Конституция Германской империи 1849

КОНСТИТУЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ 28 МАРТА 1849 Г.
ОТДЕЛ I. ИМПЕРИЯ
Статья I
§ 1. Германская империя состоит из территории прежнего Германского Союза.
Установление отношений герцогства Шлезвига откладывается на будущее время.
§ 2. Если какое-нибудь немецкое государство имеет с немецким государством одного общего главу государства, то немецкое государство должно иметь отдельную от немецкого государства конституцию, правительство и администрацию. В правительство и администрацию немецкого государства могут быть назначаемы исключительно немецкие граждане.
Имперская конституция и имперское законодательство имеют в таком немецком государстве такую же обязательную силу, как в остальных германских государствах.
§ 3. Если какое-нибудь немецкое государство имеет с ненемецким государством одного общего главу государства, то он или должен жить в своем немецком государстве, или же должен учредить в нем в конституционном порядке регентство, в которое могут быть назначаемы только немцы.
§ 4. Помимо уже существующих соединений немецких и не немецких государств, никакой глава не немецкого государства в то же время не может управлять немецким государством; также ни один в Германии правящий монарх не может принять иностранной короны, не оставив свое германское правление.
§ 5. Отдельные немецкие государства сохраняют свою самостоятельность, поскольку последняя не ограничивается имперской конституцией. Они имеют все государственные почести и права, поскольку такие прямо не переданы имперской власти.
ОТДЕЛ II. ИМПЕРСКАЯ ВЛАСТЬ
Статья 1
§ 6. Исключительно имперская власть отправляет по отношению к загранице международно-правовое представительство Германии и отдельных государств.
Имперская власть назначает имперских посланников и консулов. Она ведет дипломатические сношения, заключает союзы и договоры с заграницей, равно как и договоры торговые, о мореплавании и о выдаче. Она регулирует все международно-правовые мероприятия.
§ 7. Отдельные германские правительства не имеют права принимать и держать постоянных посланников.
Они также не должны держать отдельных консулов. Консулы иностранных государств получают свое утверждение от имперской власти.
Назначение уполномоченных при главе империи не отнимается у отдельных правительств.
§ 8. Отдельные немецкие правительства имеют право заключать договоры с другими немецкими правительствами.
Их право заключать договоры с ненемецкими правительствами ограничивается предметами частного права, местными сношениями и полицией.
§ 9. Все договоры не чисто частноправового содержания, заключаемые одним немецким правительством с другим немецким или не немецким правительством, должны быть доводимы до сведения, а поскольку при этом затронуты имперские интересы, то и для утверждения имперской власти.
Статья 2
§ 10. Имперской власти исключительно принадлежит право войны и мира.
Статья 3
§ 11. В распоряжении имперской власти находится вся вооруженная сила Германии.
§ 12. Имперское войско состоит из всех сил, предназначенных для целей войны, отдельных немецких государств. Многочисленность и состав имперского войска определяется законом о военном устройстве.
Государства, имеющие менее 500 000 жителей, присоединяются имперской властью к более крупным военным единицам, которые потом становятся под непосредственное ведение имперской власти или же должны быть включены в пограничные с ними более крупные государства.
Подробные условия такого соединения в обоих случаях устанавливаются соглашением участвующих государств при посредстве и с согласия имперской власти.
§ 13. Исключительно имперской власти принадлежит издание законов и организация в военном деле; она наблюдает за их проведением в отдельных государствах посредством постоянного контроля.
Отдельным государствам предоставляется разработка своего военного дела на основе имперских законов и распоряжений имперской власти в границах соглашений, указанных в § 12. Они располагают своей вооруженной силой, поскольку последняя не требуется для службы империи.
§ 14. В присяге знамени на первом месте должно быть поставлено обязательство верности главе империи и имперской конституции.
§ 15. Все издержки, совершаемые, благодаря употреблению войск, для имперских целей и превышающие установленные империей для мирного времени размеры, падают на империю.
§ 16. Для общего, для всей Германии равного военного устройства издается особый имперский закон.
§ 17. Правительствам отдельных государств предоставляется назначать командующих и офицеров своих войск, если численность их этого требует.
Для более крупных военных единиц, в которые соединяются войска нескольких государств, имперская власть назначает общего командующего.
Для случаев войны имперская власть назначает командующих генералов самостоятельных корпусов, равно как и персонал главного штаба.
§ 18. Имперской власти принадлежит право сооружать имперские крепости и прибрежные укрепления и, поскольку безопасность государства того требует, объявлять уже существующие крепости имперскими за недорогое, по соглашению, вознаграждение, особенно за передаваемый военный материал.
Имперские крепости и прибрежные укрепления содержатся за счет империи.
§ 19. Морская сила исключительно принадлежит империи. Ни одному отдельному государству не дозволяется держать для себя военные суда и выдавать каперские свидетельства.
Вооружение военного флота составляет часть германского войска. Оно независимо от сухопутной армии.
Матросы, поставляемые отдельным государством для военного флота, отчисляются от того количества сухопутных войск, которое должно содержать это государство. Подробности об этом, как и о распределении издержек между империей и отдельными государствами, устанавливает имперский закон.
Назначение офицеров и чинов флота всецело исходит от империи.
На имперской власти лежит забота о вооружении, развитии и содержании военного флота и оборудовании, вооружении и содержании военных портов и морских арсеналов.
Условия отчуждений, необходимых для сооружения военных портов и морских построек, а также права назначаемых при них имперских чиновников определяются имеющими быть изданными имперскими законами.
Статья 4
§ 20. Мореплавательные постройки у моря и при устьях германских рек (гавани, бакены, маяки, лоцманы, фарватеры и т. д.) остаются в ведении отдельных прибрежных государств. Эти государства содержат их на собственные средства.
Имперский закон установит, как далеко нужно будет считать начало устьев отдельных рек.
§ 21. Имперская власть устанавливает верховный надзор над всеми этими учреждениями и приспособлениями.
Она может принуждать соответствующие государства к надлежащему их содержанию, а также на имперские средства увеличивать и расширять их.
§ 22. Пошлины, получаемые приморскими государствами с судов и грузов за пользование мореплавательными приспособлениями, не должны превышать издержек, необходимых для содержания этих учреждений. Они вводятся с согласия имперской власти.
§ 23. Все немецкие суда и их грузы по отношению к этим пошлинам должны быть в одинаковых условиях.
Более высокое обложение иностранных судов может исходить лишь от имперской власти.
Добавочные пошлины с иностранных судов поступают в имперскую кассу.
Статья 5
§ 24. Имперская власть имеет право издавать законы и верховно надзирать над реками и озерами, протекающими или разграничивающими несколько государств, входящих в ее судоходную область, и над устьями впадающих в нее рек, равно как и над эксплуатацией судоходства и сплавом по ним.
Каким образом должно поддерживаться и улучшаться судоходство этих рек, устанавливает имперский закон.
Остальные водные пути остаются в ведении отдельных государств.
Однако имперской власти предоставляется право, если она в интересах общего сообщения найдет нужным издавать общие постановления эксплуатации судоходства и сплава по этим рекам, равно как и в тех же интересах, приравнивать отдельные реки к вышеупомянутым общим рекам.
Имперская власть имеет право принуждать отдельные государства надлежаще поддерживать судоходность этих водных путей.
§ 25. Все германские реки должны быть свободны от речных пошлин для германского судоходства. Также сплавка по судоходным рекам не подвергается обложению. Подробности определит имперский закон.
Для рек, протекающих или разграничивающих несколько государств, вместо уничтоженных речных пошлин устанавливается справедливое вознаграждение.
§ 26. Портовые, подъемные, весовые, складочные, шлюзовые и тому подобные пошлины, взимаемые на общих реках и в устьях впадающих в них притоков, не должны превышать издержек, необходимых для содержания соответствующих учреждений. Они подлежат утверждению имперской власти.
По отношению к этим пошлинам не должно быть преимущества членам одного германского государства перед членами других германских государств.
§ 27. Речные пошлины и сборы за речное судоходство иностранных судов и за их грузы может вводить лишь имперская власть.
Статья 6
§ 28. Имперская власть имеет право, поскольку этого требует защита империи или общие интересы, верховного надзора и право издавать законы.
Имперский закон установит, какие предметы сюда причисляются.
§ 29. Имперская власть имеет право, поскольку этого требует защита империи или в интересах общего сообщения, разрешать проведение железных дорог, равно как и сама проводить железные дороги, если отдельные государства, в область которых должна быть проведена дорога, откажутся от ее сооружения. Пользование железной дорогой для имперских целей предоставляется во всякое время за вознаграждение.
§ 30. При проведении или разрешении железных дорог отдельными государствами имперская власть имеет право делать распоряжения для защиты империи и в интересах общего сообщения.
§ 31. Имперской власти принадлежит верховное наблюдение и право издавать законы относительно сухопутных дорог, поскольку того требует защита империи и интересы общего сообщения. Имперский закон установит, какие предметы сюда относятся.
§ 32. Имперская власть имеет право, поскольку этого требует защита империи или общие интересы сообщения, распоряжаться проводить сухопутные железные дороги и каналы, делать реки судоходными или расширять их судоходность.
Распоряжение о необходимых для этого строительных работах делается имперской властью после предварительных сношений с соответствующими отдельными государствами.
Введение и содержание новых сооружений берет на себя империя за имперский счет, если соглашения с отдельными государствами недостигнуто.
Статья 7
§ 33. Германская империя должна образовать одну таможенную и торговую область, окруженную общей таможенной границей с отпадением всех внутренних таможенных границ.
Выделение отдельных мест и областей из таможенной линии предоставляется имперской власти.
Имперской власти предоставляется далее путем особых договоров включать в германскую таможенную область не принадлежащие империи места и части стран.
§ 34. Исключительно имперская власть имеет право издавать законы относительно всего таможенного дела, а также об общих налогах на производство и потребление. Какие налоги на производство и потребление должны считаться общими, определяет имперское законодательство.
§ 35. Взыскание и управление пошлинами, равно и общими налогами на производство и потребление, производится по распоряжению и под верховным наблюдением имперской власти.
Определенная часть доходов в размере обыкновенного бюджета снимается, прежде всего, для имперских расходов, остальное распределяется между отдельными государствами.
Особый имперский закон установит дальнейшие подробности относительно этого.
§ 36. Какие предметы могут отдельные государства облагать налогами на производство и потребление в свою пользу или в пользу отдельных общин, и какие условия и ограничения при этом нужно соблюдать, определяет имперское законодательство.
§ 37. Отдельные германские государства не имеют права облагать пошлинами товары, ввозимые или вывозимые через имперскую границу.
§ 38. Имперская власть имеет право издавать законы относительно торговли и судоходства и наблюдает за выполнением изданных относительно этого законов.
§ 39. Имперской власти предоставляется издавать законы относительно промышленности, наблюдать за их выполнением.
§ 40. Патенты на изобретения выдаются исключительно империей на основе имперского закона; также исключительно имперской власти предоставлено право издавать законы против перепечатки книг, против каждого неразрешенного подражания произведениям искусства, фабричным маркам, образцам и формам, против других нарушений авторской собственности.
Статья 8
§ 41. Имперской власти принадлежит право издания законов и верховного наблюдения над почтовым делом, особенно над организацией, тарифом, транзитом, франкировкой и отношениями между отдельными почтовыми управлениями.
Она же заботится об однообразном исполнении закона путем обязательных постановлений и наблюдает за их применением в отдельных государствах посредством постоянного контроля.
Имперской власти предоставляется, в интересах общего сообщения, установить почтовые сообщения нескольких почтовых областей.
§ 42. Почтовые договоры с иностранными почтовыми управлениями могут заключаться только имперской властью или с ее согласия.
§ 43. Имперская власть имеет право, если она найдет это нужным, присвоить империи почтовое дело на основе имперского закона, предварительно справедливо вознаградив имеющих на это право.
§ 44. Имперская власть имеет право проводить телеграфные линии и пользоваться уже имеющимися за вознаграждение или приобретать их в порядке отчуждения.
Дальнейшие постановления об этом, равно как и о пользовании телеграфами для частного сообщения, предоставляются имперскому закону.
Статья 9
§ 45. Исключительно имперской власти принадлежит издание законов и верховный надзор над монетным делом. Она обязана ввести единую монетную систему для всей Германии.
Она имеет право чеканить имперскую монету.
§ 46. Имперская власть должна ввести единую для всей Германии систему меры и веса, равно как и установить пробы золотых и серебряных товаров.
§ 47. Имперская власть имеет право регулировать банковое дело и выпуск бумажных денег посредством имперского законодательства. Она наблюдает за исполнением изданных по этому поводу имперских законов.
Статья 10
§ 48. Издержки на мероприятия и учреждения, вводимые для империи, покрываются имперской властью из средств империи.
§ 49. Покрытие своих издержек империя обеспечивает, прежде всего, долей в доходах от пошлин и общих налогов на производство и потребление.
§ 50. Имперская власть имеет право, если прочие доходы недостаточны, взимать дополнительные взносы.
§ 51. Имперская власть имеет право в чрезвычайных случаях вводить имперские налоги, взимать их или распорядиться об их взимании, равно как и заключать займы или иные долговые обязательства.
Статья 11
§ 52. Область юрисдикции империи определяет отдел об имперском суде.
Статья 12
§ 53. Имперская власть обязана своим верховным надзором охранять гарантированные силой имперской конституции права всех немцев.
§ 54. На имперскую власть возлагается охранение мира в империи.
Она должна для поддержания внутренней безопасности и спокойствия принимать необходимые меры:
1) если одно немецкое государство нарушает или грозит нарушить мир по отношению к другому немецкому государству;
2) если в каком-нибудь немецком государстве безопасность и спокойствие нарушаются или грозят быть нарушенными местными жителями или иностранцами. Однако даже в этом случае лишь тогда имперская власть вмешивается, если соответствующее правительство само об этом просит, не считая тех случаев, когда последнее явно не в состоянии этого сделать или если опасность угрожает общеимперскому миру;
3) если конституция какого-нибудь немецкого государства насильственно или односторонне отменена или изменена и путем обращения к имперскому суду не может быть достигнута немедленная помощь.
§ 55. Могущие исходить от имперской власти меры для охранения имперского мира таковы:
1) указы;
2) отправка комиссаров;
3) применение вооруженной силы.
Имперский закон установит основания, на которых вызванные этими мерами расходы должны покрываться.
§ 56. Имперская власть должна определить случаи и формы, когда должна применяться вооруженная сила против нарушений общественного порядка.
§ 57. Имперская власть должна установить законные нормы относительно приобретения и утраты гражданских прав в империи и в отдельных государствах.
§ 58. Имперской власти предоставляется право издавать имперские законы о правах уроженцев и следить за их выполнением.
§ 59. Имперской власти предоставляется право, несмотря на основные законы страны, гарантирующие свободу союзов и свободу собраний, издавать имперские законы об ассоциациях.
§ 60. Имперское законодательство должно установить такие положения для официальных документов, которые могли бы обеспечить признание их подлинности во всей Германии.
§ 61. Имперская власть уполномочена во имя общественного блага издавать общие меры для охранения народного здравия.
Статья 13
§ 62. Имперская власть имеет право законодательства постольку, поскольку это необходимо для выполнения предоставляемых ей конституционных функций и защиты перешедших к ней учреждений.
§ 63. Имперская власть уполномочена, если она найдет необходимым, на пользу общих интересов Германии, общих учреждений и мероприятий издавать законы для их обоснования в пределах форм, предоставленных для изменения конституции.
§ 64. Имперской власти вменяется в обязанность изданием общих уложений гражданского, торгового, вексельного и уголовного права осуществить правовое единство германского народа.
§ 65. Все законы и распоряжения имперской власти получают законную силу посредством опубликования их от имени империи.
§ 66. Имперские законы стоят выше законов отдельных государств, если за ними точно не оговорено их подчиненное значение.
Статья 14
§ 67. Назначение имперских чиновников исходит от империи. Условия имперской службы устанавливаются имперским законом.
ОТДЕЛ III. ГЛАВА ИМПЕРИИ
Статья 1
§ 68. Сан главы империи передается одному из царствующих германских монархов.
§ 69. Этот сан наследственен в доме монарха, которому он был передан. Он переходит по наследству по мужской линии по праву первородства.
§ 70. Глава империи носит титул – император германцев.
§ 71. Резиденция императора там, где находится имперское правительство. По крайней мере, император должен там жить во время сессии рейхстага. Когда император не находится на месте пребывания имперского правительства, то один из имперских министров должен находиться непосредственно около него. Определение местопребывания имперского правительства предоставлено имперскому закону.
§ 72. Император получает цивильный лист, который устанавливает рейхстаг.

Статья 2
§ 73. Личность императора неприкосновенна. Император осуществляет переданную ему власть при посредстве назначенных им ответственных министров.
§ 74. Все правительственные действия императора для признания их действительными требуют контрассигнования по меньшей мере одним из имперских министров, который таким образом принимает на себя ответственность за них.
Статья 3
§ 75. Император осуществляет международно-правовое представительство Германской империи и отдельных германских государств. Он назначает имперских посланников и консулов и ведет дипломатические сношения.
§ 76. Император объявляет войну и заключает мир.
§ 77. Император заключает союзы и договоры с иностранными державами при содействии рейхстага, насколько оно оговорено в конституции.
§ 78. Все договоры не чисто частноправового содержания, которые заключаются немецкими правительствами между собою или с иностранными правительствами, должны быть доведены до сведения императора, а поскольку они затрагивают интересы общегосударственные, должны быть утверждены императором.
§ 79. Император созывает и закрывает рейхстаг. Он имеет право распустить народную палату.
§ 80. Император имеет право предлагать законопроекты; он осуществляет законодательную власть сообща с рейхстагом в рамках конституционных ограничений. Он опубликовывает имперские законы и издает необходимые для их проведения распоряжения.
§ 81. В уголовных делах, которые входят в компетенцию имперского суда, император имеет право помиловать или смягчить наказание. Воспрещение начала или продолжения следственного производства император может издать лишь с согласия рейхстага. По отношению к имперскому министру, осужденному за свои служебные деяния, император имеет право только тогда помиловать или смягчить наказание, когда предложит это та палата, от которой исходило это обвинение. По отношению к министрам отдельных государств эти права ему не предоставлены.
§ 82. На императора возлагается охранение имперского мира.
§ 83. В распоряжение императора предоставлена вооруженная сила.
§ 84. Вообще император пользуется правительственной властью во всех делах империи соответственно законам конституции. Ему, как носителю этой власти, предоставлены в распоряжение все те права и полномочия, которые предоставлены в конституции имперской власти и не относятся к рейхстагу.
ОТДЕЛ IV. РЕЙХСТАГ
Статья 1.
§ 85. Рейхстаг состоит из двух палат: палаты государств и палаты народа.
Статья 2.
§ 86. Палата государств образуется из представителей германских государств.
87. Число членов распределяется в следующем отношении: Пруссия – 40 членов, Австрия – 38, Бавария – 18, Саксония – 10, Ганновер – 10, Вюртемберг – 10, Баден – 9, Кургессен – 6, Великое герцогство Гессен – 6, Голштиния (см. о Шлезвиге §1) – 6, Мекленбург-Шверин – 4, Люксембург-Лимбург – 3, Нассау – 3, Брауншвейг – 2, Ольденбург – 2, Саксен-Веймар – 2, Саксен-Кобург-Гота – 1, Саксен-Мейнинген-Гильдбурггаузен – 1, Саксен-Альтенбург – 1, Мекленбург-Стрелиц – 1, Ангальт-Дессау – 1, Ангальт-Бернбург – 1, Ангальт-Кетен – 1, Шварцбург-Зондергаузен – 1, Шварцбург Рудольфштадт – 1, Гогенцоллерн-Геккинген – 1, Лихтенштейн – 1, Гогенцоллерн-Зигмаринген – 1, Вальдек – 1, Рейсс старшей линии – 1, Рейсс младшей линии – 1, Шаумбург-Липпе – 1, Липпе-Детмольд – 1, Гессен-Гамбург – 1, Лауенбург – 1, Любек – 1, Франкфурт – 1, Бремен – 1, Гамбург – 1. Итого 192 члена. Пока немецко-австрийские земли не примут участия в союзном государстве, следующие государства получат увеличенное число голосов в палате государств: Бавария – 20, Саксония – 12, Ганновер – 12, Вюртемберг – 12, Баден – 10, Великое герцогство Гессен – 8, Кургессен – 7, Нассау – 4, Гамбург – 2.
§ 88. Члены палаты государств назначаются наполовину правительством, наполовину народным представительством соответствующих государств. В тех немецких государствах, которые состоят из нескольких провинций или областей, с особой конституцией и управлением, назначенные народным представительством члены палаты государств должны быть назначены не общим представительством государства, а представительством отдельных земель или провинций (провинциальными сословиями). Числовое отношение, по которому должно быть распределено между отдельными землями или провинциями число членов, предоставляется законодательству этих государств. Где существуют 2 палаты и не имеет место представительство по провинциям, там выбирают обе палаты в общем заседании абсолютным большинством голосов.
§ 89. В тех государствах, которые посылают в палату государств только одного члена, предлагает правительство 3 кандидатов, из которых народное представительство избирает одного абсолютным большинством голосов. Точно также и в тех государствах, которые посылают нечетное число членов, назначается последний член.
§ 90. Когда несколько германских государств соединяются в одно целое, то имперский закон решает нужные изменение в составе палаты государств.
§ 91. Членом государственной палаты может быть только тот, кто:
1) является гражданином посылающего его государства,
2) старше тридцати лет от роду,
3) пользуется всеми гражданскими и политическими правами.
§ 92. Члены палаты государств избираются на 6 лет, они каждые три года наполовину пополняются новыми. Каким образом по истечении первых трех лет должен совершиться выход в отставку одной половины членов, определяется имперским законом. Вышедшие в отставку могут быть опять избираемы.
Если по истечении этих трех лет и до окончания новых выборов в палату государств рейхстаг будет созван на чрезвычайную сессию, то вступают прежние члены, пока новые выборы не пройдут.
Статья 3
§ 93. Палата народа состоит из депутатов германского народа.
§ 94. Члены палаты народа избираются в первый раз на 4 года, а потом всегда на 3 года. Выборы совершаются согласно предписаниям, заключающимся в имперском избирательном законе.
Статья 4
§ 95. Члены рейхстага получают из имперской кассы равномерные ежедневные диеты и вознаграждение издержек на проезд. Подробности определяет имперский закон.
§ 96. Члены обеих палат не могут быть связаны инструкциями.
§ 97. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.
Статья 5
§ 98. Для принятия какого-нибудь решения каждой из палат рейхстага необходимо присутствие, по крайней мере, половины узаконенного числа членов и простое большинство голосов. В случае равного распределения голосов, предложение считается отклоненным.
§ 99. Каждой палате предоставляется право вносить законопроекты, жалобы, производить расследование фактов, а также возбуждать обвинения против министров.
§ 100. Постановление рейхстага считается действительным только при согласии обеих палат.
§ 101. Постановление рейхстага, на которое не последовало согласия имперского правительства, не может быть повторено еще раз в эту же самую сессию. Если же одно и то же постановление было принято без изменения в трех, непосредственно следующих одна за другой сессиях, то оно, хотя бы на это и не последовало согласия имперского правительства, после закрытия третьей сессии становится законом. Обыкновенная сессия, которая, по меньшей мере, продолжалась меньше 4 недель, не входит в этот счет.
§ 102. Постановления рейхстага требуются в следующих случаях:
1) Когда дело касается издания, отмены, изменения или объяснения имперского закона.
2) Когда разрабатывается общегосударственный бюджет, когда заключается заем, если империя производит расход, не предусмотренный росписью, или взимает дополнительные взносы и налоги.
3) Когда иностранное морское и речное судоходство должно быть обложено повышенными пошлинами.
4) Когда крепости отдельных государств должны быть объявлены имперскими крепостями.
5) Когда заключаются с иностранной державой торговые договоры, договоры о судоходстве и выдаче, а также вообще международно-правовые договоры постольку, поскольку они налагают обязательства на империю.
6) Когда земли или части земель, не принадлежащие империи, должны быть включены в германскую таможенную область или отдельные места или части территории должны быть исключены из таможенной линии.
7) Когда отделяются части германской империи или негерманские области должны быть присоединены к государству или другим каким-нибудь способом соединены с ним.
§ 103. При определении имперского бюджета должны быть соблюдены следующие постановления:
1) Все предложения, касающиеся финансов имперского правительства, должны поступать раньше в палату народа.
2) Утверждение расходов должно последовать лишь по предложению имперского правительства и в сумме, не превышающей указанной в предложении. Каждое утверждение действительно только для той цели, для какой оно было определено. Применение должно быть употреблено в пределах утвержденного разрешения.
3) Продолжительность бюджетного периода и срок утверждения бюджета составляет один год.
4) Бюджет обыкновенных расходов империи и резервный фонд, а также средства для покрытия их должны быть утверждены в первом рейхстаге его постановлением. Увеличение этого бюджета, при последующих рейхстагах, тоже требует постановления рейхстага.
5) Этот обыкновенный бюджет предлагается в начале сессии, в первую очередь палате народа; последней он разбирается по отдельным статьям. После объяснений и доказательств, представляемых имперским правительством, проверяется и утверждается весь или частично, или отвергается.
6) После последующей проверки и утверждения палатой народа этот бюджет передается в палату государств. Этой палате в пределах общей суммы обыкновенного расхода, утвержденного первым рейхстагом или позднейшими постановлениями рейхстага, предоставляется лишь право напоминания и указания, относительно которых палата народа делает окончательное постановление.
7) Все чрезвычайные расходы и средства для их покрытия требуют, подобно увеличению обыкновенного бюджета, разрешения рейхстага.
8) Отчет об израсходовании имперских средств должен быть представлен рейхстагу, причем раньше палате народа, а потом палате государств, для проверки и утверждения.
Статья 6
§ 104. Рейхстаг заседает ежегодно в месте пребывания имперского правительства.
Время созыва определяется главою государства в том случае, когда созыв не определен имперским законом.
Чрезвычайные заседания рейхстага могут назначаться особо каждый раз главою государства.
§ 105. Очередные сессии ландтагов отдельных государств не должны совпадать со временем сессии рейхстага.
Подробности определяются имперским законом.
§ 106. Парламент может быть распушен главою государства.
В случае роспуска рейхстаг должен быть снова собран в течение трех месяцев.
§ 107. Роспуск парламента влечет за собою и одновременную отсрочку заседаний палаты государств до нового созыва рейхстага.
Сессии обеих палат происходят одновременно.
§ 108. Продолжительность сессии рейхстага определяется главою государства.
§ 109. Отсрочка главой государства заседаний рейхстага или одной из палат более чем на 14 дней после открытия сессии нуждается в санкции рейхстага или соответствующей палаты.
Сам рейхстаг или каждая палата имеет право отсрочить свои заседания только на 14 дней.
Статья 7
§ 110. Каждая палата избирает своего президента, вице-президентов и секретарей.
§ 111. Заседания обеих палат публичны.
Устав каждой палаты определяет условия закрытых заседаний.
§ 112. Каждая палата проверяет полномочия своих членов, после чего решает вопрос о допуске их на заседания.
§ 113. Избранный депутат палаты приносит следующую присягу: «Клянусь охранять и верно соблюдать немецкую имперскую конституцию. Да поможет мне Господь».
§ 114. Каждая палата имеет право подвергать наказаниям, а в крайних случаях – исключать своих членов, за неподобающее поведение в палате. Устав палаты определяет подробности.
Исключение совершается большинством двух третей голосов.
§ 115. В палату не допускаются ни депутации, ни подача прошений.
§ 116. Каждая палата имеет право сама выработать свой устав. Деловые отношения между обеими палатами устанавливаются по взаимному соглашению.
Статья 8
§ 117. Член палаты не может быть арестован без согласия палаты, в которой он состоит, ни по обвинению в уголовном преступлении, ни привлечен к следствию во время сессии рейхстага, кроме случая задержания на месте преступления.
§ 118. В последнем случае нужно довести до сведения соответствующей палаты о принятой мере. Последняя имеет право предписать отсрочку ареста или следствия до окончания сессии.
§ 119. Палата имеет право сделать такое же постановление в случае ареста или следствия, которому подвергся член палаты ко времени своего избрания или после избрания до открытия сессии.
§ 120. Член рейхстага не может подвергаться по закрытии рейхстага ни судебному, ни дисциплинарному, ни какому-либо другому преследованию за те голосования или заявления, которые он делал в рейхстаге при исполнении своего долга.
Статья 9
§ 121. Министры имеют право присутствовать при прениях обеих палат и быть выслушанными во всякое время.
§ 122. Имперские министры обязаны по требованию каждой из палат явиться в нее и дать объяснения или же сообщить причины, почему таковые не могут быть сделаны.
§ 123. Министры не могут быть членами палаты государств.
§ 124. Если член палаты народа получает повышение или государственную службу, он должен подвергнуться вторичным выборам; он сохраняет свое место в палате до новых выборов.
ОТДЕЛ V. ИМПЕРСКИЙ СУД
Статья 1
§ 125. Высшие государственные судебные функции отправляются имперским судом.
§ 126. К компетенции суда относятся:
а) жалобы отдельных государств на имперскую власть за нарушение имперской конституции изданием имперских законов и мероприятиями имперского правительства, точно также жалобы имперской власти на отдельные государства за нарушение имперской конституции;
b) разногласия между палатой государств и палатой народа, разногласия палат с имперским правительством, касающиеся толкования конституции, если спорящие стороны соглашаются обратиться в имперский суд;
c) политические и частноправовые разногласия всякого рода между отдельными германскими государствами;
d) споры по престолонаследию, способности к управлению и регентству в отдельных государствах;
e) разногласия между правительством отдельного государства и народным представительством в толковании конституции этого государства;
f) жалобы граждан отдельного государства на свое правительство за уничтожение или неконституционное изменение конституции этого государства.
Жалобы граждан отдельного государства на свое правительство о нарушении конституции могут быть рассмотрены имперским судом после того, как все средства, предусмотренные конституцией, не достигли цели;
g) жалобы немецких граждан о нарушении их прав, гарантированных имперской конституцией; имперское законодательство указывает пределы права обжалования и способы его осуществления;
h) жалобы на отказ или замедление в судопроизводстве, когда исчерпаны средства, установленные законами отдельных государств;
i) уголовная подсудность имперских министров по жалобам, поскольку жалобы касаются министерской ответственности;
k) уголовная подсудность имперских министров отдельных государств по жалобам, поскольку жалобы касаются министерской ответственности;
1) уголовная подсудность в случаях государственной измены.
Позднейшие имперские законы определят степень уголовной подсудности и других преступлений против империи.
m) жалобы на имперский фиск.
n) жалобы на немецкие государства, если обязательство удовлетворения вызывает пререкания между государствами или же когда в одной жалобе предъявляется общее требование к нескольким государствам.
§ 127. Вопрос о подсудности того или иного случая имперскому суду решает единственно и исключительно сам имперский суд.
§ 128. Об учреждении и организации имперского суда, о порядке судопроизводства и приведении в исполнение решений и распоряжений имперского суда будет издан особый закон.
Этот же закон должен установить те случаи, когда имперский суд предоставляет вынесение приговора присяжным заседателям.
Он же решит, в какой мере следует считать этот закон основным конституционным законом.
§ 129. Имперское законодательство должно учредить адмиралтейские и морские суды, а также издать постановления о подсудности посланников и консулов государства.
ОТДЕЛ VI. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ГЕРМАНСКОГО НАРОДА
§ 130. Германскому народу должны быть гарантированы нижеследующие права. Они должны служить нормой для конституций отдельных государств, и никакая конституция или законодательство отдельного германского государства не могут ни отменить, ни ограничить их.
Статья 1
§ 131. (§ 1 ). Германский народ состоит из граждан государств, вошедших в состав Германской Империи.
§ 132. (§ 2). Каждый немец имеет права гражданства. Предоставленными ему в силу гражданства правами он пользуется в каждом немецком государстве. Государственный избирательный закон устанавливает право избирать в германский имперский сейм.
§ 133 (§3). Каждый немец имеет право избрать своим местопребыванием или жительством всякую часть государства, приобретать недвижимость всякого рода и распоряжаться ею, заниматься всякой отраслью промышленности и приобретать гражданские права в общине.
Имперская власть законом об оседлости установит для всей Германии условия пребывания и жительства, промысловым законом – условия промышленного производства.
§ 134 (§ 4). Ни одно германское государство не должно проводить различия между своими гражданами и другими немцами в гражданских, уголовных и процессуальных правах, которые ставили бы последних в положение иностранцев.
§ 135 (§ 5). Наказание гражданской смертью не должно иметь места, а там, где оно уже назначено, оно не должно совершиться, если этим не нарушаются права частных лиц.
§ 136 (§ 6). Свобода эмиграции не подлежит ограничению; сбор за выселение не взимается.
Эмиграция находится под охраной и попечением империи.
Статья 2
§ 137 (§7). Пред законом все сословия равны. Дворянство, как сословие, уничтожено.
Все сословные привилегии уничтожены. Все немцы равны перед законом.
Все титулы, поскольку они не связаны с государственной службой, уничтожаются и никогда не должны быть восстановлены.
Гражданин государства не должен принимать орденов от иностранных держав.
Общественные должности одинаково доступны для всех способных.
Воинская повинность для всех обязательна; заместительства не допускается.
Статья 3
§ 138 (§ 8). Неприкосновенность личности.
Арест лица, кроме случая задержания на месте преступления, может совершиться в силу судебного приказа с объяснением причин ареста. Этот приказ должен быть предъявлен или в момент ареста, или же через 24 часа после ареста.
Полицейская власть должна на следующий же день или освободить заключенного, или передать его судебным властям.
Всякий обвиняемый должен быть освобожден из заключения по предъявлении залога, определяемого судом, или под поручительством, если против данного лица нет несомненных улик в совершении тяжкого уголовного преступления.
В случае противозаконного или незаконно продолженного заключения, виновный, а в случае необходимости – государство, должны дать удовлетворение и вознаграждение потерпевшему.
Особыми законами должны быть определены необходимые изменения этих постановлений для армии и флота.
§ 139 (§ 9). Смертная казнь отменяется за теми исключениями, когда она предписывается военным судом или морским правом в случае мятежа; отменяется выставление у позорного столба, клеймение и телесные наказания.
§ 140 (§ 10). Жилище неприкосновенно.
Обыск допустим:
1. В силу судебного постановления с объяснением причин, которое предъявляется обыскиваемому в момент обыска или же по истечении 24 часов.
2. В случае преследования по свежим следам чиновниками, уполномоченными законом.
3. В особых случаях, которые закон допускает в виде исключения для определенных чиновников и без судебного приказа.
Обыск должен быть совершен по мере возможности в присутствии домашних.
Неприкосновенность жилищ не должна служить препятствием для ареста лица, преследуемого судом.
Конфискация писем и бумаг, не сопровождаемая арестом или обыском, может совершиться в силу судебного приказа с объяснением причин; этот приказ должен быть предъявлен немедленно или по истечении 24 часов.
§ 142 (§ 12). Тайна переписки гарантируется.
Законодательство устанавливает необходимые ограничения на случай военного времени или уголовного следствия.
Статья 4
§ 143 (§ 13). Свобода слова устного, печатного и с помощью изображений.
Свобода печати ни в коем случае не должна быть ограничена, приостановлена или отменена силою таких предупредительных мер, как цензура, разрешение, требование обеспечения, государственный налог, ограничение типографий или книготорговли, почтовое запрещение или другие стеснения.
Проступки против печати, подлежащие преследованию, разбираются судом присяжных.
Империя издает закон о печати.
Статья 5
§ 144 (§ 14). Полная свобода совести и вероисповедания.
Никто не обязан открывать свои религиозные убеждения.
§ 145 (§ 15). Никто не подлежит ограничению в домашнем и общественном культе своей религии.
Преступления и проступки, совершаемые при осуществлении этой свободы, наказываются законом.
§ 146 (§ 16). Религиозное исповедание не может служить причиной ограничения или лишения гражданских и политических прав. Оно, однако, не должно вести к уклонению от гражданских обязанностей по отношению к государству.
§ 147 (§ 17). Каждое религиозное общество самостоятельно управляет и приводит в порядок свои дела, но подчиняется общегосударственным законам.
Государство не должно оказывать предпочтения какому-нибудь религиозному обществу; отныне более нет государственной церкви.
Новообразованные религиозные общества не нуждаются в признании государством их исповедания.
§ 148 (§ 18). Никто не должен быть принуждаем к участию в церковных обрядах.
§ 149 (§ 19). Формула присяги отныне гласит: «Свидетельствую перед Богом».
§ 150 (§ 20). Гражданско-правовая действительность брака зависит от совершения гражданского акта; церковный обряд может иметь место по совершении гражданского акта.
Различие исповеданий не служит препятствием к гражданскому браку.
§ 151 (§21). Метрические книги ведутся гражданскими властями.

Статья 6
§ 152 (§ 22). Дело обучения и воспитания находится под верховным наблюдением государства и, за исключением религиозного обучения, освобождается от надзора духовенства.
§ 153 (§ 23). Свобода науки.
§ 154 (§ 24). Каждый немец, выдержавший установленное испытание, может открыть учебные и воспитательные заведения, руководить ими и обучать в них.
Домашнее обучение не подлежит никаким ограничениям.
§ 155 (§ 25). Для образования немецкого юношества должны всюду открываться общественные школы в достаточном количестве.
Родители и их заместители не должны оставлять без обучения своих детей или опекаемых без установленного для низших школ обучения.
§ 156 (§26). Учителя общественных школ пользуются правами государственной службы.
Государство назначает народных учителей при законном участии общины из числа лиц, выдержавших установленный экзамен.
§ 157 (§ 27). За обучение в народных и низших ремесленных школах плата не взимается.
Несостоятельные обучаются бесплатно в общественных учебных заведениях.
§158 (§ 28). Свобода выбора профессии и подготовка к ней, как, где и кто желает, ничем не ограничивается.
Статья 7
§ 159. Всякий немец имеет право обращаться с письменными прошениями и жалобами к правительству, к народным представительствам и рейхстагу.
Это право может быть использовано как отдельными лицами, так и корпорациями или же несколькими лицами сообща; в войске же и военном флоте лишь в формах, определяемых дисциплинарными предписаниями.
§ 160. Для возбуждения судебного преследования против государственного чиновника за действия по службе не требуется предварительного согласия начальства.

Статья 8
§ 161 (§ 29). Свобода собраний без оружия ничем не ограничивается; разрешение администрации для этого не требуется.
Народные собрания под открытым небом могут быть воспрещены в случае серьезной опасности для общественного порядка и безопасности.
§ 162 (§30). Свобода союзов.
Это право не может быть ограничено никакими предупредительными мерами.
§ 163 (§ 31). Содержащиеся в §§161 и 162 постановления могут быть применены в войске и военном флоте, если они не противоречат военным дисциплинарным предписаниям.
Статья 9
§ 164 (§ 32). Неприкосновенность собственности.
Экспроприация может быть произведена по соображениям общего блага на основе особого закона и при условии справедливого вознаграждения.
Авторская собственность должна охраняться имперским законодательством.
§ 165 (§ 33). Каждый землевладелец может отчуждать свое поместье полностью или частично, как при жизни, так и на случай смерти. Отдельным государствам предоставляется содействовать проведению принципа делимости всего землевладения законами о передвижении.
Для выморочной собственности по соображениям общественного блага в законодательном порядке допустимы ограничения права приобретения недвижимости и распоряжения ею.
§ 166 (§ 34). Крепостничество и подданство уничтожаются навсегда.
§ 167 (§35). Без вознаграждения отменяются:
1) родовая подсудность, вотчинная полиция со всеми вытекающими из этих прав полномочиями, привилегиями и пошлинами;
2) личные платежи и повинности, вытекающие из отношений поместных и патронатства.
Вместе с тем освобождаются от платежей и повинностей, связанных с этим правом, те лица, которые владели этим правом.
§ 168 (§ 36). Связанные с землей платежи и повинности, в частности десятины, подлежат выкупу.
Законодательством отдельных государств определяются способы выкупа.
Впредь ни один участок земли не должен облагаться платежами или повинностями, не подлежащими выкупу.
§ 169 (§ 37). Землевладение дает право охоты на своей собственной земле.
Отменяется безвозмездно право охоты на чужой земле, охотничья служба, охотничья барщина и другие повинности, связанные с охотой.
Те права на охоту, относительно которых доказано, что они приобретены обязательным договором собственником участка земли, на котором лежит обязательство, подлежат выкупу; условия выкупа определяются законодательством отдельного государства.
Законодательству отдельных государств предоставляется урегулировать право охоты по соображениям общественной безопасности и общего блага.
Право охоты на чужой земле не должно в будущем представлять привилегий, связанных с землевладением.
§ 170 (§ 38). Семейные фидеикомиссы должны быть уничтожены. Способ и условия уничтожения их определяется законодательством каждого из отдельных государств.
Имперское законодательство определяет семейные фидеикомиссы правящих монарших домов.
§ 171 (§ 39). Все ленные отношения уничтожаются. Законодательство отдельных государств определяет способы их отмены.
§ 172 (§ 40). Конфискация имущества в виде наказания не должна иметь места.
§ 173. Система обложения должна быть организована при том условии, что отныне не существует более никаких привилегий для отдельных сословных, государственных и общинных имуществ.
Статья 10
§ 174 (§ 41). Судебная власть принадлежит государству. Родовые суды уничтожаются.
§ 175 (§ 42). Судебная власть самостоятельно осуществляется судами. Юстиция кабинета и министров недопустима. Никто не может быть изъят из ведения своего законного судьи. Исключительные суды не должны иметь места.
§ 176 (§ 43). Все равны пред судом.
Подсудность военным судам ограничивается делами о воинских преступлениях и проступках, о нарушении военной дисциплины; для военного времени должны быть изданы особые постановления.
§ 177 (§ 44). Судья может быть отстранен от своей должности лишь по судебному приговору, не может быть переведен на низшую должность и на низший оклад. Отрешение от должности должно состояться по приговору суда. Судья может быть переведен с одного места на другое или получить отставку вопреки своему желанию лишь по приговору суда, в установленных законом случаях.
§ 178 (§ 45). Судопроизводство должно быть гласным и устным.
Негласный суд допускается в виде исключения лишь в интересах нравственности.
§ 179 (§ 46). В делах о преступлениях ведется уголовный процесс. Суды присяжных выносят приговор по более тяжким уголовным делам и по всем политическим проступкам.
§ 180 (§ 47). Гражданское судопроизводство в делах, требующих особой профессиональной опытности, должно производиться компетентными судьями, свободно избранными своими товарищами по профессии, или при участии таких судей.
§ 181 (§ 48). Судебная власть и администрация должны быть отделены и независимы друг от друга.
Конфликты между административными и судебными властями в отдельных государствах по вопросу о компетенции разрешаются судебной палатой, которая имеет быть установлена законом.
§ 182 (§ 49). Административное судопроизводство отменяется; все нарушения права подлежат судебному разбирательству.
Полиции не предоставляется юрисдикция ни в каких делах.
§ 183 (§ 50). Вошедшие в законную силу приговоры германских судов одинаково действительны и одинаково подлежат исполнению во всех германских землях.
Имперский закон определяет подробности.
Статья 11
§ 184. Каждая община в виде общего правила имеет право:
a) избирать старшин и представителей;
b) управлять под законным верховным наблюдением государства своими общинными делами, включая и местную полицию;
c) опубликовывать свой общинный бюджет.
d) публичность прений является общим правилом.
§ 185. Земля принадлежит общине.
Законом страны определяются ограничения в пользовании лесом и пустошью.
Статья 12
§ 186. Каждое немецкое государство имеет конституцию с народным представительством.
Министры ответственны перед народным представительством.
§ 187. Народное представительство имеет решающий голос при издании законов, обложении податью и в деле утверждения годичного бюджета; представительство имеет право инициативы в законодательной деятельности и право представлять на заседание каждой из палат труды, адресы и жалобы на министров.
Сессии ландтага публичны.
Статья 13
§ 188. Народности Германии, не говорящие по-немецки, имеют право на национальное самоопределение, а именно: обучение, церковные дела, внутреннее управление и судопроизводство ведется на родном языке.
Статья 14
§ 189. Всякий гражданин империи находится за границей под охраной империи.
ОТДЕЛ VII. ГАРАНТИЯ КОНСТИТУЦИИ
Статья 1
§ 190. При всякой перемене в правительстве рейхстаг, если он уже не собран, собирается без созыва в том составе, как он был в последний раз. Император, вступающий в правление, присягает имперской конституции в присутствии соединенных обеих палат рейхстага.
Присяга гласит: «Клянусь империю и права немецкого народа охранять, имперскую конституцию точно соблюдать и добросовестно ее исполнять. Да поможет мне Бог».
Лишь после присяги император имеет право исполнять правительственные функции.
§ 191. Имперские чиновники при поступлении на должность, должны присягать имперской конституции. Порядок установит имперский устав о службе.
§ 192. Относительно ответственности имперских министров должен последовать имперский закон.
§ 193. Присяга имперской конституции в отдельных государствах соединяется с присягой этим государствам и предшествует ей.
Статья 2
§ 194. Ни одно определение в конституции или в законах отдельного государства не должно стоять в противоречии с имперской конституцией.
§ 195. Перемена в форме правления отдельного государства может наступить лишь с утверждения имперской власти. Это утверждение должно даваться в формах, предусмотренных для изменения имперской конституции.
Статья 3
§ 196. Изменения в имперской конституции могут быть произведены лишь решением обеих палат и с согласия главы империи. Для такого решения требуется от каждой из обеих палат:
1) присутствие, по меньшей мере, двух третей всех членов;
2) два голосования, отделенные друг от друга промежутком времени, по меньшей мере, в 8 дней;
3) большинство при каждом голосовании, по меньшей мере, в две трети всех присутствующих членов каждой из отдельных палат.
Согласия главы государства не требуется, если в трех непосредственно следующих обыкновенных сессиях рейхстагом принято без изменения одно и то же постановление. Обыкновенная сессия, продолжавшаяся менее четырех недель, в счет не принимается.
Статья 4
§ 197. В случае войны или восстания имперское правительство или правительство отдельного государства могут приостановить действие постановлений основных прав относительно арестов, домашних обысков и права собраний, соблюдая, однако, следующие условия:
1) в каждом отдельном случае распоряжение должно исходить от всего министерства империи или отдельного государства;
2) если в это время заседают сессии рейхстага или ландтага, то министерства империи или отдельного государства испрашивают у них на это согласие. Если они не собраны, то распоряжение не может продолжаться дольше 14 дней, если за это время они не созваны и принятые меры ими не утверждены.
Подробности об этом установит имперский закон.
Для объявления осадного положения в крепостях остаются в силе существующие предписания закона.
В удостоверение:
Франкфурт-на-Майне, 28 марта 1849 года
(Следуют подписи депутатов Национального собрания).