Историческая Конституция Туниса

КОНСТИТУЦИЯ ТУНИССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1 июня 1959 года с поправками, внесенными:
– Конституционным законом № 65-23 от 1 июля 1965 года в статью 29 конституции
– Конституционным законом № 67-23 от 1 июня 1967 года в статью 29 конституции
– Конституционным законом № 69-63 от 31 декабря 1969 года в статью 51 конституции
– Конституционным законом № 75-13 от 19 марта 1975 года в статьи 40 и 51 конституции
– Конституционным законом № 76-37 от 8 апреля 1976 года
– Конституционным законом ,№ 81-47 от 9 июня 1981 года, заменившим название «Национальная Ассамблея» на «Палату депутатов»
– Конституционным законом № 88-88 от 25 июля 1988 года
ПРЕАМБУЛА
Именем Аллаха,
Милостивого и милосердного!
Мы, представители тунисского народа, собравшись на Учредительное национальное собрание, провозглашаем волю нашего народа, освободившегося от иностранного владычества, благодаря своей могучей сплоченности и той борьбе, которую он вел с тиранией, эксплуатацией и реакцией с целью:
• укрепить национальное единство и сохранить верность общечеловеческим ценностям, составляющим общее достояние народов, которые ценят достоинство человека, справедливость и свободу, трудятся во имя мира, прогресса и свободного сотрудничества наций;
• сохранить верность учению Ислама, единству Великого Магриба, своей принадлежности к семье арабских народов, сотрудничеству со всеми народами, борющимися за справедливость и свободу;
• установить демократию, основанную на суверенитете народа со стабильным политическим строем, опирающимся на разделение властей.
Мы провозглашаем, что республиканский строй является:
• лучшей гарантией уважения прав человека и соблюдения равенства прав и обязанностей всех граждан, обеспечения процветания страны путем экономического развития и использования национальных богатств на благо народа;
• самым действенным средством обеспечения защиты семьи и права каждого гражданина на труд, охрану здоровья и образование.
Мы, представители свободного и суверенного тунисского народа, милостью Аллаха, принимаем настоящую конституцию.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 1.
Тунис свободное, независимое и суверенное государство; его религия – Ислам, язык – арабский, государственный строй – Республика.
Статья 2.
Тунисская Республика составляет часть Великого Арабского Магриба, единству которого она содействует в рамках общих интересов.
Договоры, заключенные с этой целью и имеющие следствием какое-либо изменение настоящей конституции, выносятся президентом Республики на всенародный референдум после их принятия Палатой депутатов, в форме и на условиях, предусмотренных конституцией.
Статья 3.
Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в соответствии с конституцией.
Статья 4.
Флаг Тунисской Республики красного цвета; в центре флага, как предусмотрено особым законом, начертан белый круг, в котором изображена пятиконечная звезда, обрамленная полумесяцем красного цвета.
Девиз Республики: Свобода, Порядок, Справедливость.
Статья 5.
Тунисская Республика гарантирует неприкосновенность личности и свободу совести, обеспечивает свободное отправление религиозных культов, при условии, что оно не нарушает общественного порядка.
Статья 6.
Граждане имеют равные права и обязанности. Все равны перед законом.
Статья 7.
Граждане осуществляют всю полноту своих прав в формах и на условиях, предусмотренных законом. Осуществление прав может быть ограничено только законом, принятым для защиты прав других лиц, уважения общественного порядка, национальной обороны, раз вития экономики и социального прогресса.
Статья 8.
Гарантируется и осуществляется на условиях, определяемых законом свобода мнений, слова, печати, публикаций, собраний и ассоциаций.
Гарантируются права профсоюзов.
Статья 9.
Гарантируется неприкосновенность жилища и тайна переписки, за исключением чрезвычайных случаев, предусмотренных законом.
Статья 10.
Каждый гражданин в предусмотренных законом пределах имеет право свободно передвигаться по территории страны, выезжать за ее пределы и выбирать место проживания.
Статья 11.
Гражданин не может быть выслан за пределы страны, и никому не может быть отказано в праве на возвращение в страну.
Статья 12.
Гражданин, привлеченный к ответственности, не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в ходе судебного разбирательства, обеспечивающего ему необходимые гарантии защиты.
Статья 13.
Наказание носит персональный характер и может быть наложено только на основании закона, принятого до совершения наказуемого деяния.
Статья 14.
Гарантируется и осуществляется в рамках закона право собственности.
Статья 15.
Защита Отечества и целостности его территории является священным долгом каждого гражданина.
Статья 16.
Долгом каждого гражданина является уплата налогов и публичных сборов, устанавливаемых на справедливой основе.
Статья 17.
Выдача политических беженцев запрещена.
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Статья 18.
Народ осуществляет законодательную власть через представительный орган Палату депутатов.
Статья 19.
Члены Палаты депутатов избираются путем всеобщих, свободных и прямых выборов при тайном голосовании в форме и на условиях, предусмотренных избирательным законом.
Статья 20.
Избирателем является гражданин, обладающий тунисским гражданством не менее пяти лет и достигший двадцатилетнего возраста.
Статья 21.
Правом быть избранным в Палату депутатов пользуется любой избиратель, рожденный от отца тунисца, достигший 25 лет к моменту выдвижения его кандидатуры.
Статья 22.
Палата депутатов избирается сроком на пять лет в последние тридцать дней, предшествующие дате истечения срока ее полномочий.
Статья 23.
В случае невозможности проведения вы боров в установленные сроки, в связи с состоянием войны или серьезной опасностью полномочия Палаты депутатов продлеваются законом до того времени, когда проведение выборов станет возможным.
Статья 24.
Палата депутатов заседает в городе Тунисе и его окрестностях. В исключительных случаях Палата депутатов может проводить свои заседания в любом другом месте на территории Республики.
Статья 25.
Депутат является представителем всей нации.
Статья 26.
Депутат не может быть подвергнут пре следованию, аресту или суду за высказанные им мнения, выдвинутые предложения или действия, совершенные им при осуществлении своих полномочий в Палате депутатов.
Статья 27.
Депутат в течение срока действия его мандата не может быть подвергнут преследованию или аресту за преступление или правонарушение до тех пор, пока Палата депутатов не лишит его парламентского иммунитета. В случае, если депутат застигнут на месте преступления, он может быть арестован, о чем незамедлительно уведомляется Палата. Задержанный депутат подлежит освобождению по требованию Палаты.
Статья 28.
Палата депутатов осуществляет законодательную власть. Законодательная инициатива принадлежит Президенту Республики и членам Палаты депутатов. Законопроекты, представленные Президентом Республики, имеют приоритетное значение.
Палата депутатов может делегировать Президенту Республики на ограниченный срок и по определенному кругу вопросов полномочия по принятию декретов, имеющих силу закона, которые должны быть по истечении установленного срока представлены на утверждение Палаты.
Палата депутатов принимает органические и обычные законы абсолютным большинством членов Палаты.
Проект органического закона может быть рассмотрен Палатой депутатов не ранее чем через 15 дней с даты его поступления в Парламент.
Законы, предусмотренные статьями 4, 8, 9, 10, 66, 67, 68, 69, 70 и 71 настоящей конституции, являются органическими.
Закон о выборах является органическим законом.
Палата депутатов принимает финансовые законопроекты и проект бюджета в соответствии с условиями, предусмотренными органическим законом о бюджете.
Бюджет принимается не позднее 31 декабря. Если в этот срок бюджет не принят, Палата депутатов не обнародует его, а статьи финансового законопроекта могут быть введены в действие путем принятия декрета, издаваемого каждые последующие три месяца.
Статья 29.
Палата депутатов собирается ежегодно на две очередные сессии с октября по июль.
Первая сессия каждого нового созыва начинает свою работу в первые 15 дней ноября.
Во время каникул Палата депутатов может быть созвана на чрезвычайную сессию по требованию Президента Республики или большинства депутатов.

Статья 30.
Палата депутатов избирает из числа депутатов постоянные комиссии, деятельность которых продолжается и в период парламентских каникул.
Статья 31.
В период между сессиями Палаты Президент Республики может, с согласия соответствующей постоянной комиссии, издавать декреты, имеющие силу закона, которые должны быть представлены на утверждение Палаты на ее очередной сессии.
Статья 32.
Договоры вступают в законную силу только после их ратификации. Ратифицированные договоры по своей юридической силе имеют верховенство перед внутренним законодательством.
Статья 33.
Договоры ратифицируются в соответствии с законом.
Статья 31.
Следующие положения регулируются законом:
• общие принципы применения конституции, кроме регулируемых органическими законами;
• установление должностей, общественных учреждений, обществ и национальных предприятий;
• гражданство, гражданское состояние и гражданские обязанности;
• процедура, применяемая при различных порядках юрисдикции;
• определение видов преступлений, правонарушений и назначаемых за них наказаний;
• объявление амнистии;
• суммы, облагаемые налогом в пользу государства, кроме, предоставленных президенту Республики в соответствии с финансовыми и фискальными законами;
• порядок осуществления денежной эмиссии;
• займы и финансовые обязательства государства;
• основные гарантии, предоставляемые гражданским и военным должностным лицам.
Статья 35.
Закон определяет основные принципы:
• режима собственности и реальных прав;
• образования;
• общественного здравоохранения;
• права на труд и социальную защиту.
Статья 36.
План развития принимается в форме закона.
Закон определяет доходы и расходы государства на условиях, предусмотренных органическим законом о бюджете.

ГЛАВА 3. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Статья 37.
Исполнительная власть осуществляется Президентом Республики с помощью правительства, возглавляемого премьер министром.
Часть 1. Президент Республики.
Статья 38.
Главой государства является Президент Республики. Он исповедует ислам.
Статья 39.
Президент Республики избирается на пятилетний срок на основе всеобщего, свободного и прямого избирательного права при тайном голосовании в последние тридцать дней, предшествующих истечению срока мандата действующего президента, в порядке, предусмотренном избирательным законодательством.
В случае невозможности проведения выборов в установленные сроки, в связи с состоянием войны или серьезной опасностью, мандат Президента продлевается в соответствии с законом до того периода, когда проведение выборов станет возможным.
Президент Республики может быть переизбран на свой срок один раз.
Статья 40.
Кандидатом в Президенты Республики может быть любой гражданин, тунисец по происхождению, исповедующий ислам, отец, мать и деды которого были тунисцами, не утрачивавшими тунисское гражданство.
На день своего выдвижения кандидат в президенты должен быть не моложе 40 и не старше 70 лет и пользоваться всеми гражданскими правами.
Кандидат регистрируется в порядке и на условиях, установленных избирательным законом.
Предложение о кандидатуре регистрируется в специальном журнале, в присутствии комиссии в составе Председателя Палаты депутатов – председателя комиссии и четырех членов: Председателя Конституционного совета, Муфтия Туниса, первого Председателя Кассационного суда, первого Председателя Административного трибунала.
Комиссия выносит решение относительно законности предложенных кандидатур, обнародует результаты голосования и рассматривает полученные в связи с этим жалобы.
Статья 41.
Президент Республики является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и уважения конституции и законов, а также осуществления международных договоров. Он следит за правильным функционированием конституционных публичных властей и обеспечивает государственную преемственность.
Статья 42.
Президент Республики, избранный на эту должность, приносит Палате депутатов следующую присягу: «Клянусь всемогущим Аллахом защищать национальную независимость и территориальную целостность Родины, соблюдать Конституцию и законы и строго блюсти интересы Нации».
Статья 43.
Официальная резиденция Президента Республики располагается в городе Тунисе и его окрестностях. В исключительных случаях она может быть перенесена в любое другое место на территории страны.
Статья 44.
Президент Республики является верховным главнокомандующим вооруженными силами.
Статья 45.
Президент Республики назначает дипломатических представителей Туниса за рубежом и принимает аккредитацию иностранных послов.
Статья 46.
В случае непосредственной опасности существования Республики, угрожающей безопасности и независимости страны и препятствующей нормальному функционированию государственных учреждений, Президент Республики после консультаций с премьер-министром и председателем Палаты депутатов может принимать любые необходимые чрезвычайные меры в соответствии с обстановкой.
В течение этого периода Президент Республики не может распустить Палату депутатов, а также поставить вопрос о доверии правительству.
Действие этих мер заканчивается в связи с ликвидацией вызвавших их причин. Президент Республики направляет послание в Палату депутатов по этому вопросу.
Статья 47.
Президент Республики может вынести на референдум любой законопроект касающийся организации публичной власти или ратификации международного договора, не противоречащего Конституции, который может оказать влияние на функционирование государственных институтов.
Если законопроект одобрен на референдуме, Президент Республики промульгирует его в течение максимум пятнадцати дней.
Статья 48.
Президент Республики подписывает международные договоры.
Он объявляет войну и заключает мир с одобрения Палаты депутатов.
Ему предоставлено право помилования.
Статья 49.
Президент Республики руководит общей политикой государства, определяет ее основные направления и информирует об этом Палату депутатов.
Президент Республики обращается к Палате депутатов непосредственно или путем посланий.
Статья 50.
Президент Республики назначает премьер-министра, а по его предложению – остальных членов правительства.
Президент Республики председательствует в Совете министров.
Статья 51.
Президент Республики может распустить правительство или освободить от занимаемой должности любого из его членов по своему усмотрению или по предложению премьер-министра.
Статья 52.
Президент Республики подписывает конституционные, органические и обычные законы и обеспечивает их опубликование в «Официальной газете» Тунисской Республики в течение пятнадцати дней со дня передачи ему закона Председателем Палаты депутатов.
В течение этого срока Президент может вернуть законопроект в Палату депутатов для повторного рассмотрения. Если законопроект принят Палатой депутатов большинством в две трети голосов, то Президент подписывает закон и публикует его в течение пятнадцати дней.
Статья 53.
Президент следит за правильным исполнением законов. Он осуществляет регламентарные полномочия, которые полностью или частично может делегировать премьер министру.
Статья 54.
Законопроекты предварительно обсуждаются Советом министров. Декреты, носящие регламентарный характер, подлежат контрассигнации премьер-министром и соответствующим министром.
Статья 55.
По предложению правительства Президент назначает на высшие гражданские и военные должности.
Статья 56.
В случае временной неспособности осуществлять свои полномочия Президент Республики путем принятия декрета может делегировать свои полномочия премьер-министру, за исключением; права роспуска Палаты депутатов.
В период временной неспособности президента Республики осуществлять свои полномочия правительство, даже если ему выражено недоверие, продолжает функционировать до окончания состояния неспособности Президента.
Президент Республики информирует председателя Палаты депутатов о временной передаче своих полномочий.
Статья 57.
В случае вакансии поста Президента Республики по причине смерти, отставки или полной не способности выполнять свои обязанности председатель Палаты депутатов временно наделяется полномочиями Президента Республики на период от 45 и до 60 дней.
Он приносит конституционную присягу перед Палатой депутатов или в период между сессиями перед бюро Палаты депутатов.
Временно исполняющий обязанности президента Республики не может выдвигать свою кандидатуру на пост президента даже в случае прекращения своих полномочий.
Президент Республики временно выполняет предоставленные ему полномочия, кроме полномочий созыва референдума, отставки правительства, роспуска Палаты депутатов или принятия чрезвычайных мер, предусмотренных статьей 46 данной конституции.
В течение этого периода не может быть выражен вотум недоверия правительству.
В течение этого периода проводятся президентские выборы для избрания нового Президента Республики на пятилетний срок.
Новый Президент Республики может распустить Палату депутатов и назначить проведение выборов согласно положениям второго абзаца статьи 63 данной конституции.
Часть 2. Правительство.
Статья 58.
Правительство осуществляет проведение в жизнь общегосударственной политики в соответствии с указаниями Президента и устанавливаемыми им приоритетами.
Статья 59.
Правительство несет ответственность за свою деятельность перед Президентом.
Статья 60.
Премьер-министр руководит и координирует работу правительства. Он может, в случае необходимости, вместо Президента Республики председательствовать на заседаниях Совета министров или любого другого органа.
Статья 61.
Члены правительства могут обращаться к Палате депутатов или к ее комитетам.
Любой депутат может обращаться к правительству с вопросами в устной или письменной форме.
Статья 62.
Палата депутатов может поставить вопрос об ответственности правительства путем голосования, исходя из того, что его деятельность противоречит общегосударственной поли гике и ее основным приоритетам, предусмотренным статьями 49 и 58 конституции.
Предложение о недоверии правительству должно быть мотивированным и подписано не менее половиной обще го состава Палаты депутатов.
Голосование по недоверию правительству проводится не ранее чем через 48 часов с момента предложения резолюции о недоверии.
Если резолюция о недоверии правительству принимается большинством в две трети депутатов, то Президент принимает отставку правительства, возглавляемого премьер министром.
Статья 63.
Если Палата депутатов второй раз в течение одной и той же легислатуры выражает недоверие правительству большинством в две трети депутатов, то Президент может принять отставку правительства либо распустить Палату депутатов
В декрете о роспуске Палаты депутатов должна быть назначена дата проведения новых выборов, которые должны состояться в течение 30 дней с момента ее роспуска.
В случае роспуска Палаты депутатов в соответствии с положениями первого абзаца данной статьи Президент Республики может принимать декреты, имеющие силу закона, которые в дальнейшем должны быть одобрены Палатой депутатов.
Вновь избранная Палата депутатов собирается на основании закона в течение восьми дней с момента обнародования результатов голосования.
ГЛАВА 4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.
Статья 64.
Решения Суда выносятся от имени Народа и приводятся в исполнение от имени Президента Республики.
Статья 65.
Судебная власть независима; при осуществлении своих функций судьи подчиняются только закону.
Статья 66.
Судьи назначаются декретом Президента Республики по предложению Высшего совета магистратуры. Законом устанавливается требуемая при назначении судей квалификация.
Статья 67.
Высший совет магистратуры, состав и полномочия которого определяются законом, следит за выполнением гарантий, предоставленных судьям в отношении их назначения, повышения в должности, перемещения и соблюдения дисциплины.
ГЛАВА 5. ВЕРХОВНЫЙ СУД.
Статья 68.
Верховный суд собирается в случае совершения членом правительства государственной измены. Компетенция и состав Верховного суда, а также применяемый им порядок судопроизводства определяются законом.
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ.
Статья 69.
Государственный совет состоит из двух органов:

  1. Административного суда;
  2. Счетной палаты.
    Состав и компетенция Государственного совета, а также порядок рассмотрения дел, подлежащих его ведению, устанавливаются законом.
    ГЛАВА 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ.
    Статья 70.
    Экономический и социальный совет является совещательным органом по вопросам экономического и социального характера. Его состав и отношения с Палатой депутатов определяются законом.

ГЛАВА 8. МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ.
Статья 71.
Муниципальные и областные советы ведают делами местного характера в порядке, предусмотренном законом.
ГЛАВА 9. ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ.
Статья 72.
Президент или не менее одной трети депутатов имеют право поставить вопрос о пересмотре Конституции при условии, что этот пересмотр не затрагивает республиканскую форму правления.
Статья 73.
Палата депутатов приступает к обсуждению вопроса о пересмотре конституции только по решению, принятому абсолютным большинством голосов, причем цель пересмотра должна быть предварительно определена и изучена компетентной комиссией.
Конституция может быть изменена только после того, как Палата депутатов большинством в две трети ее членов примет предложенное изменение в двух чтениях, между которыми должно пройти не менее трех месяцев.
Статья 74.
Президент Республики обнародует закон, содержащий изменение Конституции в виде конституционного закона, и обеспечивает его опубликование в соответствии со статьей 52 Конституции.