда должны пользоваться такой же неприкосновенностью, что и члены Парламента Хорватии.
(2) Ни один судья Конституционного Суда не должен нести уголовную ответственность, подвергаться задержанию и наказанию за выраженное в Конституционном Суде мнение или участие в голосовании.
(3) Ни один судья Конституционного Суда не должен подвергаться задержанию без одобрения Конституционного Суда, также как против него не может возбуждаться уголовное дело без этого одобрения.
(4) Судья Конституционного Суда может задерживаться без одобрения Конституционного Суда только, если его застали во время совершения уголовного преступления, за которое предусмотрено наказание в виде тюремного заключения сроком от пяти лет. В этом случае, государственный орган, арестовавший судью, должен немедленно уведомить об этом Председателя Конституционного Суда.
(5) Конституционный Суд может принимать решение об отстранении судьи, против которого было возбуждено уголовное разбирательство, от выполнения своих обязанностей в Конституционном Суде до завершения разбирательства.
II. УСЛОВИЯ ВЫБОРОВ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, ВЫБОРЫ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И ПРЕКРАЩЕНИЕ СРОКА ИХ ПОЛНОМОЧИЙ
Статья 5
(1) Судьи Конституционного Суда должны выбираться из числа граждан Хорватии, юристов с опытом работы в правовой сфере свыше 15 лет, которые известны своей научной, профессиональной или общественной деятельностью.
(2) Лицо, которое имеет докторскую степень в юридических науках и соответствует всем требованиям согласно параграфу 1 настоящей Статьи, может избираться в качестве судьи Конституционного Суда, если у него опыт работы в правовой сфере свыше 12 лет.
Статья 6
(1) Порядок выбора судьи Конституционного Суда должен определяться Комитетом Парламента Хорватии, компетентным по вопросам Конституции (именуемый в дальнейшем: компетентный комитет), который должен опубликовывать в Официальном Печатном Издании приглашение для судебных институтов, правовых факультетов, палаты адвокатов, правовых ассоциаций, политических партий и других юридических и физических лиц, предлагать кандидатов для выборов одного или нескольких судей Конституционного Суда (именуемое в дальнейшем: приглашение). Частное лицо может предлагать себя в качестве кандидата.
(2) Приглашение должно определять условия для выбора судьи Конституционного Суда, закрепленные Конституцией и настоящим Конституционным Актом, крайний срок предложения кандидатов в компетентный комитет и приложения, которые должны подаваться с предложением.
(3) После истечения крайнего срока, определенного в параграфе 2 настоящей Статьи, компетентный комитет должен проверить, соответствуют ли предложенные кандидаты квалификационным требования для судьи Конституционного Суда, закрепленным Конституцией и настоящим Конституционным Актом, и отклонить недействительные кандидатуры.
(4) Компетентный комитет должен проводить открытое интервью с каждым кандидатом, который соответствует квалификационным требованиям для судьи Конституционного Суда, и на основании полученных данных должен представить краткий список кандидатов на должность судьи Конституционного Суда. Как правило, краткий список должен включать больше кандидатов, чем количество судей Конституционного Суда, которые должны быть избраны.
(5) Компетентный комитет должен предоставлять в Парламент Хорватии, вместе со своим предложением, список всех кандидатов, которые соответствует квалификационным требованиям для судьи Конституционного Суда. Предложение компетентного комитета должно содержать причины, на основании которых комитет отдал определенному кандидату предпочтение.
(6) Представители в Парламенте Хорватии должны отдельно голосовать за каждую предложенную кандидатуру.
(7) Кандидат, предложенный на должность судьи Конституционного Суда, считается избранным судьей Конституционного Суда, если за него проголосовали большинством голосов представителей в Парламенте Хорватии.
Статья 7
(1) Избранные судьи Конституционного Суда должны вступать в должность в день истечения срока полномочий их предшественников.
(2) Судья Конституционного Суда, который был избран вместо судьи, ушедшего в отставку до истечения срока его полномочий, должен вступать в должность в день, определенный Парламентом Хорватии.
Статья 8
До вступления в должность судья Конституционного Суда должен принять перед Президентом Республики Хорватия следующую присягу: «Я торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности должности судьи Конституционного Суда Республики Хорватия в соответствии с Конституцией и законами Республики Хорватия».
Статья 9
(1) Срок полномочий судьи Конституционного Суда начинается с даты вступления в должность.
(2) За шесть месяцев до истечения срока полномочий судьи Конституционного Суда, Председатель Конституционного Суда должен уведомить об этом Спикера Парламента Хорватии.
Статья 10
(1) Судьи Конституционного Суда не должен заниматься никакой другой общественной или профессиональной деятельностью.
(2) Преподаватель права в университете (помощник преподавателя, младший или старший преподаватель), избранный в качестве судьи Конституционного Суда, может, на условиях неполной занятости, продолжать заниматься преподавательской и научной деятельностью в качестве преподавателя права в университете.
(3) Согласно настоящему Конституционному Акту, ни другая научная или экспертная деятельность, ни членство в институтах и ассоциациях юристов, других гуманитарных, культурных, спортивных и других ассоциациях, не должна считаться общественной или профессиональной деятельностью.
Статья 11
(1) Судья Конституционного Суда может смещаться с должность до истечения срока его полномочий в следующих случаях:

  • по собственному желанию,
  • если ему назначается наказание в виде тюремного заключения за уголовное преступление,
  • если он становится постоянно неспособным выполнять обязанности своей должности.
    (2) Основания для смещения с должности судьи Конституционного Суда до истечения срока его полномочий должны определяться Конституционным Судом, который должен уведомлять об этом Спикера Парламента Хорватии.
    Статья 12
    (1) Если судья Конституционного Суда подает заявление об отставке, и если Парламент Хорватии не принимает решение относительно заявления в течение трех месяцев, полномочия судьи Конституционного Суда должны прекращаться после истечения срока трех месяцев на основании Конституционного Акта.
    (2) Суд, который принял наказание в виде судебного заключения, должен немедленно передать окончательный приговор в Конституционный Суд, который должен уведомить Спикера Парламента Хорватии.
    (3) Разбирательство для установления постоянной неспособности судьи Конституционного Суда выполнять свои обязанности должно возбуждаться в Конституционном Суде по предложению Председателя Конституционного Суда.
    (4) Разбирательство для установления постоянной неспособности Председателя Конституционного Суда должно возбуждаться в Конституционном Суде по предложению трех судей Конституционного Суда.
    (5) Решение по предложению, указанному в параграфе 4 настоящей Статьи, должно приниматься большинством голосов всех судей Конституционного Суда.
    Статья 13
    (1) В течение срока разбирательства, которое регулируется положениями Статей 11 и 12 настоящего Конституционного Акта, судья Конституционного Суда может отстраняться от выполнения своих обязанностей.
    (2) Решение об отстранении должно приниматься, по предложению Председателя Конституционного Суда, большинством голосов всех судей.
    (3) Предложение об отстранении Председателя Конституционного Суда должно выдвигаться тремя судьями.
    (4) Решение по предложению об отстранении Председателя Конституционного Суда должно приниматься большинством голосов всех судей Конституционного Суда.
    Статья 14
    (1) Судья Конституционного Суда, срок полномочий которого истек, может уйти на пенсию на тех же условиях, что и член Парламента Хорватии.
    (2) Судья Конституционного Суда, который уходит с должности до истечения срока его полномочий по собственному желанию или в силу постоянной неспособности выполнять свои обязанности, имеет право уйти на пенсию на тех же условиях, что и судья в параграфе 1 настоящей Статьи.
    Статья 15
    Конституционный Суд должен выбирать Председателя Конституционного Суда на срок четырех лет посредством тайного голосования большинством голосов всех судей.
    Статья 16
    Ни один судья Конституционного Суда не должен быть членом любой политической партии и не должен осуществляться никакую публичную деятельность, которая демонстрирует его поддержку любой политической партии.
    III. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ
  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 17
    (1) Разбирательства в Конституционном Суде должны возбуждаться письменным заявлением, предложением или конституционной жалобы (именуемые в дальнейшем: ходатайства).
    (2) Все ходатайства, подаваемые в Конституционный Суд, должны быть подписаны.
    (3) Ходатайство должно подаваться в Конституционный Суд напрямую или по почте. Дата, когда ходатайство было отправлено заказным письмом, считается датой его подачи в Конституционный Суд.
    (4) Если ходатайство было подано не в Конституционный Суд, а в другой орган, и получено Конституционным Судом после истечения срока для подачи ходатайство, должно считаться, что оно было подано в течение установленного срока, если заявитель подал ходатайство в этот орган по незнанию или ошибке.
    Статья 18
    (1) Ходатайства о возбуждении разбирательства, а также все другие письменные заявления, предложения и информация должны предоставляться в Конституционный Суд на хорватском языке и латинскими символами.
    (2) В административных единицах, в которых, согласно условиям, определенным законом, наряду с хорватским языком и латинскими символами официально используется другой язык и кириллические или другие символы, участник разбирательства, который проживает или находится на территории этой административной единицы, может также подавать ходатайства в Конституционный Суд на другом языке и кириллическими или другими символами.
    Статья 19
    (1) Ходатайства, подаваемые в Конституционный Суд, должны быть понятными и содержать все реквизиты для начала разбирательства по ним.
    (2) Если ходатайство не понятно или не содержит все реквизиты для начала разбирательства по ним, Конституционный Суд должен вернуть ходатайство заявителю для исправления с указанием срока для повторной подачи ходатайства.
    (3) Если ходатайство было исправлено и повторно подано в Конституционный Суд в течение срока, предусмотренного для внесения исправлений, датой его подачи должна считаться дата его первой подачи.
    (4) Ходатайство должно считаться отозванным, если в течение установленного срока оно не было подано повторно в Конституционный Суд. Если оно повторно предоставляется без исправлений, оно должно быть отклонено.
    Статья 20
    (1) Разбирательства проводятся судьей Конституционного Суда.
    (2) Разбирательства должны проводится в таком порядке, который позволит Конституционному Суду принять решение по существу дела.
    Статья 21
    Если существуют причины проводить разбирательство в закрытом порядке, судья Конституционного Суда должен отметить это в своем докладе.
    Статья 22
    Если необходимо принять решение относительно иностранных физических или юридических лиц или иностранцев, которые пользуются неприкосновенностью, решение должно приниматься через дипломатический корпус и консульские каналы, если международные соглашения не предусматривают иное.
    Статья 23
    Каждый участник разбирательства в Конституционном Суде должен оплачивать свои расходы, если Конституционный Суд не принимает решение об ином.
    Статья 24
    (1) Стороны могут участвовать в разбирательстве лично или через представителя.
    (2) Специальное разрешение на осуществление всех или отдельных действий в ходе разбирательства должно основываться на специальной доверенности.
    Статья 25
    (1) Все обязаны предоставлять, по запросу, в Конституционный Суд документы и информацию, необходимую для проведения разбирательства.
    (2) В исключительных случаях, если повторяющиеся запросы Конституционного Суда согласно параграфу 1 настоящей Статьи не удовлетворяются, то Конституционный Суд может издать приказ об изъятии этих документов.
    Статья 26
    Должны вестись письменные записи сессий Конституционного Суда.
    Статья 27
    (1) Конституционный Суд принимает решения и постановления большинством голосов всех судей, если иное не предусмотрено Конституцией или настоящим Конституционным Актом.
    (2) По существу дела Конституционный Суд принимает решение, во всех других случаях — постановление.
    (3) Должны указываться основания принятия решения и постановления Конституционного Суда.
    (4) Судья Конституционного Суда, который имеет особое мнение, должен обосновать его в письменном виде.
    (5) Судья Конституционного Суда, который голосовал против мнения большинства, может, в течение достаточного периода времени с момента принятия решения или постановления, предоставить в письменном виде основания своего мнения и опубликовать его.
    (6) Судья Конституционного Суда не может воздерживаться в ходе голосования, кроме случаев, когда он участвовал в принятии закона, другого нормативно-правового акта или решения, которые используются для принятия текущего решения.
    Статья 28
    (1) Решение и постановление Конституционного Суда должно содержать введение, изложение решения и основания для принятия решения.
    (2) Введение решения или постановления содержит: название Конституционного Суда, имена и фамилии председателя и судей, которые участвовали в принятии решения или постановления, краткое описание дела, по которому принималось решение или постановление.
    (3) Изложение решения содержит приговор Конституционного Суда по делу.
    (4) В основаниях Конституционный Суд должен объяснять содержание ходатайства, которое было подано институтом для разбирательства, изложить основания для принятия решения и правовое обоснование принятого решения.
    Статья 29
    (1) Решения и важные постановления Конституционного Суда, принятые в ходе разбирательства о конституционности законов и других нормативно-правовых актов, а также решения и постановления, принятые Конституционным Судом в ходе разбирательства о защите прав и основных свобод человека, гарантированных Конституцией, должны опубликовываться в Официальном Печатном Издании. Если несколько решение или постановлений основываются на одинаковой правовой базе или одинаковых или подобных фактах дела, то должно быть опубликовано только одно решение или постановление.
    (2) Сессия Конституционного Суда должна принимать решение и о публикации других актов Конституционного Суда.
    Статья 30
    (1) Конституционный Суд должен отправлять участникам разбирательства заверенную копию своего решения или постановления.
    (2) Если повестки, решения или постановления Конституционного Суда не могут, по любой причине, быть доставлены участникам разбирательства, уведомление о них должно осуществляться посредством вывешивания повесток, решений или постановлений на доске объявлений Конституционного Суда.
    (3) Повестки, решения или постановления считаются доставленными после истечения восьми дней с даты, когда они были вывешены на доске объявлений Конституционного Суда.
    (4) В случае публикации решения или постановления в Официальном Печатном Издании, считаются, что они были вручены в день публикации.
    Статья 31
    (1) Решения и постановления Конституционного Суда обязательны, и любое физическое или юридическое лицо обязано их исполнять.
    (2) Все органы центрального правительства, местного и регионального правительства должны, в рамках своей конституционной и правовой юрисдикции, исполнять решения и постановления Конституционного Суда.
    (3) Правительство Республики Хорватия обеспечивает, через органы центрального управления, исполнение решений и постановлений Конституционного Суда.
    (4) Конституционный Суд может определять орган, ответственный за исполнение его решения или постановления.
    (5) Конституционный Суд может определять порядок, в котором должно исполняться его решение или постановление.
    Статья 32
    Конституционный Суд должен посредством принятия постановления отклонять заявление, предложение или конституционную жалобу, если он не обладает компетенцией для принятия решения, если они были поданы после истечения предусмотренного срока подачи и во всех других случаях, когда не исполняются условия для принятия решения по существу дела.
    Статья 33
    Конституционный Суд должен принимать решение по заявлению, принятому предложению или конституционной жалобе, как правило, в течение срока не более одного года.
    Статья 34
    Если иное не предусмотрено настоящим Конституционным Актом, Конституционный Суд должен по существу применять положения соответствующих процессуальных норм Республики Хорватия.
    IV. ОЦЕНКА КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ И КОНСТИУТЦИОННОСТИ И ЗАКОННОСТИ ДРУГИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
    Статья 35
    Ходатайство о возбуждении разбирательства в Конституционном Суде может подавать:
  • одна пятая членов Парламента Хорватии,
  • комитет Парламента Хорватии,
  • Президент Республики Хорватия,
  • Правительство Республики Хорватия, о рассмотрения конституционности и законности постановлений,
  • Верховный Суд Республики Хорватия или другой суд, если во время разбирательства в этом суде возник вопрос о конституционности и законности,
  • Народный Уполномоченный по правам человека в ходе разбирательств, предусмотренных в Статье 92 Конституции Республики Хорватия.
    Статья 36
    (1) Если представительский орган единиц местного и регионального самоуправления Республики Хорватия считает, что закон, регулирующий организацию, компетенцию и финансирование единиц местного и регионального самоуправления, не соответствует Конституции, он может подавать ходатайство в Конституционный Суд об оценке конституционности этого закона или некоторых его положений.
    (2) Конституционный Суд должен принимать решение по ходатайству, указанному в параграфе 1 настоящей Статьи, в срочном порядке в течение срока 30 дней после подачи ходатайства.
    Статья 37
    (1) Если суд в ходе своего разбирательства определяет, что закон, который должен применяться, или некоторые его положения не соответствуют Конституции, он должен приостановить разбирательство и подать ходатайство в Конституционный Суд об оценке конституционности закона или некоторых его положений.
    (2) Если суд в ходе своего разбирательства определяет, что другой нормативно-правовой акт, который должно применяться, или некоторые его положения не соответствует Конституции и закону, он должен напрямую применять закон к определенному делу и подать ходатайство в Конституционный Суд об оценке конституционности и законности оспариваемого постановления или некоторых его положений.
    (3) Конституционный Суд должен информировать Верховный Суд Республики Хорватия о ходатайствах, поданных согласно параграфам 1 и 2 настоящей Статьи.
    Статья 38
    (1) Каждое физическое или юридическое лицо имеет право возбуждать разбирательство об оценке конституционности закона и законности и конституционности других нормативно-правовых актов.
    (2) Конституционный Суд может возбуждать разбирательство об оценке конституционности закона и конституционности и законности других нормативно-правовых актов по своей инициативе.
    Статья 39
    (1) Ходатайство об оценке Конституционности закона или конституционности и законности других нормативно-правовых актов должно содержать перечень положений, конституционность или законность которых оспаривается, перечень положений Конституции или закона, которые согласно ходатайству, нарушаются, причины, на основании которых оспариваемое постановление не соответствует Конституции или закону, подпись и печать заявителя.
    (2) В ходатайстве заявитель может предоставлять другие доказательства в пользу подтверждения сущности вопроса и свое мнение о том, необходимо оспариваемое постановление отменить или аннулировать.
    (3) Ходатайство об оценке конституционности и законности других нормативно-правовых актов должно подаваться с оспариваемым актом в приложении.
    Статья 40
    (1) Предложение о возбуждении разбирательства об оценке конституционности закона или конституционности и законности других нормативно-правовых актов содержит, как правило, ту же информацию, что и ходатайство.
    (2) Конституционный Суд должен возбуждать разбирательство в течение одного года после подачи предложения.
    Статья 41
    Председатель Конституционного Суда должен передавать каждое ходатайство или предложение о возбуждении разбирательства об оценке конституционности закона или конституционности и законности других нормативно-правовых актов судье-докладчику для его подробного изучения.
    Статья 42
    (1) По предложению судьи-докладчика Конституционный Суд может отправлять ходатайство или предложение органу, который принял оспариваемое постановление, для предоставления ответа.
    (2) Если орган, указанный в параграфе 1 настоящей Статьи, не отвечает в течение 60 дней, Конституционный Суд должен начать разбирательство.
    Статья 43
    (1) После внесения предложения в Конституционный Суд о возбуждении разбирательства об оценке конституционности закона и конституционности и законности других нормативно-правовых актов, Конституционный Суд на своей заседании принимает постановление о принятии предложения и возбуждении разбирательства.
    (2) Конституционный Суд должен сообщать заявителю о возбуждении разбирательства или отклонении предложения, в зависимости от ситуации.
    (3) Постановление о возбуждении разбирательства об оценке конституционности закона должно опубликовываться в Официальном Печатном Издании.
    Статья 44
    (1) Разбирательство об оценке конституционности закона или конституционности и законности других нормативно-правовых актов должно считаться возбужденным в день принятия ходатайства Конституционным Судом или в день передачи его в заказным письмом.
    (2) Разбирательство об оценке конституционности закона и конституционности и законности других нормативно-правовых актов по предложению должно считаться возбужденным в день принятия постановления о возбуждении разбирательства.
    Статья 45
    Конституционный Суд может, до принятии окончательного решения, временно приостановить исполнение личного решения или действий, принятых на основании закона или других нормативно-правовых актов, конституционность или законность которых оценивается, если их исполнение может привести к тяжким и необратимым последствиям.
    Статья 46
    (1) Если дело было тщательно рассмотрено Конституционным Судом, чтобы он мог принять решение по существу дела, судья докладчику предоставляет проект решения или постановления по делу Председателю Конституционного Суда.
    (2) Проект решения или постановления должен содержать информацию о ходатайстве или предложении, предпринятых процессуальных действиях, основанных фактах и правовых вопросах, полученных заключениях и мнение о том, можно ли принять решение по делу на Заседании без публичного слушания или необходимо проводить публичное слушание.
    Статья 47
    (1) Председатель Конституционного Суда включает представленный проект решения или постановления в повестку дня Заседания Конституционного Суда для принятия решения по делу.
    (2) Если Конституционный Суд не принимает решение об ином, на Заседании присутствуют и могут принимать участие в обсуждении генеральный секретарь, юрисконсульты Конституционного Суда и директор Управления архивов и документации.
    (3) Журналисты и репортеры могут присутствовать на Заседании, открытом слушании и других собраниях Конституционного Суда.
    (4) Для телевизионной или радиотрансляции из зала Конституционного Суда требуется разрешение Председателя Конституционного Суда.
    Статья 48
    (1) На Заседании судья-докладчик устно объясняет проект решения или постановления и предоставляет дополнительные пояснения, если необходимо.
    (2) Судья может уполномочить юрисконсульта представлять дело на Заседании.
    (3) После этого Председатель Конституционного Суда открывает обсуждение.
    (4) Если обсуждения по делу проведены, председатель ставит предложение судьи-докладчика на голосование, а затем и все остальные предложения, возникшие в ходе обсуждения дела.
    (5) Если Конституционный Суд не принимает предложение судьи-докладчика, он может вернуть проект решения или постановления судье-докладчику для внесения исправлений или уполномочить другого судью для разработки другого мнения.
    Статья 49
    (1) Конституционный Суд проводит консультативные заседания, если считает, что до принятия решения по существу дела необходимо провести обсуждения с участниками разбирательства, правительственными органами, органами местного и регионального самоуправления, ассоциациями, учеными и другими экспертами.
    (2) Консультативные заседания могут также созываться судьей-докладчиком, о чем он должен уведомлять Председателя Конституционного Суда.
    Статья 50
    (1) Конституционный Суд на Заседании может решить принимать решение по существу дела на основаниях открытого слушания.
    (2) Открытое слушание созывается Председателем Конституционного Суда.
    (3) Участники разбирательства и представители государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, ассоциаций, а также лица, чье присутствие необходимо на открытом слушании, вызываются на открытое слушание.
    (4) Неявка вызванных участников разбирательства и других лиц не препятствует продолжению разбирательства и приятию решения Конституционным Судом, если он считает, что для этого существуют условиям.
    (5) При обоснованных обстоятельствах Конституционный Суд может откложить открытое слушание и созвать новое.
    Статья 51
    (1) Председатель Конституционного Суда проводит открытое слушание, а судья-докладчик излагает основные факты и правовые аспекты дела.
    (2) Ведется письменный протокол открытого слушания. Письменный протокол ведется юрисконсультом Конституционным Судом, который сотрудничал с судьей в рассмотрении дела. Открытое слушание стенографируется или записывается на аудио, если Председатель Конституционного Суда не принимает решение об ином. Аудио запись открытого слушания прилагается к письменному протоколу.
    (3) Письменный протокол открытого слушания должен подписываться Председателем Конституционного Суда, а юрисконсульт должен вести протокол.
    Статья 52
    Если Конституционный Суд считает, что дело уже обсудили в достаточном объеме, который позволяет принять решение, Председатель Конституционного Суда должен объявить о закрытии слушания.
    Статья 53
    (1) Конституционный Суд принимает решение на отдельном Заседании.
    (2) Заседания Конституционного Суда могут проводиться, если на них присутствуют большинство всех судей.
    (3) Краткое изложение дела, решение по делу и результаты голосования (голоса «за» и «против») заносятся в письменный протокол Заседания.

Статья 54
Конституционный Суд может оценивать конституционность закона, конституционность и законность других нормативно-правовых актов, даже если этот закон или нормативно-правовой акт уже рассматривался Конституционным Судом.
Статья 55
(1) Конституционный Суд должен отменять закон или некоторые его положения, если считает, что он не соответствует Конституции; или другой нормативно-правовой акт или некоторые его положения, если считает, что он не соответствует Конституции и закону.
(2) Отмененный закон, постановление или некоторые их положения должны потерять юридическую силу с даты опубликования решения Конституционного Суда в Официальном Печатном Издании, если Конституционный Суд не определяет другую дату.
(3) Конституционный Суд может аннулировать постановление или отдельные его положения, принимая во внимание все обстоятельства, важные для защиты конституционности и законности, и особенно учитывая, насколько серьезно оно нарушает Конституцию или закон и интересы правовой безопасности:

  • если оно нарушает права и основные свободы человека, гарантированные Конституцией,
  • если, оно, безосновательно, ставит некоторых лиц, группы людей или объединений в более привилегированное положение.
    Статья 56
    (1) Конституционный Суд может оценивать конституционность закона, конституционность и законность другого нормативно-правового акта или некоторых их положений, даже если они уже не действуют, если между датой отмены их действия и датой возбуждения разбирательства прошло не более одного года.
    (2) Если в ходе разбирательства установлено, что акт согласно параграфу 1 настоящей Статьи не соответствует Конституции или закону, Конституционный Суд должен принять решение, объявляющее неконституционность закона, неконституционность и незаконность других нормативно-правовых актов или некоторых их положений.
    (3) В случае, указанном в параграфе 2 настоящей Статьи, соответственно должны применяться положения Статьей 58 и 59 настоящего Конституционного Акта.
    Статья 57
    (1) Если перед Конституционным Судом возбуждено разбирательства об оценке конституционности закона, конституционности и законности других положений, и компетентный орган отменил или внес поправки в данный закон или постановление до завершения разбирательства перед Конституционным Судом, Конституционный Суд должен прекратить возбужденное разбирательство.
    (2) Если подтверждается неконституционность отмененного или измененного закона, неконституционность или незаконность другого нормативно-правового акта, указанного в параграфе 1 настоящей Статьи, Конституционный Суд должен принять решение о неконституционности или незаконности, согласно которому все лица, чьи права были нарушены окончательным индивидуальным актом, основанным на отмененном или измененном законе или постановлении, имеют право потребовать от компетентного органа, изменить этот индивидуальный акт посредством подачи ходатайства, подобного положениям Статьи 58 настоящего Конституционного Акта .
    Статья 58
    (1) Окончательный приговор за уголовное преступление, основанный на правовом положении, которое было отменено из-за его несоответствия Конституции не имеет правовых последствий с даты принятия Конституционным Судом решения об отмене положения закона, на основании которого был принят приговор, и окончательный приговор может быть изменен посредством соответствующего ходатайства о возобновлении уголовного разбирательства.
    (2) Любое физическое или юридическое лицо, подавшее в Конституционный Суд предложение об оценке конституционности и законности положения другого нормативно-правового акта, и Конституционный Суд принял предложение и отменил положение закона или другого нормативно-правового акта, имеет право подать требование в компетентный орган об изменении окончательного индивидуального акта, который нарушил его права и был принят на основе отмененных положений закона или другого нормативно-правового акта посредством соответствующего ходатайства о возобновлении разбирательства.
    (3) Любое физическое или юридическое лицо, права которого были нарушены в силу окончательного индивидуального акта на основании отмененного положения другого нормативно-правового акта, имеет право подать требование в компетентный орган об изменении этого окончательного индивидуального акта посредством соответствующего ходатайства о возобновлении разбирательства.
    (4) Требование об изменении окончательного индивидуального акта согласно параграфам 2 и 3 настоящей Статьи может подаваться в течение шести месяцев с даты опубликования решения Конституционного Суда в Официальном Печатном Издании.
    (5) В ходе разбирательства, по которому не было принято окончательное решение до даты вступления в силу решения Конституционного Суда, отменяющего закон, аннулирующего или отменяющего другой нормативно-правовой акт или некоторые их положения, и этот закон или другой нормативно-правовой акт должны были напрямую применяться по правовым вопросам, отмененный закон, аннулированное или отмененное другой нормативно-правовой акт или их отдельные положения не должны применяться с даты вступления в силу решения Конституционного Суда.
    Статья 59
    Если окончательный судебный приговор за уголовное преступление, основанный на правовом положении, которое было отменено, имел правовые последствия, или если в результате изменения окончательного индивидуального акта согласно Статье 58, параграфы 2 and 3, настоящего Конституционного Акта нарушающие последствия, которые являются результатом нарушения прав стороны, не могут быть изменены, сторона может в течение срока, указанного в Статье 58, параграф 4, настоящего Конституционного Акта, подать ходатайство в компетентный суд об отмене этих последствий посредством компенсации вреда.
    Статья 60
    Если суд посредством окончательного приговора отказал в применении нормативно-правового акта на основании его неконституционности или незаконности, а Конституционный Суд считает, что нет оснований для признания неконституционности и незаконности, любое лицо, чьи права были нарушены, может потребовать изменения окончательного приговора суда в течение одного года после публикации решения Конституционного Суда.
    Статья 61
    Конституционный Суд может прекратить разбирательство, если заявитель отзывает свое ходатайство, а также если прекращают выполняться требования для проведения разбирательства.
    V. ЗАЩИТА ПРАВ И ОСНОВНЫХ СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
    Статья 62
    (1) Любое лицо может подать конституционную жалобу в Конституционный Суд, если считает, что индивидуальный акт государственного органа, органа местного и регионального самоуправления или юридического лица с государственными полномочиями относительно его прав, обязанностей, подозрения или обвинения в уголовном деянии нарушил его права или основные свободы, гарантированные Конституцией, или право на местное и региональное самоуправление, гарантированное Конституцией (именуемое в дальнейшем: конституционное право).
    (2) Если против нарушения конституционных прав предусмотрена другие способы защиты, то конституционная жалоба может подаваться только после того, как эта помощь использована.
    (3) В вопросах, при которых предусмотрено обжалование административного спора, соответствующий пересмотр гражданского или послесудебного разбирательства, способы защиты права считаются использованными после принятия решения по каждому способу.
    Статья 63
    (1) Конституционный Суд должен возбудить разбирательство в ответ на конституционную жалобу даже до использования всех способов защиты, если суд не принимает в течение обоснованного времени решение относительно прав и обязательств стороны или подозрения или обвинения в уголовном деянии или если оспариваемый индивидуальный акт грубо нарушает конституционные права и очевидно, что для заявителя могут возникнуть тяжкие и необратимые последствия, если Конституционный Суд не начнет разбирательство.
    (2) Если принято решение об одобрении конституционной жалобы в случае непринятия решения в течение обоснованного времени согласно параграфу 1 настоящей Статьи, Конституционный Суд должен определить для компетентного суда крайний срок, в течение которого этот суд должен принять акт о положительном решении в пользу прав и обязательств стороны или подозрения или обвинения в уголовном деянии. Этот крайний срок должен начинаться на следующий день после публикации решения Конституционного Суда в Официальном Печатном Издании.
    (3) В решении согласно параграфу 2 настоящей Статьи, Конституционный Суд должен определить соответствующую компенсацию для заявителя за нарушение его конституционного права, совершенное судом в результате непринятия им решения в течение разумного срока относительно прав и обязательств стороны или подозрения или обвинения в уголовном деянии. Компенсация должна выплачиваться из государственного бюджета в течение трех месяцев после подачи заявителем требования на выплату.
    Статья 64
    Конституционная жалоба может подаваться в течение срока 30 дней с даты получения решения.
    Статья 65
    (1) Конституционная жалоба должна содержать имя и фамилию, идентификационный код гражданина, место жительства или временного проживания; в отношении фирмы и местонахождения заявителя конституционной жалобы, имя и фамилия его представителей, название оспариваемого вопроса, название конституционного права, которое согласно заявлению было нарушено с указанием конституционного положения, гарантирующего это право, доказательства, что все средства защиты права были использованы и что жалоба подана в надлежащий срок, а также подпись заявителя.
    (2) К конституционной жалобе должен прилагаться оригинал оспариваемого акта или заверенная копия.
    Статья 66
    (1) Конституционный Суд должен разрешать реституцию первоначального положения для лица, которое по обоснованным причинам пропустило срок подачи конституционной жалобы, если в течение 15 дней после прекращения действия причины, которая препятствовала подаче жалобы, оно подает предложение о реституции первоначального положения и в то же время подает конституционную жалобу.
    (2) После истечения срока трех месяцев с даты бездействия запрос о реституции первоначального положения не может подаваться.
    (3) Реституция первоначального положения не допускается, если истек срок для подачи предложения о разрешении реституции первоначального положения.
    Статья 67
    (1) Конституционная жалоба, как правило, не препятствует ходатайству оспариваемого акта.
    (2) Конституционный Суд может, по предложению заявителя, отсрочить исполнение решения суда до принятия решения, если его исполнение может причинить заявителю такой вред, который не сможет быть возмещен, и эта отсрочка не противоречит общественным интересам и не приведет к причинению еще большего вреда.
    Статья 68
    (1) Палата, состоящая из шести судей, должна принимать решение по конституционной жалобе.
    (2) Палата, состоящая из трех судей, должна принимать решение по конституционным жалобам, если не выполняются процессуальные требования для принятия решений по ним (нарушен срок подачи, заявитель не уполномочен для подачи конституционной жалобы, недопустимы и т.п.).
    (3) Палата должна принимать решения единогласно в присутствии всех членов.
    (4) Если Палата не достигает единогласного решения, или Палата считает, что предмет конституционной жалобы имеет более широкое значение, Заседание Конституционного Суда должно принимать решение по конституционной жалобе.
    Статья 69
    Судья-докладчик:
  • приглашает заявителя, в течение указанного срока, дополнить конституционную жалобу или исправить ее, если она не понятна, или если доказательства и приложения к жалобе не могут разъяснить, какой акт оспаривается, или если конституционная жалоба не подписана (неполная конституционная жалоба),
  • отправляет, при необходимости, копию конституционной жалобы заинтересованным сторонам и приглашает их ответить на нее,
  • требует, при необходимости, предоставления документов, связанных с предметом конституционной жалобы, или доклада о нарушениях конституционных прав вследствие оспариваемого акта.
    Статья 70
    В течение указанного срока орган, который принял оспариваемый акт, должен предоставить в Конституционный Суд все документы, связанные с предметом конституционной жалобы.
    Статья 71
    (1) Палата или Заседание Конституционного Суда должны рассматривать только нарушения конституционных прав, которые указаны в конституционной жалобе.
    (2) Конституционная жалоба не должна рассматриваться в случаях, если она не связана с нарушением конституционного права.
    (3) Палата, состоящая из трех судей, должна принимать решения согласно параграфу 2 настоящей Статьи. Если Палата не достигает единогласного решения, то решение должна принимать Палата, состоящая из шести судей, т.е. Заседание Конституционного Суда.
    Статья 72
    Конституционный Суд должен отклонять конституционную жалобу посредством постановления, если она не попадает в рамки его компетенции, если конституционная жалоба не была подана в предусмотренные сроки, если она неполная, не понятна или не допустима. Конституционная жалоба не допустима: если не использованы предусмотренные способы защиты права, если заявитель не использовал предусмотренные способы защиты в предыдущем разбирательстве, кроме случаев, предусмотренных в Статье 63 настоящего Конституционного Акта; если жалоба подавалась лицом, не имеющим для этого полномочий, и если жалоба подавалась юридическим лицом, которое не имеет конституционных прав.

Статья 73
(1) Конституционный Суд разрешает конституционные жалобы посредством решения.
(2) Посредством решения конституционная жалоба должна приниматься или отклоняться при отсутствии оснований для ее подачи.
Статья 74
Если установлено, что конституционное право заявителя было нарушено не только оспариваемым, но и другим актом, принятым по данному вопросу, то Конституционный Суд должен отменить посредством решения и данный акт, в целом или частично.
Статья 75
Конституционная жалоба должна отклоняться посредством решения, если Конституционный Суд установил, что нет оснований для оспаривания заявленного акта.
Статья 76
(1) Посредством решения о принятии конституционной жалобы, Конституционный Суд должен отменить оспариваемый акт, на основании которого было нарушено конституционное право.
(2) Если компетентный судебный или административный орган, орган единицы местного и регионального самоуправления или юридическое лицо с государственными полномочиями обязуются принять новый акт для замены акта, который был отменен посредством принятия решения согласно параграфу 1 настоящей Статьи, Конституционный Суд должен передать вопрос в орган, который принял отмененный акт для возобновления разбирательства. Если закон, регулирующий компетентность в рассмотрении этого правового вопроса, был изменен до того, как Конституционный Суд принял решение, орган, который проводил разбирательство и принял отмененный акт, должен немедленно передать вопрос в компетентный орган.
(3) Если оспариваемый акт, который нарушает конституционное право заявителя, больше не имеет правового действия, Конституционный Суд должен принять решение о его неконституционности и указать в кратком изложении дела конституционное право заявителя, которое было нарушено на основании этого акта.
Статья 77
(1) Если конституционная жалоба удовлетворена, и оспариваемый акт отменен, Конституционный Суд должен указать основания для принятия решения, какое конституционное право было нарушено и что именно составляет нарушение.
(2) Принимая новый акт согласно Статье 76, параграф 2, настоящего Конституционного Акта, компетентный судебный или административный орган, орган единицы местного и регионального самоуправления или юридическое лицо с государственными полномочиями обязаны подчиняться правовому мнению Конституционного Суда, выраженному в решении, отменяющему акт, на основании которого было нарушено конституционное право заявителя.
Статья 78
(1) Оригинал решения или постановления должен подписывать председатель Палаты (если решение по конституционной жалобе принимала Палата) или Председатель Конституционного Суда (если решение по конституционной жалобе принимало Заседание Конституционного Суда), а также судья-докладчик и юрисконсульт.
(2) Конституционный Суд должен отправить заверенную копию своего решения или постановления заявителю конституционной жалобы, органу, принявшему оспариваемый акт, и лицу, которого Конституционный Суд привлекал к ответственности.
Статья 79
Разбирательство, возбужденное для рассмотрения конституционной жалобы, должно прекратиться:

  • если заявитель умирает,
  • если заявитель, который является юридическим лицом, прекращает свое существование,
  • если конституционная жалоба отзывается.
    Статья 80
    Конституционный Суд может издать приказ о возмещении заявителем конституционной жалобы, которая не была удовлетворена, расходов разбирательства перед Конституционным Судом, если он намеренно привел к их возникновению.
    VI. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ О ЮРИСДИКЦИИ МЕЖДУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТЬЮ
    Статья 81
    (1) Если между органами законодательной, исполнительной или судебной власти возникает спор о юрисдикции, потому что определенный орган законодательной, исполнительной или судебной власти принимает полномочия по одному и тому же вопросу, любой из этих органов может обратиться в Конституционный Суд для разрешения спора о юрисдикции.
    (2) Ходатайство о разрешении спора о юрисдикции может также подавать сторона, чьи интересы были нарушены или могут быть нарушены в силу спора.
    (3) Ходатайство должно подаваться в течение 30 дней с даты получения информации о том, что другой орган принял полномочия.
    (4) Конституционный Суд может издать приказ о приостановлении процедуры в органах, между которыми возник спор о юрисдикции, до принятия им решения.
    Статья 82
    (1) Если между органами законодательной, исполнительной или судебной власти возникает спор о юрисдикции, потому что определенный орган законодательной, исполнительной или судебной власти отказывается от полномочий по одному и тому же вопросу, ходатайство о разрешении спора о юрисдикции может подаваться после вступления в силу решения суда, окончательного решения органа исполнительной власти или соответствующего решения законодательного органа, который первый принял свои полномочия.
    (2) Ходатайство, указанное в предыдущем параграфе, также может подаваться стороной, которая, из-за отклонения полномочий, не может реализовать свои права, а также органами законодательной, исполнительной и судебной власти между которыми возник спор.
    (3) Ходатайство должно подаваться в течение 30 дней с даты вступления в силу решения суда, окончательного решения органа исполнительной власти или соответствующего решения законодательного органа согласно параграфу 1 настоящей Статьи, согласно которому все остальные органы государственной власти объявляются некомпетентными.
    VII. РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО ИМПИЧМЕНТА
    ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ХОРВАТИЯ
    Статья 83
    (1) Акт Парламента Хорватии об импичменте Президента Республики должен содержать описание фактов и правовых ограничений, а также доказательства нарушения Конституции, в которых обвиняется Президент Республики.
    (2) Конституционный Суд должен получить заявление Президента Республики об акте об импичменте Парламента Хорватии и предоставить ему возможность участвовать в разбирательстве.
    Статья 84
    Конституционный Суд должен посредством решения отклонить необоснованный акт или определить ответственность Президента Республики.
    VIII. КОНТРОЛЬ ЗА КОНСТИТУЦИОННОСТЬЮ ПРОГРАММ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
    Статья 85
    Конституционный Суд контролирует конституционность программ и деятельности политических партий и должен запрещать их работу, если выясняет, что выполняются требования, предусмотренные Конституцией и законом.
    Статья 86
    Ходатайство о запрете работы политической партии или ее подразделения может подавать Президент Республики Хорватия, Парламент Хорватии, Правительство Республики Хорватия, Верховный Суд Республики Хорватия, орган регистрации партий и Генеральный Прокурор Республики Хорватия.
    IX. КОНТРОЛЬ ЗА КОНСТИТУЦИОННОСТЬЮ И ЗАКОННОСТЬЮ ВЫБОРОВ И НАЦИОНАЛЬНОГО РЕФЕРЕНДУМА И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫБОРАМИ
    Статья 87
    Конституционный Суд:
  • контролирует конституционность и законность выборов,
  • контролирует конституционность и законность национального референдума,
  • разрешает споры, связанные с выборами, которые находятся за пределами юрисдикции судов, выступая в качестве апелляционного суда против постановлений компетентной избирательной комиссии.
    Статья 88
    Ходатайство в Конституционный Суд о принятии соответствующих мер, об осуществлении контроля конституционности и законности выборов, если избирательная деятельность выполняется не в соответствии с Конституцией и законов, могут подавать политические партии, кандидаты, не менее 100 избирателей или не менее 5 процентов избирателей избирательного округа, в котором проходят выборы, не позднее 30 дней с момента опубликования результатов выборов.
    Статья 89
    Если Конституционный Суд выясняет, что участники выборов действуют не в соответствии с Конституцией и законом, он должен проинформировать общество через СМИ, предупреждать компетентные органы, при необходимости, и в случае нарушения, которое повлияло или могло бы повлиять на результаты выборов, должен отменить все или отдельные избирательные действия и решения, которые привели к нарушению.
    Статья 90
    (1) Разбирательство о контроле конституционности и законности выборов может возбуждаться в течение срока, указанного в Статье 88 настоящего Конституционного Акта, начиная со дня опубликования результатов выборов в Официальном Печатном Издании.
    (2) Срок, указанный в параграфе 1 настоящей Статьи, должен начинаться с даты издания Официального Печатного Издания, и в этом случае Конституционный Суд может определять фактический день выпуска Официального Печатного Издания.
    Статья 91
    (1) Политические партии, кандидаты, не менее 100 избирателей или не менее 5 процентов избирателей избирательного округа, в котором проходят выборы, имеют право подавать в Конституционный Суд апелляцию против постановления компетентной избирательной комиссии (спор, связанный с выборами).
    (2) Апелляция должна подаваться в Конституционный Суд через компетентную избирательную комиссию в течение 48 часов после окончания дня, когда было получено оспариваемое постановление.
    (3) Конституционный Суд должен принимать решение по апелляции в течение 48 часов с даты ее получения.
    (4) Апелляция не откладывает осуществление действий в ходе выборов, предусмотренных законодательством о выборах.
    (5) Решение Конституционного Суда по апелляции исключает право на подачу конституционной жалобы.
    Статья 92
    (1) В целях контроля конституционности и законности выборов и национального референдума Конституционный Суд принимает решения на Заседании.
    (2) Конституционный Суд должен принимать решения по спорам, связанным с выборами, в Палате, состоящей из трех судей, назначенных по предложению Председателя Конституционного Суда Конституционным Судом на Заседании.
    Статья 93
    (1) Палата должна изучать оспариваемый акт в оспариваемой части, ограничиваясь, как правило, изучением нарушений, указанных заявителей.
    (2) Палата должна принимать решения на закрытом Заседании.
    Статья 94
    (1) Палата должна принимать решения только единогласно.
    (2) Если Палата не может принять единогласное решение, или если Палата считает, что существуют основания для передачи вопроса на рассмотрение на Заседании Конституционного Суда, иск должен передаваться Председателю Конституционного Суда для его представления Заседанию и принятия решения.
    Статья 95
    (1) По ходатайству Парламента Хорватии, Конституционный Суд должен, в случае, когда десять процентов от общего числа избирателей Республики Хорватия подают ходатайство о созыве референдума, определить, соответствует ли вопрос референдума Конституции соблюдены ли требования Статьи 86, параграфы 1-3, Конституции Республики Хорватия для созыва референдума.
    (2) Конституционный Суд должен принять решение, указанное в параграфе 1 настоящей Статьи, в течение 30 дней после подачи ходатайства.
    Статья 96
    Конституционный Суд должен контролировать конституционность и законность национального референдума и принимать меры посредством аналогичного ходатайства, указанного в Статьях 87-96 настоящего Конституционного Акта.
    X. ПОРЯДОК АПЕЛЛЯЦИИ ПРОТИВ РЕШЕНИЯ О СНЯТИИ СУДЬИ С ДОЛЖНОСТИ И РЕШЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДЬИ
    (ПОРЯДОК АПЕЛЛЯЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА)
    Статья 97
    (1) Судья (именуемый в дальнейшем: податель апелляции) может подавать апелляцию в Конституционный Суд против решения о смещении его с должности в течение срока 15 дней после вручения оспариваемого решения.
    (2) Решение по апелляции, указанной в параграфе 1 настоящей Статьи, должно приниматься большинством голосов Палаты Конституционного Суда, состоящей из шести судей.
    (3) Решение Конституционного Суда о принятии апелляции должно отменять оспариваемое решение, и вопрос должен возвращаться в Национальный Судебный Совет для возобновления разбирательства.
    (4) В случае параграфа 3 настоящей Статьи, Национальный Судебный Совет должен принять другое решение вместо отмененного, и основываясь на правовом мнении Конституционного Суда о нарушении конституционных прав подателя апелляции, выраженное в отменяющем решении.
    Статья 98
    (1) Судья (именуемый в дальнейшем: податель апелляции) может подавать апелляцию в Конституционный Суд против решения Национального Судебного Совета о дисциплинарной ответственности в течение 15 дней с даты вручения оспариваемого решения.
    (2) Решение по апелляции, указанной в параграфе 1 настоящей Статьи, должно приниматься большинством голосов Палаты Конституционного Суда, состоящей из шести судей.
    (3) Решение Конституционного Суда о принятии апелляции должно отменять оспариваемое решение, и вопрос должен возвращаться в Национальный Судебный Совет для возобновления разбирательства.
    (4) В случае параграфа 3 настоящей Статьи, Национальный Судебный Совет должен принять другое решение вместо отмененного, и основываясь на правовом мнении Конституционного Суда о нарушении конституционных прав подателя апелляции, выраженное в отменяющем решении.
    Статья 99
    (1) В ходе разбирательства Конституционного Суда по апелляции, указанной в Статьях 97 и 98 настоящего Конституционного Акта, подателя апелляции может представлять адвокат, а Национальный Судебный Совет (именуемый в дальнейшем: орган, принимающий решение) должен представляться председателем или членом Национального Судебного Совета, которого председатель уполномочивает представлять Палату перед Конституционным Судом.
    (2) В ходе разбирательства Конституционного Суда по апелляции податель апелляции и орган, принимающий решение, имеет право на вручение всех ходатайств, возбужденных в Конституционном Суде, другой стороне и составлять письменное заявление о них.
    (3) Податель апелляции имеет право предлагать компетентной Палате Конституционного Суда лиц, заявления которых, по его мнению, будет способствовать принятию Конституционным Судом решения в его пользу. Палата Конституционного Суда должна в этом случае требовать от этих лиц делать письменное заявление, на которое орган, принимающий решение, имеет право в письменном виде предоставить ответ.
    Статья 100
    Право Палаты Конституционного Суда, устанавливать существование или несуществование фактов, подтверждающих нарушение конституционного права подателя апелляции, не подчиняется или не ограничивается специальными официальными правилами предоставления доказательств.
    Статья 101
    (1) Палата Конституционного Суда должна принимать решение или постановление Конституционного Суда по апелляции, указанной в Статьях 97 и 98 настоящего Конституционного Акта в течение 30 дней с даты ее получения.
    (2) В случае сложного разбирательства Конституционного Суда, в ходе которого податель апелляции или орган, принимающий решение, требует соответствующий период времени и возможность подготовить письменное заявление в ответ на ходатайство другой стороны, или если необходимо обеспечить право подателя апелляции или органа, принимающего решение, подготовить письменное заявление в ответ на более, чем одно ходатайство другой стороны, включая письменные заявления лиц, указанных в Статье 99, параграф 3, настоящего Конституционного Акта, срок 30 дней для принятия решения Конституционного Суда по апелляции должен начинаться с даты, когда податель апелляции подает последнее ходатайство.
    Статья 102
    Решение Конституционного Суда или постановление Конституционного Суда по апелляциям судьи, указанным в Статьях 97 и 98 настоящего Конституционного Акта, исключают право подателя апелляции подавать конституционную жалобу.
    Статья 103
    (1) Кандидаты для назначения на должность судьи могут подавать конституционную жалобу против решения Национального Судебного Совета о назначении судьи после того, как использовали все способы защиты права перед Административным Судом Республики Хорватия посредством ходатайства, основанного на специальных положениях Акт об Административных Исках о защите конституционно гарантированных прав и свобод человека.
    (2) Параграф 1 настоящей Статьи также должен применяться к лицам, которые участвуют в разбирательстве перед Национальной Палатой Государственных Обвинителей.
    XI. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ КОНСТИТУЦИОННОСТИ И ЗАКОННОСТИ
    Статья 104
    (1) Конституционный Суд должен контролировать реализацию конституционности и законности и отчитываться перед Парламентом Хорватии обо всех выявленных фактах неконституционности и незаконности.
    (2) Отчет, указанный в параграфе 1 настоящей Статьи, должен разрабатываться на Заседании Конституционного Суда.
    (3) Отчет, указанный в параграфе 1 настоящей Статьи, должен предоставляться в письменной форме Спикеру Парламента Хорватии, который должен проинформировать Парламент Хорватии.
    XII. НАДЗОР ЗА ПРИНЯТИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ, ЗАКОНОВ И ДРУГИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
    Статья 105
    (1) Если Конституционный Суд считает, что компетентный орган не принял постановление для исполнения положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов и был обязан принять это постановление, он должен сообщить об этом Правительству Республики Хорватия.
    (2) Если Конституционный Суд считает, что Правительство Республики Хорватия не приняло постановление для исполнения положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов, он должен сообщить об этом Парламенту Хорватии.
    (3) Отчет, указанный в параграфе 1 настоящей Статьи, должен предоставляться в письменной форме Премьер-министру Республики Хорватия, а отчет, указанный в параграфе 2 настоящей Статьи, Спикеру Парламента Хорватии.
    (4) Заседание Конституционного Суда должно принимать решения о публикации отчетов, указанных в параграфах 1 и 2 настоящей Статьи, в Официальном Печатном Издании.
    XIII. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 106
    Правила Процедуры Конституционного Суда должны быть приведены в соответствие с настоящим Конституционным Актом в течение 90 дней после вступления в силу настоящего Конституционного Акта.
    Статья 107
    (1) Разбирательства по вопросам, возбужденные до вступления в силу настоящего Конституционного Акта, должны завершаться в соответствии с положениями настоящего Конституционного Акта.
    (2) Сроки, определенные настоящим Конституционным Актом, должны начинаться с момента его вступления в силу.
    Статья 108
    Настоящий Конституционный Акт должен вступить в силу со дня его прокламации.

Примечание: Переходные и Заключительные положения (Статьи 106-108) не присутствуют в официальном тексте Конституционного Акта о Поправках и Изменениях Конституционного Акта о Конституционном Суде Республики Хорватия от 2002г. (Официальное Печатное Издание, No. 29/2002). Эти положения были переписаны в тексте с последующими изменениями и дополнениями Конституционного Акта о Конституционном Суде Республики Хорватия от 1999г. (Официальное Печатное Издание, No. 99/99). Хотя они не были прямо удалены из Конституционного Акта от 2002г., должно считаться, что они были изъяты, когда Конституционный Акт от 1999г. вступил в силу, поскольку они имели переходный характер и относятся исключительно к тексту Конституционного Акта от 1999г.