Декрет о наказании мятежников

ДЕКРЕТ 19 МАРТА 1793 Г.
О НАКАЗАНИИ МЯТЕЖНИКОВ

В день принятия Конвентом декрета об учреждении Чрезвычайного уголовного трибунала, 10 марта 1793 г., в Вандее началось контрреволюционное восстание. Восставшие захватили Нант, а в Машкуле устроили резню революционеров. Часть жирондистов относилась сочувственно к этому восстанию, а большинство из них не предавало ему столь серьезного значения, которое на самом деле оно имело в связи с поражениями на фронте. Опираясь на народные массы, монтаньяры заставили жирондистов стать на путь террора по отношению к контрреволюции. В этой связи и принимаются Конвентом декреты от 19, 21, 25, 27 и 29 марта 1793 г.
Национальный Конвент, заслушав доклад своего комитета законодательства, декретирует нижеследующее:
Статья 1. Все те, кто принимают или примут участие в контрреволюционных мятежах или восстаниях, вспыхнувших или могущих вспыхнуть в различных департаментах Республики в связи с. набором рекрутов, а также и те, кто нацепили или нацепят белую кокарду или какой-либо другой знак восстания, – объявляются вне закона. Вследствие этого к ним не могут быть применены законы, устанавливающие порядок уголовного судопроизводства и, в частности, закон о суде присяжных.
Статья 2. В случае захвата означенных лиц с оружием в руках, они, в двадцатичетырехчасовой срок по установлении обстоятельств дела, будут переданы в руки палача и преданы смерти. Установление обстоятельств дела подлежит ведению военной комиссии, составленной из офицеров всех дивизий, принимавших участие в борьбе с мятежниками. Каждая комиссия будет состоять из пяти членов, взятых из офицеров различных чинов означенных дивизий.
Статья 3. Для установления обстоятельств дела необходима наличность либо протокола, снабженного двумя подписями, либо протокола за одной подписью, подтвержденного устным показанием хотя бы одного свидетеля, либо, наконец, устного показания двух согласных между собой свидетелей.
Статья 4. Все лица, носившие оружие или принимавшие участие в восстании или сборище, но захваченные без оружия или после того, как положили оружие, будут отправлены в местопребывание уголовного суда соответствующего департамента, где они будут подвергнуты допросу, результаты коего должны быть записаны в протокол. В случае, если в результате допроса члены уголовного суда признают означенных лиц виновными в ношении оружия в среде восставших или в участии в восстании, то таковые, если они подходят под условия, означенные в Статья 6-й настоящего декрета, будут в двадцатичетырехчасовой срок переданы в руки палача и наказаны смертью.
Статья 5. Способы доказательств, могущие быть примененными уголовными судами, суть те же самые, что и для военных комиссий.
Статья 6. Священники, бывшие дворяне, сеньоры, а также служащие и прислуга всех этих лиц; иностранцы; лица, занимавшие или занимающие какие-либо общественные должности как при прежнем правительстве, так и со времени революции; лица, подстрекавшие или поддерживавшие заговорщиков; главари, подстрекатели и лица, виновные в убийстве, поджоге, или грабеже, – подлежат смертной казни. Что же касается до остальных задержанных, то они будут подлежать дальнейшему содержанию под стражей и их судьба будет решена лишь после издания специального на этот счет декрета Национального Конвента.
Статья 7. Смертная казнь, примененная в согласии с постановлениями настоящего закона, влечет за собой конфискацию всего имущества. Конфискованные имущества пойдут на содержание отцов, матерей, жен и детей, не имеющих достаточных средств для своего прокормления; кроме того, доходы с этих имуществ будут употреблены на возмещение убытков лиц, пострадавших от действий восставших.
Статья 8. Имущества лиц, указанных в первой части Статья 6-й и захваченных с оружием в руках, объявляются конфискованными в пользу Республики, и конфискация их будет производиться судьями уголовного суда на основании протоколов, устанавливающих обстоятельства дела.
Статья 9. Командующие вооруженными силами немедленно опубликуют воззвания, предписывающие мятежникам разойтись и положить оружие.
Лица, подчинившиеся этим предписаниям и возвратившиеся к исполнению своего долга, согласно требованиям воззваний и в течение двадцати четырех часов, будут освобождены от всяких преследований.
Точно так же не будут подлежать преследованию, а вынесенные по отношению к ним приговоры не будут подлежать исполнению, те, кто, в любой срок, но не позже окончательного поражения восставших, выдадут главарей, руководителей или подстрекателей заговора.
Правила, установленные в настоящей статье, не распространяются на лиц, указанных в Статья 6-й, и они понесут наказания, указанные в настоящем законе.