Дарение императора Конрада II церкви

Дарение императора Конрада II церкви (1035 г.)

…Я, Конрад, вместе с супругой нашей императрицей Ги-зелой во спасение души нашей передаем в собственность этому [Лимбургской церкви] храму, сооруженному нами во славу и хвалу божию из наших вотчин [8 деревень] со всеми статьями, как-то: рабами, усадебными строениями и местами, землями, как возделанными, так и невозделанными, пашнями, лугами, выгонами, водами, реками, мельницами, рыбными ловлями, полями, лесами, охотами, границами и межами, дорогами и тропами, с тем, что есть и впредь найдется, со всеми пользами, какие только можно записать или назвать, с тем чтобы аббат этого места с той же властью и пользой, как и мы, впредь свободно владел этим и все, что он оттуда получит, обращал бы на потребу церкви и братии. И чтобы наш дар оставался в постоянной и нерушимой силе, мы приказали составить эту хартию, собственноручно подтвердив ее приложением нашей печати. Но чтобы кто-нибудь из последующих аббатов не требовал от церковной челяди больше, чем следует, и чтобы челядь, забыв за давностью лет свои обязанности, не восстала против аббата и не пренебрегла бы исполнением повинностей, следуемых церкви, мы решили определить, что может требовать, если понадобится, аббат, и что обязаны исполнять челядины. Каждый мужчина ежегодно платит по солиду, а женщина — по 6 денариев или же как мужчина, так и женщина работают один день в неделю на барщине. Аббат имеет власть также над их еще не вступившими в брак детьми: кого хочет, пошлет на кухню, кого захочет — на пекарню; кого захочет-на портомойню, кого хочет — стеречь табуны, вообще кого хочет — на любую службу. А из женатых, кого угодно и во всякое время, аббат назначает в экономы, в ключники, в таможенники и в лесники. Если же кого-нибудь из вышеупомянутых аббат пожелает иметь в личном услужении, сделав его своим стольником, или чашником, или воином, и даст ему какой-нибудь бенефиций, то, пока он будет исправно служить аббату, бенефиций будет за ним, если же нет, то пусть вернет в прежнее состояние. После смерти мужа лучшая голова его скота отойдет к аббату, после смерти жены — лучшая одежда.

Если серв убьет серва, пусть уплатит за него 7 с половиной фунтов да еще обол. Если женщина выйдет замуж вне поместья, то уплатит свой чинш, то есть 6 денариев. Таков устав [4-х деревень]. Тот же устав имеют шиферштадтцы, только ничего не платят в случае смерти. У зюльцбахцев такой же устав, кроме так называемых литов: если литы имеют бенефиций, то они должны в любой день отправляться верхом, куда бы ни приказал аббат. Кто же не имеет бенефиция, должен перевозить вино и хлеб аббата от Зунделин-гена до Бориса и Павлиньих ворот. Гретенцы же,., ежедневно отбывая барщину, ни при жизни, ни при смерти не платят никакой повинности. У всех же вышеупомянутых следующее положение: если они заключили брак с чужими подданными, то, если аббату угодно, он может произвести обряд развода. Если же проживут вместе, то после смерти мужа две трети его имущества отойдут аббату, а третью часть получат жена и дети…

«Средн?вековье в его памятниках», М., 1913, стр. 46-48