Конституция Оттоманской империи 1876

КОНСТИТУЦИЯ ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
(ТУРЦИЯ, 23 ДЕКАБРЯ 1876 Г.)
Хатт (рескрипт) его императорского величества султана, провозглашающий оттоманскую конституцию.
Славный визирь мой, Мидхат-паша. Могущество империи нашей некогда начинало клониться к упадку, причиною этого отнюдь не были внешние вопросы; но в управлении внутренними делами стали отдаляться от прямого пути, и узы, способствующие доверию подданных к власти, ослабели. Вследствие этого, августейший родитель мой, покойный султан Абу-уль-Меджид, обнародовал хатт танзимата (организационный рескрипт), обеспечивавший всякому, согласно с священными постановлениями шери, жизнь, имущество и честь. Благодаря спасительному действию танзимата, государство могло до сих пор поддерживать себя стезе безопасности, и мы имеем, наконец, возможность основать и провозгласить сегодня конституцию, составляющую результат идей и мнений, свободно формулированных. В этот счастливый день, я должен вызвать с особым благоговением память и вспомнить о желании моего августейшего родителя, который, по справедливости, считался возродителем империи. Я не сомневаюсь, что он сам открыл бы конституционную эру, в которую мы вступаем в настоящее время, если б эпоха провозглашения танзимата была приноровлена к потребностям нашего времени. Но Провидению угодно было предоставить нашему царствованию осуществление этого счастливого преобразования, составляющего высшую гарантию благосостояния наших народов. Воздаю хвалу небу за то, что оно сделало меня орудием этого преобразования. Сделалось очевидно, что принцип нашего правления стал несовместимым с постепенными изменениями, введенными в наши внутренние порядки и с возрастающим развитием наших внешних сношений. Наше глубочайшее желание состоит в том, чтоб навсегда заставить исчезнуть все препятствия, мешавшие народу и стране пользоваться. Как следует, естественными богатствами, которыми они обладают, и чтоб увидеть, наконец, как подданные наши, поставленные в возможность пользоваться правами, принадлежащими цивилизованному обществу, сойдутся в одном помысле о прогрессе, единении и согласии.
Для достижения этой цели необходимо было принять здравый и правильный государственный строй, предохранить неотъемлемые права правительственной власти, предупреждая ошибки и злоупотребления всякого рода, составляющие последствие незаконных действий, т. е. самовольного преобладания одного или нескольких личностей, предоставить одинаковые права и предписать одинаковые обязанности различных народностям, составляющим наше общество, и поставить их в возможность пользоваться безразлично благодеяниями свободы, справедливости и равенства; в этом заключались единственные средства обеспечить и защитить все интересы. Из этих существенных принципов вытекала необходимость другого, существенно полезного дела: связать наше государственное право с парламентскою и конституционною системою. Вот почему в хатте, изданном нами по случаю восшествия нашего на престол, мы заявили о необходимости создания парламента. Специальная комиссия, составленная из визирей, улемов и других сановников империи, тщательно выработала основы нашей конституции, впоследствии рассмотренной и одобренной нашим советом министров. Эта основная хартия освящает прерогативы государя, гражданскую и политическую свободу и равенство отоманов перед законом, ответственность и круг ведения министров и чиновников; право надзора со стороны парламента; полную независимость судов; действительное равновесие бюджета; наконец, административную децентрализацию в провинциях, ограждая, в то же время, решающее действие и власть центрального правительства. Все эти принципы, совместимые с постановлениями шери , а равно с способностями и потребностями народа и страны, в то же время соответствуют благотворной мысли обеспечить за всеми счастье и благосостояние, что составляет высшее желание наше. Доверяясь божественной милости и заступничеству пророка, я влагаю в руки ваши эту конституцию, снабдив ее моею императорскою санкциею. При помощи божией, она получит немедленное же применение во всех частях нашей империи. Вследствие этого, я твердо желаю, чтобы вы обнародовали ее и заставили исполнять все постановления ее с сегодняшнего же дня. Вы должны также принять наискорейшие и наидейсвительнейшие меры к тому, чтоб приступить к изучению и к выработке законов и постановлений, упоминаемых в этом акте. Да соблаговолит Всевышний даровать успех усилиям всех тех, которые трудятся ля благоденствия империи и народа!
Дано 7-го зильхидже 1293 года (23 декабря 1876).
ТЕКСТ КОНСТИТУЦИИ
ОБ ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
Статья 1. Оттоманская Империя заключает в себе нынешние страны и владения и привилегированные провинции. Она составляет одно нераздельное целое, от которого никогда не может быть отделена никакая часть по какому бы ни было поводу.
Статья 2. Стамбул есть столица Оттоманской Империи. Город этот не пользуется, в виде исключения сравнительно с другими городами империи, никакою привилегиею или преимуществом, принадлежащим ему одному.
Статья 3. Оттоманская верховная власть, сосредоточивающая в лице государя великий халифат ислама, принадлежит старшему принцу династии Османа, сообразно правилам, установленным ab antuguo.
Статья 4. Его величество султан, в силу звания халифата, есть покровитель мусульманской религии. Он повелитель и падишах всех отоманов.
Статья 5. Его величество султан неответственен; личность его священна и неприкосновенна.
Статья 6. Свобода членов императорской оттоманской династии, личное их имущество, движимое и недвижимое, их содержание от государства на все время их жизни поставлены под покровительством закона.
Статья 7. Его величество султан, в числе своих верховных прав, пользуется следующими прерогативами: он назначает и сменяет министров; он жалует чины, должности и знаки своих орденов; он дает инвеституру главам привилегированных провинций, согласно содержанию предоставленных им привилегий; он повелевает чеканить монету; имя его произносится в мечетях во время общественной молитвы; он объявляет войну; он заключает мир; он начальствует над сухопутными и морскими армиями; он распоряжается движениями войск; он повелевает приводить в исполнение постановления шери (священного закона) и законов; он издает постановления об общественной администрации; он милует или изменяет наказания лиц, осужденных уголовными судами; он созывает и закрепляет национальное собрание; он распускает, если признает это нужным, палату депутатов, под условием назначения новых выборов депутатов.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ ОТОМАНОВ
Статья 8. Все подданные империи безразлично называются отоманами, какова бы ни была исповедываемая ими религия. Качество отомана приобретается и теряется в случаях, определенных законом.
Статья 9. Все отоманы пользуются личною свободою, под условием не наносить ущерба свободе других.
Статья 10. Личная свобода вполне неприкосновенна. Никто, ни под каким предлогом, не может быть подвергнут какому-нибудь наказанию, помимо случаев, определенных законом и согласно предписываемым им формам.
Статья 11. Ислам есть государственная религия. Держась этого принципа, государство, тем не менее, покровительствует свободному отправлению всех исповеданий; признанных в империи, и сохраняет религиозные привилегии, предоставленные разным общинам, при том условии, чтобы не наносилось никакого ущерба общественному порядку и добрым нравам.
Статья 12. Печать свободна в пределах, начертанных законом.
Статья 13. Отоманы имеют право составлять торговые, промышленные и земледельческие ассоциации, в пределах, определенных законами и уставами.
Статья 14. Одно лицо или несколько лиц, принадлежащих к отоманской национальности, имеют право подавать петицию подлежащим властям по поводу нарушений законов или постановлений, совершенных или к личному их ущербу, или к форме прошений, подписанные петиции оттоманскому национальному собранию для принесения жалоб на поведение государственных должностных лиц.
Статья 15. Преподавание свободно. Каждый отоман может устраивать публичные или частные курсы, под условием с законами.
Статья 16. Все школы поставлены под надзор государства. Приняты будут меры для объединения и регулирования образования доставляемого всем отоманам; но не должно быть нанесено ущерба религиозному образованию различных общин.
Статья 17. Все отоманы равны перед законом. Они имеют одинаковые права и одинаковые обязанности по отношению к стране, без нарушения того, что относится до религии.
Статья 18. Допущение к общественным должностям обусловлено знанием турецкого языка, который составляет официальный язык государства.
Статья 19. Все отоманы допускаются к общественным должностям, смотря по их способностям, заслугам и познаниям.
Статья 20. Размер и распределение налогов устанавливается, согласно с специальными законами и постановлениями, пропорционально имущественному состоянию каждого податного лица.
Статья 21. Недвижимая и движимая собственность, законно закрепленная, гарантирована. Не может быть никакого отчуждения собственности иначе, как только для общественной пользы, должным образом удостоверенный и после предварительной уплаты, согласно закону, стоимости отчуждаемой недвижимости.
Статья 22. Жилище неприкосновенно. Общественная власть может силою проникать в жилище кого бы то ни было, иначе, как в случаях, определенных законом.
Статья 23. Никто не может быть принужден предстать перед иным судом, кроме суда, которому он подсуден, согласно имеющему быть изданным закону о судопроизводстве.
Статья 24. Конфискация имуществ, барщина и джеримэ (вымогательство, в виде денежного штрафа) воспрещены. Однако ж, контрибуции, законно взимаемые в военное время, и меры, вынуждаемые военным временем, исключаются из этого постановления.
Статья 25. Никакая сумма денег не может быть взимаема в виде налога, или пошлины, или под всяким другим наименованием, иначе, как в силу закона.
Статья 26. Пытки и пытания под каким бы ни было видом, совершенно и безусловно воспрещены.

О МИНИСТРАХ
Статья 27. Его величество султан вверяет должности великого визиря и шейх-уль-ислама тем лицам, которое его высокое доверие признает нужным призвать к исполнению этих должностей. Назначение остальных министров производится императорскими ирадэ (повелениями).
Статья 28. Совет министров собирается под председательством великого визира. Круг ведения совета министров обнимает собою все важные внутренние и внешние государственные дела. Решения совета, долженствующие быть представленными на утверждение его величества султана, подлежат исполнению в силу императорского ирадэ.
Статья 29. Всякий начальник министерского ведомства ведает, в пределах предоставленной ему власти, дела, подлежащие его ведомству. Относительно дел, выходящих из этих пределов, сносится с великим визирем Великий визир дает течение докладам, представляемым ему начальниками различных ведомств, или препровождая их, если в этом настоит надобность, в совете министров, и представляя их потом на императорское утверждение, или же, в противном случае, делая сам постановление по ним, или представляя их в решение его величества султана. Особым регламентом будут определены эти различные категории дел для всякого министерского ведомства.
Статья 30. Министры ответственны за действия и поступки по своему управлению.
Статья 31. Если один или несколько членов палаты депутатов пожелают принести жалобу на министра, в силу ответственности его и по поводу фактов, которые палаты имеют право ведать, то просьба, содержащая в себе жалобу, передается президенту, который, в течение трех дней, препровождает ее в отделение палаты, рассматривающее, на основании внутреннего устава палаты, эту жалобу и решающее вопрос о том, должно ли представить ее на обсуждение палаты. Постановление отделения палаты делается по большинству голосов после того, как будут получены необходимые разъяснения и обжалованный министр представит свои объяснения. Если отделение палаты изъявит мнение свое о представлении жалобы палате, то доклад констатирующий такое решение, прочитывается в публичном заседании, и палата, выслушав объяснения обжалованного министра, призванного присутствовать на заседании, или его делегата, постановляет решение свое о заключениях доклада абсолютным большинством двух третей голосов. На случай принятия этих заключений, адрес, требующий отдачи под суд обжалованного министра, пересылается великому визирю, который представляет его на утверждение его величества султана и препровождает его в верховный суд на основании императорского ирадэ.
Статья 32. Специальным законом определится процедура, которой должны будут следовать для суда над министрами.
Статья 33. Не существует никакого отличия между министрами и частными лицами по отношению к частным процессам и не касающимся их должностей. Процессы этого рода подлежат обыкновенной юрисдикции.
Статья 34. Министр, предание которого суду решено обвинительною камерою верховного суда, оставляется от своей должности до тех пор, пока он не будет оправдан в возведенном против него обвинении.
Статья 35. В случае, если мотивированным решением палаты депутатов отвергнут проект закона, на принятии которого министр признает необходимым настаивать, его величество султан повелевает, в силу своей державности, или переменить министерство, или распустить палату, под условием нового избрания депутатов в срок, определенный законом.
Статья 36. В случае крайней необходимости, если общее собрание не заседает, министерство может принять меры для предохранения государства от опасности или для обеспечения общественной безопасности. Постановления эти, утвержденные императорским ирадэ, имеют временно силу закона, если они не противоречат конституции. Они должны быть представлены национальному собранию, как только оно будет созвано.
Статья 37. Каждый министр имеет право присутствовать на заседаниях сената и палаты депутатов или посылать за себя высшего чиновника своего ведомства. Равным образом, он имеет право быть выслушанным ранее всякого члена палаты, попросившего слова.
Статья 38. Когда вследствие решения, принятого большинством голосов, министр приглашается явиться в палату депутатов для предоставления объяснений, то он обязан отвечать на заданные ему вопросы, или явившись лично, или послав за себя высшего чиновника своего ведомства. Тем не менее, он имеет право отсрочить свой ответ, если признает это нужным, приняв ответственность на себя за эту отсрочку.
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЧИНОВНИКАХ
Статья 39. Все назначения на различные государственные должности будут производиться сообразно с постановлениями, которыми определятся условия заслуг и способностей, требуемых для принятия на государственные должности. Всякое должностное лицо, назначенное при этих условиях, не может быть отрешено от должности или смещено, разве только если будет доказано, что поведение его законно оправдывает его отрешение, или если он подаст в отставку, или если отрешение его от должности будет признано правительством необходимостью. Должностные лица, засвидетельствовавшие о себе своим добропорядочным поведением и честностью, а равно те, оставление которых за штатом правительство признает необходимым, имеют право или на повышение или на сверхштатное жалованье, согласно постановлениям, которые будут определены особым положением.
Статья 40. Круг ведения различных должностных лиц будет определен особыми положениями. Каждое должностное лицо ответственно в пределах своего круга ведения.
Статья 41. Каждое должностное лицо обязано уважать своего начальника; но повиновение отданным приказаниям обязательно лишь в пределах, начертанных законом, а действия противные закону, факт повиновения высшему начальству не может избавить от ответственности должностное лицо, совершившее это действие.
О НАЦИОНАЛЬНОМ СОБРАНИИ
Статья 42. Национальное собрание состоит из двух палат: палаты господ, или сената, и палаты депутатов.
Статья 43. Обе палаты собираются 1-го ноября каждого года; открытие их происходит в силу императорского ирадэ. Закрытие палат, назначенное на 1-е марта, также происходит в силу императорского ирадэ. Ни одна из палат не может быть созвана вне времени заседаний другой палаты.
Статья 44. Его величество султан может, смотря по требованиям обстоятельств, ускорить время открытия палат и сократить или продолжить их сессию.
Статья 50. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.<...>
Статья 54. Проекты законов, изготовленных государственным советом, вносятся сначала в палату депутатов, а потом в сенат. Проекты эти имеют силу закона только тогда, когда, будучи приняты обеими палатами, они получают утверждение императорского ирадэ. Всякий проект закона, окончательно отвергнутый одною из двух палат, не может быть внесен на рассмотрение в течение той же сессии.<...>
О СЕНАТЕ
Статья 60. Председатель и члены сената назначаются непосредственно его величеством султаном.
Статья 61. Для того, чтобы иметь право быть назначенным в сенаторы, необходимо сделаться достойным, своими действия ми общественного доверия или оказать государству отменные заслуги и иметь не менее сорока лет от роду. <...>
Статья 64. Сенат рассматривает проекты законов и бюджет, переданные в него палатою депутатов. Если, при рассмотрении какого-нибудь проекта закона, сенат усмотрит распоряжение, противное державным правам его величества султана, свободе, конституции, территориальной целостности империи, внутренней безопасности страны, интересу защиты отечества или добрым нравам, то окончательно отвергает его мотивированным решением, или возвращает его, вместе со своими замечаниями, в палату депутатов, требуя исправления или изменения оного в смысле его замечаний. Проекты законов, принятые сенатом, должны быть облечены его одобрением и переданы великому везиру. Сенат рассматривает представленные ему петиции; он пересылает великому везиру те из этих петиций, которые он признает заслуживающими этой пересылки, сопровождая их своими замечаниями. <...>
О ПАЛАТЕ ДЕПУТАТОВ
Статья 67. Полномочия депутата несовместимы с занятием государственной должности, исключая министров. Всякий другой государственный чиновник, выбранный в депутаты, свободен принять или отказаться от этого звания; но, в случае принятия его, он должен оставить свою службу.
Статья 68. Не могут быть избраны депутатами:
1) не принадлежащие к подданным Оттоманской империи;
2) те, которые, в силу действующего особого положения, временно пользуются преимуществами, связанными с исполняемою ими иностранной службою;
3) незнающие турецкого языка;
4) недостигшие тридцатилетнего возраста;
5) лица, состоящие на службе частного лица;
6) не восстановившие своей части несостоятельные должники;
7) лица, открыто предосудительного поведения;
8) лица, на которых наложено судом задержание, пока оно не снято с них;
9) не пользующиеся гражданскими правами;
10) лица, претендующие на принадлежность к чужой национальности.
По истечении первого четырехлетнего периода одним из условий для избираемости в депутаты будет знание читать по-турецки и, насколько возможно, писать на этом языке. <...>
Статья 76. Каждому депутату будут ассигнованы казною 20000 пиастров за каждую сессию и возмещение путевых издержек на проезд. Цифра этих издержек будет установлена согласно положению о возмещении путевых расходов гражданским государственным чиновникам и исчислена на основании ежемесячного жалования в размере 5000 пиастров.<...>
Статья 78. Заседания палаты депутатов публичны. Однако, палата может иметь и тайные заседания, если предложение об этом будет сделано министрами или пятнадцатью членами, и если предложение это будет принято в непубличном заседании.
Статья 79. Никакой депутат не может быть, в течение сессии подвергнут задержанию или преследованию судом, кроме случаев поимки с поличным, иначе, как по решению, принятому большинством палаты, дозволяющему начать расследование.
Статья 80. Палата депутатов обсуждает внесенные в нее проекты законов. Она принимает, изменяет или отвергает постановления, касающиеся финансов или конституции. Она подробно рассматривает общие расходы государства, заключающиеся в бюджетной смете, и определяет общую сумму по соглашению с министрами. Она, также по соглашению с министрами, определяет свойство, общую сумму и способ распределения и реализации доходов, назначенных на покрытие расходов.
О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 81. Судьи, назначаемые согласно с особым о них законом и снабженные бератом , несменяемы, но могут подавать в отставку. Повышение судей в иерархическом порядке, перемещение их, отставка, отрешение их от должности по судебному приговору подчинены постановлениям того же закона. Законом этим определяются условия и качества, требуемые для исполнения должности судьи или других должностей судебного ведомства.
Статья 82. Заседания всех судов публичны. Опубликование судебных приговоров дозволено. Однако, в случаях, указанных законом, заседание суда может происходить при закрытых дверях.<...>
Статья 86. Никакого постороннего вмешательства не может быть в судах.
Статья 87. Дела, касающиеся шери, подлежат ведению судов шери; разбирательство гражданских дел подлежит гражданским судам.<...>
Статья 90. Никакой судья не может совмещать должность судьи с другими должностями, оплачиваемыми государством.<...>
О ФИНАНСАХ
Статья 96. Никакой налог в пользу государства не может быть устанавливаем, распределяем и взимаем иначе, как в силу закона.
Статья 97. Бюджет есть закон, заключающий в себе предположение о государственных доходах и расходах. Налоги в пользу государства определяются этим законом в том, что касается их размера, распределения и взимания.<...>
Статья 100. Никакой сверхсметный расход не может быть произведен из государственных сумм иначе, как в силу закона. <...>
РАЗНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 113. В случаях проявления фактов или признаков, заставляющих предвидеть волнения на каком-нибудь пункте территории империи, императорское правительство имеет право объявить в этом пункте осадное положение. Последствия осадного положения состоят в временном прекращении действия гражданских законов. Способ управления местностями, подверженными осадному положению, будет установлен особым законом. Его величеству султану принадлежит исключительное право изгонять из пределов территории империи тех лиц, которые, на основании сведений, заслуживающих доверия и собранных полицейским управлением, будут признаны наносящими ущерб безопасности государства.
Убичини А., Куртейль П. Современное состояние Оттоманской империи. СПб. 1877. С.214-234.