Русское правительственное сообщение в связи с объявлением войны Германией

РУССКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ СООБЩЕНИЕ В СВЯЗИ С ОБЪЯВЛЕНИЕМ ВОЙНЫ ГЕРМАНИЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 ИЮЛЯ (2 АВГУСТА) 1914 Г.

Вследствие того, что в иностранной печати появилось искаженное изложение событий последних дней, министерство иностранных дел считает долгом дать следующий краткий обзор дипломатических сношений за указанное время. (Далее следует изложение австро-венгерской ноты сербскому правительству). Для ответа на означенную ноту сербскому правительству предоставлялось 48 часов.
Имп. правительство, осведомившись из сообщенного ему австро-венгерским послом в С.-Петербурге, по истечении уже 17 часов, текста врученной в Белграде ноты о сущности заключавшихся в ней требовании, не могло не усмотреть, что некоторые из таковых по существу своему являлись невыполнимыми, некоторые же были предъявлены в форме, несовместимой с достоинством независимого государства. Считая недопустимым заключающееся в таких требованиях умаление достоинства Сербии и проявленное этим самым Австро-Венгрией стремление утвердить свое преобладание на Балканах. Российское правительство в самой дружественной форме указало Австро-Венгрии на желательность подвергнуть новому обсуждению содержащиеся в австро-венгерской ноте пункты. Австро-венгерское правительство не сочло возможным согласиться па обсуждение ноты. Равным образом, умеряющее действие других держав в Вене не увенчалось успехом.
Вследствие такого образа действии австро-венгерского правительства, вопреки заявлению России, что она не может остаться равнодушной к участи Сербии, имп. правительство сочло необходимым обьявить мобилизацию киевского, одесского, московского и казанского военных округов…
Вместе с тем имп. правительство заявило о готовности России, путем непосредственных сношений с венским кабинетом, или же, согласно предложению Великобритании, путем конференции четырех незаинтересованных непосредственно великих держав – Англии, Франции, Германии и Италии – продолжать переговоры о мирном улажении спора.
Несмотря на такое миролюбивое сообщение, германское правительство 18/31 июля обратилось к российскому правительству с требованием к 12 часам 19 июля (1 августа) приостановить военные меры, угрожая в противном случае приступить к всеобщей мобилизации.
На следующий день, 19 июля, германский посол передал министру иностранных дел от имени своего правительства объявление войны.