Поправка Платта

После завершения Испано-американской войны 1898 г. Куба осталась под контролем американской военной администрации, обеспечивавшей стабильность в стране и соблюдение стратегических и экономических интересов США. Сохранение американского контроля над островом оправдывалось необходимостью недопущения впредь новой вспышки эпидемии желтой лихорадки, унесшей много жизней.
В 1900 г. глава американской администрации генерал Л. Вуд получил из Вашингтона указание содействовать созыву на Кубе Конституционного собрания, что и было сделано в ноябре 1900 г. Собрание приняло Конституцию Кубы, написанную по образу и подобию Конституции США. В ее тексте, однако, отсутствовали положения, касающиеся будущих взаимоотношений с США.
Генералу Вуду было поручено информировать правительство Кубы, что вывод американских войск с территории острова состоится лишь в том случае, если в текст кубинской Конституции будут внесены статьи, гарантирующие американские интересы. Эти статьи вошли в историю как «поправка Платта» — по фамилии сенатора Орвилла Платта (1827—1905), выступившего в роли их инициатора, хотя авторство поправки принадлежало государственному секретарю США И. Руту. 2 марта 1901 г. Конгресс США принял «поправку Платта» к Закону об ассигнованиях на американскую армию. Эта же поправка легла в основу договора между США и Кубой от 22 мая 1903 г., согласно которому США получили право на бессрочную аренду военно-морской базы в Гуантанамо.
«Поправка Платта» фактически сделала Кубу американским протекторатом. После включения поправки в текст Конституции Кубы в качестве приложения американские войска покинули остров. Во избежание отмены или модификации поправки в будущем она вошла составной частью и в заключенный в мае 1903 г. американо-кубинский договор. Поправка была аннулирована лишь в мае 1934 г. при президенте Ф. Рузвельте.

ПОПРАВКА ПЛАТТА
Статья I
Правительство Кубы не будет вступать в какие-либо договоры или иные соглашения с каким-либо иностранным государством или государствами, которые будут подрывать или угрожать независимости Кубы, а также не санкционируют и не разрешат в какой-либо форме какому-либо иностранному государству или государствам приобрести путем колонизации, или же в военных или военно-морских целях, или в иных целях право на размещение или контроль над какой-либо частью данного острова.
Статья II
Правительство Кубы не возьмет на себя или не примет обязательств по государственному долгу, выплата процентов по которому или условия о Разумных размерах фонда погашения которого превысят обычные доходы острова Куба после вычета текущих расходов на расходы правительства.
Статья III
Правительство Кубы соглашается, что Соединенные Штаты могут воспользоваться правом на вмешательство с целью зашиты кубинской независимости, сохранения правительства, способного защитить жизнь, собственность и личную свободу, и с целью выполнения обязательств в отношении Кубы, возложенных на Соединенные Штаты по Парижскому договору, которые сейчас передаются и принимаются на себя правительством Кубы.
Статья V
Правительство Кубы будет выполнять и в меру необходимости расширять уже разработанные планы или иные подлежащие взаимному согласованию планы строительства городских канализационных систем острова, с тем чтобы предотвратить новое распространение эпидемий или заразных болезней, обеспечивая тем самым зашиту народа и торговли Кубы, а также торговли южных портов Соединенных Штатов и людей, проживающих в них.
Статья VII
С тем чтобы предоставить Соединенным Штатам возможность сохранить независимость Кубы и защитить ее народ, а также в интересах их собственной обороны правительство Кубы продаст или передаст в аренду Соединенным Штатам землю, необходимую для размещения на ней станций заправки топливом или военно-морских баз, в определенных, согласованных с Президентом Соединенных Штатов пунктах.