Записка о реформах в Турции

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА АЛИ-ПАШИ1 СУЛТАНУ АБДУЛ АЗИЗУ 1 О НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
30 ноября 1867 г.
Извлечения
Из истории прошлого и прежде всего из истории настоящего времени мы усвоили подтвержденный многократным опытом урок: во время грозящей опасности половинчатые мероприятия и колебания не спасают, и, принимая во внимание несомненные ее признаки, мы не должны медлить и колебать¬ся. Так как наши враги стремятся уничтожить мусульманскую империю и народ, то мы не можем останавливаться на малых средствах, чтобы с божьей помощью спастись из пучины гибе¬ли: поскольку мы придерживаемся принципов вечного блага, мы должны быть откровенно и без задних мыслей готовы на некоторые жертвы во второстепенных делах и как только возможно стараться приблизить наши настоящие обстоятельства к требованиям современности. <...>
Кроме того, наш долг прилагать больше усилий в воспита¬нии нашей нации и в приобретении необходимых знаний. На это не следует жалеть никаких средств, ибо если мы этого не сделаем, то мы не сможем больше бороться за свою жизнь и безопасность. Если мы даже отгородимся китайской стеной, то просвещенные нации все же победят нас и постепенно вырвут у нас из рук все, что мы имеем. Итак, мы воспитаем наш народ и будем продвигаться вперед проторенным путем… Так как первым долгом государства является немедленное принятие вышеназванных мер, подготовка и усовершенствование необходимых средств для общественного воспитания, то мы должны стараться день и ночь и не останавливаться ни перед какими затратами для достижения этой цели.
Основная причина, почему управление нашими немусуль¬манскими подданными день ото дня становится труднее и по¬чему в их душах все сильнее разгорается огонь враждебности и ненависти, состоит в том, что у нас нет современных школ, поэтому греческие дети посылаются в Грецию, а болгарские — в Россию, так что воспитание всех наших христианских под¬данных принимает враждебное принципам Османской импе¬рии направление. А поэтому крайне важно для устранения столь большой опасности, чтобы мы как можно быстрее создали и усовершенствовали школы, где дети мусульман и христиан бу¬дут обучаться совместно.
Другая предъявленная нам жалоба касается наших судов; поэтому необходима, чтобы мы и в этом отношении подумали о помощи, и так же, как в Египте, выработали гражданский свод законов, чтобы смешанные дела разбирали смешанные суды. Это также ни в коей мере не противоречит религиозному закону. Таким образом, подобно другим законам, разработка гражданского свода законов возможна.
Короче, слияние всех подданных — за исключением чисто религиозных дел — является единственным средством для уст¬ранения существующей между различными нациями ревности и для отвода угрожающих нам опасностей.
Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи. М., 1985. С. 238-242.
1 Али-паша (1804-1871) — сторонник реформ, великий везир, министр иностранных дел.