Конституция Марокко 1996

КОНСТИТУЦИЯ КОРОЛЕВСТВА МАРОККО
Принята 13 сентября 1996 года
ПРЕАМБУЛА
Королевство Марокко — полностью суверенное Исламское государство. Официальный язык королевства Марокко — арабский. Королевство Марокко является частью Великого Арабского Магриба.
Являясь африканским государством, королевство Марокко имеет в качестве одной из своих целей осуществление Африканского единства.
Осознавая необходимость активного участия в деятельности международных организаций, активным и энергичным членом которых оно является, Королевство Марокко твердо придерживается принципов, прав и обязанностей, вытекающих из уставов этих организаций, чем еще раз подтверждает свою приверженность общепризнанным правам человека.
Наравне с этим Королевство Марокко вновь подтверждает свою готовность продолжать прилагать постоянные усилия к укрепления мира и безопасности во всем мире.
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.
Статья 1.
Марокко — демократическая, социальная и конституционная монархия.
Статья 2.
Верховная власть принадлежит народу, который может реализовать ее непосредственно путем референдума или косвенным путем через конституционные институты.
Статья 3.
Политические партии, союзы, районные советы и торговые палаты принимают участие в организации и представительстве граждан. Политическая система страны не может быть однопартийной.
Статья 4.
Высшим выражением воли народа является закон. Выполнение закона обязательно для всех. Закон не может иметь обратной силы.
Статья 5.
Все граждане Марокко равны перед лицом закона.
Статья 6.
Государственной религией является Ислам. Государство гарантирует свободу вероисповедания для всех.
Статья 7.
Государственным символом Королевства является красный флаг с пятиконечной зеленой звездой в центре. Девиз Королевства: БОГ, СТРАНА, КОРОЛЬ.
Статья 8.
Мужчины и женщины равны в своих политических правах. Право голосовать на выборах имеют все взрослые граждане обоих полов, обладающие гражданскими и политическими правами.
Статья 9.
Конституция гарантирует всем гражданам:
a. свободу передвижения и выбора места жительства по всей территории Королевства;
b. свободу мысли и выражения своих взглядов во всех формах, а также свободу собраний граждан;
c. свободу союзов и свободу выбора принадлежности к любому из объединений или политических групп.
Осуществление данных свобод не может быть ограничено иначе, как на основании закона.
Статья 10.
Никто не может быть арестован, лишен свободы или подвергнут наказанию иначе, чем на основаниях, предусмотренных законом, и с соблюдением установленных законом процедур. Жилище является неприкосновенным. Выдача ордера на обыск и возбуждение следствия осуществляются на основаниях, предусмотренных законом, и с соблюдением установленных законом процедур.
Статья 11.
Гарантируется соблюдение тайны личной переписки.
Статья 12.
Все граждане имеют равные права на трудоустройство и занятие должностей в государственных, муниципальных и общественных учреждениях.
Статья 13.
Все граждане имеют равные права на доступ к образованию и трудоустройству.
Статья 14.
Гарантируется право на забастовку. Условия и способы осуществления данного права определяются основным законом.
Статья 15.
Гарантируется право частной собственности и свободы предпринимательства. Закон может накладывать ограничения на область применения и способ осуществления данного права, если это необходимо для осуществления планов социально-экономического развития Государства. Конфискация собственности не допускается за исключением предусмотренных законом обстоятельств и условий.
Статья 16.
Все граждане обязаны содействовать обороне страны.
Статья 17.
Все граждане в соответствии со своими налогооблагаемыми показателями платят налоги, предписываемые и распределяемые исключительно на основании закона по методу, определенному положениями настоящей Конституции.
Статья 18.
Каждый член общества обязан на солидарной основе нести затраты по ликвидации в стране последствий стихийных бедствий.

ЧАСТЬ 2. МОНАРХИЯ.
Статья 19.
Король, «Амир Аль-Муминин» (Предводитель Правоверных), является Верховным Представителем страны и Символом ее единства. Он является гарантом непрерывности и преемственности Государства. Будучи Защитником Веры, он гарантирует уважение Конституции. Он является Защитником прав и свобод граждан, общественных групп и организаций. Король является гарантом независимости страны и территориальной целостности Королевства в пределах его законных границ.
Статья 20.
Корона Марокко и ее конституционные права передаются по наследству от отца к сыну потомкам по прямой мужской линии на основе права первородства наследникам Его Величества Короля Хассана II, за исключением случая, когда Король при жизни назначит наследником другого своего сына вместо старшего. При отсутствии наследников по прямой мужской линии право наследования Трона переходит на тех же условиях ближайшему наследнику мужского пола по косвенной линии.
Статья 21.
Король считается несовершеннолетним до достижения им шестнадцатилетнего возраста. В период несовершеннолетия Короля все полномочия конституционных прав Короны переходят к Регентскому Совету за исключением тех из них, которые относятся к пересмотру Конституции. Регентский Совет выполняет роль консультативного совета при Короле до достижения им двадцатилетнего возраста. Главой Регентского Совета является Первый Председатель Верховного Суда. В состав Совета кроме его Председателя входят также Председатель Палаты Представителей, Председатель Палаты Советников, Председатель Совета Рабата и Сал Улама (Ученого Совета), а также десять чиновников высшего ранга, назначаемых с личного одобрения Короля. Регламент Регентского Совета определяется основным законом.
Статья 22.
Королю предоставляется цивильный лист — сумма на содержание лиц королевской семьи.
Статья 23.
Личность Короля является священной и неприкосновенной.
Статья 24.
Премьер-министр назначается Королем. Король по рекомендации Премьер-министра назначает новых членов Кабинета, если он отправит действующих членов Кабинета в отставку. Король может распустить Правительство по своей инициативе или на основании заявления об отставке.
Статья 25.
Король возглавляет заседания Кабинета Министров.
Статья 26.
Король провозглашает окончательно принятый закон в течение тридцати дней после подтверждения получения их Правительством.
Статья 27.
Король имеет право Королевским Указом распустить обе Палаты Парламента или одну из них в соответствии с условиями, изложенными в статьях 71 и 73.
Статья 28.
Король имеет право обращаться с посланиями к Стране и Парламенту. Послания провозглашаются перед обеими Палатами и не подлежат обсуждению
Статья 29.
Королевские Указы являются средством исполнения Королем законных полномочий, прямо предоставленных ему Конституцией. Королевские Указы должны быть скреплены подписью Премьер-министра за исключением тех их них, которые предусматриваются статьями 21 (частью 2), 24 (частями 1, 3 и 4), 35, 69, 71, 79, 84, 91, 99 и 105.
Статья 30.
Король является Главнокомандующим Королевских Вооруженных Сил. Он производит назначения на гражданские и военные должности и сохраняет за собой право делегирования таких полномочий.
Статья 31.
Король уполномочивает послов в иностранные государства и международные организации. Послы иностранных государств и международных организаций должны быть приняты Королем в качестве аккредитованных лиц. Король подписывает и ратифицирует договора. Однако, договора в отношении государственных финансов не могут ратифицироваться без их законодательного утверждения. Договора, которые могут повлиять на положения Конституции, ратифицируются в соответствии с процедурой, предусмотренной для внесения изменений в Конституцию.
Статья 32.
Король возглавляет Высший Судебный Совет, Высший Совет по Образованию и Верховный Совет Государственной Реконструкции и Планирования.
Статья 33.
Король назначает судей в соответствии с положениями статьи 84.
Статья 34.
Король наделен правом помилования.
Статья 35.
В случае угрозы территориальной целостности страны или любых событий, нарушающих работу конституционных институтов, Король проводит консультации с Председателем Палаты Представителей и Председателем Палаты Советников, а также с Председателем Конституционного Совета, обращается с посланием к нации и после этого имеет право Королевским Указом ввести Чрезвычайное Положение. Несмотря на любые противоречащие условия, он с этого момента принимает на себя ответственность за принятие всех необходимых мер по обороне страны, восстановлению нормальной работы конституционных институтов и государственных дел. Чрезвычайное Положение не влечет за собой роспуск Парламента. Отмена Чрезвычайного положения происходит в том же порядке, что и его введение.
ЧАСТЬ 3.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРЛАМЕНТА.
Статья 36.
Парламент состоит из двух Палат: Палаты Представителей и Палаты Советников. Члены Палат получают свои полномочия от народа. Их право голоса является персональным и не может быть делегировано.
Статья 37.
Члены Палаты Представителей избираются на шестилетний срок путем прямого равного голосования. Установленный законом срок законодательных полномочий Палаты заканчивается с открытием октябрьской сессии на пятый год со времени ее избрания. Количество представителей равно как и система голосования, требования, которым должны удовлетворять кандидаты, случаи несовместимости, законные способы конкуренции на выборах определяются основным законом. Председатель избирается первый раз в начале периода законодательных полномочий, затем на апрельской сессии третьего года указанного периода он вновь избирается на остаток этого срока. Члены Правления избираются на один год; их количество должно быть пропорционально численности групп, которые они представляют.
Статья 38.
Палата Советников на 3/5 состоит из членов, избранных в регионах коллегиями выборщиков, состоящими из выборных членов торговых палат, а также из членов, избранных на общегосударственном уровне коллегией выборщиков, состоящей из представителей трудящихся, работающих по найму. Члены Палаты Советников избираются на девятилетний срок. Каждые три года состав Палаты обновляется на одну треть. При проведении первого и второго обновления состава список переизбрания определяется по жребию. Количество советников равно как и система голосования, число советников, избираемых каждой коллегией выборщиков, распределение мест по регионам, требования, которым должны удовлетворять кандидаты, случаи несовместимости, упомянутая выше процедура жеребьевки и законные способы конкуренции на выборах устанавливаются основным законом. Председатель Палаты Советников и члены Правления избираются на октябрьской сессии при каждом обновлении состава Палаты. Члены Правления избираются пропорционально численности групп, которые они представляют. После формирования первой Палаты Советников или после ее избрания, последовавшего за роспуском предыдущего состава Палаты, на первой после выборов сессии избираются Председатель и члены Правления Палаты. Они могут претендовать на повторное избрание на октябрьской сессии после каждого обновления состава палаты.
Статья 39.
Никто из членов Парламента не может подвергаться судебному преследованию, аресту, лишению свободы или быть преданным суду за свои высказывания или поданный им голос при голосовании в процессе выполнении своих полномочий, за исключением высказываний, оскорбляющих систему монархии и религию Ислама или выражающих непочтительность в отношении Короля. Во время сессий Парламента никто из его депутатов не может быть без согласия Палаты подвергнут судебному преследованию или аресту за уголовные правонарушения или преступления кроме упомянутых в предыдущей статье, за исключением случаев flagrante delicto (застигнут на месте совершения преступления). В период между сессиями Парламента никто из его депутатов не может быть подвергнут аресту без согласия Правления Палаты, за исключением случаев flagrante delicto, а также в результате законного судебного преследования или окончательного приговора. По требованию Палаты приостанавливается лишение члена Парламента свободы или его судебное преследование, за исключением случаев flagrante delicto, а также законного судебного расследования или окончательного приговора.
Статья 40.
Заседания Парламента проводятся в периоды двух сессий на протяжении года. Король возглавляет заседание на открытии первой сессии, которая начинается во вторую пятницу октября. Вторая сессия открывается во вторую пятницу апреля. Если Парламент заседает три месяца или более в течение одной сессии, может быть принят декрет об объявлении перерыва в проведении сессии.
Статья 41.
Внеочередное заседание Парламента созывается по требованию абсолютного большинства членов одной из двух Палат или на основании декрета. Внеочередное заседание Парламента проводится по определенной повестке дня. После исчерпания повестки дня сессия закрывается на основании декрета.
Статья 42.
Члены Кабинета Министров могут присутствовать на заседаниях любой из Палат и их комиссий; в связи с этим они имеют право направлять туда своих личных помощников. Кроме постоянных комиссий, упомянутых в предыдущей статье, по инициативе Короля могут создаваться комиссии по расследованию. Такие комиссии могут также создаваться в каждой из Палат по требованию большинства членов Палаты. Задачей комиссий по расследованию является сбор информации о конкретных фактах и представление полученных сведений на рассмотрение соответствующей Палаты. Комиссии по расследованию не могут создаваться в случаях, когда осуществляются судебные преследования, в течение всего периода их проведения. Выполнение задач, поставленных перед любой комиссией по расследованию, прекращается с момента возбуждения судебного расследования в отношении событий, послуживших причиной ее создания. По своей природе комиссии по расследованию являются временными. Выполнение поставленных перед ними задач прекращается после предоставления ими своих отчетов. Деятельность таких комиссий определяется основным законом.

Статья 43.
Заседания Палат Парламента проходят открыто. Ход дебатов публикуется в официальном правительственном бюллетене in extenso (дословно). Каждая из Палат может проводить закрытые заседания по требованию Премьер-министра или трети депутатов данной Палаты.
Статья 44.
Каждая из Палат устанавливает и принимает голосованием свой собственный регламент. Регламенты вступают в силу только после получения заключения Конституционного Совета об их соответствии настоящей Конституции.
ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА.
Статья 45.
Законодательные акты принимаются Парламентом на основе голосования. На ограниченный срок и с конкретной целью закон может уполномочить Правительство принимать на основании декрета меры, которые обычно относятся к компетенции закона. Декреты вступают в силу немедленно после их опубликования, однако они должны быть поданы в Парламент для ратификации в срок, установленный законом, предоставившем Правительству полномочия издания декретов. В случае роспуска любой из Палат, такой закон утрачивает силу.
Статья 46.
Законодательная власть кроме юрисдикции по вопросам, которые явно определены в других статьях настоящей Конституции, имеет полномочия в следующих сферах:
a. личные и коллективные права, перечисленные в первой Главе настоящей Конституции;
b. определение преступлений и соответствующих наказаний, уголовной и гражданской процессуальности, обнародования новых категорий юрисдикции;
c. законы, регламентирующие деятельность судей;
d. законодательство о государственных, муниципальных и общественных учреждениях;
e. основные гарантии, предоставляемые гражданскому и военному персоналу;
f. избирательная система местных собраний и советов;
g. регулирование гражданской и коммерческой ответственности;
h. учреждение новых государственных органов;
i. национализация предприятий или передача их из общественного в частный сектор.
Парламент полномочен принимать на основе голосования основные законы, касающиеся фундаментальных целей деятельности Государства в экономической, социальной и культурной областях.
Статья 47.
Вопросы, лежащие вне сферы действия законодательной власти, подпадают под действие статутного права.

Статья 48.
Законопроекты могут быть изменены декретом при наличии согласия Конституционного Совета и при условии, что они лежат в пределах юрисдикции органа власти, имеющего законные правомочия.
Статья 49.
Военное положение может быть введено Королевским Указом на период тридцати дней. Продление этого срока возможно исключительно на основании закона.
Статья 50.
Закон о бюджетных ассигнованиях принимается голосованием в Парламенте на условиях, определяемых основным законом. Капитальные затраты, предусмотренные в планах развития, ставятся на голосование только после одобрения Парламентом соответствующих планов. Такие затраты автоматически продлеваются на протяжении периода реализации соответствующего плана. Прерогатива внесения законопроектов, имеющих целью изменение принятых таким образом программ, принадлежит исключительно Правительству. Если к концу финансового года бюджет не проголосован или не обнародован в результате передачи его в Конституционный Совет в соответствии со статьей 81, Правительство в соответствии с представленными на утверждение бюджетными предложениями имеет право своим декретом распределить средства, необходимые для работы государственных учреждений и предприятий общественного пользования и для исполнения ими своих функций. В таком случае государственные доходы собираются на основании действующих законодательных актов и норм статутного права, за исключением случаев, когда в соответствии с предложенным бюджетом такие доходы должны быть отменены. Сбор доходов, которые в соответствии с предложенным бюджетом подлежат уменьшению, осуществляется по предлагаемой новой ставке.
Статья 51.
Предложения и изменения, вносимые членами Парламента, не могут быть приняты, если в результате таких изменений уменьшается доходная часть предлагаемого бюджета, увеличиваются или возникают новые общественно-государственные расходы.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ.
Статья 52.
Правом законодательной инициативы в равной степени наделены Премьер-министр и члены Парламента. Законопроекты вносятся на рассмотрение одной из двух Палат.
Статья 53.
Правительство может объявить любое предложенный законопроект или поправку неуместной, если сочтет их выходящими за рамки полномочий законодательной власти. В случае разногласий одна из двух Палат Правительства подает запрос в Конституционный Совет, который выносит свое решение в срок до восьми дней.
Статья 54.
Законопроекты и предложения изучаются действующими комиссиями, продолжающими свою работу в интервалах между сессиями.
Статья 55.
В период между сессиями Правительство по соглашению с соответствующими комиссиями обеих Палатах может принимать постановления, которые должны быть поданы на ратификацию в Парламент на очередной сессии. Законопроект вносится на рассмотрение одной из двух Палат. Он должен быть рассмотрен последовательно в соответствующих комиссиях обеих палат, с тем чтобы достичь общего решения в течение шести дней. В случае, когда такое решение не достигнуто, по запросу Правительства формируется на основе равного представительства объединенная комиссия, которая в течение трех дней должна вынести совместное решение, представляемое на рассмотрение соответствующих комиссий. Соглашение, упомянутое в части первой данной статьи, считается недостигнутым, если сформированная на основе равного представительства объединенная комиссия не смогла принять решение в течение указанного выше срока, а также в случае, если предложенное такой комиссией решение не утверждено соответствующими комиссиями в течение четырех дней.
Статья 56.
Правление каждой Палаты готовит повестку дня Палаты. Приоритет предоставляется обсуждению законопроектов, вносимых на рассмотрение Правительством, в том порядке, который оно определило, а также предлагаемым вариантам законов, одобренных Правительством. Одно заседание каждой Палаты в неделю в приоритетном порядке резервируется для рассмотрения запросов членов Палаты и ответов Правительства. Правительство должно подготовить ответ на запрос в течение двадцати дней с момента его получения.
Статья 57.
Члены каждой из Палат так же, как и Правительство, имеют право внесения поправок. После начала дебатов Правительство имеет право возражать против рассмотрения любого предложения, которое предварительно не было внесено в соответствующую действующую комиссию. Если этого требует Правительство, Палата, в которую обсуждаемый документ был внесен, принимает решение на основе единогласного голосования по всему обсуждаемому законопроекту или определенной его части. Учитываются только те поправки, которые предложены или одобрены Правительством.
Статья 58.
Любой законопроект или предлагаемый вариант законопроекта должен быть последовательно рассмотрен в обеих Палатах Парламента с целью обеспечить идентичность текста утверждаемого документа. Палата, в которую изначально внесен законопроект, рассматривает в порядке, установленном повесткой дня, текст законопроекта, внесенного Правительством, или текст предлагаемого варианта законопроекта. Палата, в которую передан законопроект, уже принятый другой Палатой, рассматривает его в том виде, в котором он передан. Если законопроект или предлагаемый вариант законопроекта не был принят после двух чтений в каждой из Палат, или Правительство объявило о неотложности его рассмотрения после первого чтения в каждой из Палат, то Правительство может созвать заседание объединенной комиссии с равным представительством сторон и предложить оставшиеся положения законопроекта на рассмотрение на этом заседании. Текст документа после рассмотрения в объединенной комиссии может быть внесен Правительством в Палаты Парламента для его принятия. Учитываются только те поправки, которые одобрены Правительством. Если объединенная комиссия не смогла принять согласованный вариант законопроекта или законопроект не был принят или же законопроект не был принят двумя Палатами, Правительство может внести на рассмотрении Палаты Представителей законопроект или предлагаемый вариант законопроекта как измененный с учетом, если это необходимо, поправок, предложенных в процессе парламентских дебатов и принятых Правительством. Палата Представителей провозглашает окончательное принятие законопроекта только на основании абсолютного большинства голосов членов Палаты. Положения, принятые Палатой Представителей в соответствии со второй частью статьи 75, считаются принятыми абсолютным большинством Палаты. Такой же порядок действует при принятии основных законов и внесении в них изменений. Однако, законопроект или предлагаемый вариант законопроекта основного закона не подается для обсуждения или голосования в первую из Палат, в которую он должен быть внесен, до истечения десятидневного срока со дня его регистрации. Основные законы в отношении Палаты Советников ставятся на голосование на тех же условиях в обеих Палатах. Основные законы не обнародуются до принятия Конституционным Советом решения об их соответствии Конституции.
ЧАСТЬ 4. ПРАВИТЕЛЬСТВО.
Статья 59.
Правительство состоит из Премьер-министра и министров.
Статья 60.
Правительство подотчетно Королю и Парламенту. После того, как Король назначит членов Кабинета Министров, Премьер-министр должен выступить в каждой из двух Палат, представляя запланированную для выполнения программу. В этой программе должна быть ясно очерчена политика, которую будет проводить Правительство в различных сферах жизни страны, а именно в экономике, социальной и культурной областях, а также в области международных отношений. Данная программа проходит обсуждение в каждой из двух Палат. В Палате Представителей программа ставится на голосование в соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 75 с учетом положений, предусмотренных в последней части этой статьи.
Статья 61.
Правительство обязано обеспечить исполнение законов, ответственность за это возлагается на Премьер-министра. В распоряжение Правительства предоставляются все объекты и коммуникации общественного пользования.
Статья 62.
Премьер-министр имеет право законодательной инициативы. Департамент Премьер-министра подает законопроекты в одну из Палат Парламента только после обсуждения их на заседании Кабинета Министров.

Статья 63.
Премьер-министр обладает административной властью. Декреты, подписанные Премьер-министром, должны быть скреплены подписью министров, ответственных за их осуществление.
Статья 64.
Премьер-министр может делегировать часть своих полномочий министрам.
Статья 65.
Премьер-министр несет ответственность за координацию деятельности министерств.
Статья 66.
Кабинет Министров заблаговременно до принятия любых соответствующих решений извещается о нижеследующем:
a. о вопросах, относящихся к общей политике Государства;
b. о введении военного положения
c. об объявлении войны;
d. о запросе доверия Палаты Представителей к Правительству, необходимому для дальнейшего выполнения им своих полномочий;
e. о законопроектах до их внесения в одну из двух Палат;
f. о декретах основанных на статутном праве,
g. о декретах, упомянутых в статьях 40, 41, 45 и 55 настоящей Конституции;
h. о плане призыва на военную службу;
i. о проектах пересмотра настоящей Конституции
ЧАСТЬ 5.
ВЛАСТИ: ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПАРЛАМЕНТОМ И КОРОЛЕМ.
Статья 67.
Король имеет право запросить рассмотрение во втором чтении обеими Палатами любого законопроекта или предлагаемого закона.
Статья 68.
Запрос провести рассмотрение во втором чтении выражается в форме послания. Отказ от проведения запрошенного рассмотрения в новом чтении не допускается.
Статья 69.
После рассмотрения во втором чтении Король может Королевским Указом вынести на референдум любой законопроект или предлагаемый закон, за исключением тех из внесенных на рассмотрение в новом чтении, которые были приняты или отвергнуты большинством в две трети членов каждой из двух Палат.
Статья 70.
Результат референдума является обязательным для всех.

Статья 71.
После проведения консультаций с Председателями двух Палат и Председателем Конституционного Совета, а также обращения к народу страны, Король может вынести постановление о роспуске обеих Палат или только одной из них.
Статья 72.
Выборы в Парламент или Палату нового созыва должны быть проведены не позднее трех месяцев с момента такого роспуска. На протяжении этого периода Король в дополнении к власти, данной ему настоящей Конституцией, осуществляет правомочия Парламента по принятию законов.
Статья 73.
Парламента, избранный после роспуска Парламента предыдущего созыва, не может быть распущен в течение года после его избрания.
Статья 74.
Перед объявлением войны об этом должны быть заблаговременно уведомлены Палата Представителей и Палата Советников.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПАРЛАМЕНТОМ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ.
Статья 75.
Премьер-министр может заручиться ответственностью Правительства перед Палатой Представителей путем вотума доверия по поводу заявления по общеполитическим вопросам или предложения, требующего утверждения в ней. Для отказа в доверии и непринятия законопроекта необходимо абсолютное большинство голосов членов Палаты Представителей. Голосование по вотуму доверия Правительству проводится в течение трех полных дней с момента постановки вопроса о нем. Недоверие Правительству влечет за собой его отставку в полном составе.
Статья 76.
Палата представителей может выразить сомнение в надлежащем выполнении Правительством его полномочий путем принятия ходатайства о недоверии. Для возбуждения такого ходатайства необходимо, чтобы оно было подписано не менее, чем одной четвертью членов Палаты. Принятие ходатайства о недоверии возможно только на основе абсолютного большинства голосов членов Палаты Представителей. Голосование по вопросу ходатайства о недоверии проходит в течение трех полных дней после возбуждения ходатайства. Принятие ходатайства о недоверии влечет за собой отставку Правительства в полном составе. До истечения годичного срока после выражения Палатой Представителей недоверия Правительству новые ходатайства о недоверии не могут возбуждаться.
Статья 77.
Палата Советников может возбудить ходатайство о предупреждении Правительства или о недоверии к нему. Ходатайство о предупреждении Правительства должно быть подписано не менее, чем одной третью членов Палаты Советников. Для его принятия необходимо абсолютное большинство голосов членов Палаты. Голосование проводится в течение трех полных дней после возбуждения ходатайства. Текст предупреждения незамедлительно направляется Председателем Палаты Советников Премьер-министру, который в течение шести дней должен представить перед Палатой Советников позицию Правительства по причинам, вызвавшим это предупреждение. После правительственного заявления проводятся дебаты без голосования. Для возбуждения ходатайство о недоверии Правительству оно должно быть подписано не менее чем одной третью членов Палаты Советников. Для принятия такого ходатайства требуется не менее 2/3 голосов членов Палаты. Голосование проводится в течение трех полных дней после возбуждения ходатайства. Принятие ходатайства о недоверии влечет за собой отставку Правительства в полном составе. До истечения годичного срока после выражения Палатой Советников недоверия Правительству новые ходатайства о недоверии в Палате Советников не возбуждаются.
ЧАСТЬ 6. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ.
Статья 78.
Учреждается Конституционный Совет.
Статья 79.
Конституционный Совет состоит из шести членов совета, назначаемых Королем на девятилетний срок. После консультаций с парламентскими группами назначаются на такой же срок еще шесть членов Совета. Половину из них назначает Председатель Палаты Представителей, а вторую половину — Председатель Палаты Советников. Каждые три года состав каждой категории членов Совета обновляется на треть. Председатель Конституционного Совета назначается Королем из числа назначенных им членов Совета. Председатель и члены Конституционного Совета не могут назначаться на свои должности повторно.
Статья 80.
Организация Конституционного Совета, его деятельность, а также принимаемый им регламент должны соответствовать основному закону, в частности, в отношении максимальных сроков рассмотрения вопросов. Основной закон также определяет функции, несовместимые с выполнением обязанностей члена Совета, условия первых двух обновлений его состава на трехлетний период, а также порядок замены членов Совета, выбывших в результате отставки или смерти в период срока их полномочий.
Статья 81.
Функции, выполняемые Конституционным Советом, определяются в статьях Конституции или положениях основного закона. Кроме того, он принимает решения о законности выборов членов Парламента и проведения референдума. Основные законы, до их провозглашения, и регламенты каждой из Палат, до вступления их в силу, подаются в Конституционный Совет для рассмотрения вопроса их соответствия Конституции. Перед провозглашением законов они могут быть с той же целью поданы в Конституционный Совет Королем, Премьер-министром, Председателем Палаты Представителей, Председателем Палаты Советников, а также от имени одной четверти членов состава одной или другой Палаты. По особым вопросам, указанным в двух предыдущих статьях, Конституционный Совет должен принять решение в месячный срок. Однако, при наличии чрезвычайных обстоятельств, срок принятия решения может быть по запросу Правительства сокращен до восьми дней. При наличии упомянутых выше обстоятельств передача закона в Конституционный Совет приостанавливает исчисление предельного срока его провозглашения. Противоречащие Конституции положения не могут быть провозглашены или осуществлены. Решения Конституционного Совета являются окончательными и обсуждению не подлежат. Кроме того, они являются обязательными для выполнения органами государственной и местных властей, а также административной и судебной ветвями власти.
ЧАСТЬ 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.
Статья 82.
Судебная ветвь власти независима от законодательной и исполнительной властей.
Статья 83.
Приговоры выносятся и исполняются именем Короля.
Статья 84.
Судьи назначаются Королевским Указом на основании рекомендаций Высшего Судебного Совета.
Статья 85.
Судьи в судах не сменяются.
Статья 86.
Высший Судебный Совет возглавляется Королем. Кроме Короля в состав Высшего Судебного Совета входят:
a. министр юстиции в качестве заместителя председателя;
b. Первый Председатель Верховного Суда;
c. Генеральный Прокурор Верховного Суда;
d. Председатель первой палаты Верховного Суда;
e. два представителя, избираемые из судей Апелляционного Суда;
f. четыре представителя, избираемые из судей судов первой инстанции.
Статья 87.
Высший Судебный Совет обеспечивает осуществление гарантий, предоставленных судьям в соответствии с их должностью и дисциплиной.
ЧАСТЬ 8. ВЫСШИЙ СУД.
Статья 88.
Члены Правительства могут быть привлечены к ответственности и понести наказание за нарушения закона и уголовные преступления, которые они могут совершить при выполнении своих обязанностей.
Статья 89.
Обвинение может быть предъявлено двумя Палатами Парламента: и передано в Высший Судебный Совет для осуществления судебного разбирательства.
Статья 90.
Предлагаемый вариант предварительного обвинения должен быть подписан не менее чем четвертью членов Палаты, в которую он был изначально внесен. Он должен выдержать проверку в двух Палатах и для его утверждения необходимо, чтобы обе Палатами путем тайного голосования приняли его большинством в две трети членов каждой из Палат, исключая тех из них, которые привлекаются для участия в судебном преследовании, проведении расследования и вынесении приговора.
Статья 91.
Высший Суд состоит из равного количества членов, избранных от Палаты Представителей и Палаты Советников. Председатель Высшего Суда назначается на должность Королевским Указом.
Статья 92.
Количество членов Высшего Суда, способ их избрания и утверждаемый им регламент работы определяются в соответствии с основным законом.
ЧАСТЬ 9. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ.
Статья 93.
Учреждается Экономический и Социальный Совет.
Статья 94.
Правительство, Палата Представителей и Палата Советников могут консультироваться с Экономическим и Социальным Советом по всем экономическим и социальным вопросам. Он выносит свое мнение по основным директивам, касающимся народного хозяйства страны и учебных программ.
Статья 95.
Состав, организация, прерогативы и регламент Экономического и Социального Совета определяются основным законом.
ЧАСТЬ 10. КОНТРОЛЬНЫЙ СУД.
Статья 96.
Контрольный Суд несет ответственность за полный и всеобъемлющий контроль и надзор за исполнением бюджета. Он обеспечивает законное проведение операций получения и выплаты средств, а также определяет порядок работы учреждений, подконтрольными ему по закону. При необходимости он также принимает меры против нарушения правил, по которым должны выполняться такие операции.
Статья 97.
Контрольный суд оказывает содействие Парламенту и Правительству в сфере своей компетенции, определенной законом. По всем вопросам своей деятельности он подотчетен Королю.
Статья 98.
Региональный контрольный суд несет ответственность за проверку счетов и оценку управленческих решений местных органов власти и их групп.

Статья 99.
Компетенция Контрольного Суда и региональных контрольных судов, их организация и регламент определяется законом.
ЧАСТЬ 11. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ.
Статья 100.
Местные органы власти Королевства состоят из властей регионов, префектур, провинций и общин. Другие формы местной власти могут учреждаться только на основании закона.
Статья 101.
Избранные на местах собрания несут ответственность за проведение своей работы на основе демократических принципов и в соответствии с положениями, определенными законом. Губернаторы выполняют решения собраний провинций, префектур и регионов в соответствии с положениями, предусмотренными законом.
Статья 102.
Губернаторы провинций, префектур и регионов представляют Государство и осуществляют надзор за исполнением закона. Они несут ответственность за осуществление решений Правительства и за управление местными отделениями Правительственных органов.
ЧАСТЬ 12. ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ.
Статья 103.
Король, Палата Представителей и Палата Советников имеют право инициировать пересмотр Конституции. Король имеет право выносить предлагаемый им проект пересмотра непосредственно на референдум.
Статья 104.
Предложения по пересмотру Конституции, поданные одним или несколькими членами одной из двух Палат, принимаются только при условии поддержки большинством голосов в две трети членов этой Палаты. Эти предложения подаются в другую Палату, которая может принять их большинством в две трети своих членов.
Статья 105.
Проекты и предложения по пересмотру Конституции Королевским Указом выносятся на общенародный референдум. Пересмотр Конституции окончательно принимается после утверждении на референдуме.
Статья 106.
Изменения Конституции не могут затрагивать ни государственную систему монархии, ни положения, связанные с религией Ислама.
ЧАСТЬ 13. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ.
Статья 107.
В процессе выборов в Парламент, предусмотренных настоящей Конституцией, текущий состав Палаты Представителей продолжает выполнять свои обязанности, в частности, путем принятия законов, необходимых для созыва нового состава Парламента, без ущерба для осуществления положений статьи 27.
Статья 108.
В процессе созыва Конституционного Совета, состав которого должен соответствовать положениям настоящей Конституции, действующий состав Конституционного Совета продолжает выполнять свои полномочия, предоставленные ему настоящей Конституцией и основными законами.