Декларация о суверенитете крымскотатарского народа

ДЕКЛАРАЦИЯ О НАЦИОНАЛЬНОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ
КРЫМСКО-ТАТАРСКОГО НАРОДА

Крымско-татарский народ, лишённый своей государственности в результате завоевания Крыма Россией в конце XVIII века, на протяжении более двух столетий подвергается военным, политическим, экономическим, культурным, религиозным притеснениям. В 1917 году, созвав свой Курултай, крымско-татарский народ заявил о восстановлении своего суверенного государства – Крымской республики. Эта мужественная попытка осуществить святую волю народа была пресечена военной силой. Однако Советское правительство, вынужденное считаться с упорной борьбой нашего народа, а также желая выглядеть союзником мусульман зарубежного Востока в их борьбе с европейским колониализмом, нашло выход из создавшейся ситуации в провозглашении Крымской АССР. После сравнительно непродолжительного существования Крымской АССР с необходимыми атрибутами национально-территориального суверенитета крымских татар на территории Крымского полуострова, крымские татары со стороны советского государства были подвергнуты тотальному геноциду, продолжавшемуся с 1944 по 1956 годы. Политика дискриминации по национальному признаку и отказа в праве на самоопределение продолжается и по настоящее время. Не смотря на принятую Верховным Советом СССР от 14 ноября 1989 года Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» и некоторым государственным мерам по восстановлению декларированных прав этих народов, реальное состояние крымско-татарского народа подошло к критической черте. Положение усугубляется отсутствием у крымско-татарского народа объединяющих структур, уполномоченных представлять интересы всего народа.
В сложившейся обстановке Курултай полномочных представителей крымско-татарского народа, избранный демократическим путем на всей территории Союза и выступающий от имени всего крымско-татарского народа:
• исходя из принципа равноправия и самоопределения народов, их неотъемлемого права свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие,
• озабоченный реальным положением народа, вынужденного все еще в своем большинстве находиться вне пределов своей исторической Родины,
• считая, что процесс восстановления его прав и возвращения на Родину протекает недопустимо медленно,
• сознавая, что дальнейшее промедление объединения народа на своей национальной территории приведет к полному его исчезновению, как этноса;
• стремясь привлечь к разрешению проблемы крымских татар весь потенциал самого народа и все прогрессивные силы общества,
• признавая и полностью поддерживая международные акты о правах человека,
• ставя перед собой основную цель – добиться исполнения святой воли своего народа – жить на своей родине и самому определять свою судьбу;
ПРОВОЗГЛАШАЕТ
образование Меджлиса, как высшего полномочного представительного органа крымско-татарского народа и поручает ему действовать в соответствии с волей народа, выраженной в документах Курултая.
Курултай крымско-татарского народа
ЗАЯВЛЯЕТ

  1. Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. К этой цели будет стремиться крымско-татарский народ, используя все средства, предусмотренные международным правом;
  2. Отношения между крымскими татарами и национальными и этническими группами, проживающими в Крыму, должны строиться на основе взаимного уважения, признания человеческих и гражданских прав и интересов, должно обеспечиваться строгое соблюдение политических, экономических, культурных, религиозных и иных законных прав всех людей независимо от их этнической принадлежности;
  3. Любое противодействие реализации неотъемлемого права крымско-татарского народа на самоопределение на своей национальной территории противоречит положениям Устава ООН и других общепризнанных международных правовых актов. Крымская АССР, восстанавливаемая не как национально-территориальное образование, рассматривается как попытка юридического закрепления результатов депортации крымских татар в 1944 году и не признаётся Курултаем в таком виде;
  4. Земля и природные ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, являются основой национального богатства крымско-татарского народа и источником благосостояния всех жителей Крыма. Они не могут использоваться помимо воли и согласия крымско-татарского народа. Любые действия, ухудшающие экологическое состояние и искажающие исторический ландшафт Крыма, включая прилегающие акватории Чёрного и Азовского морей, должны быть прекращены. Вред, наносимый природе и ресурсам Крыма, должен быть возмещён виновными;
  5. В случае противодействия государственных органов или каких-либо иных сторон достижению целей, провозглашённых Курултаем и настоящей Декларацией, Курултай поручает Меджлису добиваться признания за крымско-татарским народом статуса народа, ведущего борьбу за своё национальное освобождение, и действовать согласно этому статусу.

КУРУЛТАЙ ОБРАЩАЕТСЯ
в Организацию Объединенных Наций, к народам, парламентам и правительствам государств, к международным организациям с просьбой поддержать стремление крымско-татарского народа к самоопределению.
Принято на Курултае крымско-татарского народа.
г. Симферополь, 28 июня 1991 г