Декрет о новом летоисчислении, начале и делении времен года
ДЕКРЕТ О НОВОМ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИИ, НАЧАЛЕ И ДЕЛЕНИИ ВРЕМЕН ГОДА И О НАЗВАНИИ ДНЕЙ И МЕСЯЦЕВ, 24 НОЯБРЯ 1793 Г. (4 ФРИМЕРА II Г.)
- Летосчисление французов начинается с основания Республики, имевшего место 22 сентября 1792 г. общепринятой эры, в день, когда солнце достигло действительного осеннего равноденствия, у входа в знак зодиака, в 9 часов 18 минут 30 секунд утра по времени Парижской обсерватории.
- Общепринятая эра отменяется в гражданском обиходе.
- Каждый год начинается в 12 часов ночи, вместе с началом того дня, на который выпадает действительное осеннее равноденствие по времени Парижской обсерватории.
- Первый год Французской республики начался в 12 часов ночи 22 сентября 1792 г. и кончился в 12 часов ночи с 21 на 22 сентября 1793 г.
- Второй год начался 22 сентября 1793 г. в 12 часов ночи, причем действительное осеннее равноденствие наступило в этот день по времени Парижской обсерватории в 3 часа 11 минут 38 секунд вечера.
- Декрет, по которому начало второго года установлено было на 1 января 1793 г., отменяется. Все акты, носящие дату 2-го года Республики, составленные в течение времени с 1 января по 21 сентября включительно, считаются принадлежащим к 1-му году Республики.
- Год делится на 12 равных месяцев, по 30 дней в каждом. После этих 12 месяцев идут 5 дней для пополнения обычного года; эти 5 дней не входят ни в один из 12 месяцев.
- Каждый месяц делится на 3 равные части, по 10 дней в каждой; эти части называются декадами.
- Дни декады именуются примиди, дуоди, триди, квартиди, квантиди, секстиди, септиди, октиди, нониди, декади.
Месяцы называются:
осенние – вандемиер, брюмер, фример;
зимние – нивоз, плювиоз, вантоз;
весенние – жерминаль, флореаль, прериаль;
летние – мессидор, термидор, фруктидор.
Последние 5 добавочных дней называются санкюлотидами. - Обычный год, в зависимости от того, как приходится равноденствие, получает добавочный день, дабы сохранить совпадение гражданского года с движением небесных тел; этот день, называемый днем Революции, помещается в конце года и составляет 6-й день санкюлотид.
4-летний период, в конце которого это добавление одного дня обычно является необходимым, называется франсиада – в память Революции, которая после четырех лет борьбы привела Францию к республиканскому образу правления. 4-й год франсиады называется секстиль. - День, от 12 часов ночи до 12 часов ночи, делится на 10 частей или часов; каждая часть делится на 10 других частей и так далее до поддающейся измерению самой маленькой части времени. Пятая часть часа называется десятичной минутой; сотая часть называется десятичной секундой. Настоящая статья войдет в силу для государственных актов лишь с 1 вандемиера 3-го года Республики.
- Комитету народного просвещения поручается напечатать новый календарь в различных форматах, с приложением популярно составленной инструкции, разъясняющей его основы и пользование им.
- Календарь с приложением разъяснительной инструкции будет разослан административным органам, муниципалитетам, трибуналам, мировым судьям и всем должностным лицам, армиям, народным обществам, всем гимназиям и школам. Временный исполнительный совет пошлет календарь полномочным министрам, консулам и другим агентам Франции в иностранных государствах.
- Все государственные акты будут датироваться согласно новому построению года.
- Профессора, учителя и учительницы, отцы и матери семейств и все, кто направляет воспитание детей, почтут своим долгом объяснять детям построение нового календаря согласно приложенной к нему инструкции.
- Каждые 4 года, или в каждую франсиаду, в день Революции, будут происходить республиканские игры в память Французской революции.
ИНСТРУКЦИЯ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭРЕ И О ДЕЛЕНИИ ГОДА, ДЕКРЕТИРОВАННАЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОНВЕНТОМ В ДОПОЛНЕНИЕ К ДЕКРЕТУ ОТ 4 ФРИМЕРА (СОСТАВЛЕНА РОММОМ)
Часть первая.
О мотивах, вызвавших декрет
Французская нация, подавленная и приниженная в продолжений большого числа веков самим наглым деспотизмом, поднялась наконец до сознания своих прав и могущества, которое приуготовляет ей ее судьбы. Изо дня в день в течение пяти лет революции, подобной которой не знают летописи мировой истории, она очищается от всего, что ее грязнит и задерживает ее движение, долженствующее быть столь же величественным, сколь и быстрым. Она желает, чтобы ее перерождение было полным, дабы годы ее свободы еще ярче отмечены были в истории своей продолжительностью, нежели годы ее рабства и унижения — в истории королей.
Скоро ремесла наши начнут развиваться новыми путями благодаря единству мер и весов, единый и неизменный тип которых, почерпнутый в самом измерении земли, приведет к исчезновению различия, бестолковости и неточности, существовавших до настоящего времени в этой области национальной промышленности.
Производства и история, для которых время есть необходимое мерило, также нуждались в новом измерении продолжительности — измерении, освобожденном от всех заблуждений, которые легковерие и суеверная рутина передали из веков невежества до наших дней.
Это-то новое измерение времени Национальный конвент и предлагает в настоящее время французскому народу. Оно должно носить печать и просвещенности нации, и характера нашей революции — своей точностью, своей простой, своей очищенностью от веяний духовных наслоений, которых не признавали бы разум и философия.
§ 1. О республиканской эре
Общепринятое летосчисление, которым Франция пользовалась до настоящего времени, зародилось посреди волнений, предвещавших близкое падение Римской империи, в эпоху, когда добродетель стала делать некоторые усилия, чтобы восторжествовать над человеческими слабостями. Но в продолжение 18 веков это летосчисление служило почти только для фиксирования во времени роста фанатизма, порабощения народов, скандального торжества гордыни, порока, глупости, а также преследований и ужаса, которые добродетель, таланты и философия сами претерпевали под властью жестоких деспотов или же допускали, чтобы их именем причиняли их другим.
Увидит ли наше потомство на одних и тех скрижалях, исписанных то рабской и коварной рукой, то рукою верной и свободной, описание восхваляемых преступлений королей и отвращение, которое они вызывают теперь, плутовство и ложь, долго превозносимые некоторыми лицемерами, и позор, покрывший наконец гнусных и коварных доверенных лиц продажности и плутовства дворцов? Нет! Общепринятая эра была эрой жестокости, лжи, вероломства и рабства. Эта эра кончилась вместе с королевской властью, источником всех наших зол.
Революция закалила души французов; с каждым днем она все больше поднимает их на высоту республиканских добродетелей. Время открывает новую винту для истории, и в своей новой поступи, величественной и простой, как равенство, оно должно гравировать новым и чистым резцом анналы возрожденной Франции.
Вес народы, занимавшие свое место в истории, избрали в своих собственных анналах самое яркое событие, чтобы к нему, как к определенному моменту, относить все другие события.
Жители Тира вели летосчисление со времени своей свободы, римляне — с основания Рима.
Французы ведут летосчисление с момента основания свободы и равенства.
Французская революция, плодотворная, энергичная в своих средствах, широкая, ослепительная в своих результатах, будет для историков и философов одной из тех великих эпох, которые горят, словно путеводные звезды, на вечных путях времени.
§ 2. О начале летосчисления и начале года
Начало года связывалось постепенно со всеми временами года, пока наконец продолжительность года не была установлена согласно точному знанию движения планет вокруг Солнца.
Некоторые народы отводили первый день своего года к зимнему или летнему солнцестоянию, другие — к равноденствиям. Некоторые народы вместо того чтобы связывать первый день с каким-нибудь временем года, предпочли выбрать для него какое-нибудь событие в летописях своей истории.
Франция до 1564 г. начинала свой год с пасхи. Потом один глупый и жестокий король, тот самый, по велению которого совершена была бойня в Варфоломеевскую ночь, Карл IX, установил начало года на первое января, руководясь при этом лишь стремлением последовать данному другими примеру. Эта дата не согласуется ни с временами года, ни с движением небесных тел, ни с историей.
Ход многочисленных событий Французской революции дает нам для этого момент поразительный, быть может, единственный в истории по своему полному соответствию с движением небесных тел, с временами года и старыми традициями.
21 сентября 1792 г. представители народа, собранные в Национальном конвенте, открыли свою сессию и провозгласили отмену королевства. Этот день был последним днем монархии, он должен быть последним днем общепринятой эры, последним днем года.
22 сентября декрет был приветствован в Париже. Этот день был провозглашен первым днем Республики, и в тот же день, в 9 часов 18 минут 30 секунд утра солнце достигло действительного осеннего равноденствия, войдя в знак созвездия зодиака.
Таким образом, равенство дней и ночей было отмечено небесным светилом в тот самый момент, когда гражданское и моральное равенство было провозглашено представителями французского народа в качестве священной основы нового образа правления.
Так Солнце осветило сразу оба полюса, а потом и весь земной шар — в тот день, когда впервые над французским народом засияло светило свободы, которому предстоит, – наступит такой день, – сиять над всем родом человеческим.
Так солнце в один и тот же день охватило в один и тот же день охватило вслед за одним полушарием и другое – в тот день, когда народ, восторжествовав над гнетом королей, перешел от монархического образа правления к республиканскому.
Только после четырехлетних усилий Революция достигла зрелости и привела нас к республике как раз в то время года, когда вызревают плоды, в это прекрасное время, когда земля, оплодотворенная трудом и ниспосылаемыми небом теплом и влагой, расточает свои дары и с величественной щедростью оплачивает трудящемуся человеку его заботы, его усталость, его труд.
Священные предания Египта, ставшие преданиями всего Востока, выводили землю на хаоса под тем же знаком, под которым родилась наша республика, и к этому относили происхождение вещей и времен.
Это стечение стольких обстоятельств придает священный характер этому времени года, которое наиболее ярко отмечено в наших революционных летописях и которое должно быть наиболее прославляемо в празднествах будущих поколений.
Национальный конвент только что постановил, что летосчисление французов и первый год их перерождения началось в день действительного осеннего равноденствия, который был днем основания Французской республики, и отменил общепринятую эру в гражданском обиходе.
Эра Селевка также началась в осеннее равноденствие, за 312 лет до общепринятой эры. Она принята была восточными народами всех верований — поклонниками огня, как и потомками Авраама, христианами, как и магометанами. Евреи отказались от нее лишь тогда, когда они рассеяны были по Западу, в 1040 г. Церковный год у русских и год у современных греков еще и теперь начинается с сентября.
Первая таблица указывает день и час осеннего равноденствия на несколько лет.
§ 3. О продолжительности года
Представление о продолжительности года уточнялось у различных народов вместе с прогрессом знаний. В течение долгого времени год составлялся из 12 лунных месяцев, т.е. из 354 дней, между тем как вращение земли вокруг солнца, – вращение, которое одно лишь регулирует смену времен года и отношение дней и ночей, — длится 365 дней 5 часов 48 минут 49 секунд.
Лишь вклинивая время от времени, с неправильными промежутками, то дни, то целый месяц, восстанавливали на некоторое время совпадение гражданского года с движением небесных тел и сменой времен года. Все такие вклинивания, производимые без определенных правил, временно выпрямляли извращения неправильных исчислений, но оставляли в силе их основные причины.
Египтяне за 15 веков, а вавилоняне – за 746 лет до общепринятой эры приблизились к правильному решению вопроса, установив продолжительность своего года в 365 дней.
Юлий Цезарь, в качестве диктатора и старшего жреца, вызвал к себе через 2 года после битвы при Фарсале знаменитого александрийского астронома Сосигена и приступил вместе с ним к преобразованию года. Он отменил лунный год, введенный Ромулом и плохо исправленный Нумой. Вследствие длительного ошибочного счисления, которое он решил уничтожить, образовалась за несколько веков такая путаница в счете месяцев, что зимние месяцы приходились на осень, а месяцы, посвященные весенним религиозным празднествам, выпадали на зиму.
Этот разнобой был отменен Юлием Цезарем, вклинившим 90 дней между ноябрем и декабрем. Тот год состоял поэтому из 445 дней и был назван годом смещения. Цезарь, сверх того, приказал, чтобы каждые 4 года добавляли 1 день после 6-го дня мартовских календ, который назван был вторым шестым, или bissextus; отсюда название bissextile, или високосный, которое дается году, получившему этот добавочный день. Это название не соответствует больше ничему с тех пор, как перестали вести счет по календам.
Реформа Юлия Цезаря исходила из того, что солнечный год состоит на 365 дней и шести часов, т.е. на 11 минут 11 секунд больше его действительной продолжительности.
К 1582 г. эта ошибка в исчислении снова вызвала сильное смещение дней в летосчислении. И вот Григорий XIII, тогдашний римский папа, предпринял вместе с астрономами новую реформу. Он отнял 10 дней от октября месяца того года и установил, чтобы из 4 солнечных годов только один был високосным. Ошибочностъ юлианского счислении дала в результате реальную ошибку в 12 дней, но астрономы, руководившие грегорианской реформой, предполагали продолжительность года на 23 секунды больше, чем она имеет в действительности.
(Нужен период в 86400 лет, чтобы точная разница между солнечным годом и обычным гражданским годом дала целое число дней без дроби. Это число равно 20929, – это точное число добавочных дней, или високосных годов, которые действительно должны иметь место в течение этого продолжительного периода. А между тем юлианская реформа дает за этот период 22350 високосных годов, а грегорианская реформа — 21579 годов. Оба календаря грешат против истины — один на 1421, другой на 750 дней.)
Грегорианская реформа была, однако, постепенно принята всей Европой, за исключением России и Турции. Граубюнденцы, согласились отнять у октября только 5 дней, так как боялись, соглашаясь принять всю поправку, предложенную римской курией, задеть честь протестантской церкви.
В наше гораздо более просвещенное время видна вся бесполезность указанных реформ, построенных загодя на несколько веков и приводивших в отчаяние хронологов, историков и астрономов.
Следуя естественному ходу вещей и ища точки опоры в движении небесных тел, точно известном нам теперь, всегда легко будет достигать полного совпадения гражданского года с солнечным годом поправками, которые будут последовательно вводиться, как только маленькие годичные развития дадут целый день. В этом именно смысле и составлена ст.10 настоящего декрета.
§ 4. О франсиаде
После 4 лет революции, в високосный год народ, сокрушив угнетавший его трон, установил Республику. Первый год новой эры был бы и первым годом нового четырехлетнего периода, если бы Юлий Цезарь и Григорий XIII, устанавливая високосный год, меньше полагались на свою гордыню, чем на точные указания астрономии, и если бы мы до настоящего времени не подражали рабски римлянам.
Разум требует, чтобы мы следовали природе а не тащились рабски по ошибочным путям наших предшественников. Мы должны поэтому отдать добавочный день тому году, которому он должен быть отдан в соответствии с осенним равноденствием. В полном согласии с астрономическими наблюдениями это будет каждый 4-й год, и лишь приблизительно через 120 лет нужно будет отнять добавочный день у одного четырехлетия.
В память революции 4-летний период называется франсиадой, а добавочный день, завершающий франсиаду, называется днем Революции, – это 6-й день санкюлотид, и отсюда название bissextile, которое дается получающему его году. Декрет посвящает этот день республиканским празднествам, которые будут напоминать о главных событиях Революции. Великие деяния будут превозноситься на этих празднествах и вознаграждаться способом, достойным отечества, которому они делают честь.
§ 5. О делении и подразделении года
О месяце. Последовательная смена дня и ночи, фаз Луны и времени года является для человека естественным делением времени. Возвращение данной фазы Луны обозначает, что совершился полный оборот Луны, т.е. прошел лунный месяц; возвращение данного времени года обозначает, что прошел естественный год.
Путь Земли вокруг Солнца разделен обоими равноденствиями и обоими солнцестояниями на 4 части, которые она проходит не в одинаковые промежутки времени; точно так же и 4 времени года, устанавливаемые этим делением, не имеют одинаковой продолжительности.
4 времени года, рассматриваемые как деление года, представляли бы слишком много неудобств для домашнего и гражданского обихода ввиду их неравенства и продолжительности; чтобы подняться от маленькой единицы – дня – до большой единицы – года, уму человеческому нужно несколько посредствующих и все более значительных единиц, которыми служили бы ему лестницею и на которых он в то же время мог бы отдохнуть.
Луна движется вокруг Земли, и во время своего движения она в различных своих положениях получает и отражает солнечный свет — и этим определяются ее фазы. Полный оборот Луны повторяется 12 раз в году и образует 12 лунных месяцев, каждый из них длится приблизительно 29 дней 12 с половиною часов, или, круглым счетом, тридцать дней.
Двенадцать лунных месяцев составляют 354 дня, т.е. на 11 дней меньше, нежели нормальный год. Луна, следовательно, не дает нам своими движениями точного деления года, но она приносит большую пользу морякам, плавание которых она часто направляет, путешественникам, крестьянам, обрабатывающим землю, и в особенности жителям Севера, которым она заменяет день в долгие зимние ночи, и это не может не привлекать внимания людей к ее движению.
Месяц является поэтому необходимым делением, и всеми известными народами он был принят. Но, чтобы представлять удобство, это деление всегда должно быть одним и тем же и приближаться к лунному месяцу, насколько это позволяет единица дня, т.е. наиболее мелкая единица, какою можно пользоваться; но 29 дней 12 1/2 часов ближе к 30, чем к 29, а десятикратное число 30 является гораздо более удобным для вычислений.
До настоящего времени месяцы были неравны между собою и не совпадали с движениями Луны, а ум человеческий утомляется, раздумывая, состоит ли данный месяц из 30 или 31 дня. Это неравенство месяцев зародилось у народов, которые, устанавливая у себя слишком короткий год и не видя возможности одним лишь вклиниванием дней исправить недостатки своего счисления, добавили по 1 или по 2 дня к некоторым своим месяцам.
Египтяне, самые просвещенные из народов древности, строили свои месяцы равными, по 30 дней в каждом, и пополняли год, завершая его 5 добавочными днями, не входящими в состав ни одного месяца. Это деление отличается простотой, и его-то Национальный конвент принял для ежегодника французов.
О декаде. Четыре фазы Луны представляют собой естественное деление лунного месяца на 4 части. Но так как ни число 30, ни число 29 не делятся без остатка на 4, то стали делить 28, и полученное число 7 было принято в качестве подразделения месяца. Так возникла 7-дневная неделя, с которою египетские астрологи и маги связывали все заблуждения, все каббалистические комбинации, какие только можно было придумать.
Суеверие сохранило до наших дней, к великому стыду просвещенных веков, это ложное деление времени, которое не является точным мерилом ни лунного обращения вокруг Земли, ни месяцев, ни времен года и которое во все времена немало питали тщеславные стремления всяких сект. Празднование 7-го дня происходило как у язычников, так и у евреев, – это был день привлечения новообращенных и посвящения в тайны веры.
Ежегодник народа, признающего свободы вероисповедания, должен составляться вне зависимости от всяких религиозных воззрений и религиозной практики и должен носить печать простоты, какой отличаются лишь произведения просвещенного разума.
Десятичная система, принятая для мер и весов, равно как и для денежных знаков Республики вследствие ее больших удобств для торговли и промыслов, вполне естественно применяется и к делению месяцев. 30 дней, составляющие месяц, разделенные на 3 равные части, образуют 3 деления по 10 дней, которые мы называем поэтому декадами.
Таким образом, нормальный год состоит из 365 дней, или 36 1/2 декад, или 73 полудекад.
В обиходе пятью пальцами руки можно обозначать пять дней полудекады.
О дне. Пределы дня и ночи и средина дня и ночи естественно делят день на 4 части. Пением петухов в продолжение долгого времени пользовались персы — и до сих пор еще пользуются некоторые народности побережья Ледовитого океана и Белого моря, – как указанием для деления дня на части. Римляне делили день, от восхода до захода солнца, на 4 части по 3 часа в каждой, начинавшиеся в 6 часов утра, в 9, в 12 и в 3 часа дня. Некоторые народы Востока делили отдельно день и ночь на 12 частей, которые становились длиннее или короче в зависимости от продолжительности дня и ночи, так что части дня совпадали с частями ночи лишь во время равноденствий. Затем отказались от такого измерения времени, и все часы стали одинаковыми. Одно время существовало деление дня [суток] и на 12 часов, но возобладало деление на 24 часа. Одни ведут им счет от 1 до 24, другие составляют два раза по 12 часов, – так поступают и французы.
Не всегда господствовало согласие относительно того, когда начинается день. На Востоке считали, что день начинается с восходом солнца; по мнению астрономов, он начинается в полдень; евреи и афиняне начинали его с заката солнца; по счету итальянцев, он начинается полчаса спустя после заката; большинство народов Европы считают день от полуночи до полуночи; в Базеле день начинают за час раньше в воспоминание об услуге, оказанной этому городу тем, кто пресек заговор его врагов, приказав пробить на городских часах 12 часов вместо 11.
Деление часа на 60 минут и минуты на 60 секунд неудобно для счета и перестало соответствовать новому делению астрономических инструментов, столь полезных для мореходства и для географии, – делению десятичному, которое делает счет более скорым, более легким и более точным.
Чтобы сделать систему десятичного счисления более полной, Конвент постановил, что день будет делиться на 10 частей, каждая часть – на 10 других частей и т.д. до минимальной поддающейся измерению частицы времени.
Однако так как эта перемена должна повлечь за собою сильное изменение в изготовлении часов, которое может быть проведено лишь постепенно, она станет обязательной лишь начиная с 1-го дня 1-го месяца 3-го года Республики.
Часть вторая.
Изготовление Ежегодника французов, или Республиканского календаря, и пользование им
§ 1
Строгая точность начал, развитых в первой части, требует, чтобы республиканский календарь был очищен от всего, что не касается деления года или положения небесных светил, которые благодаря своему свету имеют большое значение для элементарных потребностей человека либо тем, что содействуют его труду, либо тем, что регулируют времена года.
Благодаря предлагаемой инструкции ежегодник выступает во всей своей простоте: 12 месяцев в году, начинающемся 22 сентября 1793 года, и составляющие месяц дни, счетом от 1 до 30.
Все указания относительно движения небесных тел, которые могут нас интересовать, помечены либо в десятичных делениях времени, либо в десятичных частях круга (четверть круга разделена на 100 градусов, каждый градус — на 100 минут, каждая минута – на 100 секунд). На одной таблице будет указана разница между десятичными часами и старыми часами.
§ 2. О пользовании новым календарем
Когда требуется выразить какую-либо дату, приходится столь же мало говорить о декаде, как мало в старом счислении говорилось в таких случаях о неделе. Иногда к дате прибавлялось название дня недели. В новом делении года одно число месяца указывает и число декады в месяце, и число дня в декаде.
Если дата выражена в одной цифре – как 7 вандемиера – очевидно, что речь идет о 7-м дне 1-й декады. А когда число месяца выражено в двух цифрах – как 13 или 25 – точно так же очевидно, что двузначная цифра показывает: в первом случае (13) – что первая декада миновала и речь идет о 3-м дне 2-й декады, а во втором случае (25) — что 2-я декада прошла и речь идет о 5-м дне 3-й декады.
Наиболее простой и наиболее короткий способ написать дату следующий: 21 вандемиера 2-го года Республики.
Даты для санкюлотид еще проще, так как они не входят в состав ни одного месяца: 4-й день санкюлотид 2-го года Республики.
Вместо выражений «через 2 недели», «через 3 недели» или «через 15 дней» будут употреблять «через 1 1/2 декады», «через 2 декады» и т.д….
§ 4. О согласовании нового счисления со старым
Чтобы облегчить перевод старого счисления на новое, к предлагаемой инструкции приложена таблица согласования, при помощи которой можно будет без труда переводить старую дату на новую и обратно. Можно ту же операцию легко производить, зная, какому дню старого месяца соответствует 1-е число каждого нового месяца.
Если нет под рукой упомянутой таблицы согласования, можно разрешить все встречающиеся затруднения при помощи простых сложений.
1-й пример. Требуется выяснить, чему соответствует в новом календаре 17 декабря 1793 года. Указанная дата соответствует, следовательно, 27-му числу 4-го месяца.
2-й пример. Чему соответствует в новом календаре 14 июня 1794 года? Указанная дата соответствует 26-му дню 9-го месяца.
3-й пример. Перевести на новый стиль дату 12 декабря 1794 года. Указанная дата соответствует, следовательно, 22-му числу 3-го месяца 3-го года.
4-й пример. Какой дате соответствует в старом календаре новая дата –19-е число 7-го месяца 3-го года? 3-й год Республики начинается 22 сентября 1794 г.; с этого дня нужно отсчитать 6 месяцев 19 дней, и мы получаем 10 апреля 1795 г.
§ 5. О новых карманных и стенных часах
Усовершенствовать дело производства часов и сделать произведения этого искусства полезными и доступными по цене для возможно большего числа граждан, — вот каков должен быть результат нового деления дня.
Задача состоит в том, чтобы разделить день [сутки], от полуночи до полуночи, смотря по надобности, на 10, на 100, на 1000, на 10000, на 100000 частей.
Дело искусства артистов [неточность старого перевода: artist означало «художник» в широком смысле, а часовщиков, как и граверов и ювелиров, относили к «художникам»] – стремится добиться этого самыми простыми, самыми быстрыми, самыми точными и самыми экономичными средствами.
Образцы новых часов
Для обычного употребления можно будет довольствоваться карманными часами с одной стрелкой. Для тех, кому нужно будет знать десятичную или стотысячную часть дня, смотря по характеру тех процессов, длительность которых им нужно будет измерять, можно будет изготовлять часы с несколькими стрелками.
До настоящего времени недостаточно использовали те возможности, которые можно было бы извлечь: а) из рациональной системы деления циферблата; б) из формы стрелки, которая вместо того, чтобы указывать время своим концом, могла бы его указывать одновременно на нескольких концентрических кругах своей стороной, направленной к центру циферблата; в) из числа кругов, которые единственная стрелка могла быть сделать в течение одного дня, что дало бы возможность более дробного подразделения на одном и том же циферблате.
Особенно важно, чтобы часовщики нашли средство использовать для нового измерения времени старые механизмы карманных и стенных часов, производя в них возможно меньше изменений.
Чтобы облегчить переход от деления на 24 часа к новому делению, можно было бы разделить циферблат на две части, на одной из которых было бы деление на 12 часов, а на другой – на 5 часов; одна и та же стрелка с двумя взаимно противоположными друг другу разветвлениями указывала бы время на обеих частях.
В больших башенных часах и в стенных часах можно уничтожить часть механизма, приводящую в движение минутную стрелку, увеличить циферблат, сохранив старое деление, и отметить на окружности новое деление на 5 десятичных часов, соответствующее прежним 12 часам. Каждый десятичный час должен быть разделен на 100 минут, и часовая стрелка, прямая и приделанная к ребру циферблата, будет одновременно показывать часы и по старому, и по новому счету.
Большим общинам следует в этом отношении подать пример, и нужно надеяться, что патриотизм побудит их завести у себя десятичные башенные часы.
Один и тот же циферблат, разделенный на 100 частей, с отметкою через каждые 10 частей, может быть приспособлен к тому, чтобы показывать: а) одной и той же стрелкой декаду – на всем круге, день – в десятой части круга, час – в сотой части круга; б) другая стрелка показывала бы на том же циферблате десятичную минуту, а третья стрелка – десятичную секунду.
§ 6. О декаде
Закон предоставляет каждому гражданину самому распределять свои рабочие дни и дни отдыха — в зависимости от его потребностей, его сил и характера его занятий. Но т.к. необходимо, чтобы чиновники и государственные агенты, представляющие собою как бы часовых, поставленных блюсти интересы народа, возможно реже покидали свои места, закон допускает для них день отдыха лишь в конце декады.
Государственные кассы, почтовые и транспортные конторы, государственные учебные учреждения, театры, места, где скопляются торговцы, как биржи, рынки, базары, учреждения, где заключаются договоры и соглашения, всякого рода общественные установления, регулировавшие свою деятельность соразмерно с неделей или с каким-либо другим обычаем, не согласующимся с новым календарем, должны отныне распределять свою работу, считаясь с декадой, месяцем и санкюлотидами.
Исполнительный совет, административные органы и муниципалитеты должны поспешить принять все меры, которые им может внушить любовь к порядку и забота об общественном благе, чтобы ускорить проведение тех изменений в соответствующих функциях, которые могут потребоваться новым делением года.
Добрым гражданам, народным обществам, солдатам отечества, всегда выступающим безжалостными врагами всяких суеверий, следует подать пример в своей государственной и частной переписке и распространять предлагаемую инструкцию, которая может разъяснить выгоды спасительного закона.
А весь французский народ должен показать себя достойным самого себя и вести счет отныне своим трудам, своим удовольствиям, своим гражданским празднествам по измерению времени, созданному для свободы и равенства, созданному самой революцией, которая должна покрывать славой Францию во веки веков.