Конституция Испании 1931

КОНСТИТУЦИЯ ИСПАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТ 9 ДЕКАБРЯ 1931 ГОДА
Как Президент Учредительных кортесов и от их имени торжественно объявляю, что, используя вверенный суверенитет, они приняли и санкционировали следующее: Испания, используя свой суверенитет и будучи представленной Учредительными кортесами, принимает и санкционирует настоящую Конституцию:
РАЗДЕЛ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Испания является демократической республикой трудящихся всех классов, которая организуется на основе принципов свободы и справедливости.
Власть всех органов исходит от народа.
Республика есть единое государство, совместимое с автономией муниципий и регионов.
Флаг Испанской республики – красного, желтого и фиолетового цветов.
Статья 2. Все испанцы равны перед законом.
Статья 3. В Испании нет государственной религии.
Статья 4. Кастильский является официальным языком республики.
Каждый испанец должен знать его и вправе пользоваться им, при этом не должны ущемляться права, которые законы государства признают за языками провинций или регионов.
За исключением того, что предписывается специальными законами, ни от кого не может требоваться знания или использования языка какого-либо региона.
Статья 5. Столицей республики является Мадрид.
Статья 6. Испания отвергает войну как инструмент национальной политики.
Статья 7. Испанское государство признает всеобщие нормы международного права, включая их в свою правовую систему.

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 8. Испанское государство в неизменных пределах своей настоящей территории образуется муниципиями, объединенными в провинции, и регионами, которые имеют характер автономий.
Территории на севере Африки, на которые распространяется суверенитет Испании, организуются в автономии, находящиеся в непосредственных отношениях с центральной властью.
Статья 9. Все муниципии республики обладают автономией в решении вопросов, относящихся к их компетенции, и избирают свои аюнтамьенты на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании, за исключением случаев, когда они действуют в режиме открытых Советов.
Алькальды избираются всегда путем прямых выборов народом или аюнтамьентами.
Статья 10. Провинции образуются из объединенных муниципий в соответствии с законом, который определит их статус, функции и порядок избрания органа, осуществляющего политико-административное руководство.
Их территории состоят из муниципий, которые их образуют в настоящее время, за исключением изменений, предусмотренных законом при соблюдении соответствующих требований.
На Канарских островах, помимо того, каждый остров образует административную единицу, имеющую Совет острова, как орган управления его особыми делами с административными функциями и полномочиями, тождественными тем, которые закон закрепляет за органами провинций.
Балеарские острова могут претендовать на признание такого же статуса.
Статья 11. Если одна или несколько сопредельных провинций с общими историческими, культурными и экономическими традициями договорятся о создании региональной автономии для того, чтобы образовать политико-административное единство в составе испанского государства, они должны представить свой Статут в порядке, установленном в Статья 12.
В Статуте они могут закрепить за собой полностью или частично полномочия, которые перечислены в Статья 15, 16 и 18 настоящей Конституции; при этом во втором случае они не могут быть ущемлены в праве закрепить полностью или частично остальные полномочия, установленные в том же порядке настоящим Основным законом.
Условие смежности провинций не является обязательным применительно к островным территориям.
Одобренный Статут становится основным законом, закрепляющим политико-административную организацию региональной автономии, и испанское государство признает его и охраняет как составную часть своей правовой системы.
Статья 12. Для принятия Статута автономного региона требуется соблюдение следующих условий:
а) он должен быть предложен большинством аюнтамьентов или, по крайней мере, теми, на подведомственной территории которых проживают не менее двух третей членов избирательного корпуса региона;
б) он принимается в порядке, установленном избирательным законом, не менее чем двумя третями избирателей, включенных в избирательный список региона. Если результат плебисцита отрицательный, предложение о создании автономии может вновь рассматриваться не ранее чем через пять лет;
в) он должен получить одобрение Кортесов.
Региональные Статуты одобряются Конгрессом всегда, когда они соответствуют правилам настоящего раздела и не содержат положений, противоречащих Конституции и органическим законам государства в вопросах, не отнесенных к компетенции региональных властей, при этом не должны умаляться полномочия, которые закрепляются за Кортесами в Статья 15 и 16.
Статья 13. Ни в коем случае не допускается создание федерации автономных регионов.
Статья 14. К исключительной компетенции испанского государства относится создание и исполнение законов, имеющих своим предметом:
1) приобретение и утрату гражданства, признание конституционных прав и обязанностей;
2) отношения между церковью и государством, статус культов;
3) дипломатическое и консульское представительство и в целом представительство государства за рубежом; объявление войны; заключение мирных договоров; статус колоний и протектората, а также все виды международных отношений;
4) обеспечение общественной безопасности в случае межрегиональных и международных конфликтов;
5) морское рыболовство;
6) государственный долг;
7) армию, военно-морской флот и национальную оборону;
8) таможенные пошлины, торговые договоры, таможню и свободный оборот товаров;
9) приписку торговых судов к портам, их налогообложение, льготы и освобождение от уплаты;
10) экстрадицию;
11) статус Верховного суда, за исключением полномочий, которые признаются за региональными властями;
12) монетную систему, денежную эмиссию и основы банковской системы;
13) общий режим средств сообщения, воздушные трассы, почту, телеграф, подводный кабель и радиокоммуникации;
14) использование гидроресурсов и электростанций, если вода вытекает за пределы автономного региона или энергия доставляется за пределы его территории;
15) санитарную безопасность, если это имеет значение более чем для одного региона;
16) пограничную полицию, иммиграцию, эмиграцию и правила пребывания иностранцев;
17) государственную казну.
18) контроль над производством и продажей оружия.
Статья 15. К ведению испанского государства относится принятие законов по следующим вопросам, а их исполнение может осуществляться по решению Кортесов автономными регионами в соответствии с их политической компетенцией:
1) уголовное, социальное, торговое и процессуальное законодательство, а в части гражданского законодательства – форма брака, правило ведения регистров и ипотека, основы контрактных обязательств и закрепления личного, реального и официального статусов для того, чтобы координировать применение и разрешать конфликты между различными гражданскими законами в Испании;
2) исполнение социальных законов контролируется Правительством Республики для того, чтобы гарантировать их точную реализацию и исполнение соответствующих международных договоров;
3) законодательство об интеллектуальной и промышленной собственности;
4) действие официальных бюллетеней и публичных документов;
5) меры веса и длины;
6) правила добычи полезных ископаемых и основы пользования леса ми, занятия сельским хозяйством, животноводством в части защиты национального богатства и координации национальной экономики;
7) железные дороги, автомобильные дороги, каналы, телефоны и пор ты, представляющие общий интерес, при этом за государством остается право на реверсию и обеспечение порядка на железных дорогах, а также введение прямого управления;
8) основы законодательства о внутригосударственном санитарном режиме;
9) правила общего и социального страхования;
10) законодательство о водах, охоте и речной рыбной ловле;
11) законодательство о печати, ассоциациях, собраниях и публичных зрелищах;
12) право экспроприации, при этом государству всегда принадлежит право осуществлять самому соответствующие действия;
13) обобществление природных ресурсов и промышленных предприятий, с ограничениями, налагаемыми законодательством о собственности и о полномочиях государства и регионов;
14) служба гражданской авиации и радиовещания.
Статья 16. По вопросам, не указанным в двух предыдущих статьях, автономные регионы могут осуществлять исключительное законотворчество и прямое исполнение законов в соответствии с тем, что предписывают соответствующие Статуты, принятые Кортесами.
Статья 17. В автономных регионах не могут по-разному регулироваться одни и те же отношения с участием уроженцев страны и остальных испанцев.
Статья 18. Все вопросы, которые четко не закреплены за автономными регионами в их Статутах, относятся к компетенции государства; но оно может распределить или передать эти правомочия посредством закона.
Статья 19. Государство может, когда того потребует гармонизация местных интересов и общего интереса республики, устанавливать в законе те основы, которым должны соответствовать положения законодательства автономных регионов. К компетенции Суда конституционных гарантий относится предварительная оценка этой необходимости.
Для принятия такого закона необходимо согласие двух третей депутатов, которые входят в Кортесы.
По вопросам, регулируемым законами об Основах республики, в регионах могут приниматься соответствующие законы и ордонансы.
Статья 20. Законы республики исполняются в автономных регионах соответствующими органами, за исключением тех, применение которых закреплено за специальными органами или в текстах этих законов прямо предусмотрено иное, но всегда исполнение должно соответствовать положениям данного раздела.
Правительство республики может издавать регламенты во исполнение законов в случаях, когда это исполнение осуществляется региональными властями.
Статья 21. Право испанского государства обладает верховенством по отношению к праву автономных регионов, если речь не идет об исключительной компетенции последних в соответствии с их Статутами.
Статья 22. Провинция, входящая в состав автономного региона или его части, может отказаться от этого статуса и вернуть статус провинции, находящейся в непосредственных отношениях с центральной властью. Для того чтобы заключить это соглашение, необходимо, чтобы оно было инициировано большинством ее аюнтамьентов и за него проголосовало по крайней мере две трети избирателей, внесенных в избирательный список провинции.
РАЗДЕЛ II. ГРАЖДАНСТВО
Статья 23. Испанцами признаются:
1) дети, рожденные отцом-испанцем или матерью-испанкой на территории Испании или за ее пределами;
2) лица, рожденные на испанской территории родителями-иностранцами, если они выбирают испанское гражданство в порядке, предписанном законами;
3) лица, родившиеся в Испании, если их родители неизвестны;
4) иностранцы, получившие грамоты о натурализации, и иностранцы, не имеющие таковых, но получившие право проживать в каком-либо населенном пункте республики с ограничениями и на условиях, которые предписывают законы;
5) иностранка, вступившая в брак с испанцем, может сохранять свое гражданство или приобрести гражданство своего мужа, порядок выбора регулируется законами в соответствии с международными договорами.
Закон устанавливает порядок предоставления гражданства лицам испанского происхождения, которые проживают за границей.
Статья 24. Испанское гражданство утрачивается в следующих случаях:
1) в связи с поступлением на военную службу иностранному государству без разрешения испанского государства или в связи с принятием на службу другому правительству, если она связана с осуществлением властных полномочий или юрисдикции;
2) в связи с добровольным вступлением в гражданство другого государства.
На основе действующего международного принципа взаимности, ни условиях и в порядке, установленных законом, гражданство предоставляется лицам, родившимся в Португалии и странах испанской Америки, включая Бразилию, и проживающим на испанской территории, если они об этом ходатайствуют, при этом они не утрачивают и не изменяют гражданство по рождению.
В этих государствах, если этого не запрещают их законы, даже если не признается принцип взаимности, испанцам может предоставляться гражданство, при этом они не утрачивают гражданство по рождению.
РАЗДЕЛ III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПАНЦЕВ
ГЛАВА I. ЛИЧНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ
Статья 25. Гражданство, происхождение, пол, социальная принадлежность, богатство, политические взгляды и религиозные убеждения не мо гут являться основаниями для предоставления кому бы то ни было привилегий.
Государство не признает дворянских званий и титулов.
Статья 26. Все конфессии рассматриваются как ассоциации, деятельность которых регулируется специальным законом.
Государство, его регионы, провинции и муниципии не должны поддерживать, оказывать предпочтения, а также материально помогать церквям, религиозным ассоциациям и учреждениям.
Специальный закон должен предусмотреть полную отмену в течение двух лет финансирования клира.
Распускаются религиозные ордена, уставы которых закрепляют, помимо трех канонических заветов, их подчинение другой власти, кроме законной власти государства. Их имущество национализируется и направляется на благотворительные и образовательные цели.
Деятельность остальных религиозных орденов подчиняется специальному закону, принимаемому настоящими Учредительными кортесами, и осуществляется на следующих условиях:
1) роспуск тех орденов, деятельность которых причиняет вред безопасности государства;
2) регистрация существующих орденов в специальный реестр при министерстве юстиции;
3) запрет орденам самим или посредством уполномоченных лиц приобретать и сохранять имущество в количестве, превышающем то, которое, как это подтверждено заранее, предназначено для проживания их членов или непосредственной реализации целей деятельности орденов;
4) запрет орденам заниматься производством, торговлей или образовательной деятельностью;
5) распространение на деятельность орденов всех налоговых законов страны;
6) обязанность ежегодно представлять государству отчеты об использовании своих средств в соответствии с целями деятельности;
7) имущество религиозных орденов может быть национализировано.
Статья 27. Свобода совести и право беспрепятственно исповедовать какую бы то ни было религию гарантируются на территории Испании при условии должного уважения к общественной морали.
Кладбища находятся в ведении исключительно гражданских властей. На них не может быть разделения захоронений по религиозным мотивам.
Все конфессии могут отправлять культ частным образом. На публичное отправление культа в каждом случае должно быть получено разрешение правительства.
Никто не может быть принужден к официальному заявлению о своих религиозных убеждениях.
Религиозные убеждения не являются обстоятельством, влияющим на изменение гражданского и политического статуса лица, за исключением того, что предусмотрено настоящей Конституцией для занятия поста Президента республики и для того, чтобы стать председателем Совета министров.
Статья 28. Наказуемы лишь деяния, признанные преступными законом, изданным до их совершения. Никто не может быть судим иначе как компетентным судьей и с соблюдением процедуры, установленной законом.
Статья 29. Никто не может быть задержан или арестован иначе как за совершение преступления. Всякий задержанный должен быть освобожден или направлен в суд по истечении 24 часов с момента задержания.
Всякое задержание остается без последствий или задержанный направляется в тюрьму по истечении 72 часов с момента доставки задержанного к соответствующему судье.
Принятое решение оформляется судебным постановлением и доводится до сведения заинтересованного лица в тот же срок.
Должностные лица, приказы которых нарушают положения данной статьи, а также должностные лица и чиновники, которые исполняют эти приказы, если последние являются явно незаконными, должны привлекаться к ответственности.
Иски о преследовании таких правонарушителей признаются публичными, и они не требуют представления залога или какой бы то ни было гарантии.
Статья 30. Государство не может заключать международные конвенции или договоры, в соответствии с которыми осуществляется экстрадиция лиц, совершивших преступления политико-социального характера.
Статья 31. Всякий испанец может свободно передвигаться по национальной территории и избирать место пребывания и жительства, при этом он не может быть принужден покинуть его иначе как в силу судебного решения.
Признается право въезда и выезда, и оно не может подвергаться большим ограничениям, чем те, что установлены законом.
Специальный закон установит правила выдворения иностранцев с испанской территории.
Жилище испанца или иностранца, проживающего в Испании, неприкосновенно. Никто не может войти в него иначе как по постановлении! компетентного судьи. Опись документов и имущества всегда производится в присутствии заинтересованного лица или члена его семьи, а в случае их отсутствия – двух жителей того же населенного пункта.
Статья 32. Гарантируется тайна переписки во всех формах, если акт суда не предписывает иное.
Статья 33. Личность свободна в выборе профессии. Признается свобода промышленной и торговой деятельности, ограничения устанавливаются за коном лишь по причине общего экономического и социального интереса.
Статья 34. Каждый имеет право свободно выражать свои мысли и мнение, используя любые средства для их распространения, не подвергаясь при этом предварительной цензуре.
Ни в коем случае не могут быть изъяты тиражи книг и периодических изданий иначе как по постановлению компетентного судьи.
Не может быть приостановлен выход в свет периодического издания иначе как на основе приговора суда.
Статья 35. Всякий испанец может обращаться с петициями, индивидуальными или коллективными, к государственным органам или должностным лицам. Это право не может осуществляться каким бы то ни было подразделением вооруженных сил.
Статья 36. Граждане обоих полов, достигшие 23 лет, имеют равные избирательные права, установленные законами.
Статья 37. Государство вправе требовать от каждого гражданина исполнения гражданского и воинского долга в соответствии с законами.
Кортесы по предложению Правительства ежегодно устанавливают контингент вооруженных сил.
Статья 38. Признается право собираться мирно и без оружия.
Специальный закон определяет порядок реализации права на собрания и манифестации.
Статья 39. Испанцы вправе свободно объединяться в ассоциации и профсоюзы для удовлетворения различных жизненных потребностей в соответствии с законами государства.
Профсоюзы и ассоциации должны быть внесены в государственный реестр в соответствии с законом.
Статья 40. Все испанцы, независимо от пола, имеют доступ к публичным должностям и службам в соответствии со своими достоинствами и способностями, исключения могут быть установлены законом.
Статья 41. Назначение на должность, повышение по службе и выход на пенсию государственных служащих производятся в соответствии с законом. Их несменяемость гарантируется Конституцией. Увольнение, отстранение от должности и перевод могут иметь место только по основательным причинам, предусмотренным в законе.
Ни один государственный служащий не может испытывать неудобства и подвергаться преследованию за свои политические, социальные и религиозные убеждения.
Если государственный служащий при неправомерном осуществлении своих должностных обязанностей причинит ущерб другому лицу, государство или юридическое лицо, в котором он служит, несет субсидиарную ответственность за причиненный вред в порядке, установленном законом.
Лица, находящиеся на гражданской службе, могут учреждать профессиональные ассоциации, которые не вправе вмешиваться в исполнение служащими возложенных на них публичных обязанностей. Деятельность профессиональных ассоциаций служащих регулируется законом. Эти ассоциации вправе обжаловать в суд решения руководителей, которые нарушают права служащих.
Статья 42. Права и гарантии, указанные в Статья 29, 31, 34, 38 и 39, могут быть приостановлены декретом Правительства полностью или частично на всей территории государства или в отдельных частях, если этого потребует безопасность государства при наличии очевидной и неотвратимой угрозы.
Если в это время заседают Кортесы, им представляется на утверждение решение, принятое Правительством.
Если в это время Кортесы не заседают, Правительство должно созвать их в течение восьми дней для рассмотрения этого вопроса. Если Правительство не созывает Кортесы, они автоматически собираются на девятый день. Кортесы не могут быть распущены до принятия решения по вопросу о том, в течение какого периода будет длиться приостановка гарантий.
Если Кортесы распущены, Правительство немедленно информирует постоянную депутацию Кортесов, учрежденную Статья 62, чтобы она приняла решение, при этом она наделяется теми же правами, что и Кортесы.
Срок приостановки конституционных гарантий не может превышап30 дней. Всякое продление этого срока должно получить предварительное согласие Кортесов или постоянной депутации в соответствующем случае.
На территории, где имеет место приостановление прав и гарантий, действует закон об общественном порядке.
Ни в коем случае Правительство не может выдворять или депортировать испанцев, переселять их на расстояние, превышающее 250 километров от их места жительства.
ГЛАВА II. СЕМЬЯ, ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА
Статья 43. Семья находится под особой защитой государства. Брак основывается на принципе равенства прав обоих полов и может быть расторгнут по взаимному согласию или по инициативе одного из супругов с указанием в данном случае причины своих требований.
Родители обязаны заботиться о пропитании, уходе, образовании и воспитании своих детей. Государство контролирует исполнение этих обязанностей и должно дополнительно участвовать в их реализации.
Родители несут те же обязанности по отношению к внебрачным детям, что и к детям, рожденным в браке.
Гражданское законодательство устанавливает порядок установления отцовства.
Сведения о законности или незаконности рождения или гражданском статусе родителей не могут указываться в регистрационных документах или актах гражданского состояния.
Государство проявляет заботу о больных и стариках, охраняет материнство и детство, ратифицируя Женевскую декларацию прав ребенка.
Статья 44. Всякое богатство страны, кто бы ни был его владельцем, должно служить интересам национальной экономики и обязывать к исполнению публичных обязанностей в соответствии с Конституцией и законами.
Собственность на всякое имущество может стать предметом принудительного изъятия по причине общественной необходимости при условии справедливого возмещения, если иное не установлено законом, принятым абсолютным большинством голосов в Кортесах.
С соблюдением тех же требований собственность может быть обобществлена.
Публичные службы и предприятия, деятельность которых имеет общегосударственное значение, могут быть национализированы в случаях, когда этого требует общественная необходимость.
Государство вправе посредством законодательного регулирования вмешиваться в деятельность отраслей промышленности и предприятий и координировать их работу, когда того требует рационализация производства и интересы национальной экономики.
Ни в коем случае не может применяться наказание в виде конфискации имущества.
Статья 45. Всякое художественное и историческое богатство страны, кто бы ни был его хозяином, образует культурное достояние Нации и находится под охраной государства, которое может запретить его вывоз, отчуждение и предписать законное изъятие, которое сочтет возможным для его защиты. Государство учреждает реестр художественных и исторических ценностей, обеспечивает их ревностную охрану и заботится об их сохранности.
Государство также защищает места, известные своей природной красотой или своей художественной и исторической ценностью.
Статья 46. Труд в его различных формах является социальной обязанностью и защищается законами.
Республика обеспечивает всякому трудящемуся условия, необходимые для достойного существования. Социальное законодательство регулирует социальное обеспечение в случае болезни, при несчастном случае, вынужденном простое, старости, инвалидности и смерти; труд женщин и молодежи и особенно защиту материнства, продолжительность рабочего дня, минимальную заработную плату и минимальный семейный доход; ежегодные отпуска; условия труда испанских рабочих за рубежом; учреждения кооперации; экономико-правовые отношения лиц, участвующих в производстве; участие трудящихся в организации, управлении и доходах предприятий, а также все, что касается защиты интересов трудящихся.
Статья 47. Республика проявляет заботу о крестьянстве и для этого закрепляет в законе положения о неприкосновенности семейного имущества, освобождаемого от всех видов налогообложения, о сельскохозяйственном кредите, о компенсациях на случай гибели урожая, о производственных и потребительских кооперативах, о резервных фондах, о практических сельскохозяйственных школах и экспериментальных земледельческо-животноводческих фермах, о проведении ирригационных работ и о путях сообщений в сельской местности.
Республика таким же образом проявляет заботу о рыбаках.
Статья 48. Забота об образовании является важной функцией государства, которое проявляет ее через образовательные учреждения, объединенные в систему школ.
Начальное образование является бесплатным и обязательным.
Учителя, преподаватели и профессора образовательных учреждений являются государственными служащими. Свобода преподавания признается и гарантируется.
Республика посредством закона гарантирует экономически нуждающимся испанцам доступ ко всем ступеням образования в зависимости лишь от их способностей и склонностей.
Образование является светским, труд является методологической основой его организации, и оно вдохновляется идеями человеческой солидарности.
За церковью признается право преподавать свои доктрины в собственных учреждениях под контролем государства.
Статья 49. Присвоение академических и профессиональных званий является исключительным правом государства, которое устанавливает испытания и требования, необходимые для их получения, в том числе и в случаях, когда дипломы об образовании выданы образовательными учреждениями автономных регионов. Закон о публичном образовании устанавливает школьный возраст для каждой ступени, продолжительность периода обучения, содержание учебных планов и условия, при которых может быть разрешено преподавание в частных учебных заведениях.
Статья 50. Автономные регионы вправе осуществлять преподавание на своих языках в соответствии с правами, которые предоставлены их Статутами. Изучение кастильского языка является обязательным, и он должен использоваться также в процессе преподавания во всех начальных и средних учебных заведениях в автономных регионах.
Государство может поддерживать или создавать в автономных регионах образовательные учреждения всех уровней, которые осуществляют преподавание на официальном языке республики.
Государство осуществляет на всей территории государства высший контроль за исполнением положений данной и двух предыдущих статей.
Государство заботится о расширении культурного влияния Испании, учреждая представительства и образовательные центры за рубежом, и прежде всего в латиноамериканских странах.
РАЗДЕЛ IV. КОРТЕСЫ
Статья 51. Законодательная власть принадлежит народу, который осуществляет ее посредством Кортесов или Конгресса депутатов.
Статья 52. Конгресс депутатов состоит из представителей, избранных на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 53. Депутатами могут быть избраны граждане республики, достигшие 23 лет, независимо от пола и гражданского состояния, которые отвечают требованиям, установленным в избирательном законе.
Избранные депутаты представляют Нацию. Срок действия депутатского мандата – четыре года, исчисляемые со дня проведения выборов. По истечении этого срока состав Конгресса полностью обновляется. В течение 60 дней после окончания срока депутатского мандата или после роспуска Кортесов должны быть проведены новые выборы. Конгресс собирается не позднее чем через 30 дней со дня выборов. Депутаты могут переизбираться неограниченное количество раз.
Статья 54. Закон закрепляет запреты депутатам совмещать депутатскую и определенные виды деятельности, а также устанавливает выплачиваемое им вознаграждение.
Статья 55. Депутаты не могут привлекаться к ответственности за голосование и суждения, выраженные при осуществлении своих обязанностей.
Статья 56. Депутаты могут быть задержаны лишь на месте преступления.
О задержании немедленно сообщается палате или Постоянной депутации.
Если судья или суд признает, что должно быть возбуждено преследование против депутата, он доводит это до сведения Конгресса, представляя доказательства, которые, по его мнению, обосновывают правомерность обвинения.
Если в течение 60 дней с момента получения палатой соответствующего документа она не дает своего согласия на обвинение, считается, что ею дан отказ.
Всякое задержание или возбуждение уголовного преследования депутата не может быть осуществлено до тех пор, пока на это не дает согласия Конгресс, если он заседает, или Постоянная депутация, если сессия Конгресса приостановлена или палата распущена.
Как Конгресс, так и Постоянная депутация в указанных выше случаях могут принять решение о приостановлении судьей уголовного преследования депутата до истечения срока его депутатских полномочий.
Решения Постоянной депутации аннулируются, если собравшийся Конгресс не утвердит их на первых 20 заседаниях.
Статья 57. Конгресс депутатов вправе принимать решения о действительности выборов и мандатов избранных депутатов и принять регламент своей деятельности.
Статья 58. Кортесы собираются на заседания без специального акта еже годно в первый будний день февраля и октября и заседают в течение не менее чем трех месяцев в первый период и двух месяцев во второй.
Статья 59. Распущенные Кортесы вправе собраться и действовать как законная государственная власть с момента, когда Президент должен был исполнить обязанность по назначению новых выборов, однако не исполнил ее.
Статья 60. Правительство и Конгресс депутатов обладают правом законодательной инициативы.
Статья 61. Конгресс вправе уполномочить Правительство на регулирование посредством декретов, принимаемых Советом министров, вопросов, относящихся к компетенции законодательной власти.
Эти полномочия не могут носить общий характер, а декреты, принимаемые в соответствии с ними, должны строго соответствовать основам, установленным Конгрессом по каждому конкретному вопросу.
Конгресс может потребовать, чтобы декреты, изданные таким образом, были сообщены ему и он имел возможность проверить, соответствуют ли они установленным им основам.
Ни в коем случае не может быть делегировано в таком порядке право увеличивать какие-либо расходы.
Статья 62. Конгресс формирует из числа депутатов Постоянную депутацию Кортесов, состав которой не может превышать 21 человека – представителей различных политических фракций, при этом последние должны быть представлены пропорционально количеству входящих в них депутатов.
Председателем депутации является тот, кто председательствует в Конгрессе; к ее компетенции относятся следующие вопросы:
1) приостановление конституционных гарантий, указанных в статье 42;
2) одобрение в случае, указанном в статье 80 Конституции, необходимое для издания Президентом декретов-законов;
3) согласие на задержание и возбуждение уголовного преследования депутатов;
4) иные вопросы, которые регламентом палаты отнесены к ее компетенции.
Статья 63. Председатель Совета министров и министры вправе выступать в Конгрессе, даже если они не являются депутатами.
Они не вправе уклоняться от присутствия в палате, если были вызваны на ее заседание.
Статья 64. Конгресс может выразить вотум недоверия Правительству или какому-либо министру.
Предложение о вотуме недоверия должно быть инициировано в письменной форме, быть мотивировано и подписано 50 депутатами, исполняющими свои обязанности.
Это предложение должно быть доведено до сведения всех депутатов и не может стать предметом обсуждения и голосования в течение пяти дней с момента его представления.
Не является обязательной отставка Правительства или министра, если вотум недоверия не был одобрен абсолютным большинством депутатов, которые входят в состав палаты.
Те же гарантии имеют место в отношении любого другого предложения, которое содержит косвенное выражение вотума недоверия.
Статья 65. Все международные конвенции, ратифицированные Испанией и зарегистрированные Лигой Наций, имеют характер норм международного права и рассматриваются в качестве составной части испанского законодательства, которое должно соответствовать тому, что в них установлено.
После ратификации международного договора, имеющего значение для правовой системы государства, Правительство в кратчайшие сроки представляет Конгрессу депутатов проекты законов, необходимые для реализации его положений.
Не может быть принят какой-либо закон, противоречащий указанным договорам, если они не были до этого денонсированы в порядке, в них предусмотренном.
Инициатива денонсации должна быть одобрена Кортесами.
Статья 66. Народ может принимать к своему рассмотрению посредством референдума законы, принятые Кортесами, если об этом ходатайствует 15% от общего количества лиц, входящих в избирательный корпус.
Не могут быть предметом такого ходатайства Конституция, законы о внесении в нее дополнений, законы о ратификации международных договоров, признанных Лигой Наций, статуты регионов и налоговые законы.
Народ также может, реализуя право законодательной инициативы, представить в Кортесы проект закона, если об этом ходатайствует не менее 15% избирателей.
Специальный закон установит порядок проведения и гарантии референдума и народной законодательной инициативы.
РАЗДЕЛ V. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Статья 67. Президент Республики является главой государства и олицетворяет Нацию.
Закон установит его содержание и почести, которые не могут быть изменены в течение периода занятия им должности.
Статья 68. Президент Республики избирается совместно Кортесами и выборщиками, число которых равняется количеству депутатов.
Выборщики избираются на основе всеобщего равного избирательно го права при тайном голосовании в соответствии с процедурой, которая установлена законом. К компетенции Суда конституционных гарантии относится проверка и утверждение полномочий выборщиков.
Статья 69. Президентом Республики может быть избран гражданин Испании, достигший 40 лет, который обладает всей полнотой гражданских и политических прав.
Статья 70. Президентом не могут быть избраны и кандидатом в президенты не могут быть выдвинуты следующие лица:
а) военнослужащие, находящиеся на службе или в запасе или вышедшие в отставку, в течение десяти лет с момента оставления ими службы;
б) духовные лица, церковнослужители различных конфессий и монахи;
в) члены королевских семей, находящихся или находившихся у власти в любых странах, независимо от степени их родства с главами этих семей.
Статья 71. Устанавливается шестилетний срок полномочий Президента.
Лицо может быть переизбрано на должность Президента Республики по истечении шести лет после окончания срока своего предыдущего мандата.
Статья 72. Президент Республики дает обещание Кортесам, собравшимся в торжественной обстановке, быть верным Республике и Конституции.
После принесения этого обещания новый президентский период считается начавшимся.
Статья 73. Выборы нового Президента Республики проводятся за 30 дней до истечения срока президентского мандата.
Статья 74. В случаях наличия временных препятствий к исполнению Президентом своих обязанностей или его отсутствия на территории республики его полномочия осуществляются Президентом Кортесов, полномочия которого в это время исполняются вице-президентом Конгресса. Президент парламента также осуществляет полномочия Президента Республики, если эта должность оказывается вакантной; в данном случае в течение восьмидневного срока объявляется о проведении выборов нового Президента в соответствии с правилами, установленными в Статья 68, и этот срок не может быть продлен; выборы проводятся в течение 30-дневного срока.
Кортесы, даже если они распущены, продолжают свою деятельность до объявления результатов выборов Президента Республики.
Статья 75. Президент Республики назначает на должность и освобождает от должности Президента Правительства, а по его представлению – министров. Он должен отправить последних в отставку в случае, когда Кортесы явно отказывают им в своем доверии.
Статья 76. Также Президент Республики вправе:
а) объявлять войну в соответствии с требованиями следующей статьи и заключать мир;
б) назначать на должности, гражданские и военные, и присваивать профессиональные звания в соответствии с законами и регламентами;
в) издавать за своей подписью декреты, подписываемые также соответствующим министром и получившие предварительное одобрение Правительства; при этом Президент вправе направить проекты декретов в Кортесы, если он считает, что они противоречат действующим законам;
г) принимать неотложные меры, которые требуются для обеспечения целостности или безопасности Нации, представляя об этом немедленный отчет Кортесам;
д) заключать, подписывать и ратифицировать любые международные договоры и соглашения, а также контролировать их исполнение на всей территории государства.
Договоры политического характера, торговые договоры, договоры, которые могут повлечь установление обязательств со стороны государственной казны или отдельных испанских граждан, а также все те, для исполнения которых требуется принятие законов, устанавливают обязанности для Нации лишь в случае, если они получили одобрение Кортесов.
Проекты соглашений по вопросам, относящимся к ведению Международной организации труда, направляются в Кортесы в течение года, а в исключительных случаях – в течение 18 месяцев с момента закрытия конференции, которая их одобрила. После одобрения соглашения парламентом Президент Республики подписывает ратификационную грамоту, которая направляется для регистрации в Лигу Наций.
Иные международные договоры и соглашения, ратифицированные Испанией, для возникновения последствий, ими предусмотренных, также должны быть зарегистрированы Лигой Наций в соответствии со Статья 18 Устава Лиги Наций.
Тайные договоры и соглашения и тайные положения какого бы то ни было договора или соглашения не устанавливают обязанности для Нации.
Статья 77. Президент Республики не может подписывать декларации об объявлении войны, кроме как с соблюдением условий, предписанных Уставом Лиги Наций, и только в случае, когда исчерпаны оборонительные средства, не имеющие военного характера, а также судебные, переговорные и согласительные процедуры, предусмотренные зарегистрированными Лигой Наций международными соглашениями, участницей которых является Испания. Если Нация была связана с отдельными странами договорами о переговорных и согласительных процедурах, подлежат применению те их положения, которые не противоречат общим договорам.
Если соблюдены указанные выше положения, Президент Республики должен быть уполномочен законом на подписание декларации об объявлении войны.
Статья 78. Президент не вправе объявлять о выходе Испании из Лиги Наций, если он не сделал этого заранее, как требует Устав Лиги, и не был предварительно уполномочен на это Кортесами специальным законом, принятым абсолютным большинством голосов.
Статья 79. Президент Республики по предложению Правительства издает декреты, регламенты и инструкции, необходимые для исполнения законов.
Статья 80. Когда Конгресс не созван, Президент по предложению и единогласно принятому решению Правительства и с одобрения двух третей Постоянной депутации Кортесов может издавать декреты по вопросам, относящимся к компетенции Кортесов, если они требуют незамедлительного решения или если это необходимо для обороны республики.
Декреты, изданные таким образом, имеют лишь временный характер, а их действие ограничивается временем, которое необходимо Конгрессу для того, чтобы принять решение по данному вопросу.
Статья 81. Президент Республики вправе созвать Конгресс в экстраординарном порядке, когда сочтет это необходимым.
Он может приостановить сессии ординарного Конгресса лишь на один месяц в первый период и на 15 дней во второй, при этом подлежат исполнению положения Статья 58.
Президент может распустить Кортесы не более двух раз в течение срока своих полномочий, когда посчитает это необходимым, и при этом он должен сделать это:
а) мотивированным декретом;
б) сопровождая декрет о роспуске декретом о проведении новых выборов в течение 60 дней.
В случае второго роспуска новые Кортесы должны начать свою деятельность с изучения и принятия решения по вопросу об обоснованности издания декрета о роспуске предыдущих Кортесов. Неблагоприятное для Президента решение, принятое абсолютным большинством голосов в Кортесах, влечет отрешение его от должности.
Статья 82. Президент может быть отрешен от должности до истечения срока его полномочий.
Предложение об отрешении Президента от должности должно быть поддержано не менее чем тремя пятыми членов Конгресса, и с этого момента Президент не вправе исполнять свои обязанности.
В течение восьми дней избираются выборщики в порядке, предусмотренном для выборов Президента. Выборщики, собравшись вместе с Кортесами, принимают решение по указанному выше предложению абсолютным большинством голосов.
Если данное собрание проголосует против отрешения, то распускается Конгресс. В противном случае это же собрание избирает нового Президента.
Статья 83. Президент промульгирует законы, принятые Конгрессом, в течение 15 дней, исчисляемых с момента, когда ему было официально сообщено о принятии.
Если закон решением двух третей депутатов Конгресса объявляется неотложным, Президент промульгирует его немедленно.
До промульгации законов, не признанных неотложными, Президент может возвратить их в Конгресс с мотивированным предложением о новом рассмотрении. Если законы вновь будут приняты большинством в две трети голосовавших, Президент обязан их промульгировать.
Статья 84. Акты и распоряжения Президента недействительны и не подлежат исполнению, если они не подписаны каким-либо министром.
Исполнение указанных распоряжений влечет уголовную ответственность.
Министры, подписавшие акты или распоряжения Президента Республики, несут полную политическую и юридическую ответственность, разделяют уголовную ответственность, которая может иметь место.
Статья 85. Президент Республики подлежит привлечению к уголовной ответственности за преступное нарушение своих конституционных обязанностей.
Конгресс по решению трех пятых от общего числа своих членов может выдвинуть перед Судом конституционных гарантий обвинение против Президента Республики.
Если обвинение выдвинуто Конгрессом, Суд принимает решение по вопросу о возбуждении судебного разбирательства. Если такое решение принимается, Президент отрешается от должности, назначаются новые выборы, а дело направляется для разбирательства в установленном порядке.
Если обвинение не признано обоснованным, Конгресс распускается и назначаются новые выборы.
Конституционный закон устанавливает процедуру привлечения Президента Республики к уголовной ответственности.
РАЗДЕЛ VI. ПРАВИТЕЛЬСТВО
Статья 86. Председатель Совета и министры образуют Правительство.
Статья 87. Председатель Совета министров проводит и представляет общую политику Правительства. На данную должность не могут быть назначены лица, которые не могут быть избраны на должность Президента в соответствии со Статья 70.
Министры осуществляют высшее руководство и управление государственными делами в различных правительственных департаментах.
Статья 88. Президент Республики по предложению Председателя Совета может назначать одного или нескольких министров без портфеля.
Статья 89. Члены Правительства получают жалованье, определенное Кортесами. Во время исполнения своих обязанностей они не вправе заниматься какой-либо профессиональной деятельностью или осуществлять прямое или косвенное вмешательство в управление или руководство каким-либо частным предприятием или организацией.
Статья 90. К компетенции Совета министров прежде всего относится разработка проектов законов, которые должны направляться в парламент; издание декретов; осуществление распорядительной деятельности и обсуждение всех вопросов, представляющих публичный интерес.
Статья 91. Члены Совета министров солидарно ответственны перед Конгрессом за политику Правительства и индивидуально за свою деятельность в качестве министров.
Статья 92. Председатель Совета и министры также несут персональную гражданско-правовую и уголовную ответственность за нарушения Конституции и законов.
В случае совершения ими преступлений Конгресс выдвигает обвинения перед Судом конституционных гарантий в порядке, установленном законом.
Статья 93. Специальный закон регулирует порядок формирования и деятельности вспомогательных органов и экономический порядок администрации Правительства и Кортесов.
В числе данных органов учреждается Высший консультативный совет республики по делам правительства и администрации; его структуру, полномочия и порядок деятельности установит указанный закон.
РАЗДЕЛ VII. ПРАВОСУДИЕ
Статья 94. Правосудие осуществляется именем Государства.
Республика гарантирует материально нуждающимся сторонам в процессе бесплатное осуществление правосудия.
Судьи независимы при осуществлении своих функций. Они подчиняются только закону.
Статья 95. Правосудие осуществляется по всем делам, подведомственным судам, в соответствии с законом.
Юрисдикция военно-уголовных трибуналов сохраняется лишь в отношении дел о воинских преступлениях, о правонарушениях, совершенных при несении воинской службы, и о нарушениях дисциплины в военных учреждениях.
Не может быть учрежден особый порядок рассмотрения дел для определенных субъектов или для определенных местностей. Исключения устанавливаются для условий военного времени Законом об общественном порядке.
Упраздняются суды чести, как гражданские, так и военные.
Статья 96. Председатель Верховного суда назначается на должность Главой государства по предложению собрания, созываемого в порядке, предписанном законом.
На должность председателя Верховного суда может быть назначен испанец, достигший 40 лет и имеющий высшее юридическое образование.
Препятствия для занятия должности председателя Верховного суда те же, что и установленные для занятия остальных судейских должностей.
Срок его полномочий устанавливается в 10 лет.
Статья 97. Председатель Верховного суда, помимо собственно судейских, обладает следующими полномочиями:
а) готовить и предлагать министру юстиции и парламентской комиссии по вопросам правосудия проекты законов о судебной реформе и об изменениях процессуальных кодексов;
б) предлагать министру с согласия правительственной комиссии и советников по правовым вопросам, назначенным в соответствии с законом из числа лиц, не занимающихся адвокатской практикой, повышения в должности и перемещения судей, магистратов и прокуроров.
Председатель Верховного суда и Генеральный прокурор республики являются постоянными членами парламентской комиссии по вопросам правосудия с правом участия в обсуждениях и решающего голоса, при этом они не являются членами палаты.
Статья 98. Судьи и магистраты не могут быть отправлены на пенсию, освобождены и отстранены от должностей, перемещены со своих мест иначе чем в соответствии с законами, которые установят необходимые гарантии подлинной независимости судов.
Статья 99. Привлечение к гражданской и уголовной ответственности судей, магистратов и прокуроров во время исполнения ими должностных обязанностей или в связи с таким исполнением осуществляется Верховным судом с участием специального суда присяжных; порядок его формирования, требования, предъявляемые к его составу, и гарантии его независимости регулируются законом. Это правило о привлечении к гражданской и уголовной ответственности не распространяется на муниципальных судей и прокуроров, которые не относятся к числу лиц, занимающих должности в судебной иерархии.
Привлечение к уголовной ответственности Председателя и магистратов Верховного суда и Прокурора республики осуществляется Судом конституционных гарантий.
Статья 100. Если суд должен применить закон, который, по его мнению, противоречит Конституции, он вправе приостановить процесс и обратиться с запросом в Суд конституционных гарантий.
Статья 101. Закон определит процедуру обжалования незаконных актов и распоряжений, издаваемых администрацией при осуществлении регламентирующей власти, и дискреционных актов, изданных с ее превышением или отступлением от предоставленных полномочий.
Статья 102. Амнистии могут быть объявлены исключительно парламентом. Не допускаются общие помилования. Верховный суд предоставляет помилование индивидуально по предложению суда, вынесшего приговор, прокурора, хунты тюрьмы или по ходатайству стороны процесса.
В случае совершения особо тяжких преступлений помилование вправе предоставить Президент республики, предварительно получив заключение Верховного суда и по предложению ответственного Правительства.
Статья 103. Народ участвует в осуществлении правосудия посредством института присяжных, организация и порядок деятельности которого станут предметом специального закона.
Статья 104. Прокуратура надзирает за точным исполнением законов и соблюдением общественного интереса. Она создается как единый орган и будет обеспечена теми же гарантиями независимости, что и судебная система.
Статья 105. Закон учредит суды с ускоренным производством для того, чтобы сделать эффективным право на защиту личных гарантий.
Статья 106. Всякий испанец в порядке, установленном законами, имеет право на возмещение вреда, причиненного ему вследствие судебной ошибки или преступления, совершенного представителем судебной власти при осуществлении своих обязанностей.
Государство несет субсидиарную ответственность в случае данного возмещения.

РАЗДЕЛ VIII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА
Статья 107. Подготовка проекта бюджета осуществляется Правительством; его принятие – Кортесами. Правительство ежегодно в первой половине октября представляет проект общего государственного бюджета на следующий финансовый год.
Бюджет действует в течение одного года.
Если он не принимается до первого дня финансового года, то действие бюджета предыдущего года продлевается по триместрам, однако таких продлений может быть не более четырех.
Статья 108. Кортесы не могут инициировать предложение об изменении в части увеличения ассигнований по какой-либо статье или разделу проекта бюджета, если только это не делается за подписью десятой части их членов. Для принятия такого изменения необходимо, чтобы за него проголосовало абсолютное большинство в Конгрессе.
Статья 109. В каждом финансовом году действует лишь один бюджет, и в него включаются как доходы, так и расходы ординарного характера.
В случае неотложной необходимости по решению абсолютного большинства депутатов Конгресса может быть принят чрезвычайный бюджет.
Государственные счета ежегодно аккумулируются и направляются для проверки в Счетную палату республики; она сообщает Кортесам, что не умаляет значения принимаемых ею решений, о случаях нарушения бюджета министрами или об ответственности, к которой, по ее мнению, их следовало бы привлечь.
Статья 110. Общий государственный бюджет подлежит исполнению в силу его принятия Кортесами, и для его введения в действие не требуется промульгации Главой государства.
Статья 111. Бюджет отражает текущий долг, который Правительство может иметь в пределах финансового года и который оно обязано погасить в течение срока действия данного бюджета.
Статья 112. За исключением того, что предусмотрено в предыдущей статье, любой закон, позволяющий Правительству делать займы, должен содержать указание на условия займов, включая размер процентов, а в случае необходимости – и порядок погашения долга.
Полномочия Правительства в этом отношении могут быть ограничены, когда Кортесы посчитают удобным сделать это, в части условий и видов сделок.
Статья 113. Бюджет не может содержать разрешение, которое предоставляет Правительству право превышать абсолютную цифру указанных в нем расходов, исключение составляют случаи войны. Следовательно, не могут существовать ассигнования, называемые расширительными.
Статья 114. Размеры ассигнований в разделе расходов указываются в виде максимальных цифр, предназначенных для каждой службы, и они не могут быть изменены или превышены Правительством. Когда не заседают Кортесы, Правительство в виде исключения может выделить под свою ответственность ассигнования или увеличить ассигнования в одном из следующих случаев:
а) война или ее предотвращение;
б) серьезные нарушения общественного порядка или неотвратимая угроза таковых;
в) стихийные бедствия;
г) международные обязанности.
Специальные законы установят порядок выделения ассигнований в данных случаях.
Статья 115. Никто не обязан платить налоги, которые не были вотированы Кортесами или корпорациями, имеющими законное право на их введение.
Взыскание налогов, платежей и пошлин, а также проведение продаж и кредитных операций осуществляются в соответствии с действующими законами, но не могут взиматься или осуществляться без предварительного включения в доходную часть бюджета.
Вместе с тем считаются получившими разрешение предварительные административные меры, предусмотренные законом.
Статья 116. Закон о бюджете, когда это посчитают необходимым, может содержать лишь нормы, применяемые для исполнения бюджета, который он вводит в действие.
Его предписания имеют силу только во время действия бюджета.
Статья 117. Правительство должно быть уполномочено законом для того, чтобы распоряжаться государственной собственностью и производить займы под гарантии Нации.
Всякая сделка, которая нарушает это положение, является ничтожной и не влечет обязанность государства по ее исполнению и выплате процентов.
Статья 118. Государственный долг является предметом особой заботы государства. Ассигнования, необходимые для того, чтобы выплатить проценты и погасить долги, включаются с расходную часть бюджета и не могут быть предметом обсуждения, поскольку они соответствуют законам, которые разрешили возникновение долговых обязательств. В целом такие же гарантии имеет всякая сделка, которая влечет прямую или непрямую экономическую ответственность казны, всегда, когда имеет место подобное допущение.
Статья 119. Всякий закон, учреждающий Амортизационный фонд, должен соответствовать следующим нормам:
1) предоставлять фонду полную административную автономию;
2) указывать конкретно и точно средства, имеющиеся в его распоряжении. Средства и капитал фонда не могут быть использованы для каких-либо иных государственных целей;
3) указывать долг или долги, для погашения которых он предназначен.
Годовой бюджет фонда для его исполнения должен быть утвержден министром финансов. Отчеты представляются Счетной палате республики. О результатах проверки сообщается Кортесам.
Статья 120. Счетная палата республики является контролирующим органом в сфере управления экономикой. Она находится в подчинении Кортесов и исполняет свои функции в силу делегирования ей полномочий по контролю и окончательному одобрению государственных счетов.
Специальный закон установит ее организацию, компетенцию и функции.
Ее споры с другими органами направляются для разрешения в Суд конституционных гарантий.
РАЗДЕЛ IX. ГАРАНТИИ И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ
Статья 121. Учреждается Суд конституционных гарантий, юрисдикция которого распространяется на всю территорию республики, и к его компетенции относится:
а) рассмотрение жалоб на не конституционность законов;
б) рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав личности, если обращения в иные органы оказались неэффективными;
в) разрешение споров о компетенции в сфере законодательства и иных, возникающих между государством и автономными регионами, а также споров, возникающих между автономными регионами;
г) проверка и утверждение полномочий выборщиков, которые вместе с Кортесами избирают Президента республики;
д) привлечение к уголовной ответственности Главы государства, Председателя Совета министров и министров;
е) Привлечение к уголовной ответственности Председателя и магистратов Верховного суда и Прокурора республики.
Статья 122. В состав Суда конституционных гарантий входят:
 Председатель, назначенный парламентом из числа депутатов или иных лиц;
 Председатель Высшего консультативного совета республики, о котором упоминается в статье 93;
 Председатель Счетной палаты республики;
 два депутата, свободно избранных Кортесами;
 по одному представителю от каждого из испанских регионов, избранному в порядке, устанавливаемом законом;
 по два избранных представителя от каждой коллегии адвокатов республики;
 четыре профессора, избранные в том же порядке из числа профессоров юридических факультетов Испании.
Статья 123. Правом на обращение в Суд конституционных гарантий обладают:
1) прокуратура;
2) судьи и суды в случае, предусмотренном в Статья 100;
3) правительство республики;
4) испанские регионы;
5) всякое лицо или группа лиц, хотя бы и не были нарушены непосредственно их права.
Статья 124. Специальный органический закон, принимаемый настоящими Кортесами, установит иммунитеты и прерогативы членов Суда, а также предметы обжалования и последствия рассмотрения жалоб, о которых говорилось в статье 121.
Статья 125. Реформа Конституции может иметь место:
а) по предложению правительства,
б) по предложению четвертой части членов парламента.
В любом из этих случаев в предложении должна быть указана статья или статьи, которые подлежат отмене, изменению или дополнению; оно должно быть рассмотрено в порядке, установленном для принятия закона; для принятия решения о реформе требуется согласие двух третей от общего числа депутатов в течение первых четырех лет действия Конституции и абсолютного большинства в последующие годы.
Если принимается решение о реформе, Конгресс автоматически распускается и назначаются новые выборы, которые проводятся в течение 60 дней.
Избранная палата действует как Учредительное собрание, созванное для рассмотрения предложения о реформе, а затем действующее как обычные Кортесы.
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Первое. Настоящие Учредительные кортесы изберут тайным голосованием первого Президента республики. Для избрания он должен получить абсолютное большинство голосов депутатов, исполняющих свои обязанности.
Если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, проводится новое голосование, и считается избранным тот, кто получит наибольшее число голосов.
Второе. Закон от 26 августа этого года, устанавливающий компетенцию Комиссии по определению ответственности, имеет характер конституционного закона, временно действующего до тех пор, пока Комиссия не выполнит своего предназначения; Закон от 21 октября сохраняет свое действие как конституционный до тех пор, пока функционируют настоящие Учредительные кортесы, если они сами не отменят его ранее.
В присутствии Учредительных кортесов, приказываю всем испанцам, властям и частным лицам соблюдать и заставлять соблюдать других настоящую Конституцию как основной закон республики.
Дворец Учредительных кортесов. 9 декабря 1931 г.
Президент, Хулиан Бестейро.