Конституция Франции 1848

КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 4 НОЯБРЯ 1848 Г.
От имени Французского народа Национальное собрание приняло, а председатель Национального собрания объявляет согласно декрету от 28 октября 1848 г. конституцию следующего содержания.
Вступление
В присутствии Бога и именем французского народа Национальное собрание объявляет:
1) Франция конституируется в республику. Принимая эту окончательную форму правления, она ставит себе целью более свободное шествование по пути прогресса и цивилизации, введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод, увеличение благосостояния каждого путем постепенного ограничения государственных расходов и налогов.
Она стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным действием законов и учреждений поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния.
2) Французская республика демократична, едина и нераздельна.
3) Она признает права и обязанности, которые предшествуют и стоят выше положительных законов.
4) Свобода, равенство и братство  ее принципы.
Семья, труд, собственность, общественный порядок  ее основы.
5) Она уважает иностранные национальности также, как те уважают ее национальность; не предпринимает никаких войн с завоевательными целями и никогда не направляет своих сил против свободы другого народа.
6) Граждане имеют обязанности по отношению к республике, республика  обязанности по отношению к гражданам.
7) Граждане должны любить отечество, служить республике, защищать ее ценой своей жизни, участвовать в государственных повинностях пропорционально своему состоянию; они должны трудом снискать себе средства к существованию и предусмотрительно обеспечить источник существования в будущем; они все должны стремиться к общему благосостоянию, братски помогая друг другу, и к общему порядку, соблюдая моральные правила и писаные законы, которые управляют обществом, семьей и личностью.
8) Республика должна охранять личность гражданина, его семью, религию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование, необходимое для каждого человека. Она должна путем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Чтобы привести в исполнение все эти обязанности и гарантировать все эти права, Национальное собрание, верное заветам земских собраний, провозгласивших французскую революцию, объявляет следующую конституцию Республики.
КОНСТИТУЦИЯ
Глава I. О верховной власти
1. Верховная власть принадлежит совокупности французских граждан. Она неотчуждаема и неотъемлема. Ни одно лицо, ни одна часть народа не могут присваивать себе ее осуществление.
Глава II. Права граждан, гарантированные конституцией
2. Никто не может быть арестован или задержан иначе, как в силу предписаний закона.
3. В пределах французской территории жилище всякого лица неприкосновенно; проникнуть в жилище можно лишь согласно форме и в случаях, предусмотренных законом.
4. Никто не может быть судим не тем судом, которому он подлежит. Не может быть образовано ни особых комиссий, ни чрезвычайных судов, какими бы названиями или основаниями они ни прикрывались.
5. Уничтожается смертная казнь за политические преступления.
6. Рабство не может быть допущено на французской территории, где бы то ни было.
7. Каждый может свободно исповедовать свою религию, и государство оказывает равнее покровительство отправлению всяких религиозных культов. Служители церкви, признанной теперь законом, или такой, которая будет признана законом, имеют право на получение содержания от государства.
8. Граждане вправе образовывать сообщества и собираться мирно без оружия, подавать петиции и предавать гласности свои мысли печатным или каким-либо иным путем. Пользование этими правами не может иметь других границ, кроме прав и свободы другого, и общественной безопасности. Печать ни в коем случае не может быть поставлена в зависимость от цензуры.
9. Обучение свободно. Свобода обучения проводится в жизнь согласно определенным моральным и юридическим условиям, обозначенным в законе, и под надзором государства. Этот надзор простирается на все без исключения воспитательные и образовательные учреждения.
10. Все граждане одинаково допустимы ко всем общественным должностям, причем преимущественными мотивами для их назначения могут служить лишь их заслуги, и назначение происходит согласно условиям, обозначенным в законе. Навсегда уничтожаются все дворянские титулы, все прирожденные отличия и различия классовые и кастовые.
11. Всякая собственность неприкосновенна. Государство, однако, может требовать отчуждения собственности, в случае общественной на то надобности, законным образом констатированной при условии справедливого и предварительного ее возмещения.
12. Никогда не может быть снова применена конфискация имущества.
13. Конституция гарантирует гражданам свободу труда и промышленности. Общество покровительствует и поощряет развитие труда, предоставляя безвозмездное первоначальное обучение, средства к профессиональному образованию и устанавливая равенство в отношениях хозяина и рабочего, учреждая попечительства и кредитные общества, сельскохозяйственные институты и свободные ассоциации. Общество с этой же целью организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятие; общество оказывает помощь покинутым детям, калекам и старцам, не имеющим ни средств к существованию, ни родни, которая могла бы их содержать.
14. Государственный долг гарантирован. Всякого рода обязательства государства по отношению к его кредиторам ненарушимы.
15. Все налоги установлены в видах всеобщего блага. Каждый облагается пропорционально своему состоянию и своим платежным средствам.
16. Ни один налог не может быть вводим и взимаем иначе, как в силу закона.
17. Прямой налог разрешается только на год. Косвенные налоги могут быть разрешаемы на несколько лет.

Глава III. О государственных властях
18. Всякая власть в государстве, в чем бы она ни выражалась, исходит от народа. Она не может поручаться кому-либо правом передавать ее по наследству.
19. Разделение власти  это первое условие свободного правительства.
Глава IV. О законодательной власти
20. Французский народ поручает законодательную власть единому собранию.
21. Общее число представителей народа будет равно 750, включая сюда представителей от Алжира и французских колоний.
22. Число представителей достигнет 900 в собраниях, созванных для пересмотра конституции.
23. В основу избирательного права кладется лишь один принцип  народонаселение.
24. Избирательное право  прямое и всеобщее. Подача голосов происходит тайно.
25. Избирателями могут быть, независимо от своего ценза, все французы в возрасте 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами.
26. Могут быть избираемы независимо от своего местожительства все избиратели в возрасте от 25 лет.
27. Избирательный закон определит те обстоятельства, в силу которых французский гражданин лишается права избирать и быть избираемым. Закон определит, в каких случаях граждане, отправляющие или отправлявшие раньше какие-либо функции в департаменте или в другом территориальном подразделении, не могут быть избираемы.
28. Отправление какой-либо общественной оплачиваемой должности несовместимо с полномочиями представителя народа. Ни один член Национального собрания не может быть произведен или назначен на какую-либо общественную платную должность, замещение которой зависит от усмотрения исполнительной власти. Исключения из предписаний, изложенных в двух предыдущих параграфах, будут определены органическим избирательным законом.
29. Предписания, изложенные в предыдущем параграфе, не действительны в применении к избирательным собраниям для пересмотра конституции.
30. Избрание представителей будет происходить по департаментам, причем баллотироваться будет весь список сразу. Избиратели будут подавать голоса в главном месте кантона; однако в силу местных условий кантон может быть подразделен на несколько участков, согласно правилам и условиям, которые будут определены избирательным законом.
31. Национальное собрание избирается на 3 года и обновляется лишь в полном своем составе. Самое позднее за сорок пять дней до конца легислатуры закон определяет время новых выборов. Если к сроку, обозначенному в предыдущем параграфе, не появится соответственного закона, избиратели сами соберутся за 30 дней до конца легислатуры. Новое собрание созывается в силу самого закона на следующий же день после окончания полномочий предшествовавшего собрания.
32. Оно постоянно. Оно вправе, однако, откладывать свои заседания на определенный срок. В продолжение перерыва в занятиях собрания, комиссия, состоящая из членов бюро и двадцати пяти представителей, назначенных собранием тайной подачей и абсолютным большинством голосов, облечена правом созывать собрание, в случае необходимости. Президент республики также вправе собрать собрание. Национальное собрание определяет место своих заседаний. Оно определяет состав военных сил, предназначенных для его охраны, и оно ими располагает.
33. Представители могут быть всегда переизбраны.
34. Члены Национального собрания являются представителями не только избравшего их департамента, но и всей Франции.
35. Они не могут быть связаны повелительным мандатом.
36. Представители народа неприкосновенны. Они никогда не могут быть преследуемы, обвиняемы и судимы за мнения, высказанные ими в среде Национального собрания.
37. Они не могут быть арестованы по уголовному делу, за исключением тех случаев, когда они захвачены на месте преступления, и не могут быть подвергнуты уголовному преследованию до тех пор, пока на это не последует разрешение со стороны Национального собрания. В случае задержания на месте преступления, об этом немедленно уведомляется собрание, которое может разрешить или воспретить дальнейшее преследование. Это же предписание относится и к тому случаю, если арестованный гражданин избран в представители.
38. Каждый представитель народа получает вознаграждение, от которого он не может отказаться.
39. Заседания собрания происходят публично. Однако собрание может образовать из себя тайный комитет по желанию такого количества представителей, которое определено регламентом. Каждый представитель владеет правом парламентской инициативы; он пользуется этим правом сообразно формам, установленным регламентом.
40. Присутствие членов собрания в количестве одним человеком больше половины необходимо для того, чтобы голосование законов было действительным.
41. Ни один законопроект, за исключением тех случаев, когда это вызвано неотложной надобностью, не может быть окончательно вотирован без предварительного троекратного обсуждения, с промежутками между отдельными совещаниями, по меньшей мере, в пять дней.
42. Всякому предложению, стремящемуся объявить закон неотложным, должно быть предпослано изложение мотивов. Если собрание желает дать ход предложению о неотложности, оно препровождает его в бюро и назначает срок представления доклада о неотложности закона. Если, руководствуясь этим докладом, собрание признает факт неотложности налицо, оно объявляет об этом и назначает срок совещания по поводу закона. Если собрание решит, что не имеется необходимости в неотложном издании закона, законопроект, о котором шла речь, нисходит на степень обыкновенного предложения.
Глава V. Об исполнительной власти
43. Французский народ поручает исполнительную власть одному гражданину, которому присваивается титул президента республики.
44. Президент должен быть прирожденным французом не моложе 30 лет, никогда не терявшим своего достоинства француза.
45. Президент республики избирается на четыре года и может быть переизбран лишь по прошествии промежутка времени, равного четырем годам. Вслед за окончанием полномочий президента в течение такого же промежутка времени не могут быть избраны на его место ни вице-президент, ни кто-либо из его родственников и свояков до шестого колена включительно.
46. Избрание в силу самого закона происходит во второе воскресенье месяца мая. Если вследствие кончины или смещения президента или какой-либо другой причины новый президент избирается в другое время, его полномочия кончаются во второе воскресенье месяца марта на четвертый год его деятельности. Президент избирается путем тайной подачи и абсолютным большинством голосов, причем вотируют непосредственно избиратели всех департаментов Франции и Алжира.
47. Протоколы избирательных действий препровождаются непосредственно в Национальное собрание, которое немедленно устанавливает результаты их и провозглашает президента республики. Если ни один кандидат не получил больше половины всех поданных голосов и, по меньшей мере, двух миллионов голосов или если при выборах не соблюдены условия, указанные в 44 параграфе, президента республики избирает Национальное собрание путем тайной подачи и абсолютным большинством голосов из числа пяти кандидатов, допустимых к избранию, получивших наибольшее число голосов.
48. Перед вступлением в исполнение своих обязанностей президент республики произносит перед лицом Национального собрания следующую присягу: «В присутствии Бога и перед лицом французского народа, представленного Национальным собранием, я обязуюсь клятвой охранять верность демократической республике, единой и нераздельной, и исполнять «все обязанности, которые возлагает на меня конституция».
49. Президент вправе представлять через министров законопроекты в Национальное собрание. Он следит и обеспечивает выполнение законов.
50. Он располагает военной силой, но не вправе лично ею командовать.
51. Он не может уступить какой-либо части территории, ни распустить и отложить на время Национальное собрание, ни ограничивать влияние конституции и законов.
52. Он представляет ежегодно Национальному собранию письменное донесение об общем положении дел республики.
53. Он заключает и утверждает трактаты. Ни один договор не может быть окончательно заключен, пока он не подтвержден Национальным собранием.
54. Он следит за внешней безопасностью государства, но не вправе предпринимать войны без согласия на то Национального собрания.
55. Он обладает правом помилования, но не может пользоваться этим правом, не учитывая мнения Государственного совета. Амнистии могут быть дарованы лишь в силу соответственного закона. Президент республики, министры и все другие лица, приговоренные верховным судом, могут быть помилованы лишь Национальным собранием.
56. Президент республики опубликовывает законы именем французского народа.
57. Неотложные законы опубликовываются в течение трех дней, а другие законы в течение месяца с момента их принятия Национальным собранием.
58. В продолжение срока, определенного для обнародования закона, президент может мотивированным посланием просить нового совещания по поводу этого закона. Национальное собрание совещается еще раз, и теперь его решение становится окончательным; оно передается президенту республики. Обнародование закона в этом случае совершается в срок, определенный для неотложных законов.
59. Если к назначенному сроку президент республики не обнародует закона, об этом должен позаботиться президент Национального собрания.
60. Посланники и послы иностранных держав состоят при президенте республики.
61. Он председательствует на национальных торжествах.
62. Президент получает помещение и содержание в размере 60 000 франков в год.
63. Его резиденция находится в той же местности, где заседает Национальное собрание, и он не может покинуть пределов континентальной территории республики, не получив на то особым декретом разрешения.
64. Президент республики назначает и смешает министров. Он, сообразуясь с указаниями министров, назначает и смещает дипломатических агентов, главнокомандующих флота и армии, префектов, высших начальников национальной гвардии Сенского департамента, правителей Алжира и колоний, главных прокуроров и других должностных лиц высшего порядка. Он назначает по предложению компетентного министра, оставаясь в пределах правил, установленных по этому поводу законом, второстепенных правительственных агентов.
65. Он может на определенный срок, который не должен превышать собой трех месяцев, отрешать от должности членов исполнительной власти, избранных народом. Он не может смещать их иначе, как с согласия Государственного совета. Закон определит те случаи, когда смещенные должностные лица объявляются недопустимыми к повторному занятию своей должности. Это постановление о недопустимости к избранию может быть вынесено только судом.
66. Число министров и министерских ведомств определяется законодательной властью.
67. Акты, издаваемые президентом республики, действительны без подписи министра только в том случае, если они заключают в себе назначение или смещение министров.
68. Президент республики, министры, агенты и блюстители государственной власти ответственны каждый в своей области за все деяния правительства и администрации. Всякая мера, принятая президентом республики, чтобы распустить Национальное собрание, временно отложить его заседания или воспрепятствовать ему пользоваться своими полномочиями,  есть преступление, государственная измена. В силу такого действия президент утрачивает свои полномочия, граждане обязаны не оказывать ему повиновения, исполнительная власть переходит в руки Национального собрания. Судьи верховного суда немедленно собираются; они созывают присяжных в определенное место, чтобы те приняли участие в суде над президентом и его сообщниками. Они сами назначают магистратов, которые должны выполнять обязанности публичного обвинителя. Закон определит другие случаи привлечения президента к ответственности, способы и условия преследования его.
69. Министры имеют право входа в Национальное собрание. Их выслушивают всякий раз, как они того просят; они могут являться в сопровождении комиссаров, назначенных декретом президента республики.
70. Вице-президент республики назначается Национальным собранием из числа трех кандидатов, представленных ему президентом в первый же месяц, следующий за его избранием. Вице-президент приносит ту же присягу, что и президент. Вице-президент не может быть выбран из числа родственников и свояков президента до шестого колена включительно. В тех случаях, когда президент почему-либо не в состоянии исполнять своих обязанностей, его замещает вице-президент. Если пост президента остается вакантным вследствие кончины или смещения президента, или в каком-либо ином случае, в течение месяца происходят выборы нового президента.
Глава VI. О государственном совете
71. Учреждается Государственный совет, председателем которого состоит вице-президент республики.
72. Члены совета назначаются на шесть лет Национальным собранием. Состав его наполовину обновляется в первые два месяца каждой легислатуры путем тайной подачи и абсолютным большинством голосов. Они могут быть переизбираемы неограниченное число раз.
73. Те из членов совета, которые будут взяты из числа членов Национального собрания, должны быть немедленно замещены новыми представителями народа.
74. Члены совета могут быть отрешаемы от должности лишь Национальным собранием по представлению президента республики.
75. Совет обладает совещательным правом по отношению к законопроектам правительства, которые, согласно закону, представляются предварительно на его рассмотрение также, как и проекты, предложенные по инициативе парламента и пересланные ему собранием. Он устанавливает правила для администрации; он по специальному поручению Национального собрания разрабатывает некоторые регламенты. В его полномочие входят контролирование и наблюдение за администрацией в пределах, установленных законом. Остальные его обязанности определит закон.
Глава VII. О внутренней администрации
76. Сохраняется деление государства на департаменты, окрути, кантоны и коммуны. Эти подразделения могут быть уничижены лишь законодательным порядком.
77. Устанавливается в каждом департаменте управление, состоящее из префекта, генерального совета, совета префектуры. В каждом округе  под-префект. В каждом кантоне  кантональный совет. Однако в одном городе, разделенном на несколько кантонов, будет лишь один кантональный совет. В каждой коммуне  управление, состоящее из мэра, его помощников и муниципального совета.
78. Закон определит состав и обязанности генеральных советов, советов кантональных и муниципальных, способы назначения мэров и их помощников.
79. Генеральные и муниципальные советы избираются путем прямой подачи голосов всех граждан, жительствующих в данном департаменте или коммуне. Каждый кантон избирает одного члена в генеральный совет. Специальный закон определит способ избрания в Сенском департаменте, в городе Париже и в городах с населением, превышающим двадцать тысяч человек.
80. Генеральные советы, кантональные советы и муниципальные советы могут быть распущены президентом республики с согласия Государственного совета. Закон определит срок времени, по прошествии которого допустимо переизбрание.
Глава VIII. О судебной власти
81. Правосудие отправляется безвозмездно от имени французского народа. Заседания происходят публично, если только публичность заседаний не представляет опасности для спокойствия или нравственности общества; в подобном случае суд особым постановлением объявляет об этом.
82. В делах уголовных по-прежнему будет применяться суд присяжных.
83. Все дела о преступлениях политических и преступлениях печати подлежат исключительно суду присяжных. Органические законы определят их компетенцию в делах о клевете и диффамации, направленных против частных лиц.
84. Присяжные сами решают дела о потерях и убытках, причиненных действиями или преступлениями печати.
85. Мировые судьи и их заместители, судьи первой и второй инстанции, члены кассационного суда и государственного контроля назначаются президентом республики сообразно порядку их кандидатуры или в силу условий, определенных органическими законами.
86. Должностные лица прокуратуры назначаются президентом республики.
87. Судьи первой и второй инстанции, члены кассационного суда и государственного контроля назначаются пожизненно. Они не могут быть смещены или отставлены на время иначе, как в силу имеющегося на то приговора суда, и не могут быть уволены в отставку иначе, как по причинам и согласно правилам, изложенным в законе.
88. Военные суды, советы, ревизующие армию и флот, морские суды, коммерческие суды, учреждения, ведающие надзором за фабриками, и другие специальные судебные учреждения сохраняют свое настоящее устройство до тех нор, пока не будут изменены законом.
89. Пререкания о подведомственности между административными и судебными властями разбираются специальным судом, образованным членами кассационного суда, членами государственного сонета, назначаемыми каждые три года в равном количестве от обоих учреждений. Председателем этого суда является министр юстиции.
90. Жалобы на постановления государственного контроля касательно не компетентности и превышения власти разрешаются судебной коллегией, ведающей пререканиями о подведомственности..
91. Обвинения, возбужденные Национальным собранием против президента республики или министров, передаются на рассмотрение верховного суда, решения которого не подлежат обжалованию ни в кассационном, ни в апелляционном порядке. Этот же суд рассматривает и все дела, возбужденные Национальным собранием по поводу преступлений отдельных лиц или заговоров, направленных против внутренней или внешней безопасности государства. За исключением случая, предусмотренного в 68 параграфе, верховный суд не может собраться иначе, как в силу декрета Национального собрания, которым определяется и место, где должен заседать этот суд.
92. Верховный суд состоит из пяти судей и тридцати шести присяжиых. Ежегодно, в течение первых двух недель месяца ноября, кассационный суд избирает из числа своих членов путем тайной подачи и абсолютным большинством голосов судей верховного суда в количестве пяти и двух заместителей к ним. Пять избранных судей изберут в свою очередь своего представителя. Должностные лица, отправляющие функции прокуроров, назначаются президентом республики, а в случае рассмотрения обвинения против президента или министров  Национальным собранием. Присяжные в количестве тридцати шести и четырех присяжных заместителей берутся из числа членов генеральных советов департаментов. Представители народа не могут исполнять свои обязанности.
93. Когда декретом Национального собрания предписан созыв верховного суда или в случае, указанном в 68 параграфе, председатель апелляционного суда, по предложению председателя или одного из судей верховною суда, а в случае отсутствия апелляционного суда  председатель суда первой инстанции в главном городе каждого департамента, в публичном заседании бросает жребий, чтобы определить имя члена генерального совета, который должен войти в состав коллегии присяжных.
94. В день, назначенный для слушания дела, число присяжных, если оно меньше шестидесяти, пополняется присяжными заместителями, избранными председателем верховного суда по жребию из числа членов генерального совета того департамента, где заседает верховный суд.
95. Присяжные, не представившие удовлетворительных оправданий своему отсутствию, присуждаются к штрафу в размере от тысячи до десяти тысяч франков и к лишению политических прав на срок, не превышающий пяти лет.
96. Обвиняемый и прокурор, как и при обыкновенном судопроизводстве, имеют право отвода.
97. Решение присяжных, заключающее в себе обвинительный приговор, не может быть принято иначе, как двумя третями голосов.
98. Во всех случаях ответственности министров Национальное собрание может, сообразуясь с обстоятельствами дела, предать обвиняемого министра верховному суду или обыкновенному суду для взыскания с него убытков.
99. Национальное собрание и президент республики могут всегда поручать Государственному совету ревизию действий всякого должностного лица, за исключением действий президента республики. Отчеты ревизии опубликовываются.
100. Президент республики подсуден только верховному суду. За исключением случая, указанного в 68 параграфе, он может быть подвергнут преследованию лишь в том случае, если обвинение против него возбуждено Национальным собранием, и лишь за преступление и проступки, определенные законом.
Глава IX. О вооруженной силе
101. Вооруженная сила существует в государстве для того, чтобы защищать его от внешних врагов, охранять порядок и обеспечивать исполнение законов. В ее состав входит национальная гвардия и военные силы на суше и на море.
102. Все французы отбывают воинскую повинность и состоят в национальной гвардии. Исключения обозначены в законе. Закон о наборе определит, в силу каких обстоятельств каждый гражданин может освободиться от воинской повинности.
103. Формы организации национальной гвардии и устройство армии будут определены законом.
104. Вооруженная сила должна беспрекословно повиноваться. Никто в войске не вправе обсуждать приказаний.
105. Вооруженная сила, предназначенная для поддержания порядка внутри государства, может приступить к действию лишь в силу распоряжения о том со стороны установленных властей и согласно правилам, определенным законодательной властью.
106. Закон определит, в каких случаях может быть объявлено осадное положение, и установит способы и правила, которыми при этом следует руководствоваться.
107. Ни одно иностранное войско не может быть введено на французскую территорию без предварительного на то разрешения Национального собрания.
Глава X. Предписания частного характера
108. Орден Почетного Легиона сохраняется; его статуты будут пересмотрены и приведены в согласие с конституцией.
109. Территории Алжира и колоний объявляются французскими территориями и управляются особыми законами, пока специальным законом они не будут подчинены действию настоящей конституции.
110. Национальное собрание поручает охрану настоящей конституции и прав, ею освященных, преданности и патриотизму всех французов.
Глава XI. О пересмотре конституции
111. Если в последний год легислатуры Национальное собрание выразит желание, чтобы конституция была изменена в ее целом или в какой-нибудь ее части, пересмотр производится следующим образом: желание Национального собрания получает свое окончательное выражение в соответственной резолюции лишь после трех совещаний, следовавших друг за другом с промежутками в один месяц. Резолюция действительна, если она принимается тремя четвертями всех поданных голосов. Число вотирующих должно равняться, по меньшей мере, пятистам. Ревизионное собрание избирается только на три месяца. Оно не вправе заниматься ничем, кроме пересмотра конституции, для которого оно и созвано. Однако в случае надобности оно может позаботиться и о необходимых законодательных актах.
Глава XII. Временные предписания
112. Предписание кодекса законов, законы и правила, до сих пор действовавшие и не противоречащие настоящей конституции, остаются в силе до тех пор, пока они законным порядком не будут отменены.
113. Все ныне существующие в силу закона власти будут продолжать свои функции до обнародования соответственных органических законов.
114. Закон об организации судопроизводства определит особый способ для избрания первого состава новых судебных учреждений.
115. После того, как будет закончено голосование по поводу принятия конституции, Национальное учредительное собрание приступит к редактированию органических законов, которые будут перечислены в специальном законе.
116. Будет приступлено к первому избранию президента республики согласно специальному закону, изданному Национальным собранием 28 октября 1848 г.