Закон Ле-Шапелье, 1791 г.
ЗАКОН ОТНОСИТЕЛЬНО СОБРАНИЯ РАБОЧИХ
И РЕМЕСЛЕННИКОВ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СОСТОЯНИЯ
И ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ПРОФЕССИИ (ЗАКОН ЛЕ-ШАПЕЛЬЕ)
(Рост стачечного движения в период весны и лета 1791 г., которое шло под лозунгами сокращения продолжительности рабочего дня с 13-14 до 10-12 часов, уничтожения иностранных товаров и т. д., и увеличение численности всевозможных рабочих союзов, усилили страх крупной буржуазии перед народными массами. Для защиты своих экономических интересов и с целью подрыва зарождающихся политических организаций рабочих и стачечного движения крупная буржуазия проводит через Учредительное Собрание закон Ле-Шапелье (по имени депутата, предложившего его после одобрения Конституционного комитета Собрания), запрещавший забастовки и любое профессиональное рабочее движение. Этот закон был отменен лишь в 1864 г.)
Статья I. Ввиду того, что уничтожение всякого рода корпораций граждан одного и того же состояния и одной и той же профессии является основой французской конституции, запрещается восстанавливать таковые под каким бы то ни было предлогом и в какой бы то ни было форме.
Статья II. Граждане одного и того же состояния и одной и той же профессии, предприниматели, лавочники, рабочие и подмастерья какой бы то ни было профессии не имеют права, собираясь вместе, избирать председателя, секретаря, синдика (синдик – во Франции – председатель общинного собрания при системе местного самоуправления), а равно и вести протоколы, принимать решения и постановления, создавать регламенты относительно их так называемых общих интересов.
Статья III. Муниципальным и административным органам воспрещается принимать какие бы то ни было адреса или петиции от имени какой-либо профессии, равно как и отвечать на подобные обращения; им предписывается объявлять недействительными постановления, которые могли быть вынесены таким образом, и тщательно следить за тем, чтобы подобные прошения не имели никаких последствий в смысле исполнения.
Статья IV. Если, вопреки принципам свободы и конституции, граждане, связанные между собой общей профессией или ремеслом, примут решения или вступят в соглашения, клонящиеся к тому, чтобы сообща отказываться от работы или же принимать работу, требующую применения их мастерства, лишь по определенной цене, то подобные постановления и решения, независимо от того, сопровождались ли они клятвой или нет, объявляются противоречащими конституции, противными свободе и декларации прав человека и считаются недействительными. Административные и муниципальные органы обязаны объявлять об их недействительности.
Зачинщики, вожаки и подстрекатели, вызвавшие подобные постановления, а также занимавшие места председателей и редактировавшие тексты постановлений, предаются, по заявлению прокурора коммуны, полицейскому суду и приговариваются к штрафу в 500 ливров каждый с лишением на год прав активных граждан и с воспрещением права входа на первичные собрания.
Статья V. Всем административным и муниципальным органам запрещается под страхом личной ответственности их членов нанимать или соглашаться на участие в общественных работах тех предпринимателей, рабочих и подмастерьев, кои вызвали или подписали вышеупомянутые постановления и соглашения. Запрещение это теряет силу лишь в том случае, если виновные по собственному побуждению явятся в канцелярию полицейского суда для заявления об отказе от своего образа действий.
Статья VI. Если означенные выше постановления или соглашения, оглашенные путем расклейки или раздачи объявлений, будут содержать угрозы против предпринимателей, ремесленников, рабочих или иногородних поденщиков, приходящих работать в данную местность, или же против тех, которые согласились бы довольствоваться более низкой заработной платой, – все зачинщики, подстрекатели, а также все подписавшие подобные акты и документы присуждаются к штрафу в 1000 ливров и трехмесячному тюремному заключению.
Статья VII. Те, которые путем угроз и насилий будут покушаться на рабочих, нарушая тем самым установленную конституционными законами свободу промыслов и труда, будут преследоваться уголовным путем со всей строгостью законов, как нарушители общественного спокойствия.
Статья VIII. Всякого рода сборища ремесленников, рабочих, подмастерьев и поденщиков, направленные против свободного занятия промышленным трудом на основании свободного соглашения или же направленные против действий полиции в смысле исполнения судебных приговоров, касающихся этого рода дел, равно как и против публичных торгов и сдачи подрядов на различные предприятия, будут считаться мятежными сборищами и, как таковые, будут разгоняться представителями государственной власти, по получении ими соответствующих законных требований. Зачинщики, подстрекатели и вожаки вышеуказанных сборищ, равно как и уличенные в самоуправстве и в насильственных поступках, подлежат наказанию по всей строгости законов.