Мир Рейнской Франконии

МИР РЕЙНСКОЙ ФРАНКОНИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ
С XI вплоть до XVI века в Германии неоднократно издавались и возобновлялись постановления о так называемом «земском мире» (Landfriede) . К XI веку распалась империя Карла Великого. Ширилось закрепощение крестьян. Церковные и светские феодалы соперничали друг с другом в их ограблении. Крестьяне отвечали восстаниями, подавлявшимися с звериной жестокостью.
Католическая церковь пыталась «страхом божьим», угрозой отлучения усмирить, умиротворить массы, оградить церковные богатства и духовенство от посягательств на них. Она объявляла «божий мир», устанавливала замиренные места (церкви, кладбища и др.), замиренные дни («от заката солнца в среду до восхода в понедельник»), определяла лиц, находящихся под защитой «мира» (священники, монахи, женщины, пилигримы и др.).
Постановления о «божьем мире» провозглашались прежде всего на территории Франции . Католическая церковь добивалась применения этих постановлений на территории Германии. Это сочеталось со стремлением католической церкви занять первенствующую роль в осуществлении государственной власти, чтобы «меч светский подчинялся мечу духовному». Обострялась борьба между папой и императором (вспомним драматические эпизоды борьбы Генриха IV с папой Григорием VII), сплетавшаяся с борьбой между крупными феодалами и мелкими вассалами и городами. Генрих IV, опираясь на более широкие круги рыцарства и города, противопоставил «божьему миру» (pax Dei, treuga Dei) «светский мир» (pax profana), объединявший феодалов и горожан для защиты собственности. Такой «мир» стал впоследствии называться миром земель – «земским миром». Первый Земский (имперский) мир 1103 года (Juramentum) обязывал охранять собственность и жизнь, грозя похитителям, поджигателям, убийцам ослеплением или потерей руки.
Постепенно содержание «мира» расширялось. Частыми были походы в Италию, и императоры перед отправлением в поход обычно провозглашали «мир», возобновление старого «мира» (renovatio antique pacis), угрожая все более суровыми наказаниями нарушителям. Таковы были мир 1152 года, мир Фридриха I для Рейнской Франконии 1179 года. По миру 1179 года села, крестьяне, клирики, монахи, женщины, купцы и другие должны «пользоваться миром». Файды допускались лишь со вторника до захода солнца в четверг. Убийцам грозили смертной казнью (повешением), нанесшим раны – лишением руки, уклонившимся от суда – имперской опалой.
Содержание «мира» менялось в зависимости от того, удавалось ли папскому престолу выдвигать «своего» императора или нет. Участились еретические движения, отражавшие борьбу крестьян и горожан против феодальной эксплуатации и против поддерживавшей (и осуществлявшей) ее католической церкви. Генрих, которого папа противопоставил отцу его – Фридриху II, в Имперском земском мире 1234 года подчеркивал необходимость «подавления всеми силами вероломства еретиков».
Хотя Фридрих II и расправился с «папскими приспешниками», с сыном и его «пособниками и советниками», он, по характеристике Маркса «разбойник и враг всякого свободного строя», в изданном им Имперском земском мире 1235 года требовал также борьбы с еретиками, ибо «еретики столь же опасные враги монархии в государстве, как и папства в церкви» .
Фридрих II в борьбе за императорскую власть хотел угодить и папе, и князьям. Показательными в этом отношении являются два закона Фридриха II «Закон в пользу духовных князей» 1220 года и «Возобновление закона короля Генриха (сына Фридриха) в пользу (светских) сеньоров» 1232 года.
В «Законе в пользу духовных князей» Фридрих обязывался не захватывать церковного имущества, не присваивать церковной юрисдикции, права установления в пределах церковной юрисдикции пошлин, чеканки монет и т. п. Он грозил опалой захватчикам церковного имущества, отлученным от церкви, ссылаясь на то, что «меч материальный создан в помощь мечу духовному». Но эту помощь он готов был оказать как «награду за преданность духовных князей». Фридрих записал: «Чем более полную преданность мы видели со стороны названных князей по отношению к нам, тем отменнее будем мы всегда стараться заботиться об их выгодах».
«Закон в пользу светских сеньоров» 1232 года был издан в плане подкупа князей, превращения их в орудие в руках Фридриха II. Последний лицемерно заявлял о своей заботе о правах князей и магнатов. Он записал: «Как голова сидит на благородных членах, так наша власть крепко держится, и столь огромное цесарское величие правит и возвышается, опираясь на них, как на плечи, и поддерживаясь ими, как плечами». И, чтобы им угодить, Фридрих в законе 1232 года выступил против городов, своих естественных союзников, на которых он нередко опирался в борьбе против духовных и светских князей. Он потребовал от городов, чтобы они вернули земли феодалам, не принимали «людей» феодалов, изгнали пфальбюргеров – горожан, пользовавшихся городскими правами, но живших вне городской черты (за пределами городских столбов – Pfahlen), которым положение горожанина облегчало освобождение от вассальной зависимости, от различных феодальных повинностей, «служб» и которых в случае нужды защищали крепкие стены городов.
Имперский земский мир 1235 года продолжал в общем ту же линию. Расстроив папские козни, Фридрих все же обязывал защищать церковные имущества, заявляя: «Вольностям и правам церквей тем щедрее должно покровительствовать наше благоволение, чем преданнее они и их управители содействуют (нам) в духовных и мирских (делах)».
Фридрих тщился упорядочить суд, чтобы «дела… вершили по справедливости, «cогласно разумным земским обычаям», он боролся с файлами, «чтобы никто не являлся мстителем за свои обиды, потому что, где перестает действовать авторитет закона, там ничто не обуздывает своеволия жестокости». Он говорил и о чеканке монет, и о пошлинах, и о безопасности дорог, о конвое, который из средства охраны от грабежей превратили «бесчестным любостяжанием» в источник дохода. И снова ополчался против пфальбюргеров.
То обстоятельство, что «земский мир» издавался вслед за восстанием сына Фридриха II – Генриха, сказалось на том, что семь статей «мира» посвящены сыновьям (и их соучастникам), выступавшим против отцов своих, и особое место уделено борьбе с государственными преступниками.
Земский мир 1235 года был составлен на двух языках, вернее в двух версиях – латинской и немецкой. И любопытно, что латинская версия начинается с призыва, чтобы в городах, селениях и во всех местах империи подчинялись епископам и архидиаконам, «чтобы соблюдались их распоряжения и праведные решения по делам церковным». И лишь в 15-й и следующих статьях говорится о сыне, «забывшем чтить отца». В немецкой же версии «постановления о земском мире» начинаются с осуждения сыновей. Этим Фридрих II словно обращался с жестом примирения к папе римскому, а ко всем германским сторонникам Генриха – с угрозой подвергать их беспощадной опале, «по всей строгости закона навеки лишить их всяких прав и всякой возможности совершать законные акты, ставши… лишенными чести и прав»…
После Фридриха II процесс ослабления империи продолжался. Период «междуцарствия» (1250–1273) раздирал и разорял страну.
Города объединялись в оборонительные союзы для борьбы против феодалов, разбойничавших рыцарей и плебейства; часть рыцарей, нередко поступавших на службу к городам, входила порою в эти союзы. Учащались восстания. Из них наиболее известным было восстание под предводительством Тиле Колуна по прозванию «Деревянный башмак», который, как отметил Маркс, привлек на свою сторону всех крестьян и горожан вплоть до Майнца и даже многих рыцарей . Феодалы с чрезвычайной жестокостью расправились с восстанием. Погибли тысячи крестьян.
Вместе с тем снова и снова делались попытки объединить феодальные силы в борьбе против городов и крестьян Постановления о земском мире следовали одно за другим. Их издавал Рудольф в 1287 году, Альбрехт I – в 1303 году. Борьба за императорский престол толкала к более широкому союзу против папы римского. Людовик Баварский возвратился к мысли опереться на города. Имперский земский мир 1323 года делает попытку объединить феодальные и антифеодальные силы; и от тех и других настойчиво требуют присяги императору. Карл IV и в «Золотой булле» 1356 года и в Земском мире 1371 года запрещал отдельные союзы и признавал «Союзы и лиги, о которых известно, что их заключили между собою князья, города и другие ради общего мира, провинций и земель».
Такое объединение необъединимого могло привести «только ко всеобщей усобице» . Множились мелкие союзы феодалов, враждовавших и с городами, и между собой. Города в свою очередь объединялись в союзы, прибегали в борьбе с феодалами к наемным дружинам. Деревни, небольшие города разрушались, ограблялись и феодальными отрядами и наемными дружинами.
В 1389 году император Венцлав сделал еще одну попытку на сейме в Эггере примирить феодалов и города, призвать их содействовать друг другу в соблюдении постановления об объявленном им «земском мире», объединить их в борьбе против всякого восставшего, (boze gesellschaft), которого «должны мы (император) и князья, сенаторы и города со всеми нашими и их силами преследовать без всякого обмана» (§ 18).
В начале XV века обострилась борьба и за императорский, и за папский престол. Были периоды, когда в Германии считалось два императора, а в Италии – три конкурировавших папы. Дробление феодальных владений еще более усилилось. «Все светские княжества были так раздроблены и распылены, что многие члены рыцарского сословия были могущественнее князей» . Так, Верхняя и Нижняя Бавария находились (каждая) под властью нескольких герцогов.
Гуситское движение испугало немецких феодалов. Они снова попытались объединиться для борьбы с этим движением. Сигизмунд перед отправлением в поход против гуситов опубликовал Имперский земский мир 1429 года, и то только на год. Он сделал еще одну попытку объединить всех против гуситов, но ничем иным не мог он грозить, кроме имперской опалы, которая никого уже не страшила.
Собравшийся в 1431 году сейм в Нюрнберге не решился даже предписать продлить Земский мир 1429 года. Альбрехт II в 1438 году делает попытку от имени курфюрстов провозгласить «курфюрстский имперский земский мир», разделить страну на 4 или на 6 округов, поставить во главе всех округов Hauptmann’oв, передав им всю полноту власти, сделав каждого из них судьею и охранителем мира (capitaneus pacis generalis). Этот проект тогда так и не осуществился . Фридрих III в «Реформации» 1442 года вынужден был признать, что стоны раздаются по всей стране, что грабежи, поджоги, распри, бесчинства солдатчины раздирают империю, что все терпят нужду, что порядок умер. Шла кровопролитная разорительная борьба в Венгрии, Богемии. Фридрих III призывал князей духовных и светских, графов, сеньоров, рыцарей, города к объединению, повторял почти все прежние постановления о земском мире, но не было реальной силы, «рук» для их исполнения.
И суда по-настоящему не было. Господствовало «кулачное право», судили «по праву сильного». Расправы появившихся для борьбы с антифеодальными силами тайных судилищ, так называемых судов фемов , дополняли картину «бессудной земли».
Все сильнее стал раздаваться призыв к порядку. «Сословия требовали, чтобы в империи был установлен порядок» .
Император Максимилиан в 1495 году провозгласил «вечный мир». Еще раз запрещались файды, грабежи, захваты, осады, самоуправство, «хвататься за меч» под страхом императорской и имперской опалы, утраты «всех милостей, привилегий и прав».
Но все эти попытки навести порядок, установить «мир» оказывались бесплодными. В дальнейшем постоянно слышались жалобы на нарушения и этого постоянного, «вечного мира».
Франц Зиккинген как-то сказал: «Это старые песни: в приказаниях нет недостатка, а недостаток в повинующихся» .
МИР ДЛЯ РЕЙНСКОЙ ФРАНКОНИИ 1179 ГОДА
Фридрих, Божией милостью Римский император и всегда священный. По обязанности императорского служения мы должны по всей нашей империи предписывать мир, сообразуясь с нуждой и положением провинций, а, предписав, охранять его нашей властью. Итак, когда в первое воскресенье Великого Поста… мы восседали для суда в городе Вейссенбурге, причем при нас сидели князья и знатные той земли, а стояли – министериалы и люди той земли и все вместе хотели древнего мира, установленного нашим предшественником Карлом, божественным августом; мы его возобновили и приказали с ближайшей Пасхи в течение двух лет ненарушимо хранить. Содержание же его таково:
1. Селения, жители их, клирики, монахи, женщины, купцы, земледельцы, мельницы, евреи, подчиненные императорскому фиску, охотники и звероловы… во всякий день да пользуются миром, кроме тех, которые ставят сети или закладывают капканы; эти нигде и никогда не должны иметь мира.
2. Если кто имеет врага, которого хочет преследовать, то пусть преследует его на поле без вреда для его имущества, и, если захватит, то пусть тотчас представит его судье для суда. Если преследуемый прибежит к плугу, на мельницу или в деревню, то получает полный мир.
3. Преследовать же врага можно только в определенные дни недели, именно во II, III, IV до захода солнца. В течение остальных четырех дней пусть враг имеет полный мир.
4. Если кто-либо преследует бегущего врага до поселка и внесет его в поселок стремительность коня, а не собственная воля, то в воротах поселка пусть отбросит копье и оружие, от которого сможет освободиться; в поселке же он должен подтвердить присягой, что попал в него не по собственной воле, а по стремительности коня; иначе будет нарушителем мира.
5. Если кто нарушит этот мир убийством, то, если будет пойман, подвергнется смертной казни. Если кого ранит – отнимут руку.
6. Если обвиняемый, свершив злодеяние, убежит, то пусть будет призываться на суд трижды с промежутками по 14 дней. Если явится, пусть очистится сам-сём, если только кто-либо из друзей убитого или раненого не пожелает вызвать его на поединок. Если обвиняемый будет побежден, то коли он убийца – повесить, коли он только пролил кровь – лишить руки.
7. Если убийца или членовредитель будет захвачен на месте и будет утверждать, что сделал это, защищая свою жизнь, то пусть очистится сам-сём с добрыми и честными мужами, если только друг убитого или раненого не захочет обличить его поединком.
9. Если лиходеи, законным образом вызванные в суд, в три двухнедельных срока презрят явиться, то, кроме обвиняемого, подвергаются опале укрыватели и соумышленники, если только они не очистятся от этого обвинения единоличной присягой. Судьи, произнеся опалу на лиходеев, должны явиться пред императором и просить его, чтобы он, милостивец, своей властью наложил на них (лиходеев) опалу. Они же (судьи) сам-сём должны доказать, что три двухнедельных срока действительно были даны и притом по закону,
10. Если же опальные пробудут в императорской опале год и день, то будут вне закона и лишены впредь всякого права и не будут иметь никакого права ни на бенефиции, ни на аллоды. Таких опальных ни император, ни другой судья не должен освобождать от опалы раньше, чем удовлетворят истца.
12. Нарушитель мира, вызванный судьей на суд, должен придти только с 30 мужами, – не больше двадцати девяти, чтобы сам он был тридцатый; все они да не носят другого оружия, кроме меча…
13. Если путнику на коне необходимо покормить коня, то пусть поставит одну ногу на дороге и серпом или ножом срежет сколько нужно злаков и подкрепит коня своего на дороге, но ничего с собой не увозит; траву же может не косить, но пустить лошадь на самый луг и пасти, сколько нужно. Кто поступит иначе; будет нарушителем мира.
14. Крестьяне и люди их состояния, выходя за околицу, да не носят другого оружия, кроме меча. В селениях же пусть не носят ни мечей, ни другого оружия. В домах же пусть имеют какое угодно оружие так, что если судья будет нуждаться в их помощи для восстановления нарушенного мира, они оказались бы готовыми, с оружием, так как в этом они обязаны повиноваться судье сообразно с его приказанием и обстоятельствами дела.
16. Постановляем также и предписываем императорской властью князьям, знатным, свободным и министериалам преследовать грабителей, разбойников, воров, фальшивомонетчиков и их укрывателей.