Конституция ГДР 1949

Конституция германской демократической республики 1949 г.

А. Основы государственной власти

Статья 1. Германия является неделимой демократической республикой; она состоит из немецких земель.
К компетенции Республики относится разрешение всех вопросов, имеющих значение для существования и развития немецкого народа в целом; все остальные вопросы решаются землями самостоятельно.
Решения, принятые Республикой, осуществляются, как правило, землями.
Существует только одно германское гражданство.
Статья 3. Вся государственная власть исходит от народа. Каждый гражданин имеет право и обязан принимать участие в жизни своей общины, своего района, своей земли и в жизни Германской Демократической Республики.
Это право граждане осуществляют путем:
участия в народной инициативе и в референдумах;
осуществления активного и пассивного избирательного права;
занятия государственных должностей в административных и судебных органах.
Каждый гражданин имеет право обращаться с заявлениями в органы народного представительства.
Государственная власть должна служить благу народа, свободе, миру и демократическому прогрессу.
Лица, состоящие на государственной службе, служат всему обществу, а не одной партии. Их деятельность контролируется народным представительством.
Статья 5. Общепризнанные нормы международного права обязательны для государственной власти и для каждого гражданина. Государственная власть должна поддерживать и сохранять дружественные отношения со всеми народами. Ни один гражданин не должен участвовать в военных действиях, служащих делу подавления какого-либо народа.
Б. Содержание и объем государственной власти I. Права гражданина
Статья 6. Все граждане равны перед законом.
Призыв к бойкоту демократических учреждений и организаций, подстрекательство к убийству демократических политических деятелей, проявление религиозной, расовой, национальной ненависти, военная пропаганда, призыв к войне и другие подобные действия, направленные против равноправия, являются преступлением, согласно Уголовному кодексу…
Лицо, подвергшееся наказанию за совершение подобного преступления, не может состоять на государственной службе и занимать руководящие посты в области хозяйственной и культурной жизни. Это лицо теряет право избирать и быть избранным.
Статья 13. Объединения, которые, согласно уставу, ставят целью демократизацию общественной жизни в соответствии с принципами данной Конституции и органы которых избираются их членами, имеют право выдвигать кандидатуры в народные представительства общин, районов и земель.
Право выдвижения кандидатур в Народную Палату имеют лишь те организации, которые, согласно их уставу, преследуют цели демократизации государственной и общественной жизни всей Республики и которые охватывают территорию всего государства.
Статья 14. Право быть членом организаций, ставящих своей целью улучшение ус¬ловий труда и заработной платы, гарантируется каждому. Любые соглашения и меро¬приятия, ограничивающие или затрудняющие осуществление этого права, являются про¬тивозаконными и запрещаются.
Профессиональным союзам гарантируется право забастовок.
II. Экономическое устройство
Статья 19. Организация экономической жизни должна соответствовать принципам социальной справедливости; она должна обеспечивать всем достойное человека существование.
Экономика должна служить благу всего народа и удовлетворению его потребностей; она должна обеспечивать каждому соответствующее его труду участие в результатах производства. В пределах этих задач и целей гарантируется хозяйственная свобода отдельных лиц.
Статья 20. Развитие частной инициативы крестьян, торговцев и ремесленников должно поддерживаться. Кооперативная взаимопомощь должна расширяться.
Статья 21. Для обеспечения жизненных основ и повышения благосостояния своих граждан государство через законодательные органы при непосредственном участии своих граждан устанавливает государственный хозяйственный план. Контроль за его выполнением является задачей народных представительств.
Статья 22. Собственность гарантируется Конституцией. Ее содержание и пределы определяются законами и социальными обязанностями по отношению к обществу.
Право наследования гарантируется в соответствии с гражданским правом. Доля государства в наследстве определяется законом. Творческий труд, право автора, изобретателя и художника охраняются Республикой и пользуются ее поддержкой и попечением.
Статья 23. Ограничение и отчуждение собственности могут быть произведены только для блага общества и на основании закона. Ограничение и отчуждение производятся за соответствующее возмещение, поскольку законом не установлено иное. Споры о размере возмещения разрешаются открыто в общем судебном порядке, поскольку законом не установлено иное.
Статья 24. Собственность обязывает. Ее использование не должно противоречить общему благу.
Злоупотребление собственностью путем захвата важнейших позиций в экономике во вред общественному благу влечет безвозмездное отчуждение ее и передачу в собственность народа. Предприятия военных преступников и активных нацистов отчуждаются и передаются в собственность народа. Это же относится к частным предприятиям, ставящим себя на службу политике войны.
Все частные монополистические организации, картели, синдикаты, концерны, тресты и тому подобные организации, ставящие своей целью повышение прибыли путем регулирования производства, цен или сбыта, ликвидируются и запрещаются.
Крупные частные земельные владения площадью более ста гектаров ликвидируются и подлежат разделу без возмещения.
После проведения этой земельной реформы крестьянам гарантируется частная собственность на их землю.
Статья 25. Все недра земли, силы природы, годные для хозяйственного использования, все предназначенные для их использования горнозаводские и металлургические предприятия, а также энергетическое хозяйство подлежат передаче в собственность народа. До такой передачи использование их находится под контролем земель, а поскольку дело касается общегерманских интересов – под контролем Республики.
Статья 26. Распределение и использование земли контролируется, а каждое злоупотребление пресекается…
Статья 27. Частные хозяйственные предприятия, пригодные для обобществления, могут быть переданы в общественную собственность на основании закона с соблюдением действующих в отношении отчуждения правил.
Республике, землям, районам или общинам в силу закона может быть предоставлено решающее влияние в предприятиях или объединениях путем участия в управлении ими или другим образом. Хозяйственные предприятия и объединения могут быть по закону объединены в законодательном порядке на основе самоуправления, с тем чтобы обеспечить сотрудничество всех производящих слоев населения, привлечь рабочих и предпринимателей к участию в управлении и регулировать производство, изготовление, распределение, использование, цены, а также ввоз и вывоз товаров в соответствии с принципами общественного хозяйства.
Потребительские, производственные и другие хозяйственные кооперативы, равно как сельскохозяйственные товарищества и их объединения, должны быть включены в общественное хозяйство с учетом их уставов и особенностей.
Статья 29. Имущество и доходы облагаются прогрессивным налогом, причем принимается во внимание общественное и в особенности семейное положение.
При обложении налогом требуется особая осмотрительность в отношении имущества, приобретенного личным трудом, и трудовых доходов.
В. Государственное устройство I. Народное представительство Республики
Статья 50. Высшим органом Республики является Народная Палата.
Статья 51. Народная Палата состоит из депутатов немецкого народа. Депутаты избираются сроком на 4 года путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании на основании пропорциональной избирательной системы.
Депутаты являются представителями всего народа. Они подчиняются только своей совести и не связаны никакими наказами.
Статья 52. Право избирать имеют все граждане, достигшие 18 лет. Каждый гражданин, достигший 21 года, имеет право быть избранным. Народная Палата состоит из 400 депутатов.
Статья 53. Право выдвижения кандидатов в Народную Палату имеют лишь организации, отвечающие предписаниям ст.13, абз.2, Конституции.
Статья 63. К компетенции Народной Палаты относятся:
установление принципов правительственной политики и ее проведения; утверждение состава правительства, контроль за его деятельностью и отозвание; установление принципов управления и контроль за всей деятельностью государства; право законодательства, поскольку не имеет место референдум; принятие решения о государственном бюджете, народно-хозяйственном плане, о займах и государственных кредитах Республики, ратификация международных договоров; объявление амнистии; выборы Президента Республики совместно с Палатой земель; выборы членов Верховного Суда Республики, Генерального прокурора Республики и их отозвание.
II. Представительство земель
Статья 71. Для представительства немецких земель образуется Палата земель. Каждая из земель посылает в Палату земель одного депутата на 500 тыс. жителей. Каждая земля посылает не менее одного депутата.
Статья 72. Депутаты Палаты земель избираются ландтагами пропорционально численности фракций на срок полномочий ландтага. Депутаты Палаты земель должны быть, как правило, членами ландтага.
III. Законодательство
Статья 81. Законы принимаются Народной Палатой или непосредственно самим народом путем референдума.
Статья 82. Законопроекты вносятся правительством, Палатой земель или членами Народной Палаты. Законопроект должен пройти не менее двух чтений.
Статья 84. Палата земель имеет право опротестовывать законы, принятые Народной Палатой. Протест должен быть принесен в течение двух недель после заключительного голосования в Народной Палате и снабжен мотивировкой не позднее двух следующих недель. В противном случае считается, что Палата земель не воспользовалась своим правом протеста.
Протест теряет силу, если Народная Палата подтвердила свое решение после нового обсуждения.
IV. Правительство Республики
Статья 91. Правительство Республики состоит из премьер-министра и министров.
Статья 92. Наиболее многочисленная фракция Народной Палаты выдвигает премьер-министра, который составляет правительство. Все фракции, насчитывающие не менее 40 членов, представлены в правительстве пропорционально их численности министрами или статс-секретарями. Статс-секретари участвуют в заседаниях правительства с правом совещательного голоса.
Если одна из фракций отказывается от участия в правительстве, правительство составляется без нее.
Министры должны быть депутатами Народной Палаты.
Народная Палата утверждает состав правительства и одобряет представленную им программу.
Статья 94. Правительство и каждый из его членов должны для осуществления своей деятельности пользоваться доверием Народной Палаты.
Статья 95. Деятельность правительства в его полном составе прекращается, как только Народная Палата вынесет вотум недоверия.
Вопрос о вотуме недоверия ставится на голосование лишь в том случае, если одновременно с этим выдвигается новый премьер-министр и предлагаются принципы политики, которыми он намерен руководствоваться. Вопрос о доверии и указанные предложения ставятся на голосование одновременно…
Если вотум недоверия выносится и новому правительству, то Народная Палата распускается.
До того как новое правительство приступит к исполнению своих обязанностей, прежнее правительство продолжает вести дела.
Статья 98. Премьер-министр определяет направление правительственной политики в соответствии с принципами, установленными Народной Палатой. Он несет за это ответственность перед Народной Палатой.
Каждый министр руководит самостоятельно порученной ему отраслью в соответ¬ствии с указанным направлением и несет личную ответственность перед Народной Палатой.
V. Президент Республики
Статья 101. Президент Республики избирается на совместном заседании Народной Палаты и Палаты земель сроком на 4 года. Совместное заседание созывается и ведется председателем Народной Палаты. Президентом может быть избран каждый гражданин, достигший 35 лет.
Статья 103. Президент Республики может быть отозван со своего поста совместным решением Народной Палаты и Палаты земель. Для принятия такого решения необходимо большинство в две трети голосов законного числа депутатов.
Статья 104. Президент Республики обнародует законы Республики. Он принимает присягу членов правительства при их вступлении в должность.
Статья 105. Президент Республики представляет Республику в международных отношениях.
Он заключает от имени Республики международные договоры с иностранными государствами и подписывает их.
Президент аккредитует и принимает послов и посланников.
Статья 106. Для вступления в силу приказов и распоряжений президента Республики требуется, чтобы они были скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра.
VI. Республика и земли
Статья 109. Каждая земля должна иметь свою конституцию, соответствующую принципам Конституции Республики. Высшим и единственным народным представительством земли является ландтаг.
Народное представительство должно избираться на основании всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании всеми гражданами, имеющими права голоса в соответствии с изложенными в избирательном законе Республики принципами пропорциональной избирательной системы.
Статья 111. Республика может издавать единые законы по всем вопросам. Однако в своем законодательстве она должна ограничиваться установлением общих принципов, поскольку этим удовлетворяются требования единого регулирования.
Если Республика не использует свое право законодательства, соответствующие законы могут быть изданы землями.
Статья 112. Исключительно Республике принадлежит право законодательства по следующим вопросам: внешних сношений, внешней торговли, таможенного дела, а также по вопросам единства таможенной и торговой территории и свободы передвижения товаров, гражданства, свободы передвижения, эмиграции и иммиграции, выдачи преступников, паспортного дела и права иностранцев, гражданского состояния, гражданского права, уголовного права, судоустройства и судопроизводства, трудового права, транспорта, почты, телефона, телеграфа и радио, кино и печати, валюты, денежной системы, мер и весов и эталонов, социального страхования, военного ущерба, оккупационных расходов и возмещений.
Статья 114. Общегерманское право имеет преимущество перед правом земель.
(Документы приведены по кн.:
Конституция и законодательные акты Германской Демократической Республики. – М.,
1953. – С. 28–30, 32–34, 39–42, 44–52.)