Конституция Франции 1946

Конституция Французской республики
(1946 г.)

Преамбула

На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить… человеческую личность, французский народ снова провозглашает, что всякое человеческое существо без различия расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он снова торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики.
Он провозглашает, кроме того, как особо необходимые в наше время следующие экономические, политические и социальные принципы.
Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной.
Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на территориях Республики.
Каждый обязан работать и имеет право на получение должности. Никто не может в своих занятиях быть притесняем по причине своего происхождения, своих взглядов или своего вероисповедания.
Каждый человек может защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации и присоединяться к профсоюзу по своему выбору.
Право стачек осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют.
Каждый трудящийся через… своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы так же, как и в руководстве предприятиями.
Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества.
Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития.
Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым труженикам охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг. Всякое человеческое существо, которое по возрасту, физическому или умственному состоянию, экономическому положению не способно работать, имеет право получить от общества средства, необходимые для своего существования.
…Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства.

Учреждения Республики

Глава I. О суверенитете

Ст. 1. — Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой.
Ст. 3. — Национальный суверенитет принадлежит французскому народу.
Никакая часть народа, никакая отдельная личность не может присвоить себе его осуществление.
Народ осуществляет его в конституционных вопросах, посредством избрания своих представителей и через референдум, Во всех других делах он осуществляет его через своих депутатов в Национальной Ассамблее, избранных на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, тайным голосованием.
Ст. 4. — В условиях, определенных законом, избирателями являются все совершеннолетние обоего пола французские граждане и лица, состоящие под французской властью, пользующиеся гражданскими и политическими правами.

Глава II. О Парламенте

Ст. 5. — Парламент состоит из Национальной Ассамблеи и Совета Республики.
Ст. 6. — Обе палаты избираются на территориальной основе. Национальная Ассамблея — на основе всеобщего и прямого избирательного права, Совет Республики — коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права…
Ст. 9. — Национальная Ассамблея собирается в силу самого закона на ежегодную сессию во второй вторник января месяца… Совет Республики заседает в то же самое время, что и Национальная Ассамблея.
Ст. 111. — Каждая из двух Палат ежегодно, в начале сессии, избирает свое бюро, по системе пропорционального представительства групп …
Ст. 12. — Когда Национальная Ассамблея не заседает, ее бюро, контролирующее деятельность кабинета, может созвать Парламент; оно должно это сделать по требованию одной трети депутатов или по требованию председателя Совета Министров.
Ст. 13. — Одна только Национальная Ассамблея имеет право принимать законы. Она не может передать это право.
Ст. 14. — Председатель Совета Министров и члены Парламента обладают законодательной инициативой.
Законопроекты и законодательные предложения, сформулированные членами Национальной Ассамблеи, представляются в бюро этой Ассамблеи. Законодательные предложения, сформулированные членами Совета Республики, представляются в бюро Совета Республики и без обсуждения передаются в бюро Национальной Ассамблеи…
Ст. 15. — Национальная Ассамблея изучает представленные ей законопроекты и законодательные предложения в комиссиях, число, состав и компетенцию которых она сама определяет.
Ст. 16. — Национальная Ассамблея рассматривает проект бюджета…
Ст. 20. — Совет Республики рассматривает, имея целью представить свое заключение, проекты законов и законодательные предложения, принятые Национальной Ассамблеей в первом чтении.
Он дает свое заключение не позже двух месяцев после того, как проекты были переданы Национальной Ассамблеей… Если заключение Совета Республики соответствует тексту, принятому Национальной Ассамблеей, или если оно не было дано в течение предусмотренного в предыдущем абзаце срока, закон публикуется в том виде, в каком он был принят Национальной Ассамблеей. Если заключение не соответствует тексту, принятому Национальной Ассамблеей, Национальная Ассамблея рассматривает проект или предложение закона во втором чтении. Она выносит окончательное и суверенное решение только по поводу предложенных Советом Республики поправок, принимая или отклоняя их полностью или частично.
В случае полного или частичного отклонения этих поправок, голосование закона во втором чтении происходит открытой подачей голосов, причем для его принятия требуется абсолютное большинство голосов всего состава членов Национальной Ассамблеи и, если в Совете Республики голосование закона в целом было проведено при этих же условиях.

Глава III. Об экономическом совете

Ст. 25. — Экономический Совет, статут которого устанавливается законом, изучает для дачи заключения проекты и предложения законов, входящие в его компетенцию. Эти проекты передаются Совету Национальной Ассамблеей до того, как она их обсудит.
Кроме того, Совет Министров может запросить мнение Экономического Совета. Он обязан это сделать относительно установления национального экономического плана, целью которого является полная занятость людей и рациональное использование материальных ресурсов.

Глава V. О Президенте Республики

Ст. 29. — Президент Республики избирается Парламентом. Он избирается на 7 лет. Он может быть переизбран лишь один раз.
Ст. 31. — Президент Республики информируется относительно международных переговоров. Он подписывает и ратифицирует договоры…
Ст. 36. — Президент Республики обращает законы к обнародованию в пределах десяти дней, которые следуют за передачей правительству окончательно принятых законов.
В течение срока, установленного для обнародования, Президент Республики может в мотивированном письме потребовать от обеих Палат нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано…
Ст. 38. — Каждый из актов Президента Республики должен быть скреплен председателем Совета Министров и одним из Министров.

Глава VI. О Совете Министров

Ст. 45. — В начале деятельности каждой Национальной Ассамблеи Президент Республики, после обычных консультаций, намечает председателя Совета Министров.
Последний представляет на рассмотрение Национальной Ассамблеи программу и политику кабинета, который он намерен образовать.
Председатель Совета Министров и министры могут быть назначены только после того, как председатель Совета Министров получит вотум доверия Ассамблеи при открытом голосовании и абсолютным большинством голосов…
Ст. 46. — Председатель Совета Министров и избранные им министры назначаются декретом Президента Республики.
Ст. 47. — Председатель Совета Министров обеспечивает осуществление законов…
Председатель Совета Министров осуществляет руководство вооруженными силами и координирует проведение в жизнь национальной обороны…
Ст. 48. — Министры несут коллективную ответственность перед Национальной Ассамблеей за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Они не несут ответственности перед Советом Республики.
Ст. 50. — Принятие Национальной Ассамблеей резолюция о порицантии влечет коллективную отставку кабинета…
Ст. 51. — Если в течение 18 месяцев происходит два министерских кризиса,.. Совет Министров может принять решение о роспуске Национальной Ассамблеи…
Ст. 52. — …Общие выборы происходят не ранее двадцати и не позднее тридцати дней после роспуска…

[«Советское государство и право», 1947, N 7, стр. 55-62]