Закон Вирджинии о религиозной свободе, 1787 г.

Закон Вирджинии об установлении религиозной свободы
16 января 1787 года
Поскольку Всемогущий Бог создал ум свободным; и все попытки воздействовать на эту свободу временными наказаниями, бременем или ограничениями гражданских прав, как правило, лишь порождают лицемерие и подлость, и являются отступлением от плана святого автора нашей религии, который, будучи Господом тела и ума, решил не распространять религию путем принуждения, что было ему подвластно, а распространять ее лишь с помощью убеждения; нечестивые законодатели и правители, как гражданские, так и церковные, которые, будучи неодухотворенными и подверженными ошибкам личностями, захватили власть над верой других и закрепили собственные убеждения и способы мышления, как единственно верные и непогрешимые, и как таковые пытаются навязать их другим, закрепив таким образом и поддерживая ложные религии на большей части мира и во все времена; заставлять человека делать пожертвования ради распространения убеждений, в которые он не верит, является грехом и тиранией; и даже заставлять его поддержать того или иного учителя его собственными религиозными убеждениями, лишают его комфортной свободы сделать свой вклад в дело конкретного пастора, чьи моральные устои и полномочия представляются ему наиболее убедительными и правильными; а также лишают духовное звание тех временных воздаяний, которые исходят из одобрения его личного поведения и являются дополнительным толчком к серьезной и неустанной работе по просвещению человечества; наши гражданские права зависят от наших религиозных взглядов не больше, чем наши убеждения зависят от физики или геометрии; следовательно, объявляя любого гражданина недостойным общественного доверия и запрещая ему занимать определенные ответственные должности, если он не исповедует конкретную религию или если он не откажется от тех или иных религиозных убеждений, хищнически лишает его тех привилегий и преимуществ, на которые он вместе со своими согражданами имеет естественное право; наблюдается тенденция того, как извращаются религиозные принципы, поскольку религия используется для того, чтобы поощрить, путем подкупа с монополией на мирские почести и вознаграждение тех, кто внешне исповедует ее и соответствовать ей; что на самом деле преступниками являются те, кто не выдерживает такого соблазна, а не те невинные, кто отказывается от наживы; убеждения людей не являются объектом гражданского правительства и не подпадают под его юрисдикцию; распространение власти гражданских судей на сферу убеждений и сдерживание вероисповедания на основании его предположительной опасности моментально разрушает все религиозные свободы, поскольку судья будет одобрять или осуждать чувства других людей только исходя из того, будут они совпадать с его убеждениями или нет; гражданское правительство и его должностные лица имеют законное право вмешиваться в том случае, когда принципы переходят в явные действия, направленные против мира и правопорядка; и, наконец, что истина велика и восторжествует, если ее оставить в покое; она является надлежащим и достаточным противодействием ошибкам, и ей не страшны конфликты, если человек не лишит ее природного оружия — свободных обсуждений и дискуссий; ошибки перестают быть опасными, когда разрешается свободно им противоречить. Генеральная Ассамблея Вирджинии постановила, что никто не может быть принужден к поддержке каких-либо религиозных культов, вероисповедания или служения в целом, и никто не может страдать от каких-либо ограничений или бремени, введенных в его отношении или в отношении его имущества, а также не должен испытывать иных страданий по причине его религиозных взглядов или убеждений; и что все люди должны быть свободны исповедовать и отстаивать свои взгляды в вопросах религии, и что эти взгляды и убеждения не должны влиять на их гражданский потенциал. И хотя мы хорошо знаем, что эта ассамблея, избранная населением для обычных целей законотворчества, не вправе ограничивать действия последующих ассамблей, обладающих равными полномочиями с нашей ассамблеей, и поэтому объявление настоящего акта не подлежащим изменениям не будет иметь силы закона; тем не менее, мы вправе заявить, что права, закрепленные настоящим документом, являются естественными правами людей, а если в будущем будет принят какой-либо акт, предусматривающий отмену или ограничение действия настоящего акта, то такой акт будет нарушением естественного права.
{подпись}
Арчибальд Кэри С. С. Бендж Харрисон