Закон Польши о Конституционном Трибунале

ЗАКОН ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О КОНСТИТУЦИОННОМ ТРИБУНАЛЕ
ОТ 1 АВГУСТА 1997 ГОДА
(Dz.U. No. 102, пункт 643; с изменениями: 2000 No. 48, пункт 552, No. 53, пункт 638; 2001 No. 98, пункт 1070; 2005 No.169, пункт 1417; 2009 No. 56, пункт 469, No. 178, пункт 1375; 2010 No. 182, пункт 1228 и No. 197, пункт 1307 )

РАЗДЕЛ 1
Юрисдикция и организация Конституционного Трибунала
Статья 1

  1. Конституционный Трибунал, именуемый далее «Трибунал», является органом судебной власти, назначенным для оценки соответствия нормативно-правовых актов и международных соглашений Конституции и для выполнения других целей, определенных в Конституции.
  2. Место расположения Трибунала находится в Варшаве.
    Статья 2
  3. Трибунал должен принимать решения по таким вопросам:
    1) соответствие законодательных актов и международных соглашений Конституции;
    2) соответствие законодательных актов ратифицированным международным соглашениям, ратификация которых требует предварительного одобрения посредством законодательного акта;
    3) соответствие правовых положений, принятых центральными государственными органами, Конституции, ратифицированным международным соглашениям и законодательным актам;
    4) иски о конституционных нарушениях;
    5) споры между конституционно признанными центральными государственными органами в отношении их полномочий;
    6) соответствие Конституции целей и/или деятельности политических партий.
  4. Трибунал должен, после заявления от Президента Республики Польша, принимать решения о соответствии Конституции законодательного акта до его подписания и международного соглашения до его ратификации.
  5. Трибунал должен, после заявления от Маршала Сейма, принимать решение по любому вопросу, связанному с препятствием выполнять функции своей должности Президентом Республики Польша, когда Президент не может сам сообщить Маршалу Сейма о своей неспособности выполнять функции своей должности. Если установлена временная неспособности Президента выполнять функции своей должности, Трибунал должен передать выполнение обязанностей Президента Республики Польша Маршалу Сейма.
    Статья 3
    Любой суд может передавать Трибуналу вопрос правового характера в отношении соответствия нормативно-правового акта Конституции, ратифицированным международным соглашениям или законодательным актам, если этот правовой вопрос определяет дело, рассматриваемое в суде.
    Статья 4
  6. Трибунал должен информировать Сейм и Сенат о существенных проблемах, возникающих в процессе деятельности и вынесения решений Трибуналом. Эта информация не должна подлежать голосованию.
  7. Трибунал должен предоставлять компетентным законодательным органам доклады об обнаруженных несоответствиях и пробелах в законе, исправление которых необходимо для обеспечения целостности правовой системы Республики Польша.
    Статья 5
  8. Трибунал должен состоять из пятнадцати судей Трибунала.
  9. Судья Трибунала назначается Сеймом на период девяти лет.
  10. Судьей Трибунала может быть лицо, которое обладает необходимой квалификацией для занятия должности судьи Верховного Суда или Председателя Административного Суда.
  11. Кандидаты на должность судьи Трибунала выдвигаются, по крайней мере, 50 депутатами или Президиумом Сейма. Резолюция Сейма о назначении судьи Трибунала требует абсолютного большинства голосов присутствующих депутатов, составляющих, по крайней мере, половину общего числа депутатов.
  12. Лицо, избранное на должность судьи Трибунала, должно принять присягу в присутствии Президента Республики Польша:
    «Торжественно клянусь, при выполнении обязанностей в качестве судьи Конституционного Трибунала, верно служить польскому народу, охранять Конституцию и выполнять все обязанности беспристрастно и добросовестно».
    Присяга должна приниматься с добавлением следующего предложения: «Да поможет мне Бог».
  13. Отказ принять присягу равен отставке с должности судьи Трибунала.
    Статья 6
  14. При выполнении функций своей должности, судьи Трибунала должны быть независимыми и подчиняться только Конституции.
  15. Основное вознаграждение судьи Трибунала должно быть кратное базе вознаграждений, с применением коэффициента, равного 5.0.
  16. База вознаграждения, используемая для определения основного вознаграждения судьи Трибунала в определенный год, должна быть средним вознаграждением во второй четверти предыдущего года, опубликованным в Официальном печатном издании Республики Польша «Польский Экран» Председателем Центральной Статистической Службы согласно Статье 20 пункт 2 Закона от 17го декабря 1998 о пенсионных выплатах и пенсиях по инвалидности из Социального Страхового Фонда (Официальный Журнал — Dz. U. от 2004 No 39 пункт 353, с поправками), согласно параграфу 4.
  17. Если среднее вознаграждение, на которое ссылается параграф 3, ниже, чем среднее вознаграждение, опубликованное за предыдущую четверть предыдущего года, должна применяться текущая сумма, составляющая базу вознаграждения, используемую для определения основного вознаграждения судьи Трибунала.
  18. Вознаграждение Председателя и Вице Председателя Трибунала должно соотноситься с основным вознаграждением судьи Трибунала, дополненным функциональной доплатой, определенной на основе базы вознаграждения, на которую ссылается параграф 3, с применением соответствующего коэффициента от 1.2 до 0.8.
  19. Судья Конституционного Трибунала уходит в отставку после окончания срока его полномочий.
  20. Судья Трибунала, после окончания срока его полномочий, имеет право вернуться на свою предыдущую должность или на предложение должности, равной предыдущей. В случае судьи, который использует это право, нормы, закрепленные в параграфе 6, не применяются.
  21. По вопросам, не предусмотренным настоящим Законом, и в отношении прав, обязанностей и дисциплинарной ответственности судей Трибунала, должны применяться положения, связанные с правами и обязанностями судей Верховного Суда.
    Статья 7
  22. Согласие на привлечение к уголовной ответственности и задержание судьи должно давать Общее Собрание Судей Трибунала, именуемое далее «Общее Собрание», за исключением судьи, в отношении которого рассматривается прошение.
  23. Председатель Трибунала должен немедленно сообщить Общему Собранию о задержании судьи Трибунала и о его позиции в этом отношении.
  24. До принятия резолюции по вопросу, указанному в параграфе 1, Трибунал должен выслушать объяснения судьи, если это возможно. Резолюция должна приниматься большинством в две трети голосов судей Трибунала, участвующих в Общем Собрания.
  25. До принятия Трибуналом решения о разрешении привлекать судью к уголовной ответственности или лишать его свободы, в отношении судьи могут предприниматься только действия неотложной срочности.
    Статья 8
    Судья Трибунала может подлежать дисциплинарному наказанию за нарушение положений закона, за совершение действий, несовместимых с достоинством его должности, или за неэтичное поведение, которое подрывает уверенность в его личности.
    Статья 9
  26. При дисциплинарных разбирательствах, Трибунал должен принимать решение:
    1) на уровне первой инстанции – составом из пяти судей.
    2) на уровне второй инстанции – составом из всех судей Трибунала.
  27. Судьи, заседающие в составе судей, и лицо, выдвигающее дисциплинарные обвинения, должны определяться Общим Собранием посредством жеребьевки.
  28. По дисциплинарным решениям кассация невозможна.

Статья 10
Дисциплинарным наказанием может быть:
1) предупреждение,
2) выговор,
3) смещение с должности судьи Трибунала.
Статья 11

  1. Общее Собрание может признавать прекращение мандата судьи Трибунала в следующих случаях:
    1) его отставка с должности судьи Трибунала;
    2) любое заключение медицинского совета, подтверждающее его постоянную неспособность выполнять обязанности судьи Трибунала по причине болезни, нетрудоспособности или слабости;
    3) принятие обвинительного приговора;
    4) законное дисциплинарное решение, приговаривающее его к смещению с должности судьи Трибунала.
  2. Истечение мандата судьи Трибунала по причине его смерти должно объявляться Председателем Трибунала.
  3. Общее Собрание должно принимать резолюцию после проведения объяснительной процедуры и, в частности, после ознакомления с протоколами уголовного или дисциплинарного судебного разбирательства и выслушивания заинтересованного лица, за исключением случаев, когда это невозможно сделать. В случае постоянной неспособности судьи Трибунала выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, Трибунал может запросить заключение о состоянии здоровья судьи у компетентного учреждения, предоставляющее медицинское обслуживание.
  4. Председатель Трибунала должен предоставить документ об истечении мандата Маршалу Сейма.
    Статья 12
  5. Трибунал состоит из следующих органов: Общее Собрание и Председатель Трибунала.
  6. Общее Собрание состоит из судей Трибунала.
    Статья 13
  7. Председатель Трибунал должен, по крайне мере, один раз в год созывать Общее Собрание, на котором должны обсуждаться деятельность Трибунала и проблемы, возникшие из его судебных решений.
  8. Общее Собрание могут посещать Председатели соответствующих комитетов Сейма, комитетов Сената, Председатель Палаты Контроля, Министр Юстиции, Государственный Прокурор, Первый Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Административного Суда, Уполномоченный по Правам Граждан, Уполномоченный по Правам Детей.
  9. Председатель Трибунала должен уведомлять о созыве Общего Собрания Президента Республики Польша, Маршала Сейма, Маршала Сената и Премьер Министра, и эти лица могут участвовать в Общем Собрании или делегировать представителей.
    Статья 14
  10. Полномочиями Общего Собрания являются:
    1) принятие нормативных актов Трибунала;
    2) выбор кандидатов на должность Председателя и Вице Председателя Трибунала;
    3) принятие внутренних нормативных документов Администрации Трибунала;
    4) принятие проекта доходов и расходов Трибунала;
    5) одобрение информации, указанной в Статье 4, параграф 1;
    6) выполнение других действий, предусмотренных для Общего Собрания Законом или нормативно-правовыми актами.
  11. Общее Собрание должно принимать резолюции, если, по крайней мере, две трети общего числа судей Трибунала, включая Председателя и Вице Председателя, принимают в этом участие.
  12. Председатель Трибунала должен уведомлять всех судей Трибунала о порядке дня и дате проведения Общего Собрания, по крайней мере, за семь дней до даты его проведения.
  13. В особых случаях Общее Собрание может принимать резолюции, несмотря на несоблюдение даты, указанной в параграфе 3.
  14. Председатель или Вице Председатель Трибунала должен возглавлять Общее Собрание.
  15. Резолюции Общего Собрания должны приниматься простым большинством голосов, если законодательство не предусматривает иное. Голосование должно быть открытым, за исключением случаев, когда судьи Трибунала просит о проведении тайного голосования.
  16. Нормативные акты Трибунала должны опубликовываться в Официальном печатном издании Республики Польша «Польский Экран».
    Статья 15
  17. Председатель и Вице Председатель Трибунала должны назначаться Президентом Республики Польша из числа кандидатов, предложенных Общим Собранием на каждую должность.
  18. Кандидаты на должность Председателя и Вице Председателя должны выбираться Общим Собранием из числа судей Трибунала, которые, посредством тайного голосования, последовательно набрали наибольшее количество голосов. Выборы должны проводиться не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя или Вице Председателя, находящегося на должности в данный момент. В случае освобождения должности Председателя и Вице Председателя Трибунала кандидаты должны выбираться в течение одного месяца.
  19. Заседание Общего Собрания по вопросу выбора кандидатов на должность Председателя и Вице Председателя Трибунала должно возглавляться судьей Трибунала, старшим по возрасту, участвующим в Общем Собрании.

Статья 16

  1. Председатель Трибунала должен представлять Трибунал во внешних делах и осуществлять деятельность, определенную законом и нормативно-правовыми актами.
  2. Вице Председатель Трибунала должен замещать Председателя в период его отсутствия и выполнять другие обязанности в результате распределения обязанностей Председателем Трибунала.
  3. В случае любых препятствий к выполнению обязанностей Председателем или Вице Председателем, судья Трибунала, назначенный Председателем Трибунала, должен замещать их; если назначения судьи Председателем Трибунала невозможно, то судья, старший по возрасту, должен замещать Председателя или Вице Председателя.
    Статья 17
  4. Организационные и административные условия работы Трибунала должны обеспечиваться Председателем Трибунала и Администрацией Трибунала, подчиненной ему.
  5. Администрацией Трибунала руководит глава администрации, который назначается и смещается с должности Общим Собранием Судей Конституционного Трибунала по предложению Председателя Трибунала.
  6. Вознаграждение Главы Администрации Конституционного Трибунала должно определяться в соответствии с положениями о вознаграждении лиц, занимающих руководящие должности в государственной администрации в рамках секретариата государства.
  7. Детальные задачи и структура Администрации должны определяться её внутренними нормативными положениями.
  8. Соответствующие положения относительно государственных гражданских служащих должны применяться к работникам Администрации Трибунала.
    Статья 18
  9. Проект доходов и расходов Трибунала, одобренный Общим Собранием, должен быть включен Министром Финансов в проект бюджета Государства.
  10. Председатель Трибунала имеет полномочия Министра Финансов в отношении исполнения бюджета Трибунала.
    РАЗДЕЛ 2
    Судебное рассмотрение дела перед Трибуналом
    Общие Положения
    Статья 19
  11. Трибунал должен, в процессе рассмотрения дела, изучить все обстоятельства для понимания дела по каждому аспекту.
  12. Трибунал не должен быть связан исками, как доказательствами, поданными участниками судебного разбирательства, и может, в дальнейшем, принимать доказательства, которые он считает необходимыми для изучения дела.

Статья 20
По делам, которые не регулируются Законом, судебные разбирательства перед Трибуналом должны регулироваться положениями Гражданско-процессуального Кодекса.
Статья 21

  1. Суды и другие органы государственной власти обязаны оказывать содействие Трибуналу и, по его запросу, предоставлять протоколы разбирательств, связанных с разбирательством перед Трибуналом.
  2. Трибунал, получив необходимые доказательства из проколов разбирательств, должен в кратчайшие сроки вернуть их соответствующему органу.
    Статья 22
    Трибунал может запросить у Верховного Суда и Высшего Административного Суда информацию о толковании указанных правовых положений в решениях суда.
    Статья 23
  3. Слушания Трибунала должны быть открытыми, если отдельные положения не предусматривают иное. Председательствующий судья состава в определенном случае может отменить открытые слушания в интересах безопасности Государства или для защиты информации под грифом «секретно» или «совершенно секретно».
  4. Судьи Трибунала имеют право получать доступ к информации, связанной с рассматриваемым Трибуналом делом.
  5. Свидетель или эксперт может давать показания по обстоятельствам, связанным с информацией под грифом «секретно» или «совершенно секретно», после освобождения его компетентным органом от обязательства соблюдения конфиденциальности. Отказ в таком разрешении может быть оправдан важнейшими интересами Государства.
  6. Свидетель или эксперт не должен использовать своё право на отказ от дачи показаний, на который ссылается пар. 3, если Трибунал считает этот отказ необоснованным.
    Статья 24
  7. Расходы на судебное рассмотрение дела Трибуналом должны оплачиваться из Государственной казны согласно параграфу 2.
  8. Трибунал должен, вместе с приговором, удовлетворяющим иск о конституционном нарушении, определить, посредством приказа, возмещение в пользу истца расходов на проведение судебного рассмотрения дела Трибуналом органом, который издал нормативный акт, оспариваемый в иске на предмет конституционного нарушения. В обоснованных случаях Трибунал может приказать возмещение расходов судебного рассмотрения дела перед Трибуналом, даже если он не удовлетворил иск о конституционном нарушении.
  9. Трибунал может определять сумму расходов на представительство истца адвокатом или юрисконсультантом в зависимости от природы дела и вклада законно уполномоченного представителя в разъяснение и урегулирование дела.
    Статья 25
  10. Трибунал должен объявлять приговоры:
    1) заседая в полном составе – в делах:
    a) по спорам между конституционно признанными центральными государственными органами в отношении их полномочий;
    b) о подтверждении препятствий для выполнения функций должности Президента Республики Польша и временной передаче выполнения функций Президента Республики Польша Маршалу Сейма;
    c) о соответствии Конституции целей и/или деятельности политических партий;
    d) по заявлению от Президента Республики Польша о подтверждении соответствия Конституции законодательного акта до его подписания или международного соглашения до его ратификации;
    e) особо сложного характера – по инициативе Председателя Трибунала или при подаче судебной коллегией заявления о рассмотрении определенного дела или дел, в которых задействован особо сложный аспект финансовых расходов, не определяемый бюджетным законом, и, в частности, когда судебная коллегия, принимающая решение, намеревается отойти от правового мнения, выраженного в судебном решении Трибунала, принятом ранее в полном составе;
    2) заседая в составе пяти судей Трибунала – в делах:
    a) о соответствии законодательных актов или ратифицированных международных соглашений Конституции;
    b) о соответствии законодательных актов ратифицированным международным соглашениям, ратификация которых требует предварительного одобрения посредством законодательного акта;
    3) заседая в составе трех судей Трибунала – в делах:
    a) о соответствии других нормативно-правовых актов Конституции, ратифицированным международным соглашениям и законодательным актам;
    b) по искам в отношении отказа в рассмотрении заявления о подтверждении соответствия других нормативно-правовых актов Конституции, ратифицированным международным соглашениям и законодательным актам, а также по искам о конституционных нарушениях;
    c) по отводу судьи.
  11. Слушание дела полным составом требует участия, по крайней мере, девяти судей Трибунала. Председатель или Вице Председатель должен возглавлять слушание, и если они не могут этого сделать, то председательствовать должен старший по возрасту судья Трибунала.
  12. Председатель Трибунала должен назначать судей для судебной коллегии Трибунала, включая председательствующего судью и судью-докладчика.
    Статья 26
  13. Судья Трибунала подлежит отводу в отношении принятия решения по делам, в которых:
    1) он принимал или участвовал в принятии нормативно-правового акта, приговора, административного решения или другого урегулирования;
    2) он был представителем, адвокатом, юрисконсультантом или советником одного из участников судебного разбирательства;
    3) есть другие причины отвода судьи, указанные в Статье 48 Гражданско-процессуального Кодекса.
  14. Судья Трибунала может быть отстранен от участия в рассмотрении дела по его просьбе, по просьбе участника разбирательства или, в силу занимаемой должности, если есть основания полагать, что существуют обстоятельства, не перечисленные в параграфе 1, которые могут повлиять на его беспристрастность.
  15. Председатель Трибунала должен принимать решение по отводу судьи по причинам, указанным в параграфе 1, а Трибунал – по причинам, указанным в параграфе 2.
  16. До принятия решения об отводе, судья Трибунала может совершать действия только неотложной срочности.
    Статья 27
    Участниками судебного разбирательства перед Трибуналом должны быть:
    1) субъект, который подал заявление или иск о конституционном нарушении;
    2) орган, который издал акт, включенный в заявление или иск о конституционном нарушении, или Государственная Адвокатура, если Совет Министров назначил Государственную Адвокатуру для представления Совета Министров или министров в судебном разбирательстве перед Конституционным Трибуналом;
    2a) суд, который передал Конституционному Трибуналу вопрос права, при этом он уведомил об участии в судебном разбирательстве в результате правового вопроса и назначил из числа судей этого суда уполномоченного представителя;
    3) статутный орган партии – в делах подтверждения соответствия Конституции целей и деятельности политической партии;
    4) любой центральный конституционно признанный государственный орган, полномочия которого рассматриваются в деле;
    5) Генеральный Прокурор;
    6) представители Сейма, Президент Республики Польша и Министр Иностранных Дел – в делах о подтверждении соответствия Конституции международных соглашений, ратифицированных согласно порядку Статьи 89, параграф 1 Конституции,
    7) представители Президента Республики Польша и Министра Иностранных Дел – в делах подтверждения соответствия Конституции других ратифицированных международных соглашений;
    8) Уполномоченный по Защите Гражданских Прав, который сообщил о своем участии в судебном разбирательстве по искам о конституционных нарушениях,
    9) Уполномоченный по Правам Детей, который сообщил о своем участии либо в судебном разбирательстве, возбужденном вследствие ходатайства Уполномоченного по Защите Гражданских Прав, либо в судебном разбирательстве по искам о конституционных нарушениях, в обоих случаях в отношении прав детей.
    Статья 28
    Маршал Сейма, Маршал Сената, Первый Председатель Верховного Суда и Генеральный Прокурор должны лично принимать участие в слушании о допущении временной неспособности Президента Республики Польша занимать свою должность.
    Статья 29
  17. Участник судебного разбирательства должен выступать перед Трибуналом лично или через уполномоченного представителя.
  18. В судебном разбирательстве перед Трибуналом, в котором заявителем является Маршал Сейма, Сейм или группа депутатов, должен выступать депутат, назначенный ими в качестве представителя.
  19. Положение параграфа 2 должны соответственно применяться в отношении Сената.
  20. Заявители, указанные в параграфах 2 и 3, могут, кроме представителей, назначать уполномоченных представителей, максимум трех человек, из числа лиц, которые не являются ни депутатами, ни сенаторами.
  21. Генеральный Прокурор или его заместитель должны участвовать в делах, которые Трибунал рассматривает в полном составе. Обвинитель Генеральной Прокуратуры должен участвовать в делах, которые Трибунал рассматривает другими составами.
    Статья 30
  22. Процессуальными документами должны быть ходатайства и заявления участников судебного разбирательства, поданные Трибуналу в рамках судебного разбирательства в соответствии со слушаниями.
  23. Документы и приложения, поданные Трибуналу, должны издаваться в таком количестве, что позволит доставить их всем участникам судебного разбирательства и прикрепить две копии к досье по делу.
    Статья 31
  24. Возбуждение судебного разбирательства перед Трибуналом должно осуществляться на основе заявления, правового вопроса или иска о конституционных нарушениях, поданного уполномоченным субъектом.
  25. Заявитель, до начала судебного разбирательства, может отозвать заявление, правовой вопрос или иск.
    Статья 32
  26. Заявление или правовой вопрос должны соответствовать требованиям, предъявляемым к процессуальным документам, и должны дополнительно включать:
    1) указание органа, который принял нормативно-правовой акт, который ставится под сомнение;
    2) точное указание нормативно-правового акта или его части, которая ставится под сомнение;
    3) формулировка претензии, утверждающей несоответствие указанного нормативно-правового акта Конституции, ратифицированному международному соглашению или законодательным актам;
    4) основания претензии, содержание указание подкрепляющих доказательств.
  27. Заявление, поданное органом или организацией, указанной в Статье 191 параграф 1, подпараграфы 3-5 Конституции, должно также включать ссылку на положения закона или подзаконного акта, указывающую, что оспариваемый законодательный акт или другой нормативно-правовой акт касается вопросов, которые находятся в пределах сферы их деятельности.
  28. Правовой вопрос также должен указывать, как ответ на вопрос может повлиять на урегулирование дела, в отношении которого был задан вопрос, и, в дополнение, он должен указывать орган, перед которым рассматривается дело, а также назначение дела.
    Статья 33
    Председатель Трибунала должен сообщить другим участникам судебного разбирательства о подаче заявления и правового вопроса, вручить им копии заявления или правового вопроса и инструктировать их о праве подачи объяснений в письменном виде.
    Статья 34
  29. Участники судебного разбирательства обязаны предоставлять Трибуналу любые объяснения по делу и сообщать ему о доказательствах, необходимых для тщательного рассмотрения дела.
  30. Участники судебного разбирательства должны иметь право изучать материалы дела и/или получать копии или выдержки из них.
    Статья 35
    Председатель Трибунала или председательствующий судья судейской коллегии может разрешать другому лицу изучать материалы, когда это оправдано важным правовым интересом этого лица или общественными интересами. Это не должно относиться к делам, которые рассматриваются вне судебного заседания.
    Статья 36
  31. Председатель Трибунала должен перенаправить заявление, указанное в Статье 32, параграф 2 судье Трибунала, назначенному им, на предварительное рассмотрение вне судебного заседания.
  32. Если заявление не соответствует формальным требованиям, судья Трибунала должен приказать об исправлении ошибок в течение семи дней с момента уведомления об этом.
  33. Если заявления явно необоснованно или его ошибки не были исправлены в течение указанного периода времени, судья Трибунала должен отказать в осуществлении дальнейших действий судебного разбирательства.
  34. Лицо, подавшее заявление, имеет право, в отношении решения об отказе от дальнейших процессуальных действий, подать иск Трибуналу в течение семи дней с момента передачи ему решения об отказе.
  35. Трибунал, заседая вне судебного заседания, должен отказать в рассмотрении иска, поданного после истечения периода, указанного в параграфе 4.
  36. Председатель Трибунала должен, убедившись, что иск подан в необходимые сроки, передать его на рассмотрение Трибунала, вне судебного заседания, и должен определить дату для его рассмотрения.
  37. Трибунал должен, приняв заявление, передать дело на рассмотрение на слушании. Решение о не принятии иска не подлежит оспариванию.
    Статья 37
    Председатель Трибунала должен передавать заявления и правовые вопросы, к которым не формальных возражений, на рассмотрение на слушании компетентной судебной коллегией и должен определять дату этого слушания.
    Статья 38
    Председательствующий судья судебной коллегии должен принимать меры для должной подготовки слушания. Председательствующий судья может, в частности:
    1) приказывать вручать соответствующие документы, поданные в процессе судебного разбирательства, участникам судебного разбирательства;
    2) вызывать участников на судебное разбирательство для выражения их позиции по делу в письменном виде и в течение указанного периода времени;
    3) приказывать дополнительное предоставление участниками судебного разбирательства документов и других материалов, необходимых для рассмотрения дела;
    4) вызывать другие органы или организации для участия в судебном разбирательстве, участие которых он считает необходимым для рассмотрения дела.
    Статья 39
  38. Трибунал должен, заседая вне судебного заседания, прекратить производство по делу:
    1) если объявление судебного решения бесполезно или недопустимо;
    2) впоследствии отказа от заявления, правового вопроса или иска о конституционных нарушениях;
    3) если нормативно-правовой акт прекратил своё действие в том объеме, который оспаривался до принятия судебного решения Трибунала.
  39. Если обстоятельства, указанные в параграфе 1, обнаружились во время слушания, Трибунал должен принять решение о прекращении производства по делу.
  40. Положение пункта 1 подпункт 3 не применяется, если принятие судебного решения по нормативно-правовому акту, который прекратил своё действие до принятия решения, необходимо для защиты конституционных прав и свобод.
    Статья 40
    Внутренний порядок рассмотрения заявлений, исков о конституционных нарушениях и правовых вопросов должен определяться правилами внутренней процедуры Трибунала.
    Судебные разбирательства о Подтверждении Соответствия Ратифицированных Международных Соглашений и Нормативно-правовых актов Конституции и Судебное Рассмотрение Правовых Вопросов.
    Статья 41
  41. Участие в слушании органа или представителя органа, который принял нормативно-правовой акт, являющийся предметом заявления, обязательно.
  42. В слушании о подтверждении соответствия ратифицированных международных соглашений Конституции, обязательно участие представителей Президента Республики Польша, Министра Иностранных Дел и Генерального Прокурора и в случае международных соглашений, ратифицированных в порядке согласно Статья 89, параграф 1 Конституции, также представителей Сейма.
    Статья 42
    Трибунал должен, при рассмотрении дела о подтверждении нормативно-правового акта или ратифицированного международного соглашения Конституции, изучить содержание этого акта или соглашения, а также полномочия и соблюдение порядка, определенного положениями закона для принятия акта или заключения и ратификации соглашения.
    Статья 43
    Если Президент Республики Польша обратился к Трибуналу с запросом принять решение о соответствии Конституции бюджетного акта или акта о внутреннем бюджете до его подписания, Трибунал должен объявить своё решение не позднее периода двух месяцев от даты подачи заявления Трибуналу.
    Статья 44
  43. В делах о подтверждении соответствия нормативного акта Конституции, в которых решение Трибунала может привести к последствиям, связанным с финансовыми расходами, которые не были предусмотрены актами, указанными в Статье 43, Председатель Трибунала должен запросить у Совета Министров, предоставить свое мнение по вопросу в течение двух месяцев.
  44. Если Совет Министров не предоставляет мнение после истечения указанного в параграфе 1 периода, это не должно помешать рассмотрению дела.
    Статья 45
    Статьи 41-44 должны применяться соответственно для рассмотрения правовых вопросов.
    Вынесение решения по Делам в отношении Исков о Конституционных Нарушениях
    Статья 46
  45. Конституционный иск, именуемый далее «иск», может подаваться после использования всех законных средств, если они предусмотрены, в течение 3 месяцев с момента вручения юридически действительного решения истцу, окончательного решения или других окончательных судебных решений.
  46. Трибунал должен рассматривать иск согласно принципам и в соответствии с порядком, предусмотренным для рассмотрения заявления о подтверждении соответствия законодательных актов Конституции и других нормативно-правовых актов Конституции и законодательным актам.
  47. удален
  48. удален
    Статья 47
  49. Иск, кроме требований к процессуальным документам, должен включать следующую информацию:
    1) точное указание законодательного акта или другого нормативно-правового акта, на основании которого суд или другой орган государственного управления принял окончательное решение в отношении прав, свобод или обязанностей, определенных Конституцией, который оспаривается лицом, подающим иск о подтверждении несоответствия Конституции,
    2) указание, какие конституционные права и свободы и в каком объеме, согласно лицу, подающему иск, были нарушены,
    3) основания иска, включая точное описание фактов дела.
  50. К иску должен прилагаться приговор, приказ или другое постановление, принятое на основе оспариваемого нормативно-правового акта, вместе с указанием даты его вручения.
    Статья 48
  51. Иск или претензия против судебного решения об отказе в дальнейшем рассмотрении иска должен возбуждаться адвокатом или юрисконсультом, за исключением случаев, когда иск возбуждает судья, прокурор, нотариус, профессор или доктор юридических наук.
  52. Если истец не может оплатить расходы правовой помощи, оно может попросить окружной суд по месту его проживания назначить адвоката или юрисконсульта на основе Гражданско-процессуального кодекса. До тех пор, пока суд не примет решение по заявлению, предельный срок, указанный в Статье 46, параграф 1 не должен начинаться.
    Статья 49
    Иск подлежит предварительному рассмотрению; Статья 36 должна применяться соответственно.
    Статья 50
  53. Трибунал может издавать предварительное решение о приостановлении или прекращении исполнения приговора по делу, на которое ссылается иск, если исполнение этого приговора, решения или другого постановления приведет к необратимым последствиям, связанным с огромным ущербом для истца, или когда это необходимо, исходя из жизненно важного общественного интереса или другого жизненно важного интереса истца.
  54. Предварительное решение должно быть немедленно доставлено истцу и в соответствующий судебный или исполнительный орган.
  55. Трибунал должен отменить предварительное решение, если причины его принятия прекратили своё действие.
    Статья 51
  56. Трибунал должен информировать Уполномоченного по Защите Гражданских Прав и Уполномоченного по Правам Детей о возбуждении разбирательства. Положения Статьи 33 должны применяться соответственно.
  57. Уполномоченный по Защите Гражданских Прав и Уполномоченный по Правам Детей может, в течение периода 60 дней с момента получения информации, сообщить о своем участии в судебном разбирательстве.
    Статья 52
  58. Участниками судебного разбирательства перед Трибуналом должны быть: истец, орган, который принял оспариваемый нормативно-правовой акт, или Государственная Адвокатура, если Совет Министров назначил Государственную Адвокатуру для представления Совета Министров или министров в судебном разбирательстве перед Конституционным Трибуналом, Генеральный Прокурор; участниками судебного разбирательства также должен быть Уполномоченный по Защите Гражданских Прав, если он уведомил о своем участии в нем, и Уполномоченный по Правам Детей, если он уведомил о своем участии либо в судебном разбирательстве, возбужденном по ходатайству Уполномоченного по Защите Гражданских Прав, либо в судебном разбирательстве по искам о конституционных нарушениях, в обоих случаях в отношении прав детей.
  59. Слушание должно проводиться, независимо от присутствия участников судебного разбирательства.
    Урегулирование Споров относительно Полномочий
    Статья 53
  60. Трибунал должен рассматривать споры о полномочиях, когда два или более конституционно признанных государственных органа считают себя компетентными в одном и том же вопросе или приняли постановление по нему (положительный спор о полномочиях), или когда эти органы не считают себя компетентными для принятия решения по определенному делу (отрицательный спор о полномочиях).
  61. Заявление должно указывать оспариваемые действия или бездействия, а также положения Конституции или законодательного акта, которые были нарушены.
    Статья 54
  62. Возбуждение судебного разбирательства перед Трибуналом должно приостанавливать судебное разбирательство перед органами, между которыми возник спор о полномочиях.
  63. Трибунал, определив позицию участников судебного разбирательства, может принять решение разрешить спорные вопросы предварительно, и, в частности, приостановить исполнительные действия, если это необходимо для предотвращения серьезного вреда или для соблюдения жизненно важного общественного интереса.

Рассмотрение соответствия Конституции целей
и деятельности политических партий
Статья 55

  1. Трибунал должен определить лиц, назначенных для представительства политической партии на основе закона и Статей об этом.
  2. Если невозможно определить, кто является уполномоченным лицом для представительства партии, если невозможно связаться с этим лицом или если уполномоченное лицо было изменено после подачи заявления Трибуналу, Трибунал должен рассматривать в качестве уполномоченного лица лицо, фактически возглавляющее партию в период осуществления партией деятельности, оспариваемой в качестве несоответствия Конституции.
    Статья 56
    Трибунал должен рассматривать заявления о несоответствии Конституции целей политических партий, указанных в их Уставе или программе, на основе и в порядке, предусмотренном для рассмотрения заявлений о соответствии нормативно-правовых актов Конституции.
    Статья 57
  3. Заявления о соответствии деятельности политических партий Конституции должны рассматриваться Трибуналом на основе положений Уголовно-процессуального Кодекса.
  4. Доказывать несоответствие Конституции должен заявитель, который, следовательно, должен представлять доказательства этого несоответствия.
    Статья 58
    Трибунал может, для сбора и регистрации доказательств, назначить Генерального Прокурора провести расследование в определенных пределах относительно соответствия деятельности политической партии Конституции. Положения Уголовно-процессуального Кодекса должны применяться в этом расследовании. Пределы судебного разбирательства, определенные решением Трибунала, обязательны.
    РАЗДЕЛ 3
    Принципы и порядок принятия и исполнения судебных решений
    Слушания и заседания
    Статья 59
  5. Трибунал должен, на слушании, изучить заявления в случаях, указанных в Статье 2.
  6. Трибунал может, на заседании вне судебного разбирательства, рассмотреть иск о конституционных нарушениях, если из письменных заявлений, поданных участниками судебного разбирательства, понятно, что нормативно-правовой акт, на основании которого суд или другой орган государственного управления принял окончательное решение относительно прав, свобод или обязанностей истца, не соответствует Конституции. Решение, принятое в этом порядке, подлежит публикации.

Статья 60

  1. Слушание не должно проводиться до истечения 14 дней с момента вручения уведомления о его дате, за исключением случаев, указанных в Статье 2, параграф 3, когда Трибунал должен рассматривать дело незамедлительно.
  2. Присутствие заявителя на слушании обязательно. Если заявитель или его представитель не явился на слушание, Трибунал должен прекратить судебное разбирательство или отложить слушание.
  3. Если участники судебного разбирательства, чье присутствие на слушании обязательно, или их представители не явились, Трибунал может отложить слушание и в то же время определить новую дату слушания. Условие, указанное в параграфе 1, не должно применяться.
  4. Отсутствие на слушании Генерального Прокурора, которого заранее уведомили о нем, или его представителя не должно препятствовать рассмотрению дела, если их присутствие согласно положениям Закона не является обязательным.
  5. Неявка других участников судебного разбирательства не должна препятствовать рассмотрению дела; в этом случае судья-докладчик должен, на слушании, представить мнение отсутствующего участника судебного разбирательства.
  6. Трибунал должен отложить слушание в случае отсутствия доказательств вручения или нарушений вручения уведомлений о слушании участникам судебного разбирательства; он также может откладывать слушание по другим важным причинам.
    Статья 61
    Слушание должно начинаться с открытия дела в суде, представления заявителем и другими участниками судебного разбирательства своих позиций и доказательств в их поддержку. С этой целью, председательствующий судья судебной коллегии должен разрешить каждому из участников судебного разбирательства обратиться к суду.
    Статья 62
  7. Председательствующий судья судебной коллегии должен управлять слушанием и давать распоряжения, необходимые для поддержания порядка во время слушания, и должен, в случае необходимости, применять меры, предусмотренные законом для организации общих судов, с целью поддержания власти суда.
  8. Участники судебного разбирательства должны иметь право оспаривать перед судебной коллегией приказы председательствующего судьи в отношении слушания.
    Статья 63
  9. Секретарь должен, под руководством председательствующего судьи судебной коллегии, вести протокол о ходе слушания.
  10. Протокол должен включать:
    1) дату и место слушания, имена и фамилии членов судейской коллегии, секретаря и участников судебного разбирательства, представителей и уполномоченных представителей, а также описание дела с указанием того, проходит слушание в открытом или закрытом порядке;
    2) ход слушания, и, в частности, заявления и позиции участников судебного разбирательства, результаты заслушивания доказательств, перечень приказов и судебных решений, принятых на слушании и информация о том, были ли они объявлены или нет.
  11. Участники судебного разбирательства могут подавать запросы на исправление или дополнение протокола – до объявления приговора, и с учетом протокола слушания, в котором приговор был объявлен – в течение 14 дней с даты слушания.
  12. Протокол должны подписать председательствующий судья судебной коллегии и секретарь. Замечание об исправлениях протокола должен подписывать председательствующий судья судебной коллегии.
  13. Председательствующий судья судебной коллегии должен принимать решения по запросам, указанным в параграфе 3, в форме приказа. Постановление не подлежит оспариванию.
  14. Слушание может, независимо от ведения протокола, стенографироваться или записываться аудиосредствами. Стенограмма должна прилагаться к указанному протоколу.
    Статья 64
    Председательствующий судья судебной коллегии должен закрыть слушание, когда Трибунал считает, что дело уже достаточно изучено.
    Статья 65
    По делам, которые согласно Закону не обязательно рассматривать на слушании, Трибунал должен объявлять о решении на заседании.
    Судебные решения Трибунала
    Статья 66
    Трибунал должен, в процессе принятия решения, быть связан границами заявления, правового вопроса или иска.
    Статья 67
  15. Трибунал должен объявлять о судебных решениях после обсуждения судей судебной коллегии, проводимых вне судебного разбирательства.
  16. Обсуждения должны включать дискуссию и голосование относительно постановления и фундаментального обоснования постановления, а также составления приговора.
  17. Обсуждения должны контролироваться председательствующим судьей судебной коллегии.
  18. В особо сложных случаях или по другим важным причинам, объявление судебного решения может быть отложено на период, не превышающий 14 дней.
    Статья 68
  19. Судебное решение должно приниматься большинством голосов.
  20. Председательствующий судья судебной коллегии должен запрашивать у судей их голос согласно их возрасту, начиная с самого младшего, и сам должен голосовать последним.
  21. Член судейской коллегии, который не согласен с большинством, может, до объявления судебного решения, выразить несогласное мнение в письменном виде; несогласное мнение должно быть указано в судебном решении. Несогласное мнение может также ссылаться только на обоснования.
  22. Приговор должен подписать каждый член судейской коллегии, включая несогласного судью.
    Статья 69
    Судебное решение Трибунала может ссылаться на весь нормативно-правовой акт или на его отдельные положения.
    Статья 70
  23. Трибунал должен принимать приговоры по делам, связанным с:
    1) соответствием законодательных актов и международных соглашений Конституции;
    2) соответствием законодательных актов ратифицированным международным соглашениям, ратификация которых требует предварительного одобрения посредством законодательного акта;
    3) соответствием правовых положений, принятых центральными государственными органами, Конституции, ратифицированным международным соглашениям и законодательным актам;
    4) исками о конституционных нарушениях;
    5) соответствием Конституции целей и/или деятельности политических.
  24. Трибунал должен принимать приказы по делам, связанным с:
    1) спорами между конституционно признанными центральными государственными органами в отношении их полномочий;
    2) принятием решений по установлению фактов препятствий для реализации полномочий должности Президента Республики Польша;
    3) предоставлением Маршалу Сейма временных полномочий выполнять обязанности Президента Республики Польша;
    4) другими делами, по которым не требуется принятие приговора.
    Статья 71
  25. Приговор Трибунала должен включать:
    1) указание судейской коллегии и секретаря,
    2) дату и место его принятия,
    3) указание заявителя и других участников судебного разбирательства,
    4) точное указание нормативно-правового акта, в отношении которого выносится приговор,
    5) изложение претензий заявителя или истца о конституционных нарушениях,
    6) постановление Трибунала.
  26. Если Трибунал принимает решение о том, что нормативно-правовой акт прекращает своё действие после опубликования судебного решения, подтверждающего его несоответствие Конституции, ратифицированным международным соглашениям или законодательным актом, он должен, в судебном решении, определить дату, когда акт должен прекратить действие.
  27. Трибунал должен, не позднее, чем спустя месяц после опубликования приговора, предоставить своё обоснование в письменной форме; обоснование должны подписывать судьи Трибунала, принимающие участие в голосовании.
  28. Если любой из судей, указанных в параграфе 3, не может подписать обоснование, председательствующий судья судебной коллегии указывает причины отсутствия подписи; если обоснование не может подписать председательствующий судья судебной коллегии, старший по возрасту голосующий судья Трибунала должен указать причины этого в судебном решении.
    Статья 72
    Статья 71, параграф 1 и параграфы 3 и 4 должны применяться соответственно к судебным решениям о несоответствии ратифицированных международных соглашений Конституции, их обоснованию и любому несогласному решению.
    Статья 73
  29. Судебная коллегия Трибунала может, в любое время на заседании вне судебного разбирательства, издать приказ об исправлении неточностей, опечатки, ошибки в расчетах или других явных ошибок в судебном решении или его обосновании.
  30. Исправления должны быть указаны в заметке, подписанной председательствующим судьей судебной коллегии на оригинале судебного решения, и по просьбе участников судебного разбирательства копии исправлений должны быть отправлены им.
    Статья 74
  31. По заявлению участника судебного разбирательства, судебная коллегия, принимавшая судебное решение на заседании вне судебного разбирательства, должна, посредством приказа, урегулировать все сомнения относительно его содержания.
  32. Если заявление о разъяснении сомнений не может быть рассмотрено судебной коллегией, указанной в параграфе 1, заявление должен рассматривать состав, заседающий в том же количестве.
    Статья 75
  33. Окончательные приказы в процессе судебного разбирательства должны приниматься на заседаниях вне судебного разбирательства. Они требуют предоставления обоснования.
  34. Неокончательные приказы в процессе судебного разбирательства могут приостанавливаться или отменяться при изменении обстоятельств.
    Статья 76
    Инструкции должны предоставляться по вопросам, связанным с подготовкой слушания или заседания и по вопросам приказа.
    Статья 77
  35. Приговоры и приказы, принятые в письменной форме, должны объявляться участникам судебного разбирательства. Во время провозглашения приговора или приказа, все лица, присутствующие в суде, кроме судейской коллегии, должны стоять.
  36. Председательствующий судья судебной коллегии или судья-докладчик должен, в устном обосновании судебного решения, указать существенные причины его принятия и раскрыть несогласные мнения. Судья, который выразил несогласное мнение, должен представить его основания.
    Статья 78
    Судебные решения Трибунала, объявленные в порядке согласно Статье 77, должны, без задержки, после составления обоснования, быть вручены участникам судебного разбирательства.
    Статья 79
  37. Приговоры Трибунала должны, согласно параграфу 2, опубликовываться в сборнике законов (Dziennik Ustaw) Республики Польша.
  38. Приговоры Трибунала, подтверждающие несоответствие нормативно-правового акта Конституции, ратифицированным международным соглашениям или законодательным актам, должны публиковаться в публикации, в которой был опубликован этот акт, и если судебное решение относится к акту, который не был опубликован в публикации – то в официальном печатном издании Республики Польша — «Польский Экран».
  39. Публикация приговоров в печатном издании должна осуществляться по приказу Председателя Трибунала.
    Статья 80
    Решения, указанные в Статье 70, параграф 2, подпараграфы 1-3, должны публиковаться в Официальном печатном издании Республики Польша — «Польский Экран».
    Статья 81
    Трибунал должен опубликовывать сборник своих судебных решений.
    РАЗДЕЛ 4
    Поправки к обязательным положениям, Временные и Заключительные Положения
    Статья 82
    В Законе от 14 июня 1960 – Административный Кодекс (Сборник законов Dziennik Ustaw 1980 No. 9, пункт 26 и No.27, пункт 111, 1982 No. 7, пункт 55 и No. 45, пункт 289, 1983, No. 41, пункт 185, 1984 No. 34, пункт 183, 1986 No. 47, пункт 228, 1987, No.21, пункт 123 и No. 33, пункт 186, 1989 No. 20, пункт 107 и 1990 No. 34, пункт 201, 1991 No. 100, пункт 442 и No. 119, пункт 513, 1994 No. 122, пункт 593, 1995 No. 1, пункт 1, No. 74, пункт 368, 1996 No. 43, пункт 189 и No.106, пункт 496 и 1997 No. 75, пункт 471) необходимо внести следующие поправки:
    1) после Статьи 145, необходимо добавить Статью 145a следующего содержания:
    «Статья 145a. §1. Может быть подан запрос о возобновлении судебного разбирательства, если Конституционный Трибунал принял решение о том, что есть несоответствие нормативно-правового акта Конституции, международному соглашению или законодательным актам, на основании которых было принято решение.
    §2 В случае, указанном в §1, иск о возобновлении должен подаваться в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного решения Конституционного Трибунала».;
    2) В Статье 146, §1 после слов «в Статье 145 §1, подпараграф 3-8», необходимо добавить слова «и в Статье 145a»;
    3) В Статье 147, после слов «в Статье 145 §1, подпараграф 4», необходимо добавить слова «и в Статье 145a»;
    4) В Статья 151, §1, подпараграфы 1 и 2″,необходимо добавить слова «или Статья 145a»».
    Статья 83
    В Законе от 17 ноября 1964 – Гражданско-процессуальный Кодекс (Dziennik Ustaw No. 43, пункт 296, 1965 No. 15, пункт 113, 1974 No.27, пункт 157 и No. 39, пункт 231, 1975, No. 45, пункт 234, 1982 No. 11, пункт 82 и No. 30, пункт 210, 1983, No. 5, пункт 33, 1984, No.45, пункт 241 и 242, 1985, No. 20, пункт 86, 1987, No.21, пункт 123, 1988, No.41, пункт 324 и 1989, No. 4, пункт 21 и No.33, пункт 175, 1990, No.14, пункт 88, No. 34, пункт 198, No. 53, пункт 306, No. 55, пункт 318 и No. 79, пункт 464, 1991, No. 7, пункт 24, No. 22, пункт 92 и No.115, пункт 496, 1993, No.12, пункт 53, 1994, No.105, пункт 509, 1995, No. 83, пункт 417, 1996, No. 24, пункт 110, No. 43, пункт 189, No. 73, пункт 350 и No.149, пункт 703 и 1997, No. 43, пункт 270, No. 54, пункт 348 и No. 75, пункт 471), не обходимо добавить Статью 4011 следующего содержания:
    «Статья 4011 §1. Может быть подан запрос о возобновлении судебного разбирательства, если Конституционный Трибунал принял решение о том, что есть несоответствие нормативно-правового акта Конституции, международному соглашению или законодательным актам, на основании которых было принято решение.
    §2. В случае, указанном в §1, иск о возобновлении должен подаваться в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного решения Конституционного Трибунала «.;
    Статья 84
    В Законе от 19 апреля 1969 – Уголовно-процессуальный Кодекс (Dziennik Ustaw No. 13, пункт 96, 1982 No. 16, пункт 124, и No. 41, пункт 273, 1983 No. 44, пункт 203, 1985, No.23, пункт 100, и No 31, пункт 138, 1987 No. 21, пункт 123, 1988, No. 20, пункт 135, 1989, No. 29, пункт 154 и No. 34, пункт 180, 1990, No. 34, пункт 198, No. 43, пункт 251 и No. 53, пункт 306, и No. 72, пункт 422, 1991, No. 83, пункт 371 и No. 100, пункт 442, 1992, No. 24, пункт 101, 1994, No. 74, пункт 332 и No.126, пункт 615, 1995, No. 89, пункт 443 и 444, No. 95, пункт 475, 1996, No. 152, пункт 720, и No.155, пункт 756 и 1997, No. 6, пункт 31, No. 71, пункт 449, No.75, пункт 471 и No. 79, пункт 485), необходимо внести следующие поправки:
    1) В Статье 474, §1, подпараграф 2, точку необходимо заменить на запятую и добавить подпараграф 3 следующего содержания:
    «3) юридически действительное наказание было принято на основании законодательного акта, несоответствие которого Конституции было признано Конституционным Трибуналом.»;
    2) В Статье 476:
    a) в §1, слова «в Статье 474 §2» необходимо заменить на слова «в Статье 474 §1, подпараграф 3 и §2»,
    b) необходимо добавить §3 следующего содержания:
    «§3 Возобновления судебного разбирательства по судебному решению Конституционного Трибунала может произойти только в пользу осужденного лица; положения § 2 должны применяться соответственно.»
    Статья 85
    В Законе от 20 мая 1971 – Процессуальный Кодекс о Мелких Правонарушениях (Dziennik Ustaw No. 12, пункт 116, 1972 No. 49, пункт 312, 1975 No.16, пункт 91 и No. 45, пункт 234, 1982, No.16, пункт 125, и No. 45, пункт 291, 1983 No. 6, пункт 35 и No. 44, пункт 203, 1985, No. 23, пункт 100, 1986 No.39, пункт 193, 1988, No. 20, пункт 135, 1989, No. 34, пункт 180, 1990 No. 20, пункт 121, No. 43, пункт 251 и No. 72, пункт 422, 1991, No. 32, пункт 131 и No. 94, пункт 419, 1992 No. 24, пункт 101, 1994 No. 27, пункт 96, 1995, No. 95, пункт 475 и 1997, No. 43, пункт 272), в Статье 112 необходимо удалить точку и слова «или были приняты на основании нормативно-правового акта, несоответствие которого Конституции, международному соглашению или законодательному акту было признано Конституционным Трибуналом.»
    Статья 86
    В Законе о Фискальном Наказании от 26 октября 1971 (Dziennik Ustaw 1984, No. 22, пункт 103, 1985, No. 23, пункт 100, 1990 No. 14, пункт 84 и No. 86, пункт 503, 1991, No.100, пункт 442, и No. 107, пункт 458, 1992, No. 21, пункт 85 и No. 68, пункт 341, 1994, No. 43, пункт 160, No. 126, пункт 615 и No. 136, пункт 703, 1995, No. 132, пункт 641, 1996, No. 132, пункт 621, No. 137, пункт 640 и No. 152, пункт 720 и 1997, No. 71, пункт 449 и No. 79, пункт 485), в Статье 227, подпараграф 2, необходимо заменить точку на запятую и добавить подпараграф 3 следующего содержания:
    «3) если юридически действительное решение финансовых органов власти было принято на основании нормативно-правового акта, несоответствие которого Конституции, международному соглашению или законодательному акту было признано Конституционным Трибуналом. Положения Статьи 228, §1 не должны применяться.»
    Статья 87
    В Законе от 28 июля 1990 о Политических Партиях (Dziennik Ustaw No. 54, пункт 312) в Статье 5:
    1) в параграфе 1, слова «в результате обращения Суда воеводства Варшавы или заявления от министра Юстиции » необходимо заменить на слова «в результате заявления Генерального Прокурора «;
    2) в параграфе 2 слова «Министр Юстиции» необходимо заменить на слова «Генеральный Прокурор».
    Статья 88
  40. Члены Трибунала, находящиеся в его составе, должны в день вступления Закона в силу стать судьями Трибунала в рамках значения согласно Закону.
  41. Срок полномочий должности судей Трибунала, назначенных согласно Статье 15, параграф 2 и 4 и Статье 16, параграф 3, Закона от 29 апреля 1985 о Конституционном Трибунале, составляет восемь лет с момента назначения.
  42. Сейм должен избрать судей Трибунала в количестве, необходимом для выполнения Трибуналом требований Статьи 5.
    Статья 89
  43. В течение периода двух лет с момента вступления в силу Конституции Республики Польша, принятой 2 апреля 1997, судебные решения Трибунала о несоответствии Конституции законодательных актов, принятых до её вступления в силу, не должны быть окончательными и должны подлежать рассмотрению Сеймом, который может отклонить судебное решение Трибунала большинством в две трети голосов, по крайней мере, половины постоянного количества депутатов. Это положения не должно применяться к приговорам, принятым по правовым вопросам, направленным Трибуналу.
  44. Сейм должен рассмотреть судебное решение, указанное в параграфе 1, не позднее, чем в течение шести месяцев с момента его подачи Председателем Трибунала.
  45. Сейм должен, если он считает судебное решение достаточно обоснованным, внести соответствующие изменения в акт, являющийся предметом судебного решения, или удалить его, частично или полностью, в пределах крайнего срока, определенного в параграфе 2.
  46. Судебное решение Трибунала о несоответствии нормативно-правового акта Конституции, которое не было рассмотрено Сеймом в течение шести месяцев с даты его передачи в Сейм Председателем Трибунала, должно быть окончательным, и рассматриваемый акт или положения должен быть отменен, начиная с даты опубликования в Сборнике Законов (Dziennik Ustaw) Республики Польша объявления Председателя Трибунала о прекращении их действия.
    Статья 90
    Судебные разбирательства Трибунала по делам, возбужденным до даты вступления в силу Конституции, должны осуществляться на основании положений, обязательных на момент возбуждения дела.
    Статья 91
    Упоминания «законодательного акта» в положениях Закона должно толковаться как законодательные акты, принятые на основании положений, обязательных до вступления в силу Конституции Республики Польша, принятой 2 апреля 1997.
    Статья 92
    Закон от 29 апреля 1985 о Конституционном Трибунале (Dziennik Ustaw 1991, No. 109, пункт 470, 1993, No. 47, пункт 213, 1994, No. 122, пункт 593, 1995, No. 13, пункт 59, 1996 No. 77, пункт 367 и 1997, No. 98, пункт 604) должен прекратить своё действие.
    Статья 93
    Настоящий Закон должен вступить в силу 17 октября 1997, за исключением положений Статьи 5, параграф 1 и Статьи 88 параграфы 2 и 3, которые должны вступить в силу после истечения 7 дней с момента провозглашения.