Конституция Марокко 2011

КОНСТИТУЦИЯ КОРОЛЕВСТВА МАРОККО

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дахир № 1-11-91 от 29 июля 2011 года
Обнародующий текст конституции
ВОСХВАЛЯЕМ ЕДИНОГО БОГА!
Великая печать его величества Мухаммеда Шестого
Единственное, что известно сейчас- пусть Бог поднимет и укрепит ее содержание!
Его величество наш руководитель;
С учетом конституции, а именно статей 29-105;
Принимая во внимание дахир № 1-11-82 от 17 июня 2011 года, на основании которого проект конституции был направлен на референдум;
Принимая во внимание органический закон № 29-93 по поводу конституционного совета, обнародованного дахиром № 1-94-124 от 25 февраля 1994 года, которым были дополнены и изменены статьи 36 и 37;
С учетом результатов референдума о проекте конституции, который проводился 1 июля 2011 года. Референдум был объявлен Конституционным Советом решением № 815-2011 от 14 июля 2011 года;
НА ОСНОВАНИИ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ФАКТОВ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ
Обнародовать и опубликовать на основании этого дахира в Официальном Бюллетене текст Конституции, который был утвержден 1 июля 2011 года.
Составлено в Тетуане 29 июля 2011 года.
КОНСТИТУЦИЯ
ПРЕАМБУЛА
Верные своему окончательному решению создать государство на принципах демократии Королевство Марокко решительно продолжает процесс объединения и укрепления государственных организации современного государства, основанных на принципах участия, плюрализма и хорошего управления. Нашей задачей является развитие солидарного общества, где все чувствуют себя в безопасности, используют свободу, обладают равными возможностями, в стране, где уважают их достоинство, где существует социальная справедливость в рамках принципа соответствия прав и обязанностей граждан.
Суверенное мусульманское государство, где чтят национальное единство и территориальную целостность – Королевство Марокко старается сохранить полноту и разнообразие национальной идентичности и неделимости. Национальное единство, сформированное путем конвергенции арабо- исламских, амазигских, сахаро- хассанских элементов обогащается и подпитывается элементами африканской, андалузской, еврейской и средиземноморской культур. Предоставленное мусульманской религии превосходство в плане национального развития идет наравне с открытостью, умеренностью, толерантностью и диалогом для установления взаимопонимания между всеми мировыми культурами и цивилизациями.
Принимая во внимание необходимость укрепить свои позиции на международной арене Королевство Марокко – активный член международных организаций обязуется следовать принципам, правам и обязательствам, указанных в соответствующих хартиях и конвенциях. Также Королевство Марокко повторно подтверждает свою готовность соблюдать права международно- признанные права человека и продолжать стараться для сохранения мира и безопасности в мире.
Основываясь на незыблемых ценностях и принципах и четко уверенные в готовности укреплять узы братства, сотрудничества, солидарности и конструктивного партнерства с другими государствами и работать для общего прогресса, Королевство Марокко – единое полностью суверенное государство, принадлежащее к Великому Магребу, повторно подтверждает свою готовность:
— работать над созданием Союза Магреб в качестве стратегического варианта;
-изучать связи принадлежности к арабо-исламскому Умма, укреплять узы солидарности и братства с братскими народами;
— укреплять партнерские и солидарные отношения с африканскими народами и странами, в особенности со странами южнее Сахары и Сахеля;
— расширять сотрудничество, сближаться и налаживать партнерские отношения с соседскими странами средиземноморья;
— расширять и развивать дружеские отношения и обмен в сфере персонала, экономики, науки, техники и культуры со всеми остальными странами;
— укреплять сотрудничество Юг – Юг;
— защищать и распространять положения декларации прав человека, международного гуманитарного права и способствовать неделимости и универсальности вышеуказанных постулатов;
— запрещать и бороться с любыми видами дискриминации на половой, расовой почве, на почве вероисповедания, культурных ценностей, социальной или региональной принадлежности, на почве языка, инвалидности и других личных обстоятельств;
— следовать положениям ратифицированных международных конвенций, на основании конституции и законодательства Королевства, уважать непреложную национальную идентичность, положения международных конвенций, верховенство внутреннего законодательства страны и следовать основным положениям внутреннего законодательства.
Эта преамбула является неотъемлемой частью данной конституции.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Королевство Марокко является конституционной монархией, демократическим государством с парламентской формой правления и светской системой власти.
Конституционный режим королевства основывается на принципе разделения ветвей, равенстве и сотрудничестве власти, демократии и участии граждан в управлении государством, принципах разумного управления и равенства прав и обязанностей.
В своей жизни граждане Королевства руководствуются принципами коллективизма, федерализма, следования умеренным принципам мусульманской религии, национального единства с учетом различных культур, конституционной монархии и демократического выбора.
Территориальная структура королевства – децентрализована. Структура основывается на принципах усовершенствованной регионализации.
Статья 2
Независимость государства принадлежит народу, который ее использует прямо посредством референдума и косвенно посредством своих представителей в органах власти.
Народ выбирает своих представителей в соответствующие органы власти посредством открытого, прозрачного и постоянного голосования
Статья 3
Ислам является официальной религией государства, гарантирующего свободу вероисповедания остальных религий.
Статья 4
Эмблемой королевства является красный флаг с зеленой пятиконечной звездой в центре.
Девиз королевства- БОГ, РОДИНА, КОРОЛЬ
Статья 5
Арабский язык являет официальным государственным языком.
Государство обеспечивает защиту и развитие арабского языка и способствует его распространению.
Амазигский язык также является официальным государственным языком государства и общей родины всех без исключения марокканцев.
Органический закон определяет процесс применения официального характера этого языка, порядок его использования в сфере образования и приоритетных отраслях общественной жизни как официального государственного языка.
Государство обеспечивает сохранность хасани – неотъемлемой части культурного наследия народа Марокко и защиту говоров и культурных практик Марокко. Государство также контролирует соответствие государственной языковой и культурной политики, изучение и овладение самыми востребованными иностранными языками, средства коммуникации и интеграции и взаимодействия в научном мире и изучение других современных культур и цивилизаций.
Государство создало национальный совет по марокканскому языку и культуре в обязанности которого входит защита и развитие арабского и амазигского языков, различных марокканских культурных культов, которые являются элементами государственной аутентичности и источником современного вдохновения. В совет входят ряд организаций, касающихся этой сферы. Органический закон определяет полномочия, структуру и порядок функционирования совета.
Статья 6
Закон является высшим воплощением воли нации. Физические и юридические лица и государственные инстанции равны перед законом и обязаны ему следовать.
Государственные власти работают над созданием условий, позволяющих генерализацию эффективности свободы и равенства мужчин и женщин Марокко, их участия в политической, социальной, культурной и экономической жизни.
Представители государственных властей обязаны поддерживать принципы конституционности, иерархии и обнародовать законодательные нормы общественности.
Закон не может иметь обратной силы.
Статья 7
Политические партии работают для принятия в свои ряды и политического образования мужчин и женщин Марокко, информирования о своем участии в государственной жизни и управлении государственными делами. Они конкурируют между собой за голоса избирателей и участвуют во власти на основании плюрализма и внедрения изменений демократическими способами в рамках конституционных организаций.
Структура и деятельность подобных партий регулируется конституцией и законодательством.
Одна правящая партия является незаконной.
Политические партии не должны быть основаны на религиозных, лингвистических, этнических или региональных началах или в целом на любых дискриминационных началах или началах, противоречащим правам человека.
Создание политических партий не должно преследовать цели свержения мусульманской религии, монархического режима, конституционных принципов, демократических основ, национального единства или территориальной целостности королевства.
Структура и порядок функционирования политических партий должны соответствовать демократическим принципам.
Органический закон определяет, в рамках представленных этой статьей принципов, правила, касающиеся в особенности, структуры и деятельности политических партий, критерии предоставления государственной поддержки и порядок контроля их финансирования.

Статья 8
Профсоюзы, профессиональные организации и учреждения способствуют защите и поддержке прав и социально- экономических интересов представляемых ими категорий. Структура и порядок деятельности подобных организаций- свободный в соответствии с нормами конституции и законодательства.
Структура и порядок функционирования этих организаций должны соответствовать демократическим принципам.
Государственные власти должны способствовать коллективным переговорам и принятию решений по поводу условий работы, которые устраивают всех работников в соответствии с предусмотренными законом условиями.
В особенности в законодательстве указаны правила по поводу структуры профсоюзов, их деятельности, критериев предоставления государственного финансирования и порядок контроля финансирования.
Статья 9
Политические партии и государственные организации могут быть распущены или аннулированы только на основании решения суда.
Статья 10
Конституция гарантирует парламентской оппозиции статус со всеми правами, позволяющими свободно выполнять функции, касающиеся парламентской работы и политической жизни.
Оппозиции предоставляются следующие права:
— свобода мнения, выражения своего мнения и сборов;
— эфирное время в государственных средствах массовой информации в зависимости от представительства;
— возможность государственного финансирования в соответствии с требованиями законодательства;
— эффективное участие в формировании законодательства. В особенности речь идет о подаче законопроектов, которые рассматриваются на основании повестки дня в двух палатах парламента;
— эффективное участие в контроле работы правительства посредством вето и парламентских запросов, устных вопросов правительству и комиссий по парламентским запросам;
— право на предложение кандидатур и право выбора в конституционный суд;
— соответствующие участие во внутренней деятельности двух палат парламента;
— председательство в законодательной комиссии палаты представителей;
— предоставление соответствующих средств для выполнения институциональных функций;
— активное участие в парламентской дипломатии для защиты основ и главных интересов государства;
— право на принятие и участие мужчин и женщин Марокко в жизни политических партий, которые формируются в соответствии с положениями статьи 7 этой конституции;
— выполнение полномочий на местном, региональном и национальном уровнях для внедрения демократических изменений в соответствии с положениями этой конституции;
Представители оппозиции должны принимать активное и конструктивное участие в работе парламента.
Порядок выполнения прав, предусмотренных для оппозиции, определен органическим законом, законодательством и внутренним регламентом каждой из палат парламента.
Статья 11
Свободные, открытые и прозрачные выборы являются основной легитимности демократии.
Государственные власти должны контролировать нейтралитет кандидатов и отсутствие дискриминации между ними.
Законодательство определяет правила гарантирующие равный доступ к средствам массовой информации и полную свободу фундаментальных прав и обязанностей при выборных кампаниях и использовании голосов. Государственные структуры ответственные за проведение выборов контролируют избирательное законодательство.
Законодательство определяет условия и порядок независимого и нейтрального наблюдения за выборами в соответствии с международно признанными нормами.
Любое лицо, нарушающее правила честности, открытости и прозрачности выборов карается законом.
Государственные власти используют необходимые средства для способствования участия граждан страны в выборах.
Статья 12
Гражданские товарищества и неправительственные организации формируются и ведут свою деятельность в соответствии с положениями конституции и законодательства
Такие товарищества и неправительственные организации могут быть распущены или аннулированы государственными властями только на основании решений судебных инстанций.
Ассоциации, заинтересованные в государственном выборе, и не правительственные организации способствуют в рамках долевой демократии разработке, использованию и оценке решений и проектов выбранных организаций и государственных властей. Такие организации и органы власти должны организовать свою деятельность в вышеописанной сфере на основании установленных законодательством условий и порядка.
Организационная структура и порядок функционирования ассоциаций и неправительственных организаций должны соответствовать демократическим принципам.

Статья 13
Государственные инстанции способствуют созданию организаций различного социального характера направленных на разработку, использование, выполнение и оценку политических партий.
Статья 14
Граждане Марокко обладают правом представления законопроектов на условиях и в порядке, определенном органическим законом.
Статья 15
Граждане Марокко обладают правом подачи жалоб в государственные органы.
Органический закон определяет условия и порядок выполнения этого права.
Статья 16
Королевство Марокко обеспечивает защиту законных интересов и прав граждан Марокко, проживающих за рубежом в соответствии с международно принятыми нормами и законодательства, действующего на территории страны, где находится гражданин Марокко. Королевство постоянно занимается поддержанием и развитием связей, в особенности культурных связей между представителями Королевства и сохранению их национальной идентичности.
Королевство способствует усилению вклада в развитие родины, Марокко, и укреплению дружественных связей и сотрудничества между правительствами и компаниями в странах, где проживают марокканцы и гражданами которых они также являются.
Статья 17
Граждане Марокко, проживающие за рубежом, обладают теми же правами, что и граждане Марокко проживающие на территории Марокко. Среди этих прав- право на голосование и право занимать выборные должности. Они могут выступать кандидатами по спискам и занимать выборные должности на местном, региональном и национальном уровнях. Законодательство определяет критерии подачи кандидатуры на выборную должность и критерии не совместимости подачи кандидатуры на выборную должность. Кроме этого, законодательство также определяет условия и порядок использования права голоса на выборах и выставления кандидатур в зависимости от страны проживания.
Статья 18
Государственные власти обязаны обеспечивать участие как можно большего участия проживающих за рубежом граждан Марокко в выборах в представительствах Марокко и управление избирательным процессом в соответствии с требованиями конституции и законодательства.
ГЛАВА ВТОРАЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Статья 19
Женщины и мужчины Марокко обладают равными правами и свободами гражданского, политического, экономического, социального, культурного и экологического характера. Эти права и свободы определены в этой главе и других положениях конституции, международных договоренностях и пактах, которые будут ратифицированы Марокко с учетом положений конституции принципов Королевства и законодательства.
Государство гарантирует равные права мужчин и женщин страны.
Поэтому государство создает структуру, которая будет контролировать соблюдение равных прав мужчин и женщин и противостоять всем формам дискриминации.
Статья 20
Право на жизнь является первостепенным правом любого человеческого существа. Это право охраняется законом.
Статья 21
Каждый человек обладает правом на собственную безопасность и безопасность своих близких, а также правом на безопасность своего имущества.
В обязанность государственных властей входит обеспечение безопасности граждан и национальной территории, уважая гарантируемые всем фундаментальные права и свободы.
Статья 22
Никто не должен подвергаться физическим или моральным истязаниям в частном или открытом порядке ни при каких обстоятельствах.
Никто не имеет права нарушать неприкосновенность другого ни при каких обстоятельствах: жестокое, нечеловеческое обращение, а также обращение ведущее к деградации или унижению человеческого достоинства.
Все формы пыток при любых обстоятельствах являются преступлением, которое карается законом.
Статья 23
Никого не имеют права арестовывать, задерживать, преследовать или осуждать вне законодательного порядка и форм, предусмотренных законодательством.
Незаконный или тайный арест или насильственная смерть являются наиболее тяжкими преступлениями. Лица, совершившие подобные преступления, подвергаются наиболее жестоким санкциям.
Любое задержанное лицо должно быть немедленно проинформировано в понятной ему форме о причинах задержания и правах, которым также относится право хранить молчание. Задержанный обязан, в первую очередь, получить юридическую помощь и возможность общения с родственниками в соответствии с положениями законодательства.
Законодательство гарантирует презумпцию невиновности и право беспристрастного рассмотрения дела.
Любой задержанный имеет фундаментальные права и право на человеческие условия при задержании. Задержанный имеет право на образование или переквалификацию.
Преследуются все проявления расизма, злобы и насилия.
Геноцид и другие преступления против человечества, военные преступления, серьезные и постоянные нарушения прав человека караются законом.
Статья 24
Каждый человек обладает правом конфиденциальности частной жизни.
Жилье является нерушимым. Обыск может производиться только на условиях и в формах, предусмотренных законодательством. Любые формы частной корреспонденции являются конфиденциальными. Доступ к частной корреспонденции, ее полное или частичное обнародование, использование в качестве улики должен производиться только на основании решения судебной инстанции.
Каждый гражданин обладает правом свободного передвижения по стране, правом выбора места проживания, выезда и въезда в страну на предусмотренных законодательством условиях.
Статья 25
Законодательство гарантирует свободу мыслей, взглядов и выражения мнения во всех формах.
Законодательство также гарантирует свободу творчества, публикаций, создания литературных и художественных произведений и научно- технических разработок.
Статья 26
Государственные власти вносят соответствующим способом вклад в развитие сферы культуры и искусств, научно- технических разработок и спорта. Власти способствуют организации и развитию независимых отраслей на демократических основах и на основании профессиональных требований.
Статья 27
Граждане Марокко обладают правом доступа к государственной открытой информации, избирательных органов и коммунальных предприятий.
Право на получение информации может быть ограничено только на основании законодательства. Такие ограничения необходимы для сохранения конфиденциальности информации о национальной безопасности, внутренней и внешней безопасности государства, частной жизни граждан, предотвращения нарушений гарантируемых этой конституцией фундаментальных прав и свобод, защиты источников информации и сфер, которые четко указаны в законодательстве.
Статья 28
Конституция гарантирует свободу средств массовой информации, которая не может нарушаться никакими формами цензуры.
Каждый гражданин обладает правом на свободное выражение и распространение информации, идей и мнений в ограниченных законодательством рамках.
Государственные власти способствуют организации независимых средств массовой информации на демократических основах и определяют законодательные и требования по поводу их организации.
Законодательство определяет правила и средства контроля государственных средств коммуникации. Закон гарантирует доступ к этим средствам на основании лингвистического, культурного и политического плюрализма марокканского сообщества.
Согласно положениями статьи 165 этой конституции Высший совет по аудио визуальной коммуникации контролирует соблюдение подобного плюрализма.
Статья 29
Законодательство гарантирует свободу сборов, встреч, мирных демонстраций, ассоциаций, принадлежности к профсоюзам и политическим партиям. Законодательство определяет условия использования представленных свобод.
Законодательство гарантирует право на забастовки. Органический закон определяет порядок и условия выполнения вышеуказанного права.
Статья 30
Правом голоса обладает каждый гражданин Марокко, обладающий гражданскими и политическими правами. В законодательстве указаны положения, гарантирующие равный доступ к избирательным правам для женщин и мужчин Марокко.
Право голоса является персональным правом и государственной обязанностью.
Подданные других государств обладают теми же фундаментальными правами, что и граждане Марокко в соответствии с требованиями законодательства.
Иностранные подданные, проживающие на территории Марокко, имеют право участия в местных выборах на основании положений законодательства, международных конвенций и соответствующих традиций.
Законодательство определяет условия экстрадиции и предоставления убежища.
Статья 31
Государство, государственные органы и местные органы власти способствуют мобилизации всех доступных ресурсов для облегчения равного доступа граждан Марокко к средствам, позволяющим пользоваться следующими правами:
— правом на медицинское обслуживание;
— правом на социальную защиту, медицинское страхование, взаимное или государственное страхование;
— правом на современное, доступное и качественное образование;
— правом на образование в марокканском духе и нерушимых государственных ценностях;
— правом на профессиональное, физическое и художественное образование;
— правом на работу и обращение в государственные органы по поводу занятости и само занятости;
— право на оплачиваемую должность государственного служащего;
— право на чистую воду и экологию;
— право на постоянное развитие.
Статья 32
Основанная на законном браке семья является основополагающей ячейкой общества.
Государство гарантирует на законных основаниях юридическую, социальную и экономическую защиту для гарантии единства, стабильности и сохранности.
Также государство гарантирует равную юридическую, социальную и моральную защиту всем детям не зависимо от их семейной ситуации.
Каждый ребенок обладает правом на базовое образование, возможность получения которого должно предоставить государство.
Создается консультационный совет по вопросам семьи и детства.
Статья 33
В обязанности государственных властей принятие всех необходимых мер для:
— расширения и генерализации участия молодежи в социальном, экономическом, культурном и политическом развитии страны;
— помогать молодежи включиться в активную и полноценную жизнь, предоставить помощь при адаптации в школе, социальной или профессиональной адаптации;
— облегчить доступ молодежи к культуре, науке, технологиям, искусству, спорту и досугу создавая надлежащие условия для полного развертывания креативного и инновационного потенциала во всех сферах;
Для этого создается консультационный Совет по делам молодежи и сопутствующим отраслям
Статья 34
Государственные власти разрабатывают и используют стратегии направленные для людей в целом и людей с особыми потребностями.
Поэтому в обязанности государственных властей входит контроль за:
— рассмотрением и предотвращением уязвимости определенных категорий женщин и матерей, детей и людей преклонного возраста;
— реабилитация и возвращение к полноценной социальной и гражданской жизни лиц с физическими и психологическими травмами и облегчение пользования правами, гарантированными для всех.
Статья 35
Законодательство гарантирует право собственности.
Законодательство может ограничить характер и право пользования собственностью в случаи необходимости на основании требований социально- экономического развития страны. Экспроприация собственности возможна только в формах и на условиях, предусмотренных законодательством.
Государство гарантирует свободу предпринимательства и свободной конкуренции. Оно способствует постоянной самореализации человека таким образом давая возможность консолидации социальной справедливости, сохранения природных ресурсов государства и прав будущих поколений.
Государство контролирует гарантии равных шансов для всех граждан и особую защиту для наиболее социально незащищенных слоев населения.
Статья 36
Законодательство применяет санкции касательно преступлений касательно конфликта интересов, профессиональных правонарушений и других преступлений финансового характера.
Государственные власти обязаны предотвращать и пресекать в соответствии с положениями закона любые формы правонарушений администраций и государственных организаций, использование подведомственных им финансовых средств, распределения и управления государственными рынками.
Законодательство пресекает влияние и привилегии, нарушение доминантных и монопольных позиций и других техник нарушения правил свободной и справедливой конкуренции в сфере экономических отношений.
Для этого создается Национальный Комитет по честности, предотвращения и борьбы с нечестной конкуренцией
Статья 37
Каждый гражданин обязан уважать конституцию и следовать положениям закона. Граждане обязаны пользоваться своими правами и свободами в духе ответственности и следования ответственной гражданской позиции, использовать свои права на основании обязанностей, предусмотренных конституцией.
Статья 38
Все граждане должны защищать свою родину и ее территориальную целостность от всех агрессий и угроз.
Статья 39
Каждый гражданин обязан по мере своих возможностей способствовать благу государства в формах предусмотренных конституцией, создавать и распределять.
Статья 40
Все граждане обязаны на основании своих доходов оплачивать государственные расходы и расходы государства в результате бедствий и природных катастроф.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О КОРОЛЕВСТВЕ
Статья 41
Король Амир Аль Мулиминин контролирует уважение ислама. Король выступает гарантом свободного выполнения культов.
Король является председателем Высшего Совета Улема и обязан рассматривать подаваемые ему вопросы.
Совет является единственной инстанцией предоставляющей религиозные консультации (Фатва) перед их официальным утверждением по вопросах, находящимся в сфере их профессиональной компетенции на основе принципов, предписаний и догматов ислама.
Дахир определяет полномочия, структуру и порядок работы Совета.
Король выполняет посредством дахира религиозные прерогативы, предоставленные исключительно ему этой статьей конституции в организации Имарат Аль Мулиминин.
Статья 42
Король является руководителем государства, его высшим представителем, символом единства нации, гарантом постоянства и постоянного развития и главным арбитром при спорах между государственными организациями. Также король контролирует уважение конституции, надлежащую работу конституционных организаций, защиту демократического выбора, прав и свобод граждан, территориальных единиц и соблюдение международных обязательств королевства.
Король выступает гарантом независимости и территориальной целостности королевства на основании аутентичных границ.
Король выполняет свои обязанности посредством дахиров на основании полномочий, предоставленных ему данной конституцией.
Дахиры подписываются руководителем правительства, за исключением дахиров, указанных в статьях 41,44 (2 абзац), статьи 47 (1-ый и 6-ой абзацы), статьях 51,57, 59,130 (1-ый и 4-ый абзацы) и статьи 174.
Статья 43
Корона Марокко и конституционные права передаются по наследству от отца сына по прямой мужской линии и порядке первородства ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ МУХАММЕДА VI. Исключение составляют случаи когда король при жизни назначает своим преемником другого сына, а не старшего. В случае отсутствия потомков по прямой мужской линии трон передается мужчинам родственникам по боковой линии на тех же условиях.
Статья 44
Король считается несовершеннолетним до момента достижения им 18-ти лет. В период несовершеннолетия короля конституционные полномочия выполняются Регентским Советом. Исключение составляет право пересмотра конституции. Регентский Совет функционирует в качестве консультационного органа при короле до момента достижения им возраста двадцати лет.
Председателем Регентского Совета выступает президент Конституционного Суда. Кроме этого, в состав Регентского Совета входит Руководитель Правительства, Председатель Палаты Представителей, Председатель Палаты Советников, делегированный председатель Верховного Суда, Генеральный Секретарь Верховного Совета Улема и десять представителей, лично назначенных королем.
Статья 45
Король является главой государства
Статья 46
Персона короля является неприкосновенной и ему должно оказывать надлежащее уважение.
Статья 47
Король назначает руководителя правительства из представителей политической партии, набравшей на выборах в Палату Представителей наибольшее количество голосов.
Король назначает других членов правительства на основании кандидатур, поданных руководителем правительства.
Король Марокко имеет право по собственной инициативе и после консультаций с руководителем правительства уволить с должности одного или нескольких членов правительства.
Руководитель Правительства имеет право попросить короля уволить с занимаемой должности одного или нескольких членов правительства.
Руководитель Правительства имеет право попросить короля уволить с занимаемой должности одного или нескольких членов правительства на основании фактов индивидуальной или коллективной отставки.
В случае отставки руководителя правительства король увольняет всех членов правительства.
Отправленное в отставку правительство продолжает работу над текущими делами правительства до момента создания нового правительства.
Статья 48
Король выступает председателем Совета Министров, который состоит из руководителя и членов правительства.
Совет министров собирается по инициативе короля или руководителя правительства.
Кроль имеет право на основании определенной повестки дня назначить руководителя правительства председателем Совета Министров.
Статья 49
Совет министров обсуждает и принимает решения по следующим вопросам:
— стратегические направления государственной политики;
— проекты пересмотра конституции;
— проекты органических законов;
— общие положения бюджета страны;
— проекты кадрового закона, предусмотренные статьей 71 (2-ой абзац) этой конституции;
— проект закона об амнистии;
— проект текстов, касающихся военной сферы;
— объявление чрезвычайного положения;
— объявление войны;
— проект декрета, предусмотренного статьей 104 этой конституции;
— назначение на основании предложений руководителя правительства и министра соответствующего министерства на следующие государственные должности: руководитель банка Аль – Магриб, послов, вали, губернаторов, руководителей отделов внутренней безопасности, руководителей стратегических организаций и предприятий. В органическом законе указан список подобных организаций и предприятий стратегического назначения.
Статья 50
Король обязан обнародовать законы в течение тридцати дней с момента получения утвержденного правительством закона.
Обнародованный таким образом закон должен быть опубликован в «Официальном бюллетене» в течение одного месяца с момента издания дахира об обнародовании закона.
Статья 51
Король имеет право на основании дахира распустить две Палаты Парламента или одну из них на условиях, указанных в статьях 96-98.
Статья 52
Король имеет право направлять послания нации и парламенту. Эти послания зачитываются перед двумя палатами парламента и не могут быть предметом обсуждений.
Статья 53
Король является верховным главнокомандующим Вооруженных Сил Королевства. Он назначает людей на военные должности и имеет право делегировать эту обязанность.
Статья 54
Настоящей конституцией создается высший Совет Безопасности, в обязанности которого входит разработка стратегий внутренней и внешней безопасности страны и управления кризисными ситуациями. Также в обязанности Совета входит контроль институционализации норм правильного управления безопасностью.
Король выступает председателем этого совета и имеет право делегировать эту обязанность руководителю правительства в случае наличия утвержденной повестки дня.
Кроме руководителя правительства в Совет Безопасности входят председатель Палаты Представителей, председатель Палаты Советников, делегированный председатель Верховного Суда, министр внутренних дел, министр иностранных дел, министр юстиции и обороны, руководители ведомств безопасности, высшие должностные лица Вооруженных Сил страны и другие должные лица, необходимые для работы Совета.
Во внутреннем регламенте Совета указаны его организационная структура и порядок функционирования.

Статья 55
Король предоставляет аккредитацию послам и представителям в страны в международных организациях. Послы других государств и международных организаций аккредитованы при короле.
Король подписывает и ратифицирует соглашения. С другой стороны мирные соглашения, соглашения по объединению, уменьшению границ, коммерческие соглашения, соглашения о государственных финансах, соглашения, ратификация которых требует законодательных мер, соглашения об индивидуальных или коллективных правах и свободах могут быть ратифицированы только после их утверждения законом.
Король имеет право направить в парламент любое другое соглашение или конвенцию перед ратификацией.
Если Конституционный Суд под председательством короля, руководителя правительства, председателя палаты представителей, председателя палаты советников, на основании голосов шестидесяти членов первой палаты, четверти голосов представителей второй палаты придут к выводу, что международные соглашения содержат положения, противоречащие нормам этой конституции, то подобные соглашения должны быть ратифицированы только после пересмотра конституции.
Статья 56
Король выступает председателем Верховного Суда
Статья 57
Король утверждает посредством дахира назначение судей Верховного Суда
Статья 58
Король обладает правом помилования
Статья 59
В случае угрозы целостности территориальной целостности страны или событий, нарушающих постоянное функционирование конституционных учреждений, после консультации с руководителем правительства, председателем Палаты Представителей, председателем Палаты Советников, председателем Конституционного Суда и обращения к народу король имеет право объявить чрезвычайное положение. В подобном случае король имеет право предпринять меры по защите территориальной целостности и скорейшему возвращению к нормальному функционированию конституционных учреждений.
Парламент не может быть распущен во время состояния чрезвычайного положения.
Во время чрезвычайного положения, предусмотренные этой конституцией права и свободы, остаются неизменными.
Состояние чрезвычайного положения прекращается на тех же условиях, что и начинается, после завершения условий, на основании которых было объявлено чрезвычайное положение.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Организация Парламента
Статья 60
Парламент состоит из двух палат- Палаты Представителей и Палаты Советников. Представители обеих палат избираются посредством всеобщего голосования. Представители палаты не могут передавать право голоса.
Оппозиция является неотъемлемой составляющей каждой из палат парламента. Она принимает участие в создании законодательных актов и контроля их исполнения на основании условий, предусмотренных в этой главе.
Статья 61
Любой из членов одной из двух палат парламента, отказавшийся от принадлежности к политической партии, группы или парламентской группировке, от имени которой он подавал свою кандидатуру на выборы, лишается своего мандата.
Конституционный суд под председательством председателя соответствующей палаты объявляет о вакансии и в соответствии с положениями внутреннего распорядка соответствующей палаты определяет срок и процедуру принятия Конституционным Судом.
Статья 62
Члены Палаты Представителей избираются сроком на пять лет посредством прямого открытого голосования. Срок действия полномочий легислатуры завершается при открытии октябрьского заседания последнего пятого года с момента выборов членов палаты.
Органический закон определяет: количество членов палаты; избирательный режим; принцип образования избирательных округов; условия подачи кандидатуры, несоответствия; порядок ограничения количества мандатов и организации избирательной кампании.
Председатель палаты представителей, члены бюро и председатели постоянных комиссий и их представительств избираются вначале легислатуры. Переизбрание происходит через три года во время апрельской сессии до конца вышеуказанной легислатуры.
Члены бюро избираются исходя из пропорций, представленных в палате групп.
Статья 63
Палата Советников может включать в себя от 90 до 120 членов. Представители Палаты Советников избираются посредством всеобщего непрямого голосования сроком на шесть лет по следующему принципу:
— три пятых членов палаты – представители территориальных коллективов. Количество мест распределяется пропорционально количеству территориальных единиц королевства в зависимости от количества населения, соблюдая принцип равенства между регионами. Одна треть от регионов избирается на региональном уровне среди представителей Регионального Совета. Оставшиеся две трети избираются на уровне региона из представителей регионального коллегиума, состоящего из представителей коммунальных, префектурных и советов провинций.
— две пятых членов избираются в каждом регионе избирательной комиссией; состоящей из представителей профессиональных профсоюзов и организаций; наиболее успешных сотрудников и членов, которые избираются на национальном уровне из избирательных комиссий представителей профсоюзов.
Органический закон определяет: количество членов палаты советников; избирательный режим; количество представителей; избираемых каждой избирательной комиссией; распределение количества мест по регионам; условия совместимости и несовместимости; правила ограничения количества мандатов и порядок организации избирательного процесса.
Председатель палаты советников, члены бюро и председатели постоянных комиссий и их представительств избираются вначале легислатуры. Переизбрание происходит в средине срока действия полномочий Совета.
Члены бюро избираются исходя из пропорций, представленных в палате групп.
Статья 64
Члены парламента не могут преследоваться, разыскиваться, арестовываться, задерживаться или арестовываться на основании голосов при выполнении парламентских функций. Исключение составляют случаи высказываний против монархической формы правления, мусульманской религии или неуважения к королю.
Статья 65
Парламент заседает два раза в год. Король председательствует на открытии первого заседания, которое начинается во вторую пятницу октября. Второе заседание открывается во вторую пятницу апреля.
Поскольку парламент заседает минимум четыре месяца, закрытие сессии объявляется посредством декрета.
Статья 66
Парламент может собираться на внеочередное заседание на основании декрета, требования двух третей членов Палаты Представителей или большинства голосов Палаты Советников.
Внеочередное заседание парламента проводится на основании четко определенной повестки дня. После рассмотрения повестки дня внеочередное заседание закрывается на основании декрета.
Статья 67
Министры обладают доступом в каждую из палат парламента и комиссии. Министры могут использовать помощь предоставленных им советников.
Кроме постоянных комиссий, указанных в предыдущем абзаце, по инициативе короля, двух третей членов палаты представителей или трети членов палаты советников могут создаваться комиссии, рассматривающие запросы на определенную тему, управления услугами, запросы по поводу предприятий или государственных компаний. Затем эти комиссии подают свои заключения в соответствующую палату.
Комиссия, рассматривающая запросы на определенную тему, может создаваться, только если речь идет о судебных преследованиях и в течение срока действия судебных преследований. Если комиссия уже создана ее полномочия заканчиваются с момента разглашения юридической информации на основании фактов, по поводу которых была создана комиссия.
Комиссии, рассматривающие запросы на определенную тему, являются временными. Их полномочия заканчиваются с момента подачи рапорта в бюро соответствующей палаты и в исключительных случаях председателю соответствующей палаты.
Соответствующая палата рассматривает отчеты соответствующих комиссий на публичных заседаниях.
В органическом законе указан порядок функционирования этих комиссий.
Статья 68
Заседания палат Парламента являются публичными. Краткое содержание дебатов публикуется в «Официальном бюллетене» Парламента.
Каждая из палат парламента может проводить закрытые заседания по требованию руководителя правительства или двух третей членов палаты.
Заседания парламентских комиссий являются закрытыми. Внутренний регламент двух палат парламента определяют случаи и правила, предоставляющие этим комиссиям возможность проводить открытые заседания.
Парламент проводит общие заседания двух палат парламента в следующих случаях:
— открытия королем парламентского заседания во вторую пятницу октября и рассмотрения королевских посланий к парламенту;
— утверждения пересмотренного варианта конституции в соответствии с положениями статьи 174;
— заявлений руководителя правительства;
— представления годового бюджета страны;
— выступлений руководителя государства и представителей иностранных государств;
Кроме этого, руководитель правительства имеет право требовать от председателя палаты представителей и председателя палаты советников проведения совместного заседания двух палат парламента для представления информации государственной важности.
Совместные заседания проводятся под председательством председателя палаты представителей. Во внутреннем регламенте двух палат парламента определен порядок и правила поведения этих заседаний.
Кроме совместных заседаний постоянные комиссии парламента могут проводить совместные заседания для рассмотрения информации о делах государственной важности. Заседания проводятся в соответствии с правилами внутреннего распорядка двух палат.
Статья 69
Каждая из палат создает и утверждает свой внутренний регламент. Однако этот регламент может применяться только после утверждения конституционным судом в соответствии с положениями этой конституции.
С момента разработки внутреннего регламента обе палаты парламента обязаны найти способы гармоничной и полноценной работы для гарантии ее эффективности.
Во внутреннем регламенте должны быть указаны:
— правила структуры, функционирования и принадлежности к парламентским группам и особые права оппозиционных групп;
— обязанности эффективного участия членов парламента в работе комиссий и пленарных заседаний, включая санкции за отсутствие на заседаниях комиссий и пленарных заседаний;
— полномочия, количество и организационная структура постоянных комиссий, включая присутствие одного или двух представителей оппозиций в комиссии на основании положений статьи 10 этой конституции.
Полномочия парламента
Статья 70
Парламент выполняет законодательную функцию.
Парламент принимает законы, контролирует работу парламента и оценивает государственную политику.
На основании уполномачивающего закона правительство имеет право на ограниченный срок и в случае определенных обстоятельств принимать меры, которые в основном является сферой деятельности законодательной власти. Меры должны быть оформлены как декрет. Декреты вступают в силу с момента их публикации. Декреты должны быть направлены на ратификацию парламента в определенный срок в форме уполномачивающего закона. Уполномачивающий закон становится недействительным в случае роспуска двух палат парламента или одной из палат.
Статья 71
Кроме сфер, указанных в других статьях конституции, к сфере полномочий законодательной власти относится следующее:
-фундаментальные права и свободы, предусмотренные преамбулой и другими статьями этой конституции;
-семейный и гражданский статус;
— принципы и правила системы здравоохранения;
— порядок работы аудио- визуальных средств массовой информации и прессы во всех формах;
— амнистия;
— национальности и условий проживаний иностранцев;
— определения правонарушений и мер их пресечения;
-судебная структура и создание новых категорий юрисдикций;
— гражданский и уголовный кодекс;
-петиненциарный режим;
— общий устав гражданской службы;
— фундаментальные гарантии государственных и военных служащих;
— статус служб и органов поддержки правопорядка;
— порядок территориальных единиц и принципов уменьшения территориальных полномочий;
— избирательная структура территориальных единиц и принцип раздела избирательных округов;
— налоговая политика и режим налогообложения, назначения налогов и порядок сбора налогов;
— юридический порядок выпуска валюты и статус центрального банка;
— порядок работы таможни;
— порядок гражданских и коммерческих обязательств, права компаний и кооперативов;
— реальные права, права собственности на государственную, частную и коллективную недвижимость;
— транспортная структура;
— трудовой кодекс, социальная защита, травмы на работе и профессиональные заболевания;
— порядок работы банков, страховых компаний и товариществ;
— порядок информационных и коммуникационных технологий;
— урбанистика и благоустройство территории;
— правила касающиеся охраны окружающей среды, охраны природных ресурсов и постоянного развития;
— порядок расположения водных, лесных и рыбных ресурсов;
— определение направлений и общей организационной структуры системы образования, научных исследований и профессионального образования;
— создание государственных организаций и других юридических лиц публичного права;
— национализация предприятий и порядок приватизации.
Кроме пунктов, указанных в предыдущем абзаце, парламент обязан утверждать законы рамки по поводу фундаментальных задач экономической, социальной, экологической и культурной деятельности государства.
Статья 72
Другие законодательные отрасли касаются регламентарного законодательства.

Статья 73
Тексты оформленные в форме законов могут быть изменены только на основании декрета и после их утверждения конституционным судом, если они касаются сферы регламентарного законодательства.
Статья 74
Чрезвычайное положение может объявляться дахиром, подписанным руководителем правительства в течение тридцати дней. Этот срок может быть продлен только на основании закона.
Статья 75
Парламент принимает проект бюджета страны, который направляется на предварительное рассмотрение Палаты Представителей на условиях предусмотренных органическим законом. В органическом законе определяется характер информации, документов и необходимых данных для обогащения парламентских дискуссий по поводу проекта бюджета.
Парламент единогласно принимает проект инвестирования необходимого для сферы развития, реализации планов стратегического развития и многогодичных программ, утвержденных парламентом. Парламент обязан проинформировать о них правительство. Утвержденные подобным образом расходы автоматически переходят на каждый следующий год срока действия вышеуказанных программ и планов. Только правительство имеет право подать законопроект об изменении расходов, утвержденных для подобных программ.
Если проект бюджета не принимается и не обнародуется в конце финансового года по причине его подачи на рассмотрение конституционного суда на основании положений статьи 132 этой конституции, правительство обязано посредством декрета предоставить рынку государственных услуг кредит для выполнения своих функций в рамках бюджетных предложений, направленных на утверждение парламента.
В этом случае предложения рассматриваются в соответствии с действующими законодательными и регламентарными требованиями. Исключения составляют предложения, отмена которых представлена в проекте бюджета. Если в предложениях идет речь об уменьшении ставки налогообложения, подобные предложения воспринимаются как предложения о введении нового налога.
Статья 76
Правительство обязано каждый год направлять на рассмотрение парламента закон, регламентирующий проект бюджета, во время второго рассмотрения после выполнения вышеуказанного проекта бюджета. В этом законе должно быть представлено краткое содержание бюджета инвестиций, срок действия которых подходит к концу.
Статья 77
Парламент и правительство обязаны контролировать сохранение равномерного распределения государственных средств.
Правительство имеет право предоставить мотивированный отказ от представленных членами парламента предложений и дополнений, если их утверждение влечет за собой уменьшение количества государственных средств или создание дополнительных расходов государственного бюджета.
Полномочия законодательной власти
Статья 78
Руководитель правительства и члены парламента имеют право выступать с инициативой законопроектов.
Сначала предложенные законопроекты направляются в бюро палаты представителей. Однако законопроекты касательно территориальных единиц, регионального и социального развития направляются в первую очередь в бюро палаты советников
Статья 79
Правительство имеет право оспорить непринятие любого предложенного законопроекта или дополнения, не касающегося законодательной сферы.
В случае несогласия конституционный суд обязан в течение восьми дней с момента получения заявки от президента, председателя одной из палат парламента или руководителя правительства вынести свой вердикт.
Статья 80
Проекты и предложения законов направляются на рассмотрение комиссий, которые должны работать не во время проведения заседаний.
Статья 81
В перерывах между заседаниями правительство имеет право с согласия соответствующих комиссий двух палат принимать декреты – законы, которые должны быть направлены на ратификацию парламента на следующем очередном заседании парламента.
Проект декрета закона должен быть направлен в бюро палаты представителей. Проект поочередно рассматривается соответствующими комиссиями двух палат парламента для того чтобы прийти к общему решению в течение шести дней. По умолчанию решение принимается соответствующей комиссией палаты представителей
Статья 82
Повестка дня каждой из палат утверждается бюро соответствующей палаты. В повестку дня может быть включено рассмотрение проектов и предложений законов в порядке приоритетности и списка предоставленного правительством.
В месяц выделяется минимум один день для рассмотрения предложений законов от оппозиции.
Статья 83
Члены каждой из палат парламента и правительства имеют право выступать с дополнениями к законам. После начала дебатов правительство имеет право отказать в рассмотрении любых дополнений, которые не были предварительно направлены на рассмотрение соответствующей комиссии.
По требованию правительства соответствующая палата, в которой проводятся обсуждения дополнений должна единогласно утвердить все или часть дополнений без учета того были ли приняты рассматриваемые дополнения правительством. Соответствующая палата имеет право оспорить подобную процедуру на основании голосов большинства своих представителей.
Статья 84
Любой проект или предложение закона должны быть рассмотрены обеими палатами парламента для получения идентичного текста. Вначале проект или предложение рассматривается палатой представителей, если проект или предложение закона были вынесены кем-либо из ее представителей. Вначале проект или предложение рассматривается палатой советников, если проект или предложение закона были вынесены кем-либо из ее представителей. Вторая палата рассматривает тот вариант текста, который был утвержден первой из палат.
Палата представителей последней рассматривает предоставленный ей текст. Тексты предложений или проектов законов по поводу территориальных коллективов, сфер регионального и социального развития должны утверждаться голосами большинства присутствующих представителей палаты.
Статья 85
Проекты и предложения органических законов должны направляться на рассмотрение палаты представителей в течение десяти дней с момента подачи в бюро после процедуры, указанной в статье 84. Проекты и предложения органических законов утверждаются абсолютным большинством голосов присутствующих представителей палаты. Однако, если речь идет о проекте или предложении органического закона по поводу палаты советников или территориальных коллективов, закон принимается большинством голосов палаты представителей.
Органические законы по поводу палаты советников должны утверждаться на тех же условиях большинством голосов представителей обеих палат.
Органические законы обнародуются только после утверждения конституционным судом их соответствия этой конституции.
Статья 86
Проекты органических законов, предусмотренных этой конституцией, должны быть направлены на рассмотрение парламента в течение первой легислатуры после обнародования этой конституции.
ГЛАВАЯ ПЯТАЯ
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 87
Правительство состоит из руководителя правительства и министров и также может включать в свой состав государственных секретарей.
В частности в органическом законе указаны правила по поводу организации и порядка работы правительства и его членов.
Также в законе указаны требования не соответствия занимаемой правительственной должности, правила ограничения количества полномочий, включая полномочия передачи текущих дел при прекращении должностных полномочий.
Статья 88
После назначения королем членов правительства, руководитель правительства обязан представить перед двумя палатами программу действий правительства. В программе должны быть указаны основные направления деятельности правительства в различных сферах деятельности государства. В особенности эти направления касаются экономической, социальной, экологической, культурной и внешней политики.
Программа должны обсуждаться в каждой из палат парламента. Дебаты должны завершаться голосованием представителей палаты представителей.
Правительство считается созданным после получения доверия палаты представителей в форме голосов большинства представителей этой палаты в пользу правительственной программы.
Статья 89
Правительство является представителем исполнительной власти. Правительство под руководством руководителя правительства составляет программу действий правительства, гарантирует выполнение законов, выполняет административные функции, контролирует государственные предприятия и организации и гарантирует их постоянную работу.
Статья 90
Руководитель правительства выполняет регламентарные полномочия и имеет право передать ряд своих полномочий другим министрам.
Регламентарные акты, подписанные руководителем правительства, должны подписываться министрами соответствующих министерств.
Статья 91
Руководитель правительства назначает государственных служащих в государственные структуры, высшие руководящие должности на государственных организациях и предприятиях без учета положений статьи 49 этой конституции.
Руководитель правительства имеет право передать это полномочие
Статья 92
Под председательством руководителя правительства совет правительства рассматривает следующие вопросы и тексты:
— программу действий государства перед представлением в совет министров;
— гражданскую политику;
— отраслевую политику;
— круг обязательств правительства перед палатой представителей;
— текущие вопросы по правам человека и общественного порядка;
— законопроекты: проект бюджета до момента его представления в бюро палаты представителей, не учитывая положения статьи 49 этой конституции;
— декреты- законы;
— проекты регламентарных декретов;
— проекты декретов, предусмотренных статьями 65 ( 2-ой абзац), 66 и 70 (3-ий абзац) этой конституции;
— международные договоренности и соглашения до момента их подачи в совет министров;
-назначение генеральных секретарей и директоров центральных ведомств, ректоров университетов, руководителей таможни, директоров школ и высших учебных заведений. Органический закон, предусмотренный статьей 49 этой конституции, может содержать список полномочий совета правительства, и определять, в частности, принципы и критерии назначения на эти должности: равенство возможностей, заслуги, компетентность и прозрачность.
Руководитель правительства обязан проинформировать короля о заключениях совета правительства
Статья 93
Министры профильных министерств обязаны внедрять положения государственной политики в своем секторе.
Министры выполняют поручения руководителя правительства. Министры отчитываются перед советом правительства.
Руководитель имеет право передать часть своих полномочий государственным секретарям.
Статья 94
Члены правительства несут уголовную ответственность за преступления и правонарушения совершенные при выполнении должностных обязанностей перед королевством.
Законодательство определяет процедуру несения ответственности за подобные правонарушения и преступления.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ
Статья 95
Король имеет право потребовать от двух палат парламента повторного чтения любого законопроекта или предложения закона.
Требование повторного чтения оформляется в форме послания. После повторного чтения закон должен быть принят в обязательном порядке.

Статья 96
Король имеет право распустить одну или обе палаты парламента на основании дахира после консультации с председателем конституционного суда и информирования руководителя правительства, председателя палаты представителей и председателя палаты советников.
Роспуск палаты парламента считается свершившимся после обращения короля к нации.
Статья 97
Выборы нового парламента или новой палаты парламента проходят через два месяца после роспуска.
Статья 98
После роспуска палаты следующая палата избирается сроком только на один год, если новая палата представителей будет принята голосами большинства членов правительства
Статья 99
Решение об объявлении войны, принятое Советом Министров в соответствии с положениями статьи 49 этой конституции считается действительным после его объявления королем парламенту.
Взаимодействие законодательной и исполнительной ветви власти
Статья 100
В каждой палате одно заседание в неделю отводится на рассмотрение вопросов членов палаты и ответов правительства на них.
Правительство имеет право дать ответ на вопрос в течение двадцати дней с момента поступления вопроса.
Руководитель правительства отвечает на вопросы, касающиеся общей политики. Одно заседание в месяц отводится для вопросов и ответов, направленных в соответствующую палату в течение тридцати дней после их подачи руководителю правительства.
Статья 101
Руководитель правительства обязан представить перед парламентом краткое содержание программы действий правительства по собственной инициативе или по требованию двух третей членов палаты представителей или большинства членов палаты советников.
Раз в год парламент отводит заседание для обсуждения и оценки общей политики правительства.
Статья 102
Соответствующие комиссии двух палат парламента имеют право потребовать проверить работу руководителей государственных организаций и предприятий в присутствии и под ответственность министров соответствующих министерств
Статья 103
Руководитель правительства имеет право передать палате представителей полномочия объявить об общем политическом курсе или утверждении законопроекта.
Одобрение политического курса или утверждение законопроекта возможно только на основании голосов абсолютного большинства палаты представителей.
Вопрос об утверждении должен быть рассмотрен в течение трех дней с момента его подачи.
Отказ от утверждения означает отставку правительства.
Статья 104
Руководитель правительства имеет право роспуска палаты представителей на основании Советом Министров посредством декрета после консультации с королем, председателем этой палаты и председателем конституционного суда.
Руководитель правительства обязан представить обоснование мотивов и целей роспуска перед палатой представителей.
Статья 105
Палата представителей имеет право выразить правительству вотум недоверия посредством вето. Вето считается принятым, если было утверждено минимум пятьюдесятью процентами представителей палаты.
Вотум недоверия утверждается палатой представителей только на основании голосов абсолютного большинства ее представителей.
Голосования о вотуме недоверия должно произойти в течение трех дней с момента его подачи. Утвержденный вотум недоверия влечет за собой коллективную отставку правительства.
В случае выражения вотума недоверия правительству со стороны палаты представителей никто не имеет право выразить вотум недоверия палате представителей в течение одного года.
Статья 106
Палата советников имеет право направить запрос в правительство посредством вотума, подписанного минимум пятьюдесятью процентами представителей палаты. Вотум может утверждаться только в течение трех дней с момента его подачи голосами абсолютного большинства членов этой палаты.
Текст запроса должен быть немедленно направлен председателем палаты советников руководителю правительства, который должен направить ответ правительства в течение шести дней с момента его получения. После этого ответ обсуждается без голосования.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
О независимости правосудия
Статья 107
Судебная власть является независимой от законодательной и исполнительной ветви власти.
Король выступает гарантом независимости судебной ветви власти.
Статья 108
Члены суда- неприкосновенны
Статья 109
Запрещается любое вмешательство в деятельность правосудия. Выполняя обязанности судьи судья не имеет права пользоваться чьим- то вмешательством или получать какие –либо инструкции или подвергаться какому-либо давлению.
Каждый раз когда судья приходит выводу о наличии угрозы независимости ее деятельности, он обязан уведомить об этом Верховный Суд.
Выполнение судьей своих обязанностей, отсутствие независимости и беспристрастности является серьезным профессиональным нарушением и влечет за собой судебную ответственность.
Любое лицо, вмешивающееся в работу судьи, считается совершившим серьезное преступление.
Статья 110
В своей деятельности члены суда обязаны руководствоваться только буквой закона. Решения суда должны основываться на букве закона и являться беспристрастными.
Прокуроры обязаны руководствоваться законом, письменными инструкциями в соответствии с законом и следовать иерархии.
Статья 111
Судьи имеют право свободно выражать свои мысли, выполняя профессиональные обязанности и соблюдать юридическую этику.
Судьи имеют право вступать и создавать профессиональные ассоциации, соблюдая принцип беспристрастности и независимости на предусмотренных законом условиях.
Судьи не имеют право вступать в политические партии или профсоюзы
Статья 112
Устав судей представлен в форме органического закона
Верховный суд
Статья 113
Верховный суд является элементом судебной власти страны, который контролирует применение судебных гарантий для судей. В особенности речь идет о гарантиях независимости, назначении, жаловании, отправки на пенсию и дисциплины.
По собственной инициативе суд готовит отчеты о состоянии правосудия и судебной системы и предоставляет соответствующие рекомендации по этому поводу.
Верховный суд обязан по требованию короля, руководителя правительства или парламента предоставлять любые консультации по юридическим вопросам, следуя принципу разделения сфер власти
Статья 114
Индивидуальные решения верховного суда могут быть отменены только в случае превышения полномочий перед высшим административным органом королевства

Статья 115
Король выступает председателем верховного суда. Верховный суд состоит:
— первого председателя кассационного суда в качестве заместителя председателя верховного суда;
— генеральный прокурор королевства перед кассационным судом;
— председатель первой палаты кассационного суда;
-четверо судей из апелляционного суда;
— шесть судей из судов первой инстанции;
Распределение судей должно соответствовать пропорции их присутствия в судебных инстанциях:
— посредник
— президент национального совета по правам человека
— 5 судей назначенных королем на основании их профессиональных качеств, беспристрастности, честности, вклада в независимость правосудия и верховенство права. Король назначает судей на основании рекомендаций генерального секретаря верховного суда Улемма.
Статья 116
Верховный суд заседает минимум два раза в год.
Верховный суд административно и финансово автономен.
Судьи инспекторы контролируют состояние внутренней дисциплины в Верховном Суде.
В органическом законе указан порядок избрания, организационная структура и порядок функционирования Верховного Суда, критерии повышения судей и дисциплинарные правила.
При вопросах, касающихся прокуроров, Верховный суд принимает во внимание оценочные отчеты соответствующих инстанций, к которым относятся прокуроры.
Юридические права и правила функционирования системы правосудия
Статья 117
Судья обязан защищать права и свободы, юридическую безопасность частных лиц и групп и применение закона.
Статья 118
Каждый гражданин имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Любое регламентарное или индивидуальное действие административного характера может быть оспорено в соответствующей инстанции
Статья 119
Любой задержанный или подозреваемый считается невиновным, пока его вина не доказана соответствующей судебной инстанцией.

Статья 120
Каждый гражданин имеет право на равноправный судебный процесс и справедливый судебный приговор в течение определенного времени.
Гражданин обладает правом на защиту во всех юрисдикциях.
Статья 121
В случаях предусмотренных законом граждане обладают правом на бесплатную юридическую защиту, если не могут себе позволить услуги адвоката
Статья 122
Ущерб, причиненный в результате юридической ошибки, оплачивается за счет государства
Статья 123
Заседания являются публичными, если иное не предусмотрено законом.
Статья 124
Приговоры выносятся и исполняются во имя короля и закона.
Статья 125
Любой приговор должен быть мотивирован и объявлен публично на условиях, предусмотренных законом
Статья 126
Окончательные приговоры обязательны к исполнению всеми.
Государственные власти обязаны оказывать необходимую поддержку во время процесса в случае необходимости. Также государственные власти обязаны оказывать необходимую поддержку при выполнении приговора.
Статья 127
Закон создает обычные и специализированные судебные инстанции. Не возможно создать инстанцию исключение
Статья 128
Полиция и следственные органы действуют от имени министерства внутренних дел и занимаются всеми видами запросов и расследований, необходимых для определения правонарушений, ареста нарушителей и установления истины.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ
Статья 129
Создается конституционный суд .
Статья 130
Конституционный суд состоит из двенадцати судей, которые назначаются сроком на девять лет. Повторное назначение запрещается. Шесть членов суда назначаются королем по рекомендации генерального секретаря Высшего Совета Улемма. Шесть членов конституционного суда избираются из представителей палаты представителей и палаты советников на основании кандидатур представленных бюро каждой из палат. Кандидатуры определяются посредством тайного голосования голосом двух третей представителей каждой из палат.
Если представители обеих палат или представители одной из палаты не представили список кандидатур в установленный срок, конституционный суд может воспользоваться своими полномочиями и принять решение о назначении новых кандидатур на основании голосов половины не избранных кандидатов.
Треть членов конституционного суда переизбирается каждые три года.
Король назначает председателя конституционного суда из членов конституционного суда.
Члены конституционного суда избираются из лиц с высшим юридическим образованием, опытом в юридической, теоретической и административной сфере, с опытом работы более пятнадцати лет, которые доказали свою беспристрастность и честность.
Статья 131
Органический закон определяет организационную структуру и порядок функционирования конституционного суда, процедуру назначения и полномочия членов конституционного суда.
Также в законе указаны критерии несоответствия занимаемой должности, в особенности касательно свободных профессий, условия переизбрания первых двух третей членов суда, порядок замены задержанных судей, судей в отставке или судей умерших при исполнении своих полномочий.
Статья 132
Конституционный суд выполняет полномочия, предоставленные ему этой конституцией и требования органических законов. Кроме этого конституционный суд определяет порядок выбора членов парламента и проведения референдума.
Органические законы перед своим обнародованием и постановления палаты представителей и палаты советников должны направляться на рассмотрение конституционного суда для вынесения решения об их соответствии конституции.
Король, руководитель правительства, председатель палаты представителей и палаты советников, пятьдесят членов палаты представителей и сорок членов палаты советников также имеют право направлять законы на рассмотрение конституционного суда перед их обнародованием.
В случаях, указанных во втором и третьем абзаце этой статьи, конституционный суд обязан вынести решение в течение одного месяца с момента подачи запроса. Тем не менее, этот срок может быть уменьшен до восьми дней в случае срочности по требованию правительства.
В таких случаях рассмотрение проекта закона конституционным судом откладывает дату его обнародования.
Конституционный суд определяет постоянство выборов членов парламента через год после выражения вотума недоверия. Однако после вышеуказанного срока конституционный суд имеет право мотивированным решением определить количество вотумов недоверия и их характер
Статья 133
В полномочия конституционного суда входит признание не соответствующими конституции процессов по поводу законов о спорах насчет свобод и прав, гарантируемых конституцией во время их рассмотрения.
В органическом законе указан порядок и условия применения этой статьи
Статья 134
Положение, признанное не соответствующим конституции, в соответствии со статьей 132 этой конституции не может быть обнародовано или использовано. Положение признанное не соответствующим в соответствии со статьей 133 этой конституции считается недействительным с момента решения конституционного суда.
Решения конституционного суда обжалованию не подлежат. Они обязательны к исполнению государственными властями, административными и судебными инстанциями.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
О РЕГИОНАХ И ДРУГИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦАХ

Статья 135
К территориальным единицам королевства относятся регионы, префектуры, провинции и коммуны.
Они состоят из юридических лиц с гражданскими правами, ведущими свою деятельность на демократических началах.
Совет регионов и коммун избирается посредством всеобщего и прямого голосования.
Любая территориальная единица создается на основании закона. В исключительных случаях посредством замены одной или нескольких территориальных единиц, указанных в предыдущем абзаце.
Статья 136
Региональная и территориальная организационная структура основывается на принципах свободного управления, сотрудничества и солидарности. Подобная структура гарантирует гражданам возможность участия в управлении территориальной единицей и возможность внести вклад в постоянное развитие жителей.
Статья 137
Регионы и другие территориальные единицы принимают участие во внедрении государственной политики и разработке региональной политики посредством своих представителей в палате советников.
Статья 138
Председатели советов регионов и других территориальных единиц выполняют решения и постановления советов.

Статья 139
Механизмы участия в обсуждении и работы утверждаются советами регионов и советами других территориальных единиц с целью привлечения граждан и организаций к разработке и выполнению программ развития.
Граждане и ассоциации имеют право подать прошение о постановке в повестку дня Совета рассмотрения интересующего их вопроса.
Статья 140
Совет территориальных единиц обладает собственными полномочиями, полномочиями, которые делятся с государственными властями и полномочиями, которые передаются государственными властями территориальным единицам на основе принципа дополнительной ответственности.
Регионы и другие территориальные единицы обладают регламентарными полномочиями для выполнения своих обязанностей в соответствующих сферах, касающихся регионов и территориальных единиц
Статья 141
Регионы и другие территориальные единицы обладают собственными и государственными финансовыми ресурсами.
Любая передача полномочий государства к территориальным единицам должна сопровождаться передачей соответствующих финансовых ресурсов.
Статья 142
На определенный период создается региональный фонд социального характера для покрытия дефицита бюджета на социальную сферу, инфраструктуру и оборудование.
Кроме этого, создается фонд межрегиональной солидарности для равномерного распределение ресурсов для уменьшения неравенства между регионами.
Статья 143
Одна территориальная единица не может руководить другой территориальной единицей.
При разработке и выполнении программ регионального развития и схем благоустройства регионов регион обязан гарантировать основную роль соответствия другим территориальным коллективам исходя из полномочий других регионов.
В случае необходимости конкуренции между территориальными единицами для реализации проекта соответствующие территориальные единицы определяют порядок сотрудничества между собой
Статья 144
Территориальные коллективы могут объединяться в группы для страхования средств и программ.
Статья 145
Центральной властью в территориальных коллективах являются вали в регионах, гувернеры в префектурах и провинциях.
От имени правительства они гарантируют выполнение законов, внедряют правительственные постановления и решения и обеспечивают административный контроль.
Вали и гувернеры помогают председателям территориальных единиц в особенности председателям советов регионов во внедрении планов и программ развития.
Под руководством соответствующих министерств они координируют деятельность децентрализованных ветвей центральной администрации и контролируют их работу.
Статья 146
В органическом законе в частности указано:
— условия демократического управления их деятельностью на уровне регионов и других территориальных единиц, количество членов совета, правила совместимости- несовместимости занимаемой должности. Также указаны гарантии представительства большего количества женщин в совете, в случаях ограничения количества мест в зависимости от порядка избрания;
— условия выполнения председателями советов регионов и других территориальных единиц постановлений и решений вышеуказанных советов в соответствии с положениями статьи 138;
-условия использования гражданами и организациями права петиции в соответствии с положениями статьи 139;
— собственные, совместные с государством и передаваемые регионам и другим территориальным единицам полномочия в соответствии с положениями статьи 140;
— финансовое обеспечение регионов и других территориальных единиц;
— источник финансовых ресурсов регионов и других территориальных единиц в соответствии с положениями статьи 141;
-ресурсы и порядок функционирования социального фонда и фонда межрегиональной солидарности, указанного в статье 142;
— условия и порядок создания групп, предусмотренных в статье 144;
— положения, способствующие развитию сотрудничества между регионами и механизмы, гарантирующие соответствующую адаптацию территориальной структуры;
— правила управления, гарантирующие выполнение принципа свободного управления, контроля использования фондов программ, оценки деятельности и отчета об использовании средств;
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ

Статья 147
Счетная палата является высшим органом, контролирующим использование государственных финансов королевства. Ее независимость гарантируется конституцией.
В обязанности счетной палаты входит объединение и защита принципов рационального управления, прозрачности и отчета об использовании государственных средств государством и государственными организациями.
Счетная палата обязана обеспечить контроль выполнения государственного бюджета на высшем уровне. В обязанности палаты входит обеспечение регулярной отчетности об использовании средств и расходов подконтрольных им организаций в соответствии с законом и принципами управления. В исключительных случаях палата допускает наличие погрешностей в правилах, регулирующих вышеуказанные операции.
Счетная палата контролирует и обеспечивает соблюдение государственных деклараций, аудита счетов политических партий и регулярность расходов во время предвыборной кампании.
Статья 148
Счетная палата помогает парламенту контролировать сферу государственных финансов. Палата дает ответы на вопросы и предоставляет консультации по поводу законодательных функций, контроля и оценки парламентом и сфер, касающихся государственных финансов.
Счетная Палата предоставляет помощь судебным инстанциям.
Счетная палата предоставляет помощь правительству в рамках своей компетенции и законодательных требований.
Счетная палата публикует сводный отчет о своей работе, включая данные по отраслям и судебные решения.
Счетная Палата представляет королю ежегодный сводный отчет о своей деятельности. Копия этого отчета направляется руководителю правительства и председателям двух палат парламента. Этот отчет публикуется в «Официальном бюллетене» Королевства.
Обязанность представления отчетности о деятельности Счетной Палаты возложена на первого председателя Счетной Палаты на заседании Парламента. Отчет обсуждается.
Статья 149
В обязанности региональных счетных палат входит обеспечение контроля счетов, управления регионами, другими территориальными единицами и группами. В исключительных случаях палата допускает наличие погрешностей в правилах, регулирующих вышеуказанные операции.
Статья 150
Закон определяет полномочия, организационную структуру и порядок функционирования Счетной Палаты и ее региональных представительств.
ГЛАВА ОДИНАДЦАТАЯ
О СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Статья 151
Создается социально- экономический и экологический совет.

Статья 152
Социально- экономический и экологический совет имеет право получать от правительства, палаты представителей и палаты советников консультации по всем вопросам экономического, социального и экологического характера.
Совет дает оценку общих направлений национальной экономики и постоянного развития.
Статья 153
Органический закон определяет состав, организационную структуру, полномочия и порядок функционирования социально- экономического и экологического совета.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
О РАЦИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Общие принципы
Статья 154
Государственные структуры организованы на принципе равного доступа граждан, равномерного заселения государственной территории и постоянство предоставляемых услуг.
Принцип рационального управления основан на нормах качества, прозрачности, отчета об использовании средств и ответственности и регулируется представленными в этой конституции демократическими принципами и ценностями.
Статья 155
Государственные служащие обязаны выполнять свою работу, уважая закон, соблюдая нейтральность, прозрачность, работать честно и во благо общества.
Государственные органы должны работать для людей и учитывать их наблюдения, предложения и рассматривать жалобы.
Государственные органы обязаны отчитываться о своей деятельности в соответствии с действующими законодательством. Поэтому государственные организации обязаны контролировать и оценивать свою деятельность.
Статья 156
В уставе государственных служащих указаны правила рационального управления по поводу функционирования государственных администраций, регионов и других территориальных единиц и государственных организаций.
Статья 157
Любое лицо, избранное или назначенное на государственную службу должен предоставить декларацию о прямых и косвенных доходах с момента вступления, в течение работы и прекращения работы на государственной должности в соответствии с положениями законодательства.
Статья 158
Организации ответственные за контроль принципов рационального управления являются независимыми. Они могут надавить на государственные структуры. Законодательство имеет право в случае необходимости создать другие регулирующие инстанции и инстанции рационального управления, кроме инстанций предусмотренных ниже.
Статья 159
Любые организации и инстанции, предусмотренные статьями 161-170 этой конституции, должны представлять отчет о своей деятельности минимум один раз в год. Отчеты о деятельности обсуждаются в парламенте.
Организации и инстанции по защите прав и свобод, рационального управления, постоянного развития личности и долевой демократии
Инстанции по защите и популяризации прав человека
Статья 160
Национальный совет по правам человека является независимой государственной плюралистской организацией, в обязанности которой входит рассмотрение всех вопросов по поводу обороны и защиты прав и свобод человека, гарантия их выполнения и их популяризации, сохранение достоинства, индивидуальных и коллективных свобод граждан, строго соблюдая национальные интересы и международно принятые нормы.
Статья 161
Посредник является независимой государственной организацией. К обязанностям этой организации относится рассмотрение споров между государственными инстанциями и гражданами; защита прав; способствование верховенству закона; распространение принципов справедливости и равенства, моральных ценностей, прозрачности управления административных структур, государственных организаций, территориальных единиц и организаций, в полномочия которых входит рассмотрение вопросов граждан.
Статья 162
В обязанности совета марокканских общин за границей входит распространение марокканской культуры; предоставление проживающим за границей марокканцам возможности поддерживать тесные связи с родиной; гарантия прав и сохранение интересов, способствование развитию личности, родины и прогрессу Марокко.
Статья 164
Организации, в обязанность которых входит формирование паритета и борьба со всеми формами дискриминации, созданные на основании положений статьи 19 этой конституции, контролируют уважение прав и свобод, предусмотренных в этой статье в рамках полномочий национального совета по правам человека.
Организации рационального управления и регулирования

Статья 165
Высший совет по аудио визуальной коммуникации контролирует соблюдение плюрализма выражения мнений и права на информацию в аудио визуальной сфере соблюдая цивилизационные ценности и законы королевства.
Статья 166
Совет по конкуренции является независимой организацией в обязанности которой входит обеспечение прозрачности и равенства в экономических отношениях в особенности в рамках анализа и регулирования конкуренции на рынках, контроля методов борьбы с конкуренцией, не честных бизнес практик и операций по концентрации экономических ресурсов и монополии в рамках организации свободной и честной конкуренции.
Статья 167
Национальная организация по честности, предотвращению и борьбе с коррупцией, созданная на основании положений статьи 36 обязана инициировать, координировать, контролировать и гарантировать соблюдение использования политик по предотвращению и борьбы с коррупцией, сбор и распространение информации в этой сфере, повышению морального уровня граждан и объединению принципов рационального управления, культуры государственной службы и ценностей ответственного гражданина.
Инстанции по способствованию развитию личности и долевой демократии
Статья 168
Создается высший совет по образованию, профессиональному образованию и научным исследованиям.
Этот совет является консультационным органом, в обязанности которого входит предоставление консультаций по вопросам общественной политики и других вопросов государственной важности в сфере образования, профессионального образования и научных исследований, задач и порядка функционирования государственных организаций ответственных за эту сферу деятельности.
Статья 169
Консультационный совет по вопросам семьи и детства, созданный на основании положений статьи 32 этой конституции, занимается контролем вопросов семьи и детства, предоставляет консультации по национальным планам в этой сфере, участвует в общественных дебатах по вопросам семейной политики и реализации национальных программ, инициированных различными департаментами, структурами и организациями.
Статья 170
Консультационный совет по вопросам молодежи, созданный на основании статьи 133 этой конституции, является консультационным органом по вопросам защиты молодежи и их интеграции в социальную жизнь. В обязанности этого Совета входит изучение и контроль вопросов этой сферы и вынесение предложений экономического, социального и культурного характера, интересующих непосредственно молодежь, развитие креативного потенциала молодежи и их вхождение в общественную жизнь, соблюдая принцип гражданской ответственности.
Статья 171
В законах будут указаны состав, организационная структура, полномочия и порядок функционирования организаций, предусмотренных статьями 161- 170 этой конституции и критерии несоответствия.
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 172
Король, руководитель правительства, палата представителей и палата советников имеют право выступить с инициативой пересмотра конституции.
Король имеет право направить на референдум свой пересмотренный вариант конституции.
Статья 173
Инициатива пересмотра конституции от одной или двух палат парламента должна быть утверждена голосами большинства двух третей представителей соответствующей палаты.
Проект пересмотра направляется на рассмотрение другой палаты парламента, которая должна его утвердить голосами большинства двух третей представителей соответствующей палаты.
Предложение пересмотра конституции от руководителя правительства должно направляться на рассмотрение совета министров после рассмотрения советом правительства.
Статья 174
Проекты и предложения пересмотра конституции направляются на референдум на основании дахира.
Пересмотр конституции утверждается посредством референдума.
Король имеет право после консультации с председателем конституционного суда направить в парламент проект пересмотра некоторых положений конституции посредством дахира.
Проект пересмотра должен утвердиться голосами большинства из двух третей представителей обеих палат, созванных на заседание королем.
Во внутреннем регламенте палаты представителей указан порядок применения этой статьи.
Конституционный суд контролирует соблюдение процедуры пересмотра конституции и объявляет результаты пересмотра
Статья 175
Положения конституции, касающиеся мусульманской религии, монархической формы правления, демократического строя государства и положения о фундаментальных правах и свободах человека не подлежат пересмотру.

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 176
Действующие палаты парламента продолжают выполнение своих функций до момента избрания палат парламента, предусмотренных этой конституцией. В особенности речь идет о принятии законов, необходимых для внедрения новых палат Парламента, невзирая на положения статьи 51 этой конституции.
Статья 177
Действующий конституционный совет продолжает выполнение своих функций до момента учреждения конституционного суда, предусмотренного этой конституцией.
Статья 178
Действующий Высший совет судей продолжает выполнение своих функций до момента учреждения верховного суда, предусмотренного этой конституцией.
Статья 179
Действующие тексты по поводу организаций и инстанций, указанных в главе 9 и тексты по поводу Совета по социально- экономическим и экологическим вопросам и Совет по вопросам образования продолжают действовать до момента принятия соответствующих положений конституции
Статья 180
Переходные положения, указанные в этой главе заменяются на текст пересмотренной конституции, обнародованной дахиром № 1-96-157 от 7 октября 1996 года.