Конституционная хартия Франции 1814

КОНСТИТУЦИОННАЯ ХАРТИЯ ФРАНЦУЗСКОГО КОРОЛЕВСТВА
4 ИЮНЯ 1814 ГОДА
Божественное Провидение, призывая нас снова после долгого отсутствия в наши государства, возложило на нас великие обязанности. Мир составлял первую потребность наших подданных: мы неустанно заботились о нем, и этот мир, столь необходимый Франции, как и остальной Европе, подписан. Современное состояние королевства требовало конституционной хартии: мы обещали ее, и теперь ее обнародуем. Мы рассудили, что, хотя вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе Короля, наши предшественники не колебались видоизменять ее осуществление сообразно различию времен. Таким образом, общины были обязаны своим освобождением Людовику Толстому, укреплением и расширением своих прав Людовику Святому и Филиппу Красивому, судебные учреждения были установлены и развиты законами Людовика XI, Генриха II и Карла IX. Наконец, Людовик XIV определил почти все части государственного управления различными указами, мудрость коих еще доселе ничем не превзойдена. Мы должны были по примеру Королей, наших предшественников, принять в расчет последствия постоянно возрастающих успехов просвещения, новые отношения, которые эти успехи внесли в общество, направление, укоренившееся в умах за последние полвека и важные перемены. Из этого воспоследовавшие мы признали, что желание наших подданных иметь конституционную хартию есть выражение действительной потребности, но, уступая этому желанию, мы приняли все меры к тому, чтобы эта хартия была достойна нас и народа, которому мы гордимся повелевать. Мудрые люди, взятые из первых учреждений государства, соединились с комиссарами нашего Совета для работы над этим важным делом. Признавая, что свободная и монархическая конституция должна была оправдать ожидания просвещенной Европы, мы в то же время должны были памятовать и о том, что наш первый долг относительно наших народов повелевает нам охранять, для их же блага, права и преимущества нашей короны. Мы надеялись, что, наученные опытом, они убедились, что одна верховная власть может дать установленным ею учреждениям ту силу, постоянство и величие, которыми она сама обладает, что, таким образом, когда мудрость Королей свободно сходится с желанием народов, конституционная хартия может быть долговечна, но когда насилие исторгает уступки у слабости Правительства, общественная свобода подвергается не меньшей опасности, чем самый престол. Мы искали, наконец, начал для конституционной хартии во французском характере и в достойных уважения памятниках прошедших веков. Так, мы усмотрели в восстановлении пэрии истинно национальное учреждение, которое должно связать все воспоминания со всеми надеждами, соединяя времена прошедшие и новые. Мы заменили палатою депутатов те древние собрания Мартовских и Майских Полей, которые так часто обнаруживали одновременно как ревность к интересам народа, так верность и уважение к власти Королей. Стараясь, таким образом, вновь связать цепь времен, прерванную пагубными уклонениями, мы изгладили из нашей памяти, как хотели бы, чтобы можно было изгладить их и из истории, все бедствия, постигшие отечество в продолжение нашего отсутствия. Счастливые вновь находятся на лоне нашей великой семьи, мы не могли ответить на любовь, в которой мы получаем столько уверений, иначе, как словами мира и утешения. Самое заветное желание нашего сердца в том, чтобы все французы жили братьями, и чтобы никогда никакое горькое воспоминание не нарушало спокойствие, которое должно последовать за торжественным актом, который мы ныне им даруем. Твердые в наших намерениях, сильные сознанием нашего долга, мы обязуемся перед собранием, нам внимающим, быть верными этой конституционной хартии, предоставляя себе присягнуть в ее соблюдении, с новою торжественностью, пред алтарями Того, кто взвешивает на тех же весах царей и народы. На основании сего Мы добровольно и в силу свободного осуществления нашей королевской власти даровали и даруем, уступили и пожаловали нашим подданным как за себя, так и за наших преемников, навсегда нижеследующую конституционную Хартию:
Публичное право французов
1. Французы равны пред законом, каковы бы ни были их титулы и чины.
2. Они несут все без различия и соразмерно своему имуществу государственные повинности.
3. Они все равно допускаются к гражданским и военным должностям.
4. Личная свобода их одинаково гарантирована: никто не может быть подвергнут преследованию или задержанию иначе, как в предусмотренных законом случаях и в предписанной им форме.
5. Каждый исповедует с равной свободой свою религию и пользуется одинаковой охраной в отношении своего вероисповедания.
6. При этом, однако, католическая, апостольская, римская религия есть религия государственная.
7. Только служители католической, апостольской, римской религии и других христианских исповеданий получают содержание из королевской казны*.
8. Французы имеют право обнародовать и печатать свои мнения, сообразуясь с законами, которые должны преследовать злоупотребления этой свободой*.
9. Все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной. Закон не делает никакого различия между ними.
10. Государство может требовать пожертвования собственностью для общественного интереса, законным образом удостоверенного, но с предварительным вознаграждением.
11. Всякие розыски по поводу мнений и голосования, относящихся ко времени до восстановления династии, воспрещаются. То же забвение предписывается судам и гражданам.
12. Всеобщая и обязательная воинская повинность отменяется. Порядок набора сухопутной и морской армии определяется законом.
Формы королевского управления
13. Особа Короля неприкосновенна и священна. Его министры ответственны. Исполнительная власть принадлежит исключительно Королю.
14. Король есть верховный глава государства, он начальствует над сухопутными и морскими силами, объявляет войну, заключает мирные, союзные и торговые договоры, назначает на все должности по государственному управлению и издает распоряжения и указы, необходимые для исполнения законов и для безопасности государства.
15. Законодательная власть осуществляется совместно Королем, палатой пэров и палатой депутатов от департаментов.
16. Закон предлагается Королем.
17. Законопроект вносится в палату пэров или в палату депутатов, по усмотрению Короля, кроме закона о налогах, который должен быть направлен сначала в палату депутатов*.
18. Всякий закон должен быть свободно обсужден и принят большинством голосов в каждой из обеих палат.
19. Палаты могут всеподданнейше просить Короля предложить закон по какому бы то ни было предмету и указать, каково, по их мнению, должно быть содержание этого закона*.
20. Такое ходатайство может быть возбуждено каждой из обеих палат, но лишь по обсуждении его в закрытом комитете; палата, предложившая ходатайство, пересылает его другой не иначе, как по истечении десятидневного срока*.
21. Если предложение принято другой палатой, оно подносится на благоусмотрение Короля; если оно отвергнуто, то не может быть представлено вторично в течение той же сессии*.
22. Король один утверждает и обнародует законы.
23. Гражданский лист устанавливается на все время царствования первым законодательным собранием, созванным со времени восшествия Короля на престол.
О палате пэров
24. Палата пэров есть существенная составная часть законодательной власти.
25. Она созывается Королем в то же время, как и палата депутатов от департаментов. Сессия одной начинается и оканчивается в то же время, как и сессия другой.
26. Всякое собрание палаты пэров, которое состоялось бы не во время сессии палаты депутатов или не по приказу Короля, незаконно и юридически недействительно.
27. Назначение пэров Франции принадлежит Королю. Число их не ограничено; он может устанавливать различные разряды их, назначать их пожизненно или наследственно, по своему усмотрению.
28. Пэры могут присутствовать в палате по достижении двадцати пяти лет, а подавать решающий голос только по достижении тридцати лет.
29. В палате пэров председательствует канцлер Франции, а в его отсутствие  один из пэров, назначенный Королем.
30. Члены королевского семейства и принцы крови суть пэры по праву рождения. Они заседают непосредственно за президентом, но имеют решающий голос только по достижении двадцати пяти лет .
31. Принцы не могут участвовать в заседаниях палаты, иначе как по приказу Короля, даваемому для каждой сессии в форме особого послания, под страхом недействительности всего того, что будет совершено в их присутствии .
32. Все совещания палаты пэров происходят негласно .
33. Палата пэров ведает делами о верховной измене и посягательствах на безопасность государства, которые будут определены законом.
34. Всякий пэр может быть арестован только властью палаты и судим только ею в уголовном порядке.
О палате депутатов от департаментов
35. Палата депутатов состоит из депутатов, избираемых избирательными коллегиями, организация которых будет определена законами.
36. Каждый департамент избирает столько же депутатов, сколько он избирал до сих пор .
37. Депутаты избираются на пять лет и таким образом, чтобы палата возобновлялась ежегодно на одну пятую часть.
38. Никакой депутат не может быть допущен в палату, если он не имеет сорокалетнего возраста и не платит тысячи франков прямых налогов .
39. Если бы, однако, в департамент не набралось пятидесяти лиц указанного возраста, платящих, по крайней мере, тысячу франков прямых налогов, число их пополняется наиболее обложенными ниже тысячи франков, и эти последние могут быть избираемы наравне с первыми.
40. Избиратели, участвующие в выборах депутатов, не могут иметь права голоса, если они не платят прямых налогов в размере трехсот франков и если они имеют менее тридцати лет от роду.
41. Председатели избирательных коллегий назначаются Королем и являются по праву членами коллегии .
42. По крайней мере, половина депутатов должна быть избрана из могущих быть избранными лиц, которые имеют постоянное местожительство в департаменте.
43. Председатель палаты депутатов назначается Королем из представленного палатой списка пяти членов7.
44. Заседания палаты публичны, но достаточно требований пяти членов для того, чтобы она преобразовалась в тайный комитет.
45. Для обсуждения проектов, представленных со стороны Короля, палата разделяется на бюро.
46. Не может быть сделано никакой поправки к закону иначе, как по предложению или с согласия Короля и по предварительному препровождению и обсуждению ее в бюро .
47. Палата депутатов получает все предложения относительно налогов, и только после того, как эти предложения будут ею приняты, они могут быть внесены в палату пэров.
48. Никакой налог не может быть установлен или взимаем без согласия обеих палат и утверждения Короля.
49. Поземельный налог устанавливается только на один год. Косвенные сборы могут быть устанавливаемы на несколько лет.
50. Король созывает ежегодно обе палаты; он определяет продолжительность их сессий и может распустить палату депутатов от департаментов, но в таком случае он должен созвать новую палату в трехмесячный срок.
51. Никакое взыскание не может быть обращено на личность члена палаты в продолжение сессии и в течение шести недель, ей предшествующих или за ней следующих.
52. Ни один член палаты не может быть в продолжении сессии подвергнут преследованию или задержанию в уголовном порядке иначе, как после того, как палата разрешит его преследование, кроме случая захвата на месте преступления.
53. Всякое ходатайство, обращенное к той или другой палате, должно быть составлено и представлено в письменной форме. Закон запрещает приносить просьбы лично или к решетке палаты.
О министрах
54. Министры могут быть членами палаты пэров или палаты депутатов. Они имеют, независимо от этого, право входа в ту и другую палату и должны быть выслушаны, когда они этого требуют.
55. Палата депутатов имеет право обвинять министров и отсылать их к палате пэров, которая, только одна, имеет право судить их.
56. Они могут быть обвиняемы только в измене и лихоимстве. Особые законы определяют признаки этих преступлений и порядок их преследования .
О судебных учреждениях
57. Всякое правосудие исходит от Короля. Оно отправляется от его имени судьями, которых он назначает и определяет на должность.
58. Назначенные Королем судьи несменяемы.
59. Существующие в настоящее время общие суды сохраняются. В них не может быть ничего изменено иначе, как в силу закона.
60. Существующее учреждение торговых судей сохраняется.
61. Мировой суд равным образом сохраняется. Мировые судьи, хотя и назначаются Королем, не пользуются несменяемостью.
62. Никто не может быть изъят из подсудности своим законным судьей.
63. Не могут быть поэтому учреждаемы чрезвычайные комиссии и суды. Под это наименование не подводятся превотальные суды, если восстановление их будет признано необходимым .
64. В уголовных делах прения должны быть публичны, если только эта публичность не представляет опасности для общественного порядка и нравственности и суд не объявит этого путем особого постановления.
65. Учреждение присяжных сохраняется. Изменения, необходимость которых была бы признана на основании более продолжительного опыта, могут быть произведены только путем закона.
66. Наказание конфискацией имущества отменяется и не может быть восстановлено.
67. Король имеет право помилования и смягчения наказаний.
68. Гражданское Уложение и ныне существующие законы, которые не противоречат настоящей Хартии, остаются в силе, пока они не будут законно отменены.
Особые права, гарантированные государством
69. Военные, состоящие на действительной службе, отставные офицеры и солдаты, вдовы, офицеры и солдаты, получающие пенсию, сохраняют свои чины, почетные отличия и пенсии.
70. Государственный долг гарантирован. Всякого рода обязательства, взятые на себя государством по отношению к его кредиторам,  нерушимы.
71. Старому дворянству возвращаются его титулы. Новое сохраняет свои. Король возводит в дворянство по своему усмотрению; но при этом он дает только почетные звания и отличия, без всяких изъятий от общественных повинностей и обязанностей.
72. Почетный легион сохраняется. Король установит его внутренний распорядок и знаки отличия.
73. Колонии управляются особыми законами и распоряжениями.
74. Король и его преемники при торжестве их коронования присягают верно соблюдать настоящую Конституционную Хартию .
Переходные статьи
75. Депутаты от департаментов Франции, заседавшие в Законодательном Корпусе во время последней отсрочки его заседаний, продолжают заседать в палате депутатов впредь до замены их новыми.
76. Первое возобновление одной пятой палаты депутатов состоится не позднее 1816 года согласно установленной между сессиями очереди.